Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:37, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является определение теоретического обоснования экономического содержания финансовой устойчивости организации, рассмотрение методики текущего ее анализа, обеспечивающих принятие эффективных управленческих решений и практическое применение анализа для определения финансовой устойчивости, разработки мероприятий по ее усовершенствованию на конкретном примере ОАО «Московская книга».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теорию и практику анализа финансовой устойчивости;
- провести анализ финансового состояния организации и определить тип финансовой устойчивости;
- разработать мероприятия по усовершенствованию арендных услуг
Введение.................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы анализа финансовой устойчивости................ 5
Роль финансовой отчетности в анализе финансовой устойчивости предприятия...................................................................................................... 5
Понятие финансовой устойчивости и факторы, влияющие на неё............. 7
Информационная база анализа финансовой устойчивости предприятия.................................................................................................... 12
Методика анализа финансовой устойчивости............................................. 14
Глава 2. Анализ финансовой устойчивости организации на примере
ОАО «Московская книга»................................................................... 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации................. 27
2.2 Анализ финансового положения ОАО «Московская книга»..................... 31
2.3 Анализ финансовой устойчивости организации......................................... 35
2.4 Диагностика банкротства организации........................................................ 62
Глава 3. Мероприятия по обеспечению финансовой устойчивости предприятия.......................................................................................................... 64
3.1 Оценка деловой активности организации.................................................... 64
3.2 Основные перспективы, направленные на развитие ОАО «Московская книга».............................................................................................................. 71
Заключение........................................................................................................... 77
Список использованной литературы..........................
Для коэффициента быстрой
ликвидности нормативным
Третий из коэффициентов,
характеризующий способность
Рис. 2.8 Динамика коэффициентов ликвидности
Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения
Все активы фирмы в зависимости от степени ликвидности, т. е. скорости превращения в денежные средства, можно условно разделить на несколько групп.
Таблица 2.6
Анализ соотношения активов
по степени ликвидности и
Активы по степени ликвидности |
На конец отчетно-го периода, тыс. руб. |
Прирост за анализ. |
Норм. соотно-шение |
Пассивы по сроку погашения |
На конец отчетного периода, тыс. руб. |
Прирост за анализ. |
Излишек/ | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||||||||
А1. Высоколиквидные активы (ден. ср-ва + краткосрочные фин. вложения) |
9 810 |
+105,1 |
≥ |
П1. Наиболее срочные обязательства (привлеченные средства) (текущ. кред. задолж.) |
9 644 |
+12,1 |
+166 | ||||||||
А2. Быстрореализ-уемые активы (краткосрочная деб. задолженность) |
19 540 |
-33,5 |
≥ |
П2. Средне-срочные обязательства (краткосроч. кредиты и займы) |
0 |
– |
+19 540 | ||||||||
А3. Медленно реализуемые активы (долгосроч. деб. задол. + прочие оборот. активы) |
1 137 |
+6,8 |
≥ |
П3. Долгосрочные обязательства |
289 531 |
-21,4 |
-288 394 | ||||||||
А4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы) |
473 415 |
+0,3 |
≤ |
П4. Постоянные пассивы (собственный капитал) |
204 727 |
+57 |
+268 688 |
Из четырех соотношений, характеризующих соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения, выполняется два. Организация способна погасить наиболее срочные обязательства за счет высоколиквидных активов (денежных средств и краткосрочных финансовых вложений), которых больше на 1,7%.. В данном случае краткосрочные кредиты и займы отсутствуют.
Ниже в таблице приведены основные финансовые результаты деятельности ОАО "Московская книга" в течение анализируемого периода (с 31 декабря 2007 по 31 декабря 2010 г.).
Таблица 2.7
Показатель |
Значение показателя, тыс. руб. |
Изменение показателя |
Средне- | |||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
тыс. руб. |
± % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Выручка от продажи
товаров, продукции, работ, |
45 493 |
60 707 |
49 910 |
+4 417 |
+9,7 |
52 037 |
2. Расходы по обычным видам деятельности |
18 318 |
24 937 |
19 213 |
+895 |
+4,9 |
20 823 |
3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2) |
27 175 |
35 770 |
30 697 |
+3 522 |
+13 |
31 214 |
4. Прочие доходы |
53 022 |
38 798 |
110 966 |
+57 944 |
+109,3 |
67 595 |
5. Прочие расходы |
56 066 |
3 790 |
103 096 |
+47 030 |
+83,9 |
54 317 |
6. Прибыль (убыток) от прочих операций (4-5) |
-3 044 |
35 008 |
7 870 |
+10 914 |
↑ |
13 278 |
7. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) |
39 798 |
70 778 |
56 067 |
+16 269 |
+40,9 |
55 548 |
8. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее |
– |
-17 547 |
-8 216 |
-8 216 |
– |
-8 588 |
9. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (3+6+8) |
24 131 |
53 231 |
30 351 |
+6 220 |
+25,8 |
35 904 |
Справочно: Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса (измен. стр. 470) |
2 333 |
39 962 |
31 999 |
За анализируемый период (с 31.12.2007 по 31.12.2010 г.) наблюдался рост выручки на 4 417 тыс. руб. (до 49 910 тыс. руб.).
За последний год значение прибыли от продаж составило 30 697 тыс. руб. За 3 последних года произошло заметное повышение финансового результата от продаж, составившее 3 522 тыс. руб.
Изучая расходы по обычным
видам деятельности, следует отметить,
что организация не использовала
возможность учитывать
Ниже на рисунке 2.9 наглядно представлено изменение выручки и прибыли ОАО "Московская книга" в течение всего анализируемого периода.
Рис. 2.9 Изменение выручки и прибыли ОАО "Московская книга" в течение всего анализируемого периода.
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продаж. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности компании. Они характеризуют относительную доходность, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности (или доходности).
Одно из определений рентабельности звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.
По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.
Кроме того, большое значение
рентабельность имеет для принятия
решений в области
Таким образом, можно сделать
вывод, что показатели рентабельности
характеризуют финансовые результаты
и эффективность деятельности предприятия.
Они измеряют доходность предприятия
с различных позиций и
Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько рублей прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.
Рентабельность Продаж по чистой прибыли (англ. Return on Sales) — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период.
Рентабельность Продаж = (чистая прибыль / объему продаж)
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.
Рентабельность по EBIT
Отражает прибыльность продаж компании без учета затрат на проценты по кредитам и выплату налога на прибыль.
Рентабельность продаж по валовой прибыли – показатель финансовой результативности деятельности организации, показывающий какую часть выручки организации составляет прибыль. При этом в качестве финансового результата в расчете могут использоваться различные показатели прибыли, что обуславливает существование различных вариаций данного показателя. Наиболее широко используются следующие: рентабельность продаж по валовой прибыли (gross profit margin), операционная рентабельность (return on sales, ROS), рентабельность продаж по чистой прибыли (net profit margin).
Рентабельность продаж по валовой прибыли = Валовая прибыль / Выручка
Валовая прибыль представляет собой разницу между двумя ключевыми показателями "Отчета о прибылях и убытках": выручкой и себестоимостью продаж.
Операционная рентабельность = EBIT / Выручка
где EBIT – прибыль до вычета процентов и налогов
Рентаб. продаж по чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручка
Для расчета всех приведенных выше показателей рентабельности достаточно данных, содержащихся во 2-й форме бухгалтерской отчетности – "Отчете о прибылях и убытках".
Нормальное значение рентабельности продаж определяется отраслевыми и прочими особенностями работы организации. При одинаковой финансовой эффективности, для организаций с длительным циклом производства, рентабельность продаж будет выше, для "высокооборотных" видов деятельности – ниже. Рентабельность продаж показывает, прибыльная или убыточная деятельность предприятия, но не дает ответа на вопрос, насколько выгодны вложения в данное предприятие. Чтобы ответить на этот вопрос, рассчитывают рентабельность активов и капитала (рентабельность собственного капитала, рентабельность инвестированного капитала).
Таблица 2.8
Расчет показателей рентабельности продаж
Показатели рентабельности |
Значения показателя (в %, или в копейках с рубля) |
Изменение показателя | |||||||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
коп., |
± % | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||||||
1. Рентабельность продаж по |
59,7 |
58,9 |
61,5 |
+1,8 |
+3 | ||||||
2. Рентабельность продаж по EBIT (величина
прибыли от продаж до уплаты
процентов и налогов в каждом
рубле выручки).с140№2:с010ф№2* |
87,5 |
116,6 |
112,3 |
+24,8 |
+28,4 | ||||||
3. Рентабельность продаж по |
53 |
87,7 |
60,8 |
+7,8 |
+14,6 | ||||||
Cправочно: сф№050:с020ф№2*100 |
148,4 |
143,4 |
159,8 |
+11,4 |
+7,7 | ||||||
Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: не менее 1,5. |
2,5 |
– |
3,2 |
+0,7 |
+26,1 |
Информация о работе Анализ и оценка показателей финансовой устойчивости предприятия