Формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – экспериментирование как эффективный метод формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе.
Целью работы является изучение эффективности метода экспериментирования детей 5-6 лет для формирования представлений о неживой природе.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе возможно и необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в экспериментальную деятельность; практические занятия способствуют формированию представлений о неживой природе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования представлений о неживой природе у детей 5-6 лет
Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет…………………...6
Комплекс знаний о неживой природе в программах ДОУ………………….12
Экспериментирование как метод формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе………………………………………………..21
Выводы по 1 Главе………………………………………………………….....33
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по формированию у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования
2.1 Сформированность знаний о неживой природе детей 5-6 лет………………34
2.2 Формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования………………………………………………………..…….37
2.3 Результаты сформированности представлений о неживой природе у детей 5-6 лет …………………………………………………………………………………40
2.4 Выводы по 2 Главе……………………………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………….45
Литература……………………

Вложенные файлы: 1 файл

формирование представлений о неживой проироде.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

Н.А.Рыжова обращает внимание на характерную особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающуюся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации. Старший дошкольник интересуется явлениями неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты неживой природы по внешним признакам. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. В старшем дошкольном возрасте ребенок легко усваивает знания о  объектах неживой природы и правильно называет их отличительные  характеристики.   Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы.

Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, что у дошкольника к  5-6 годам сформированы все психические, познавательные и мыслительные процессы необходимые для исследовательской и экспериментальной деятельности, способствующие формированию представлений о неживой природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Комплекс знаний о неживой природе в программах ДОУ

 

С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения, что подразумевает создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.       Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования  дошкольников. К комплексным программам относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад – дом радости», «Кроха», к специальным экологическим программам – «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог», «Лучики».  Все программы соответствуют новой концепции воспитания дошкольников, предусматривающей личностно-ориентированную модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка. В настоящее время  идет становление новой системы дошкольного образования. С введением и утверждением приказа Минобрнауки России от 23.11.2009 N9 655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» появилась новая модель организации образовательного процесса, которая предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и режимные моменты) и самостоятельной деятельности дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения основной общеобразовательной программы и решения конкретных образовательных задач. Содержание дошкольного образования в части развития познавательно-исследовательской деятельности может быть реализовано с помощью таких форм работы, как: наблюдение, экскурсия, экспериментирование, моделирование, реализация проекта, исследование, решение проблемных ситуаций, коллекционирование и т.п. Введение федеральных государственных требований дает возможность объединить все виды деятельности. Интегрированная деятельность позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность. В области экологического образования интегрированная образовательная деятельность играет не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем. В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики  для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь, назовем игру как ведущую деятельность детей дошкольников, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы.  В рамках познавательно-исследовательской деятельности большое место отводится наблюдениям, решению проблемных ситуаций, моделированию, экспериментированию.

Следует отметить программы, которые получили свое дальнейшее развитие в наибольшей степени.   Программа Н.А. Рыжовой  «Наш дом – природа»(1998), нацеленная на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности. Её основная цель — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Экологическое образование рассматривается как неотъемлемая часть общего образования. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных, построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом. Она ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании. Реализуется на основе принципа интеграции и системы детской деятельности. Программа содержит 10 блоков; каждый из них включает обучающий и воспитывающий компоненты - получение знаний о природе и развитие у детей разных аспектов отношения к ней. Пять блоков рассматривают область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с природой. Все разделы связаны друг с другом, а завершающие темы являются обобщением предыдущих.  
Особенно ценно то, что программы Н.А.Рыжовой имеет продолжение и в начальной школе.  Программа С. Николаевой «Юный эколог» (1999), созданная на основе собственной концепции экологического воспитания  дошкольников и ориентированная на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. «Юный эколог» - программа, созданная на основе Концепции экологического воспитания дошкольников,  автором которой является С.Н.Николаева. Программа включает две подпрограммы: 1) программу экологического воспитания дошкольников; 2) программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей. Таким образом, одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих их. Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. Программа экологического воспитания детей содержит 6 разделов. Первый – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которые доступна для наблюдения дошкольников. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.  
Усвоение материала автор предлагает определить по детским проявлениям, которые представлены во всех разделах позицией «отношение». 
В основе программы Кондратьевой Н.Н. «Мы» лежит идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций. Содержание программы способствует развитию личности ребенка в целом, его экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного отношения к ней. Один из авторов «Детства» - Н. Н. Кондратьева разработала свою парциальную «Программу экологического образования детей «Мы». Азбука экологии». В основе содержания программы лежат постепенно расширяющиеся представления о живом организме. В первом разделе дети знакомятся с растениями, животными и человеком как живыми существами во втором узнают о приспособленности живых организмов к среде обитания. Третий раздел посвящен росту, развитию и размножению живых организмов, а четвертый раскрывается взаимосвязь живых организмов в экосистемах, связь человека с природой, для которого она является средой обитания. 
Во всех разделах знания это ведущий фактор развития у детей экологического сознания. Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности - наблюдение, моделирование, труд в природе, игра, изодеятельность и конструирование. В каждом разделе показаны различные аспекты ценности природы для человека - познавательные, эстетические, нравственные и средообразующие.  Программа «Планета - наш дом» (1995) И. Белавиной, Н. Найденской освещает культурологический аспект экологического воспитания и ориентирована на формирование экологических представлений у детей, которое осуществляется посредствам развития у них положительного отношения к природе с помощью музыки, художественного образа, наблюдений, игр, опытов и рисования. Особенности программы: общим теоретическим принципом, которому должен соответствовать занятия по программе, является принцип многообразного предъявления одного и того же объекта темы ребенка; условия для эмоционального воздействия на чувства ребенка создаются путем использования ярких художественных и музыкальных образов Природы; экологические знания базируются на привычном детям мире сказок, легенд, мифов, наблюдений, игр, опытов и рисования; программа рассчитана на содружество и сотворчество детей и взрослого и имеет продолжение в начальной школе. Но, к сожалению, в программе не в полной мере отражено осуществление индивидуального подхода, учет.

 Рассмотрим более подробно, каким образом представлена в данные программы знакомят дошкольников с неживой природой.

В программе «Мы» Кондратьевой Н.Н. предлагаются знания о неживой природе, как источника, удовлетворяющем живую природу и условия ее существования. Опытничество как метод практически не используется. Опыты даны в виде предложений и правил: «опыты с неживыми объектами:

В опытах выявляй свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней в зависимости от состояния температуры, влажности воздуха, сезона года, содействия солнца. Учись пользоваться приборами в опытах: термометром, лупой, весами, магнитом… Если опыт длительный, попробуй зарисовать его этапы в виде рисунков и моделей. Об опыте и его результате расскажи сверстникам».

В программе «Планета – наш дом» Белавиной И. используется  поблочное распределение занятий. Разделы:

  • твердь
  • вода
  • воздух

Программа включает в себя опыты, как обязательный метод в учебно-воспитательной работе, однако опыты предложены элементарные и в малом количестве. Занятия предлагаются в системе последовательно:

  • Вода: от изучения капли воды до путешествия в море и изучения свойств воды.
  • Твердь: камни, глина, песок, почва.
  • Воздух: ветер, воздушный океан, звуки, облака, свойства воздуха.

Программа «Юный эколог» С.Н.Николаевой в основном предусматривает как важнейшие методы в формировании экологических знаний и умений:

  • создание развивающей среды;
  • моделирование;
  • наблюдение в естественных условиях.

Предусматривается циклическая организация наблюдений и опытов с выходом на практическую деятельность – природоохранные акции. Рассматриваются отдельно темы «Вода», «Воздух», «Почва и камни». Формируются следующие знания о неживой природе.

Тема «Вода».

Знания. Вода - это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет цвета, запаха и вкуса, поэтому она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной, если добавить краску; может обрести разный вкус и запах, если добавить соль, сахар, лимон и др. Вода может быть чистой и грязной: чистая - прозрачная, грязная - мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние: на морозе она превращается в лед, при нагревании - в пар. Лед твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой. Сильный пар можно заметить - он бывает, когда вода кипит. Пар легкий, беловатый, клубами поднимается вверх, при охлаждении становится каплями воды. Белые облака - это большое скопление пара. При резком сильном охлаждении пар превращается в снег, иней. Снег падает снежинками, он белый, мягкий, холодный, тает от тепла.

Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам - растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая пресная вода. Такая вода есть в реках, озерах, родниках, под землей.

Вода плотная, в ней трудно ходить, но можно плавать. Некоторые животные всегда живут в воде, они приспособились к этому.

Отношение. У детей развивается познавательный интерес: они с удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом, повторяют их самостоятельно в домашних условиях.

Тема «Воздух».

Знания. Воздух есть везде: вокруг нас, в земле, в воде, в предметах. Он прозрачный, легкий, незаметный, в нем легко бегать и ходить. Воздух можно почувствовать, когда он движется - дует ветер, работает вентилятор. Некоторые животные могут летать по воздуху, они к этому приспособлены. Человек летать не может, он придумал разные приспособления для полета по воздуху: парашют, дельтаплан, самолет, воздушный шар.

Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Человеку нужен чистый, свежий воздух, поэтому помещения, где находятся люди, надо проветривать.

Отношение проявляется в познавательном интересе - желании детей участвовать в проведении опытов с воздухом, в разных играх по его обнаружению.

Тема «Почва и камни».

Знания. Дети знакомятся с почвами - землей, песком, глиной и их свойствами. Земля темная (черная, серая), рассыпчатая, пропускает воду и становится мокрой и липкой; глина желтая, плохо пропускает воду, сухая - твердая, мокрая - пластичная и липкая, принимает любую форму, из нее можно лепить фигуры; песок желтый, рассыпчатый, легко и быстро пропускает сквозь себя воду.

Земля нужна всем растениям, они в ней растут. В земле есть питательные вещества, которые необходимы растениям. Их нет в глине и песке.

Дети знакомятся с природными камнями: речными, морскими, кусками угля, мела, гранита. Узнают их свойства: речные и морские камни твердые, крепкие, разной формы, цвета и величины; морские камни всегда гладкие и округлой формы - такими их сделало море - постоянное движение волн. Камни можно найти в земле и в воде, мокрые камни красиво блестят. Уголь черный, твердый, но хрупкий, пачкается, им можно рисовать. Уголь находится глубоко в земле, его специально добывают шахтеры. Он хорошо горит и дает много тепла. Уголь нужен заводам и электростанциям. Мел белый, твердый и хрупкий - легко ломается, пачкается, им можно рисовать. Мел получают из горной породы. Гранит очень твердый камень, пестрый, разной окраски. Его добывают в горах, обрабатывают, шлифуют - он становится гладким, блестящим, красивым. Гранитные плиты очень прочные, долго не разрушаются, их используют в строительстве зданий, памятников.

Отношение выражается в познавательном интересе детей к практическим опытам с разными почвами и камнями, в добровольном участии в коллекционировании камней, в рисовании на асфальте.

Программа Рыжовой Н.А. «Наш дом - природа» предусматривает поблочное планирование. 
Блоки:

  • волшебница вода;
  • воздух-невидимка;
  • почва.

Блоки включают в себя: 

  1. Обучающий компонент – знания.
  2. Воспитывающий компонент – отношение к данному объекту.

Экспериментированию уделено большое внимание - в каждом блоке и в каждом занятии. Знания, полученные ранее, постоянно закрепляются в разнообразной деятельности: игры, беседы, изодеятельность, праздники, акции.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что во всех рассмотренных программах экологического  воспитания детей дошкольного возраста, знания о неживой природе выносятся в отдельные разделы и рассматриваются с особым вниманием. Вместе с тем, хочется отметить, что не во всех программах уделяется должное внимание методу экспериментирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Экспериментирование как метод формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе

 

Задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ усложняются из года в год, совершенствуются содержание и методы обучения детей. На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов деятельности. Разработаны принципы отбора и систематизации знаний дошкольников. На основе этих принципов определен примерный объем систематизированных знаний. При этом детей надо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Знания – это продукт определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей. На основе этих положений в дидактике разработаны разнообразные методы обучения.

Дошкольников знакомят с доступными для данного возраста явлениями неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полные и правильные представления как о внешних свойствах явлений неживой природы, так и о некоторых внутренних связях и отношениях [Ю.А.Акимова, 2007]

Информация о работе Формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования