Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 09:31, курсовая работа
Предмет исследования – экспериментирование как эффективный метод формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе.
Целью работы является изучение эффективности метода экспериментирования детей 5-6 лет для формирования представлений о неживой природе.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе возможно и необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в экспериментальную деятельность; практические занятия способствуют формированию представлений о неживой природе.
Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования представлений о неживой природе у детей 5-6 лет
Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет…………………...6
Комплекс знаний о неживой природе в программах ДОУ………………….12
Экспериментирование как метод формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе………………………………………………..21
Выводы по 1 Главе………………………………………………………….....33
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по формированию у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования
2.1 Сформированность знаний о неживой природе детей 5-6 лет………………34
2.2 Формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования………………………………………………………..…….37
2.3 Результаты сформированности представлений о неживой природе у детей 5-6 лет …………………………………………………………………………………40
2.4 Выводы по 2 Главе……………………………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………….45
Литература……………………
Для формирования у детей 5-6 лет представлений о воздухе была использована серия экспериментов : «Есть ли воздух в озере?», «Почему шарик сдувается?», «Почему бутылка не тонет?», «Упругие предметы теплый и холодный воздух», «Откуда берется ветер?», «Откуда берутся волны?», «Как образуются барханы?» (приложение)
Для формирования у детей 5-6 лет представлений о песке и глине, камнях была использована серия следующих экспериментов: «Свойства песка», «Что пропускает воду быстрее?», «Для чего строителям песок?», «Песок – природный фильтр», «Почему камешек круглый?», «Мокрые камешки» «Отпечатки на известняке» (Приложение 4).
Данная экспериментальная деятельность проводилась в группе 2-3 раза в неделю в специально организованном месте.
Хочется отметить, что дошкольников очень заинтересовал метод экспериментирования. Дети проявляли интерес к практической деятельности. Ребята неоднократно самостоятельно проявляли инициативу, организовывали самостоятельную экспериментальную деятельность в организованном уголке «Детской лаборатории». Кроме того, дошкольники обращались за помощью к воспитателям по поводу возникающих вопросов. Дети активно учувствовали во всех экспериментах, проявляли интерес ко всем объектам неживой природы. Можно отметить, что помимо специально организованных экспериментов ребята проявляли интерес к самостоятельному детскому экспериментированию, делились своими открытиями с другими детьми.
2.3 Результаты сформированности
представлений о неживой
Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности экспериментирования детей 5- 6 лет для формирования представлений о неживой природе у детей 5-6 лет. Для определения эффективности был использован диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте (Приложение 5). Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 2.
ТАБЛИЦА 2
Результаты контрольного эксперимента
Уровень сформированности представлений о неживой природе | |||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Контрольный эксперимент |
4(26,6%) |
11(73,4%) |
- |
Результаты контрольного эксперимента сравнили с результатами констатирующего эксперимента. Было выявлено, что уровень сформированности представлений о неживой природе значительно изменился. Так низкий уровень у детей после проведенных экспериментов равен 0%, следовательно количество детей с низким уровнем представлений о неживой природе уменьшился. Средний уровень увеличился с 9% до 11%. После проведения серии экспериментов в группе детей появились дошкольники с высоким уровнем сформированности представлений о неживой природы, что составило 26,6%. Заметим, что 6 детей из низкого уровня перешли в разряд дошкольников со средним уровнем сформированности представлений о неживой природе, а 4 человека из группы среднего уровня перешли в разряд высокого уровня.
Динамика повышения уровня сформированности представлений о неживой природе представлена в таблице 3.
ТАБЛИЦА 3
Уровень сформированности представлений о неживой природе | |||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Констатирующий эксперимент |
- |
9(60%) |
6(40%) |
Контрольный эксперимент |
4(26,6%) |
11(73,4%) |
- |
Прирост показателей |
Увеличился на 26,6% |
Увеличился на 13,4% |
Снизился на 40% |
Таким образом, анализ результатов диагностики выявления уровня сформированности представлений о неживой природе позволяет сделать вывод, что в результате формирующего педагогического эксперимента повысился уровень представлений дошкольников о неживой природе. Кроме того, заметно изменилось отношения детей к экспериментальной деятельности, дошкольники стали проявлять большую заинтересованность к экспериментированию. Они стремятся участвовать в экспериментах, проявляют активный интерес, желание выполнять различные действия и манипуляции с объектами неживой природы. После экспериментирования дети с интересом и восторгом рассказывают воспитателю и остальным детям об увиденном. Дети стали более внимательными, проявляют интерес, задают интересующие их вопросы, на которые находят ответы в процессе экспериментирования. Знания полученные во время экспериментирования с объектами неживой природы «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Вместе с тем, у детей появился игровой мотив, который усилил эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные знания о связях, свойствах и качествах природных объектов неживой природы становятся более осознанными и прочными.
Следовательно, подобранная нами серия экспериментов по повышению уровня сформированности представлений о неживой природе эффективна. Метод экспериментирования целесообразно включать в деятельность детей при ознакомлении с неживой природой. Данные практические занятия необходимы и являются эффективным способом повышения уровня сформированности представлений о неживой природе у детей 5-6 лет.
Выводы по 2 Главе
С целью выявления уровня сформированности представлений о неживой природе у детей 5-6 лет нами проведён констатирующий эксперимент. Проводился со старшими дошкольниками на базе МДОУ ДС «Буратино» с.Красноселькуп Тюменской области. Работа велась по следующим направлениям:
1) Определили уровень
2)Выявить место детского
В ходе констатирующего эксперимента получены результаты по выявлению уровня сформированности представлений о неживой природе: высокий уровень - 0%, средний уровень – 60%, низкий уровень – 40%. Также, при выявлении предпочтений у детей 5-6 лет установлено, что детское экспериментирование занимает последнее место (7,5%).
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы видим необходимость в наиболее целенаправленной и последовательной организации формирования представлений о неживой природе у детей 5-6 лет, а именно в процессе экспериментирования.
В связи с этим нами проведён формирующий эксперимент. В ходе формирующего эксперимента подобрана серия экспериментов с неживой природой (вода, воздух, песок, глина, камни), способствующих формированию представлений о неживой природе у детей 5-6 лет. Кроме того, в группе создана «Детская лаборатория», способствующая детскому экспериментированию и стимулированию ребенка к самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка.
В результате проведения работы по формированию представлений о неживой природе в процессе экспериментирования у детей 5-6 лет повысился уровень сформированности представлений о воде, воздухе, песке, глине, камнях. Проведенная работа оказалась эффективной, экспериментирование активизирует процесс формирования представлений о природе. Практическая деятельность дошкольников в ходе экспериментирования способствует формированию представлений о неживой природе.
Заключение
Старший дошкольный возраст является переходным от детства дошкольного к детству школьному, именно в этом возрасте уже начинается постепенная подготовка ребенка к школе. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности ребенка. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.
Но при этом детей все же надо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Знания в старшем дошкольном возрасте должны становится продуктом определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей. На основе этих положений в дидактике разработаны разнообразные методы обучения: опыты, эксперименты, игры.
Дошкольников знакомят с доступными для данного возраста явлениями неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полные и правильные представления как о внешних свойствах явлений неживой природы, так и о некоторых внутренних связях и отношениях.
Знакомство с явлениями неживой природы должно отличаться по содержанию и методам. Прежде всего, детей знакомят с теми фактами действительности, которые так или иначе попадают в поле зрения в быту. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребенка и проводиться в увлекательной форме.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.
В ходе проведенного нами опытно-педагогического исследования нами было установлено, что экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Результаты констатирующего эксперимента показали низкий уровень сформированности представлений о неживой природе у испытуемых детей: с низким уровнем - 6 детей (40%), со средним - 9 (60%) и с высоким - 0 .
В работе с детьми исследуемой группы использовалась серия экспериментов, направленная на формирование представлений о неживой природе таких, как свойства воды, песка и глины, круговороте воды в природе и пр. Экспериментирующая деятельность повысила уровень сформированности представлений о неживой природе у детей 5-6 лет.
Таким образом, гипотеза, которая лежала в основе исследования, подтвердилась. Формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе возможно и необходимо тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в экспериментирующую деятельность. Практическая деятельность в процессе экспериментирования способствует формированию представлений о неживой природе.
Литература