Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 09:31, курсовая работа
Предмет исследования – экспериментирование как эффективный метод формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе.
Целью работы является изучение эффективности метода экспериментирования детей 5-6 лет для формирования представлений о неживой природе.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе возможно и необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в экспериментальную деятельность; практические занятия способствуют формированию представлений о неживой природе.
Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования представлений о неживой природе у детей 5-6 лет
Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет…………………...6
Комплекс знаний о неживой природе в программах ДОУ………………….12
Экспериментирование как метод формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе………………………………………………..21
Выводы по 1 Главе………………………………………………………….....33
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по формированию у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования
2.1 Сформированность знаний о неживой природе детей 5-6 лет………………34
2.2 Формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования………………………………………………………..…….37
2.3 Результаты сформированности представлений о неживой природе у детей 5-6 лет …………………………………………………………………………………40
2.4 Выводы по 2 Главе……………………………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………….45
Литература……………………
Н.А.Рыжова обращает внимание на характерную особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающуюся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации. Старший дошкольник интересуется явлениями неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты неживой природы по внешним признакам. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. В старшем дошкольном возрасте ребенок легко усваивает знания о объектах неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы.
Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, что у дошкольника к 5-6 годам сформированы все психические, познавательные и мыслительные процессы необходимые для исследовательской и экспериментальной деятельности, способствующие формированию представлений о неживой природе.
С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения, что подразумевает создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В 90-е годы в России было создано значительное количество программ,
направленных на экологическое воспитание
дошкольников. Рядом психологов созданы
авторские программы, в которых представлены
психологические аспекты экологического
образования дошкольников. К комплексным
программам относятся: «Радуга», «Детство»,
«Развитие», «Истоки», «Детский сад –
дом радости», «Кроха», к специальным экологическим
программам – «Семицветик», «Природа
и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь
вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог»,
«Лучики». Все программы соответствуют
новой концепции воспитания дошкольников,
предусматривающей личностно-ориентированную
модель воспитания, индивидуальный подход
к развитию интеллектуальных и художественных
способностей ребенка. В настоящее время идет становление
новой системы дошкольного образования.
С введением и утверждением приказа Минобрнауки
России от 23.11.2009 N9 655 «Федеральные государственные
требования к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования» появилась
новая модель организации образовательного
процесса, которая предусматривает решение
программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и
детей (непосредственно образовательная
деятельность и режимные моменты) и самостоятельной
деятельности дошкольников. Непосредственно
образовательная деятельность реализуется
через организацию различных видов детской
деятельности (игровой, двигательной,
коммуникативной, трудовой, познавательно-
Следует отметить программы, которые получили
свое дальнейшее развитие в наибольшей
степени. Программа Н.А. Рыжовой «Наш
дом – природа»(1998), нацеленная на воспитание
гуманной, социально активной и творческой
личности. Её основная цель — воспитание
с первых лет жизни гуманной, социально-активной,
творческой личности, способной понимать
и любить окружающий мир, природу и бережно
относиться к ним. Экологическое образование
рассматривается как неотъемлемая часть
общего образования. Программа содержит
базовый компонент, который конкретизируется
с учетом местных условий: эколого-географических,
национально-культурных, построена на
принципах развивающего обучения и направлена
на развитие личности ребенка в целом.
Она ориентирует воспитателя на системный
подход в экологическом образовании. Реализуется
на основе принципа интеграции и системы
детской деятельности. Программа содержит
10 блоков; каждый из них включает обучающий
и воспитывающий компоненты - получение
знаний о природе и развитие у детей разных
аспектов отношения к ней. Пять блоков
рассматривают область неживой природы
(вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены
живой природе - растениям, животным и
экосистеме леса, два - взаимодействию
человека с природой. Все разделы связаны
друг с другом, а завершающие темы являются
обобщением предыдущих.
Особенно ценно то, что программы Н.А.Рыжовой
имеет продолжение и в начальной школе.
Программа С. Николаевой «Юный эколог»
(1999), созданная на основе собственной
концепции экологического воспитания
дошкольников и ориентированная на личностный
подход к ребенку и всестороннее его развитие. «Юный эколог» - программа, созданная
на основе Концепции экологического воспитания
дошкольников, автором которой является
С.Н.Николаева. Программа включает две
подпрограммы: 1) программу экологического
воспитания дошкольников; 2) программу
повышения квалификации дошкольных работников
в области экологического воспитания
детей. Таким образом, одновременно решается
вопрос становления начал экологической
культуры у детей и развития ее у взрослых,
воспитывающих их. Программа имеет обстоятельное
теоретическое и экспериментальное обоснование,
сориентирована на личностный подход
к ребенку и всестороннее его развитие.
Программа экологического воспитания
детей содержит 6 разделов. Первый – это
элементарные сведения о мироздании, неживой
природе Земли и ее значении в жизни живых
существ. Следующие два посвящены раскрытию
взаимосвязи растений и животных со средой
обитания. Четвертый прослеживает роль
среды обитания в процессе роста и развития
отдельных видов растений и высших животных.
В пятом раскрываются взаимосвязи внутри
сообществ, жизнь которые доступна для
наблюдения дошкольников. Шестой раздел
показывает разные формы взаимодействия
человека с природой.
Усвоение материала автор предлагает
определить по детским проявлениям, которые
представлены во всех разделах позицией
«отношение».
В основе программы Кондратьевой Н.Н. «Мы» лежит идея гуманизации, воспитания
человека с развитой системой ценностных
ориентаций. Содержание программы способствует
развитию личности ребенка в целом, его
экологического сознания, экологического
поведения в природе, правильного отношения
к ней. Один из авторов «Детства» - Н. Н.
Кондратьева разработала свою парциальную
«Программу экологического образования
детей «Мы». Азбука экологии».
В основе содержания программы лежат постепенно
расширяющиеся представления о живом
организме. В первом разделе дети знакомятся
с растениями, животными и человеком как
живыми существами во втором узнают о
приспособленности живых организмов к
среде обитания. Третий раздел посвящен
росту, развитию и размножению живых организмов,
а четвертый раскрывается взаимосвязь
живых организмов в экосистемах, связь
человека с природой, для которого она
является средой обитания.
Во всех разделах знания это ведущий фактор
развития у детей экологического сознания.
Программа «Мы» предполагает традиционные
виды детской деятельности - наблюдение,
моделирование, труд в природе, игра, изодеятельность
и конструирование. В каждом разделе показаны
различные аспекты ценности природы для
человека - познавательные, эстетические,
нравственные и средообразующие. Программа
«Планета - наш дом» (1995) И. Белавиной, Н.
Найденской освещает культурологический аспект экологического
воспитания и ориентирована на формирование
экологических представлений у детей,
которое осуществляется посредствам развития
у них положительного отношения к природе
с помощью музыки, художественного образа,
наблюдений, игр, опытов и рисования. Особенности
программы: общим теоретическим принципом,
которому должен соответствовать занятия
по программе, является принцип многообразного
предъявления одного и того же объекта
темы ребенка; условия для эмоционального
воздействия на чувства ребенка создаются
путем использования ярких художественных
и музыкальных образов Природы; экологические
знания базируются на привычном детям
мире сказок, легенд, мифов, наблюдений,
игр, опытов и рисования; программа рассчитана
на содружество и сотворчество детей и
взрослого и имеет продолжение в начальной
школе. Но, к сожалению, в программе не
в полной мере отражено осуществление
индивидуального подхода, учет.
Рассмотрим более подробно, каким образом представлена в данные программы знакомят дошкольников с неживой природой.
В программе «Мы» Кондратьевой Н.Н. предлагаются знания о неживой природе, как источника, удовлетворяющем живую природу и условия ее существования. Опытничество как метод практически не используется. Опыты даны в виде предложений и правил: «опыты с неживыми объектами:
В опытах выявляй свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней в зависимости от состояния температуры, влажности воздуха, сезона года, содействия солнца. Учись пользоваться приборами в опытах: термометром, лупой, весами, магнитом… Если опыт длительный, попробуй зарисовать его этапы в виде рисунков и моделей. Об опыте и его результате расскажи сверстникам».
В программе «Планета – наш дом» Белавиной И. используется поблочное распределение занятий. Разделы:
Программа включает в себя опыты, как обязательный метод в учебно-воспитательной работе, однако опыты предложены элементарные и в малом количестве. Занятия предлагаются в системе последовательно:
Программа «Юный эколог» С.Н.Николаевой в основном предусматривает как важнейшие методы в формировании экологических знаний и умений:
Предусматривается циклическая организация наблюдений и опытов с выходом на практическую деятельность – природоохранные акции. Рассматриваются отдельно темы «Вода», «Воздух», «Почва и камни». Формируются следующие знания о неживой природе.
Тема «Вода».
Знания. Вода - это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет цвета, запаха и вкуса, поэтому она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной, если добавить краску; может обрести разный вкус и запах, если добавить соль, сахар, лимон и др. Вода может быть чистой и грязной: чистая - прозрачная, грязная - мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние: на морозе она превращается в лед, при нагревании - в пар. Лед твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой. Сильный пар можно заметить - он бывает, когда вода кипит. Пар легкий, беловатый, клубами поднимается вверх, при охлаждении становится каплями воды. Белые облака - это большое скопление пара. При резком сильном охлаждении пар превращается в снег, иней. Снег падает снежинками, он белый, мягкий, холодный, тает от тепла.
Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам - растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая пресная вода. Такая вода есть в реках, озерах, родниках, под землей.
Вода плотная, в ней трудно ходить, но можно плавать. Некоторые животные всегда живут в воде, они приспособились к этому.
Отношение. У детей развивается познавательный интерес: они с удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом, повторяют их самостоятельно в домашних условиях.
Тема «Воздух».
Знания. Воздух есть везде: вокруг нас, в земле, в воде, в предметах. Он прозрачный, легкий, незаметный, в нем легко бегать и ходить. Воздух можно почувствовать, когда он движется - дует ветер, работает вентилятор. Некоторые животные могут летать по воздуху, они к этому приспособлены. Человек летать не может, он придумал разные приспособления для полета по воздуху: парашют, дельтаплан, самолет, воздушный шар.
Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Человеку нужен чистый, свежий воздух, поэтому помещения, где находятся люди, надо проветривать.
Отношение проявляется в познавательном интересе - желании детей участвовать в проведении опытов с воздухом, в разных играх по его обнаружению.
Тема «Почва и камни».
Знания. Дети знакомятся с почвами - землей, песком, глиной и их свойствами. Земля темная (черная, серая), рассыпчатая, пропускает воду и становится мокрой и липкой; глина желтая, плохо пропускает воду, сухая - твердая, мокрая - пластичная и липкая, принимает любую форму, из нее можно лепить фигуры; песок желтый, рассыпчатый, легко и быстро пропускает сквозь себя воду.
Земля нужна всем растениям, они в ней растут. В земле есть питательные вещества, которые необходимы растениям. Их нет в глине и песке.
Дети знакомятся с природными камнями: речными, морскими, кусками угля, мела, гранита. Узнают их свойства: речные и морские камни твердые, крепкие, разной формы, цвета и величины; морские камни всегда гладкие и округлой формы - такими их сделало море - постоянное движение волн. Камни можно найти в земле и в воде, мокрые камни красиво блестят. Уголь черный, твердый, но хрупкий, пачкается, им можно рисовать. Уголь находится глубоко в земле, его специально добывают шахтеры. Он хорошо горит и дает много тепла. Уголь нужен заводам и электростанциям. Мел белый, твердый и хрупкий - легко ломается, пачкается, им можно рисовать. Мел получают из горной породы. Гранит очень твердый камень, пестрый, разной окраски. Его добывают в горах, обрабатывают, шлифуют - он становится гладким, блестящим, красивым. Гранитные плиты очень прочные, долго не разрушаются, их используют в строительстве зданий, памятников.
Отношение выражается в познавательном интересе детей к практическим опытам с разными почвами и камнями, в добровольном участии в коллекционировании камней, в рисовании на асфальте.
Программа Рыжовой Н.А. «Наш дом - природа» предусматривает поблочное планирование.
Блоки:
Блоки включают в себя:
Экспериментированию уделено большое внимание - в каждом блоке и в каждом занятии. Знания, полученные ранее, постоянно закрепляются в разнообразной деятельности: игры, беседы, изодеятельность, праздники, акции.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что во всех рассмотренных программах экологического воспитания детей дошкольного возраста, знания о неживой природе выносятся в отдельные разделы и рассматриваются с особым вниманием. Вместе с тем, хочется отметить, что не во всех программах уделяется должное внимание методу экспериментирования.
1.3 Экспериментирование как метод формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе
Задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ усложняются из года в год, совершенствуются содержание и методы обучения детей. На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов деятельности. Разработаны принципы отбора и систематизации знаний дошкольников. На основе этих принципов определен примерный объем систематизированных знаний. При этом детей надо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Знания – это продукт определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей. На основе этих положений в дидактике разработаны разнообразные методы обучения.
Дошкольников знакомят с доступными для данного возраста явлениями неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полные и правильные представления как о внешних свойствах явлений неживой природы, так и о некоторых внутренних связях и отношениях [Ю.А.Акимова, 2007]