Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 10:50, дипломная работа
Возможность выхода на внешние рынки товаров, работ и услуг всегда привлекательна для национального бизнеса. Это обусловлено рядом факторов, в первую очередь экономического ха¬рактера.
Кроме того, в данной ситуации
нельзя не отметить и тот факт, что
давно уже назрела
Таким образом, с одной стороны, в результате очередных изменений в правилах расчетов произошло упрощение порядка платежей в рублях за импортируемые товары с использованием счетов банков-нерезидентов, а с другой стороны, ограничена возможность использования нерезидентами и их представительствами счетов в рублях, открываемых в банках республики.
Это еще раз подтверждает, что субъекты хозяйствования Беларуси находятся в настоящее время в таком положении, когда постоянные изменения в законодательстве, несогласованность и противоречивость правовых норм, устанавливаемых государственными органами разного уровня, а также невозможность их однозначного толкования создают ситуацию, в которой осуществлять законопослушную коммерческую деятельность становится не просто чрезвычайно сложно, но практически невозможно.
Изменчивость законодательства в сфере расчетов (причем, как правило, в сторону ухудшения положения фирм и предпринимателей) не только «усложняет жизнь» последним (а значит и всем нам, так как тормозит развитие рынка товаров, которые мы потребляем, и уменьшает поступление средств в налоговую «казну» государства), но также снижает заинтересованность зарубежных партнеров в сохранении существующих и установлении новых контактов с белорусскими субъектами хозяйствования.
Конечно же существуют совершенно легальные схемы платежей, которые позволяют нерезидентам даже в условиях существующих ограничений использовать имеющиеся белорусские рубли в расчетах по импортным сделкам, заключенным с западными партнерами, не являющимися резидентами стран СНГ и Балтии. Институты договоров уступки права требования и комиссии в действующем Гражданском кодексе Республики Беларусь позволяют это сделать путем включения нерезидентом в систему расчетов нового кредитора либо комиссионера, зарегистрированного на территории государства, с резидентами которого допускаются соответствующие расчеты.
Однако возникает вопрос, насколько необходимы предпринимаемые государством усилия по введению разного рода ограничений по платежам и принесет ли пользу стране и ее гражданам искусственное создание на пути развития торговых отношений таких препятствий, которые только повышают стоимость импортируемых товаров (в результате введения новых звеньев (посредников) в торговую цепочку) и усложняют без того запутанные правила игры в сфере хозяйственной деятельности.
3.2 Перспективы развития банковского обслуживания внешнеэкономической деятельности
Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно под влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и освоения новых технологий, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков. Еще несколько лет тому назад отечественные банки только начинали работать с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в их профессиональном лексиконе только возникали такие понятия, как факторинг, лизинг, контокоррент, опцион, банкомат и др. И это понятно, так как банки работали в условиях централизованной распределительной системы, когда ряд услуг был просто не нужен. Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденными осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент. К сожалению, сразу освоить все эти услуги банки не могут. Но стоит заметить, что хотя прошло, не так мало времени, банки все же накопили достаточного опыта, не смотрят на то, что ряд операций не получал развития из-за сильной инфляции, недостаточности современных средств связи. Постепенно, однако, новейшие технологии новые операции становятся достоянием банков. Кроме традиционных банковских операций они начинают предоставлять более широкий набор своих услуг. В целом можно сказать, что в банковском секторе экономики наметилась тенденция к универсальной деятельности, универсализации банковских услуг.
Комплексное банковское обслуживание может, однако, пришло не сразу. Для этого банкам предстояло решить ряд проблем, которые были упомянуты выше. Было важно, чтобы банки правильно определили свое место на рынке, оценили свои финансовые, кадровые и производственные возможности. Иногда не обязательно стремиться к предоставлению всего набора услуг. Напротив, для того или иного банка окажется более рациональным сконцентрированным на каких-то определенных операциях.
Специализация банка
на их выполнении может
Известно, что ведущие коммерческие банки Беларуси стремятся выполнять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам.
Эффективная гибкая система банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать развитию банковского обслуживания. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики. Конкуренция на рынке банковских услуг также влияет на количественные и качественные характеристики банковского обслуживания.
На ряду с выполнением традиционных банковских услуг населению - привлечением средств в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания населения – современные банковские институты в нашей стране активно выполняют также электронные услуги, маркетинговые исследования по заказу клиентов, валютные операции, прочие услуги, в том числе трастовые, информационно-справочные консультационные, фондовые и другие.
Кроме всего прочего необходимо обеспечить доступность банковских услуг для бизнеса, что создало бы предпосылки для того, чтобы белорусские предприниматели работали исключительно в легальном секторе экономики. В самом деле, если банковская услуга недоступна бизнесмену, то он предпочтет работать с наличностью и уходить от налогов просто для того, чтобы повысить эффективность своей деятельности. Белорусский бизнес станет прозрачным только тогда, когда предприниматели будут заинтересованы в безналичном банковском обслуживании, когда это обслуживание станет для них экономически выгодным. Мы часто можем слышать как эксперты говорят, что на Западе подавляющее большинство граждан и компаний законопослушно. На мой взгляд, это исходит не от каких-то особых качеств западных предпринимателей. Просто там экономически выгодно вести прозрачную для закона предпринимательскую деятельность. Для этого государство создает все необходимые условия. Можно сказать, что западная банковская инфраструктура позволяет предпринимателям комфортно работать, у нас же она часто вынуждает искать лазейки в законах. Некоторые специалисты в нашей стране выступают за то, чтобы банковская деятельность была диверсифицирована. В этом, на их взгляд, состоит ее основная «изюминка» — диверсификация как по рискам, так и уровням. Именно диверсификация может обеспечить устойчивость банковской деятельности. Разумеется, в этом случае органам государственной власти будет сложнее ее контролировать. Но, в конечном счете, прежде всего надо исходить из удобства потребителя, которому необходимо банковское обслуживание, а не из удобства надзирающей организации.
Следует также выделить одно из наиболее перспективных направлений развития банковских услуг — использование при ведении расчетов не только западных платежных систем, но и их отечественных аналогов, что безусловно тоже будет влиять на развитие внешнеэкономической деятельности как клиента банка, так и страны в целом. Следует ожидать дальнейшего расширения практики проведения платежей как через банкоматы, так и посредством Интернета, мобильных телефонов и прочее. Вообще, по оценкам специалистов, за Интернет-банкингом как инструментом взаимодействия банка и клиента в условиях быстрого развития новых технологий и внедрения их в нашей стране большое будущее. В любом случае необходимо развитие банковской инфраструктуры как основы деловых отношений между экономическими субъектами внутри страны и за ее пределами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При осуществлении
Известно, что ведущие коммерческие банки Беларуси стремятся выполнять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам.
Эффективная гибкая система банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать развитию банковского обслуживания. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики. Конкуренция на рынке банковских услуг также влияет на количественные и качественные характеристики банковского обслуживания.
На ряду с выполнением традиционных банковских услуг населению - привлечением средств в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц – современные банковские институты в нашей стране активно выполняют также электронные услуги, валютные операции, прочие услуги, в том числе трастовые, информационно-справочные, консультационные, фондовые и другие.
Значение активизации роли банков, состоит в том, чтобы при наименьших затратах содействовать максимальному эффекту, наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов в банковском обслуживании, улучшению качества банковского обслуживания частных лиц, расширению спектра банковских услуг и снижению их себестоимости.