Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 10:50, дипломная работа
Возможность выхода на внешние рынки товаров, работ и услуг всегда привлекательна для национального бизнеса. Это обусловлено рядом факторов, в первую очередь экономического ха¬рактера.
организации ВЭД
3.1 Банковское законодательство РБ и его влияние на развитие ВЭД
Возможность выхода на внешние рынки товаров, работ и услуг всегда привлекательна для национального бизнеса. Это обусловлено рядом факторов, в первую очередь экономического характера. Импортеры приобретают больше вариантов минимизации цен и иных расходов в торговой деятельности, а экспортеры — расширяют возможности наиболее выгодного сбыта товаров.
В связи с этим возникает необходимость в поиске наиболее приемлемых способов и форм расчетов.
Однако множество ограничений и запретов, устанавливаемых в Беларуси правилами осуществления платежей субъектами хозяйствования, а также нестабильность и противоречивость законодательства в сфере банковского обслуживания становятся препятствиями на пути осуществления внешнеэкономической деятельности и ставят предпринимателей в условия постоянной угрозы применения экономических санкций со стороны государства.
Вместе с тем практика показывает, что многочисленные корректировки законодательства и введение ограничений в процедуру взаиморасчетов становятся причинами снижения объемов экспорта товаров и услуг отечественных производителей, а также повышения цен на импортируемые из-за рубежа товары.
Все это не только сдерживает развитие как предпринимательства (и в первую очередь малого и среднего бизнеса), так и внешнеэкономических связей страны, и более того вступает в противоречие с нормами международного права.
В связи с этим банковское обслуживание играет не последнюю роль в развитии внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования республики. Далее будут рассмотрены вопросы, касающиеся банковского обслуживания внешнеэкономической деятельности на примере расчетов. Актуальность обращения к теме расчетов в предпринимательской сфере в целом и во внешнеэкономической деятельности в частности обусловлена прежде всего огромным количеством вопросов, встающих перед субъектами хозяйствования в процессе выбора наиболее оптимальных и безопасных вариантов платежей (как с целью минимизации предпринимательских рисков, так и в связи с необходимостью исключения возможных нарушений сложных правил расчетов).
Кроме того, расчеты — неотъемлемая сторона осуществления подавляющей массы сделок, и от того, насколько правильно они «построены» зависит эффективность и потенциал развития любого бизнеса.
Попытаемся рассмотреть очередные существенные изменения, внесенные в действующие правила расчетов по импортным сделкам, а также влияние указанных изменений на сложный комплекс отношений по осуществлению платежей в сфере внешнеэкономической деятельности.
Возможность использования национальной валюты в расчетах за импортируемые товары имеет огромное значение в условиях белорусского валютного рынка. Это связано с наличием обязательной продажи Национальному банку значительной доли валютной выручки и ограничениями в приобретении свободно конвертируемой валюты.
Сужение сферы использования рубля во внешнеэкономических расчетах путем установления ограничений в законодательстве начало происходить еще с 1996 года. До недавнего времени практически в неизменном виде действовали нормы, введенные Национальным банком Республики Беларусь еще в 1998 году.
Так, 23 октября 1998 года было установлено, что платежи белорусских субъектов хозяйствования в пользу нерезидентов Республики Беларусь могут производиться только в иностранной валюте. Исключение было сделано лишь для следующих видов расчетов:
• приобретение ценных бумаг и номинированных в рублях платежных документов;
• расчеты с физическими лицами-нерезидентами;
• расчеты по исполнению обязательств в счет ранее полученных рублевых кредитов (займов) и по возврату банками ранее привлеченных средств в рублях;
• платежи в адрес субъектов хозяйствования-нерезидентов на их счета (кроме корреспондентских счетов банков-нерезидентов), открытые в банках Беларуси.
Позднее этот перечень был
дополнен и возможность осуществления пл
Как утверждают специалисты, установление серьезных ограничений по использованию белорусского рубля в расчетах, стало следствием падения курса национальной валюты на внешних валютных рынках (прежде всего, на торгах Московской валютной биржи) в результате концентрации на корреспондентских счетах банков-нерезидентов значительной массы белорусских рублей.
Но, несмотря на серьезные причины принятия подобных мер, последствия их применения приобрели еще более негативное значение.
Во-первых, в очередной раз импортеры были поставлены перед необходимостью пересмотра в трехдневный срок видов и форм применяемых расчетов, оказавшись под угрозой разрыва налаженных внешнеэкономических отношений со своими партнерами (зарубежными поставщиками товаров, контрагентами-нерезидентами, оказывающими услуги и выполняющими работы).
Во-вторых, установление запрета на использование белорусских рублей в платежах за импорт вступило в противоречие с рядом соглашений об организации расчетов, заключенных Национальным банком Республики Беларусь с национальными (центральными) банками ряда государств (к этому времени такие соглашения уже были подписаны со странами Балтии — Литвой, Латвией и Эстонией, а также со всеми одиннадцатью республиками бывшего СССР). Указанные соглашения допускают возможность осуществления расчетов за товары и услуги субъектов хозяйствования договорившихся стран в белорусских рублях через открытые банками указанных стран друг у друга корреспондентские счета. Но установленный белорусскими властями в одностороннем порядке запрет не позволял использовать эту возможность.
11 ноября 1998 г. Национальный банк своей телеграммой установил полный запрет на осуществление платежей в белорусских рублях на счета банков-нерезидентов, то есть для данного вида расчетов были отменены также и немногочисленные исключения из общего правила о запрете. Иными словами, с указанной даты все расчеты в рублях на корсчета банков-нерезидентов должны были осуществляться только с разрешения Национального Банка.
В этих условиях единственной возможностью осуществления платежей в белорусских рублях по импортным сделкам стали текущие счета нерезидентов в рублях (так называемые счета типа «Т»).
Установленная законодательством процедура их открытия в белорусских банках требовала в тот период представления 5 видов документов (включая учредительные документы нерезидента и документы, подтверждающие его статус в стране регистрации), а также осуществления регистрации нерезидента, открывающего счет, в налоговых органах. При этом отсутствие требования о регистрации представительства нерезидента позволяло достаточно оперативно открывать указанные счета и использовать находящиеся на них белорусские рубли в расчетах нерезидентов дальнего и ближнего зарубежья с субъектами хозяйствования Республики Беларусь.
Тем не менее, установленный Национальным банком режим функционирования указанных счетов позволяет использовать их лишь для строго установленных случаев, в частности, средства с них не могут направляться для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь. А до недавнего времени действовал также и запрет на перечисление средств с указанных счетов на счета банков-нерезидентов, что значительно сужало возможности эффективного использования нерезидентами своей рублевой выручки от экспорта в Беларусь товаров.
Такое положение дел в правилах расчетов создавало значительные трудности в работе белорусских импортеров.
Лишь 1 июля 1999 г. властями была произведена некоторая либерализация в сфере осуществления валютных операций белорусскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. То есть, была предусмотрена возможность производить на основании разрешений, выдаваемых Национальным банком, ранее запрещенные расчеты в белорусских рублях по импортным операциям. Однако, чтобы получить такое разрешение, субъект хозяйствования должен был предварительно обратиться в Совет Министров Республики Беларусь (либо отраслевое министерство, концерн, облисполком или Минский горисполком) для получения ходатайства (так называемого представления), которое могло служить основанием для получения в Национальном банке необходимого разрешения.
Управление информации Национального банка отмечало, что все такие ходатайства в последнее время удовлетворялись. Но несомненно, что подобная ситуация хоть и упрощала положение предпринимателей по сравнению с полным запретом расчетов в рублях с нерезидентами, но все-таки требовала обращения за разрешением к чиновнику и ставила в зависимость от воли последнего судьбу конкретной сделки.
Полная отмена ограничений по расчетам в рублях с нерезидентами-поставщиками (независимо от вида сделки и оплачиваемого товара (работ, услуг)) через счета банков-нерезидентов была произведена 20 сентября 2000 года. Но, как и ранее, теперь такие платежи могут производиться только в адрес «субъектов хозяйствования, являющихся резидентами 11-ти стран-участниц СНГ и 3-х государств Балтии», с которыми заключены межбанковские соглашения об организации расчетов. То есть, если получателем платежа по контракту является, например, поставщик импортируемого белорусской фирмой товара из Германии либо Венгрии, не имеющий счета в рублях в белорусском банке, то выполнить свои расчетные обязательства перед ним резидент не сможет даже при наличии у поставщика рублевого счета и необходимой суммы средств на нем в банке одного из государств-участников вышеупомянутых межбанковских соглашений.
Казалось бы, в подобных условиях существовавшая возможность использования нерезидентами Беларуси права на открытие в местных банках рублевых счетов типа «Т» стала бы полезным дополнением системы возможных форм платежей по импортным контрактам и в значительной степени уравняла бы статус предпринимателей-нерезидентов из стран «дальнего» и «ближнего» зарубежья. Кроме того, возможность использования нерезидентами счетов типа «Т» позволила бы сохранить прямые торговые отношения с белорусскими контрагентами.
Но, к сожалению, практически одновременно со снятием ограничений на расчеты в рублях по импортным операциям через корсчета банков-нерезидентов был установлен новый режим открытия в банках Беларуси счетов типа «Т», который фактически исключил возможность их использования для зачисления средств белорусских импортеров за ввезенные в республику из-за рубежа товары.
Так, постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 мая 2000 г. № 11.4 установлено, что с 1 июня 2000 г. счета типа «Т» могут открываться только представительствам и филиалам нерезидентов, зарегистрированным на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке. А на ранее открытые счета указанного типа с 1 сентября 2000 г. белорусским банкам вообще запрещено производить зачисление денежных средств. То есть счета типа «Т», открытые нерезидентам в соответствии с законодательством, действовавшим до принятия упомянутого акта Национального банка, но без создания на территории Республики Беларусь представительства иностранной фирмы, после израсходования всех находящихся на них средств подлежат закрытию, если не будет произведена регистрация представительства инофирмы на территории Республики Беларусь в установленном порядке.
Как могло бы показаться на первый взгляд, произошло «всего лишь» усложнение порядка открытия счетов типа «Т», которое заключается в необходимости предварительной регистрации нерезидентом своего представительства на территории Беларуси. Однако анализ действующего законодательства, в частности Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных фирм и организаций (далее — Положение) и письма Национального банка Республики Беларусь от 1.04.1998 г. № 21 -13/87 «О режиме счетов представительств нерезидентов», показывает, что проблема оказалась намного значительней.
Указанными нормативными актами предусмотрено, что представительства иностранных фирм не вправе заниматься на территории Республики Беларусь самостоятельной хозяйственной деятельностью, в том числе проводить платежи по внешнеэкономическим сделкам представляемых инофирм через открытые им (представительствам) счета.
Правоведы утверждают, что такая позиция представителей государственных органов и учреждений (налоговая инспекция, Нацбанк) необоснованна. Аргументы юристов-практиков достаточно убедительны, так как в соответствии с законодательством представительства нерезидентов не являются юридическими лицами и их деятельность определяется тем объемом полномочий, которыми они наделены представляемой инофирмой. То есть правовой статус представительств нерезидентов в Беларуси вообще не позволяет говорить об их самостоятельной хозяйственной деятельности. А расчеты с использованием счета типа «Т» по сделкам представляемой фирмы-нерезидента — это операции, осуществляемые от имени самой инофирмы, и юридически являются действиями последней.
Тем не менее, возможность использования счетов типа «Т» представительствами нерезидентов в расчетах с белорусскими субъектами хозяйствования (как это допускается установленным Нацбанком режимом функционирования данных счетов), включая также и экспортно-импортные операции, поставлена под сомнение. На такую мысль наводит богатый, но отнюдь не положительный опыт развития бизнеса в Беларуси, который уже показал, что любой спор в толковании правовых норм разрешается зачастую в пользу государственных контрольных органов, жесткая позиция которых далеко не всегда является бесспорной.