Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 09:31, курсовая работа
Предмет исследования – экспериментирование как эффективный метод формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе.
Целью работы является изучение эффективности метода экспериментирования детей 5-6 лет для формирования представлений о неживой природе.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе возможно и необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в экспериментальную деятельность; практические занятия способствуют формированию представлений о неживой природе.
Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования представлений о неживой природе у детей 5-6 лет
Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет…………………...6
Комплекс знаний о неживой природе в программах ДОУ………………….12
Экспериментирование как метод формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе………………………………………………..21
Выводы по 1 Главе………………………………………………………….....33
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по формированию у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования
2.1 Сформированность знаний о неживой природе детей 5-6 лет………………34
2.2 Формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования………………………………………………………..…….37
2.3 Результаты сформированности представлений о неживой природе у детей 5-6 лет …………………………………………………………………………………40
2.4 Выводы по 2 Главе……………………………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………….45
Литература……………………
Знакомство с явлениями неживой природы должно отличаться по содержанию и методам от школьного обучения. Прежде всего, детей необходимо знакомить с теми фактами действительности, которые так или иначе попадают в поле зрения в быту. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребенка и проводиться в увлекательной форме. Введение в мир неживой природы должно проходить без сообщения каких-либо законов в формализованном виде, без заучивания, запоминания и повторения любых правил. При этом необходимо, чтобы в процессе ознакомления лежали действия ребенка с реальными компонентами явления. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций [Н.М. Поддъяков, 1998].
Ребенок познает мир в процессе любой
своей деятельности, самостоятельно или
в партнерстве со взрослым. Вместе с тем
для детей старшего дошкольного возраста
целесообразно выделить в образовательном
процессе познавательно-
Истоки познавательно-
Удовлетворяя свою любознательность в процессе экспериментирования, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, экспериментирование развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.
Что же такое эксперимент?
Слово «эксперимент» происходит от греческого
и переводится как «проба, опыт».
«Современный словарь иностранных слов»
(1994) содержит такое определение:
Эксперимент – это «1. научно поставленный
опыт, наблюдение исследуемого явления
в научно учитываемых условиях, позволяющих
следить за ходом явления и многократно
воспроизводить его при повторении этих
условий; 2. вообще опыт, попытка осуществить
что-либо». «Большая Советская энциклопедия»
добавляет: «Отличаясь от наблюдения активным
оперированием изучаемым объектом, эксперимент
осуществляется на основе теории, определяет
постановку задач и интерпретацию его
результатов».
«Эксперимент…- планомерное проведение
наблюдения. Тем самым человек создает
возможность наблюдений, на основе которых
складывается его знание о закономерностях
в наблюдаемом явлении» («Краткая философская
энциклопедия» 1994).
«Эксперимент… чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.». «Советский энциклопедический словарь» (1997);
Из приведенных выше определений видно,
что в узком смысле слова термины «опыт»
и «эксперимент» являются синонимами:
«Понятие опыт по существу совпадает с
категорией практики, в частности, эксперимента,
наблюдения» (БСЭ, 1974). Однако в широком
понимании «опыт выступает и как процесс
воздействия человека на внешний мир,
и как результат этого воздействия в виде
знаний и умений» («Советский энциклопедический
словарь», 1987).
В науке эксперимент используется для
получения знаний, неизвестных человечеству
в целом. В процессе обучения он применяется
для получения знаний, неизвестных данному
конкретному человеку.
Итак, как и большинство слов русского
языка, «экспериментирование» является
многозначным словом. Оно выступает как
метод обучения, если применяется для
передачи детям новых знаний. Оно может
рассматриваться как форма организации
педагогического процесса, если последний
основан на методе экспериментирования.
И, наконец, экспериментирование является
одним из видов познавательной деятельности
детей и взрослых, как это видно из определений,
приведенных выше. Поскольку закономерности
проведения экспериментов взрослыми и
детьми во многом не совпадают, применительно
к дошкольным учреждениям используют
словосочетание «детское экспериментирование».
Разработку теоретических основ метода
детского экспериментирования в дошкольных
учреждениях осуществляет творческий
коллектив специалистов под руководством
профессора, академика Академии творческой
педагогики и Российской академии образования
Н.Н. Подъякова. Их многолетние исследования
данной деятельности дали основания для
формулировки следующих основных положений.
1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование
является стержнем любого
4. В детском экспериментировании наиболее
органично взаимодействуют психические
процессы дифференцировании и интеграции
при общем доминировании интеграционных процессов.
5. Деятельность
Главное достоинство применения метода
экспериментирования в детском садузаключается
в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется
его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость
совершать операции анализа и синтеза,
сравнения и классификации, обобщения
и экстраполяции.
- Развивается речь ребенка, так как ему
необходимо давать отчет об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности
и выводы.
- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Детское экспериментирование
важно и для формирования
- В процессе экспериментальной
деятельности развивается
Дети очень любят экспериментировать.
Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное
и наглядно-образное мышление, и экспериментирование,
как никакой другой метод, соответствует
этим возрастным особенностям. В дошкольном
возрасте он является ведущим, а в первые
три года – практически единственным
способом познания мира. Своими корнями
экспериментирование уходит в манипулирование
предметами, о чем неоднократно говорил
Л.С.Выготский. При формировании основ
естественно-научных и экологических
понятий экспериментирование можно рассматривать
как метод, близкий к идеальному. Знания,
почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно,
всегда являются осознанными и более прочными.
За использование этого метода обучения
выступали такие классики педагогики,
как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо,
К.Д.Ушинский и многие другие.
Обобщая собственный богатый фактический
материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал
гипотезу о том, что в детском возрасте
ведущим видом деятельности является
не игра, как это принято считать, а экспериментирование.
Для обоснования данного вывода им приводятся
доказательства.
1.Игровая деятельность требует стимуляции
и определенной организации со стороны
взрослых; игре надо учить. В деятельности
же экспериментирования ребенок самостоятельно
воздействует различными способами на
окружающие его предметы и явления (в том
числе и на других людей) с целью более
полного их познания. Данная деятельность
не задана взрослым ребенку, а строится
самими детьми.
2. В экспериментаторстве достаточ
3. Некоторые дети не любят играть; они
предпочитают заниматься каким-то делом;
но их психическое развитие протекает
нормально. При лишении же возможности
знакомиться с окружающим миром путем
экспериментирования психическое развитие
ребенка затормаживается.
4. Наконец, фундаментальным
Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения,
что эксперименты составляют основу всякого
знания, что без них любые понятия превращаются
в сухие абстракции. В дошкольном воспитании
экспериментирование является тем методом
обучения, который позволяет ребенку моделировать
в своем создании картину мира, основанную
на собственных наблюдениях, опытах, установлении
взаимозависимостей, закономерностей
и т.д. Исходной формой экспериментирования,
по мнению Л.С. Выготского, из которой развились
все остальные, является единственная
доступная ребенку форма экспериментирования
манипулирование предметами, которая
возникает в раннем возрасте. В процессе
манипулирования предметами идет и природоведческий
и социальный эксперимент. В последующие
два-три года манипулирование предметами
и людьми усложняется. Ребенок все больше
совершает обследовательские действия,
усваивая сведения об объективных свойствах
предметов и людей, с которыми он сталкивается.
В это время происходит становление отдельных
фрагментов экспериментаторской деятельности,
пока еще не связанных между собой в какую-то
систему.
После трех лет постепенно начинается
их интегрирование. Ребенок переходит
в следующий период - любопытства, который
при условии правильного воспитания ребенка
– переходит в период любознательности
(после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская
деятельность приобретает типичные черты,
теперь экспериментирование становится
самостоятельным видом деятельности.
Ребенок старшего дошкольного возраста
приобретает способность осуществлять
экспериментирование, т.е. он приобретает
следующий ряд навыков данной деятельности:
видеть и выделять проблему, принимать
и ставить цель, решать проблемы, анализировать
объект или явление, выделять существенные
признаки и связи, сопоставлять различные
факты, выдвигать гипотезы и предположения,
отбирать средства и материалы для самостоятельной
деятельности, осуществлять эксперимент,
делать выводы, фиксировать этапы действий
и результаты графически. Приобретение
данных навыков требует систематичной,
целенаправленной работы педагога направленной
на развитие деятельности экспериментирования
детей.
Ивановой А.И. и ее коллегами на основе
выделения в детском эксперименте сменяющихся
друг друга этапов предложена схема становления
данных этапов в каждом возрастном периоде.
Они также придерживаются точки зрения,
что развитие деятельности детского экспериментирования
начинается с раннего возраста и имеет
свои возрастные особенности на каждом
возрастном этапе, проходят путь от простого
к сложному.
Эксперименты классифицируются по разным принципам.
-По характеру объектов, используемых
в эксперименте: опыты: с растениями;
с животными; с объектами неживой
природы; объектом которых является
человек.
- По месту проведения опытов: в групповой
комнате; на участке; в лесу и т.д.
- По количеству детей: индивидуальные, групповые,
коллективные.
- По причине их проведения: случайные,
запланированные, поставленные в ответ
на вопрос ребенка.
- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.
- По продолжительности: кратковременные
(5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).
- По количеству наблюдений за одним и
тем же объектом: однократные, многократные,
или циклические.
- По месту в цикле: первичные,
повторные, заключительные и итоговые.
- По характеру мыслительных операций:
констатирующие (позволяющие увидеть
какое-то одно состояние объекта или одно
явление вне связи с другими объектами
и явлениями), сравнительные (позволяющие
увидеть динамику процесса или отметить
изменения в состоянии объекта), обобщающие
(эксперименты, в которых прослеживаются
общие закономерности процесса, изучаемого
ранее по отдельным этапам).
- По характеру познавательной
деятельности детей: иллюстративные
(детям все известно, и эксперимент
только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают
заранее, каков будет результат), решение
экспериментальных задач.
- По способу применения в аудитории: демонстрационные,
фронтальные.
Каждый из видов экспериментирования
имеет свою методику проведения, свои
плюсы и минусы.
Развитие любой детской деятельности
происходит не само собой, а под руководством
взрослого. Таким образом, и развитие деятельности
детское экспериментирование имеет свои
особенности руководства со стороны взрослого.
Особенности руководства
экспериментальной деятельностью дошкольника.
Роль педагога в экспериментировании
является ведущей в любом возрасте. Педагог
непосредственно участвует в эксперименте
таким образом, чтобы быть для детей равноправным
партнером, руководить экспериментом
так, чтобы у детей сохранялось чувство
самостоятельности открытия. Подготовка к проведению
экспериментов начинается с определения
педагогом текущих дидактических задач.
Затем выбирается объект, соответствующий
требованиям. Воспитатель знакомится
с ним заранее – и на практике, и по литературе.
Одновременно он осваивает технику экспериментирования,
если та ему незнакома.
В процессе экспериментирования нет строгой
регламентации времени и возможно варьирование
заранее намеченного плана, так как непредсказуемы
предложения и предложения детей. Продолжительность
эксперимента определяется и особенностями
изучаемого явления, и наличием свободного
времени, и состоянием детей, их отношением
к данному виду деятельности.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель
сообщает им цель или задачу, которая должна
быть решена, дает время на обдумывание
и затем привлекает детей к обсуждению
методики и хода эксперимента.
Нежелательно заранее предсказывать конечный
результат: у детей теряется ценное ощущение
первооткрывателей. Во время работы не
следует требовать от детей идеальной
тишины: работая с увлечением, они должны
быть раскрепощены.
Воспитатель постоянно должен стимулировать
детское любопытство, быть готовым к вопросам
детей, не сообщать знания в готовом виде,
а помочь в ответ на вопрос ребенка получить
их самостоятельно, поставив небольшой
опыт. Желательно проверить все предложения
детей, позволить им на практике убедиться
в верности или неверности своих предположений
(безусловно, если при этом никому не будет
нанесен вред – ни объекту наблюдений,
ни ребенку).
В процессе работы воспитатель поощряет
детей, ищущих собственные способы решения
задачи, варьирующих ход эксперимента
и экспериментальные действия. В то же
время он не выпускает из поля зрения тех,
кто работает медленно, по какой - то причине
отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является
подведение итогов и формулирование выводов.
При формулировании выводов необходимо
стимулировать развитие речи детей путем
постановки неповторяющихся по содержанию
вопросов, требующих от детей развернутого
ответа. При анализе и фиксировании полученных
результатов необходимо помнить, что непредусмотренный
результат не является неправильным.
После эксперимента дети должны самостоятельно
привести в порядок рабочее место – почистить
и спрятать оборудование, протереть столы,
убрать мусор и вымыть руки с мылом.