Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 09:31, курсовая работа
Предмет исследования – экспериментирование как эффективный метод формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе.
Целью работы является изучение эффективности метода экспериментирования детей 5-6 лет для формирования представлений о неживой природе.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе возможно и необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в экспериментальную деятельность; практические занятия способствуют формированию представлений о неживой природе.
Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования представлений о неживой природе у детей 5-6 лет
Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет…………………...6
Комплекс знаний о неживой природе в программах ДОУ………………….12
Экспериментирование как метод формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе………………………………………………..21
Выводы по 1 Главе………………………………………………………….....33
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по формированию у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования
2.1 Сформированность знаний о неживой природе детей 5-6 лет………………34
2.2 Формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования………………………………………………………..…….37
2.3 Результаты сформированности представлений о неживой природе у детей 5-6 лет …………………………………………………………………………………40
2.4 Выводы по 2 Главе……………………………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………….45
Литература……………………
При правильной организации работы у
детей старшего возраста формируется
устойчивая привычка задавать вопросы
и пытается самостоятельно искать на них
ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит
в руки детей. Они должны постоянно обращаться
к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем
так…», «Давайте посмотрим, что будет,
если…». Роль воспитателя как умного друга
и советчика возрастает. Он не навязывает
своих советов и рекомендаций, а ждет,
когда ребенок, испробовав разные варианты,
сам обратится за помощью. Да и то не сразу
даст ответ в готовом виде, а постарается
разбудить самостоятельную мысль детей,
с помощью наводящих вопросов направить
рассуждения в нужное русло. Однако такой
стиль поведения будет эффективным лишь
в том случае, если у детей уже выработан
вкус к экспериментированию и сформирована
культура работы.
В подготовительной группе проведение
экспериментов должна стать нормой жизни.
Их надо рассматривать не как самоцель
и не как развлечение, а как наиболее успешный
путь ознакомления детей с окружающим
миром и наиболее эффективный способ развития
мыслительных процессов. Эксперименты
позволяют объединить все виды деятельности
и все стороны воспитания. Инициатива
по их проведению распределяется равномерно
между воспитателем и детьми. Всегда необходимо
помнить о соблюдении правил безопасности.
Например, все незнакомые сложные процедуры
осваиваются в определенной последовательности:
- действие показывает педагог;
- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;
- действие повторяет ребенок, который
не допустит ошибки;
- действие осуществляют все вместе в медленном
темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу
каждого ребенка;
- действие стало знакомым, и дети совершают
его в обычном темпе. При работе с живым
объектом ведущим принципом работы является
принцип: «Не навреди». При выборе объекта
надо учитывать его максимальное соответствие
целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента,
отдавая предпочтение тому, у кого данный
признак выражен ярче.
Итак, анализ психолого-педагогической
литературы позволяет говорить о следующих
особенностях детского экспериментирования:
- экспериментирование понимается как особый способ
духовно – практического освоения действительности,
направленный на создание таких условий,
в которых предметы наиболее ярко обнаруживают
свою сущность;
- экспериментирование является методом
обучения, если применяется для передачи
детям новых знаний;
- экспериментирование как
- экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию
природы, развивает мыслительные операции
(анализ, синтез, классификацию, обобщение
и др.), стимулирует познавательную активность
и любознательность ребенка, активизирует
восприятие учебного материала по ознакомлению
с природными явлениями, с основами математических
знаний, с этическими правилами жизни
в обществе и т.п.;
- детское экспериментирование
состоит из последовательно
- детское экспериментирование, по мнению
Н.Н.Поддъяков претендует на роль ведущей
деятельности в период дошкольного развития
ребенка.
В настоящее время в системе
дошкольного образования метод экспериментирования
является одним из эффективных методов
познания закономерностей и явлений окружающего
мира. Метод экспериментирования, давно
занял прочное место в высшей и средней
школе. Современные исследователи (Иванова
А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова
Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать
метод экспериментирования и в работе
с детьми дошкольного возраста.
Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В данной работе мы придерживались определения, предложенного Поддьяковым Н.Н.: «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой» [Н.М. Поддъяков, 1998].
Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку открывать для себя новое о объектах неживой природы, основанное на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.
Выводы по 1 Главе.
На основе анализа психолого-педагогической и экологической литературы, мы сделали вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников [И.Э. Куликовская, 2003].
Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по формированию у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования
2.1 Сформированность знаний о неживой природе детей 5-6 лет
С целью выявления уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о неживой природе (воде, песке, глине, камнях) нами проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент проводился на базе МДОУ ДС «Буратино» с.Красноселькуп Тюменской области, в нем принимало участие 15 дошкольников в возрасте 5-6 лет.
Задачи констатирующего эксперимента:
Для выявления уровня сформированности представлений о неживой природе нами использовались диагностические задания, которые составлены на основе рекомендаций С.Н.Николаевой и Л.Н.Маневцовой. Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. (Приложение 1) Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических неживой природе:
- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;
- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;
- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень предс
С ребёнком проводится беседа о неживой природе по следующим вопросам.
О воде: Какого цвета может быть вода? Какие формы принимает вода? Какая вода бывает в лужах, в реке, в кране, а в ванну, какая вода бежит? Какой она становиться, когда мы постираем белье, выкупаемся? Во что может превращаться вода? Лед легче воды или тяжелее? Если бы он был тяжелее, что тогда могло произойти? Для чего вода нужна растениям? Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару? Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)? Зачем нужна вода?
О воздухе: Кому нужен воздух? Какой он? Есть ли воздух в камнях, земле, воде? Как это проверить? Налить в стакан воду из-под крана, что за странные пузырьки на стенках стакана? А какой сегодня вокруг воздух? А в помещении, в группе, дома? Как можно проверить направление ветра, его силу?
О песке: Чем отличается сухой песок от влажного?
Что произойдёт, если наступить на влажный
песок? Зачем нужен песок? Назови свойства
земли, песка, глины?
Оценка деятельности:
1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.
2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.
3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ. Результаты диагностирования представлены в таблице 1.
ТАБЛИЦА 1
Результаты констатирующего эксперимента
Уровень сформированности представлений о неживой природе | |||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Констатирующий эксперимент |
- |
9(60%) |
6(40%) |
Основой для выявления места детского экспериментирования в предпочтениях детей стала методика Прохоровой Л.Н. «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Результаты данной диагностики показали, что 7,5% детей отдали предпочтение экспериментированию (Приложение 2).
Исходя из результатов констатирующего эксперимента можно сказать, что у детей 5-6 лет экспериментальной группы уровень сформированности представлений о неживой природе находится на низком уровне и дошкольники практически не проявляют интерес экспериментальной деятельности, что указывает на то, что необходима целенаправленная работа.
2.2 Формирование у детей
5-6 лет представлений о неживой
природе в процессе
Целью формирующего эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о неживой природе. Как уже было сказано ранее, экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Исходя из этого были поставлены следующие задачи формирующего эксперимента:
Для повышения значимости в выборе предпочтений деятельности дошкольников немаловажное значение имеет хорошо оборудованная, насыщенная пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную экспериментальную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим, на первом этапе, в группе оформлен центр экспериментирования «Детская лаборатория», оснащенная материалами и специальным оборудованием, которое необходимо для реализации поставленной цели (Приложение 3). В данной лаборатории изучались объекты и явления неживой природы: вода, песок, камни.
Создание лаборатории дало нам возможность работать с детьми небольшими группами, использовать материалы, которые часто не используются в группе, не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («прольешь», «испачкаешься»). Совместная деятельность с детьми в «Детской лаборатории» проходит 1 раз в неделю по 25-30 мин.
На втором этапе подобрана серия экспериментов, способствующих формированию представлений о неживой природе.
При подборе экспериментов опиралась на следующие источники:
При составлении комплекса экспериментов опирались на результаты констатирующего эксперимента. Особенное внимание уделялось формированию тех представлений о неживой природе, в которых дошкольники испытывали затруднения. Были проведены эксперименты по темам «Вода», «Воздух», «Песок, глина, камни», способствующие формированию представлений о неживой природе, а также экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Для формирования у детей 5-6 лет представлений о воде была использована следующая серия экспериментов: «Вода прозрачная», «Есть ли у воды цвет?», «Есть ли у воды вкус?», « Есть ли у воды запах?», «Лед – легче воды», «Пар – это вода», «Горячий пар и холодное блюдце», «Что растворяется в воде?» «Температура воды», «Куда исчезла вода?», « Круговорот воды в природе».