Банковское обслуживание как элемент совершенствования организации внешнеэкономической деятельност

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 10:50, дипломная работа

Краткое описание

Возможность выхода на внешние рынки товаров, работ и услуг всегда привлекательна для национального бизнеса. Это обусловлено рядом факторов, в первую очередь экономического ха¬рактера.

Вложенные файлы: 1 файл

Банковское обслуживание как элемент совершенствования организации внешнеэкономической деятельност.DOC

— 393.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в данной ситуации нельзя не отметить и тот факт, что  давно уже назрела необходимость  устранения противоречий в правовом регулировании статуса представительств фирм-нерезидентов в гражданском (в  том числе банковском) и налоговом законодательстве. Нормы последнего и сейчас содержат понятие «юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, расположенное на территории Республики Беларусь», что не согласуется с положениями Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК), установившего, что представительства юридических лиц не могут осуществлять от имени представляемых субъектов права функции, не связанные с защитой и представительством интересов последнего. Что же касается порядка создания и деятельности филиалов иностранных фирм, которые согласно действующему ГК вправе осуществлять на территории Беларуси хозяйственную деятельность, то он до настоящего времени вообще не определен.

Таким образом, с одной стороны, в результате очередных изменений в правилах расчетов произошло упрощение порядка платежей в рублях за импортируемые товары с использованием счетов банков-нерезидентов, а с другой стороны, ограничена возможность использования нерезидентами и их представительствами счетов в рублях, открываемых в банках республики.

Это еще раз подтверждает, что субъекты хозяйствования Беларуси находятся в настоящее время в таком положении, когда постоянные изменения в законодательстве, несогласованность и противоречивость правовых норм, устанавливаемых государственными органами разного уровня, а также невозможность их однозначного толкования создают ситуацию, в которой осуществлять законопослушную коммерческую деятельность становится не просто чрезвычайно сложно, но практически невозможно.

Изменчивость законодательства в сфере расчетов (причем, как  правило, в сторону ухудшения положения фирм и предпринимателей) не только «усложняет жизнь» последним (а значит и всем нам, так как тормозит развитие рынка товаров, которые мы потребляем, и уменьшает поступление средств в налоговую «казну» государства), но также снижает заинтересованность зарубежных партнеров в сохранении существующих и установлении новых контактов с белорусскими субъектами хозяйствования.

Конечно же существуют совершенно легальные схемы платежей, которые позволяют нерезидентам даже в условиях существующих ограничений использовать имеющиеся белорусские рубли в расчетах по импортным сделкам, заключенным с западными партнерами, не являющимися резидентами стран СНГ и Балтии. Институты договоров уступки права требования и комиссии в действующем Гражданском кодексе Республики Беларусь позволяют это сделать путем включения нерезидентом в систему расчетов нового кредитора либо комиссионера, зарегистрированного на территории государства, с резидентами которого допускаются соответствующие расчеты.

Однако возникает вопрос, насколько необходимы предпринимаемые  государством усилия по введению разного рода ограничений по платежам и принесет ли пользу стране и ее гражданам искусственное создание на пути развития торговых отношений таких препятствий, которые только повышают стоимость импортируемых товаров (в результате введения новых звеньев (посредников) в торговую цепочку) и усложняют без того запутанные правила игры в сфере хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Перспективы развития банковского обслуживания внешнеэкономической    деятельности

 

Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что  постепенно под влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и освоения новых технологий, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков. Еще несколько лет тому назад отечественные банки только начинали работать с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в их профессиональном лексиконе только возникали такие понятия, как факторинг, лизинг, контокоррент, опцион, банкомат и др. И это понятно, так как банки работали в условиях централизованной распределительной системы, когда ряд услуг был просто не нужен. Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденными осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент. К сожалению, сразу освоить все эти услуги банки не могут. Но стоит заметить, что хотя прошло, не так мало времени, банки все же накопили достаточного опыта, не смотрят на то, что ряд операций не получал развития из-за сильной инфляции, недостаточности современных средств связи. Постепенно, однако, новейшие технологии новые операции становятся достоянием банков. Кроме традиционных банковских операций они начинают предоставлять более широкий набор своих услуг. В целом можно сказать, что в банковском секторе экономики наметилась тенденция к универсальной деятельности, универсализации банковских услуг.

 Комплексное банковское  обслуживание может, однако, пришло не сразу. Для этого банкам предстояло решить ряд проблем, которые были упомянуты выше. Было важно, чтобы банки правильно определили свое место на рынке, оценили свои финансовые, кадровые и производственные возможности. Иногда не обязательно стремиться к предоставлению всего набора услуг. Напротив, для того или иного банка окажется более рациональным сконцентрированным на каких-то определенных операциях.

 Специализация банка  на их выполнении может оказаться  для него более эффективным направлением развития, позволит сократить затраты на проведение операций и, в конечном счете, увеличить их доходность.

Известно, что ведущие  коммерческие банки Беларуси стремятся выполнять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам.

Эффективная гибкая система  банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать развитию банковского обслуживания. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики. Конкуренция на рынке банковских услуг также влияет на количественные и качественные характеристики банковского обслуживания.

На ряду с выполнением  традиционных банковских услуг населению - привлечением средств в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания населения – современные банковские институты в нашей стране активно выполняют также электронные услуги, маркетинговые исследования по заказу клиентов, валютные операции, прочие услуги, в том числе трастовые, информационно-справочные консультационные, фондовые и другие.

Кроме всего прочего необходимо обеспечить доступность банковских услуг для бизнеса, что создало бы предпосылки для того, чтобы белорусские предприниматели работали исключительно в легальном секторе экономики. В самом деле, если банковская услуга недоступна бизнесмену, то он предпочтет работать с наличностью и уходить от налогов просто для того, чтобы повысить эффективность своей деятельности. Белорусский бизнес станет прозрачным только тогда, когда предприниматели будут заинтересованы в безналичном банковском обслуживании, когда это обслуживание станет для них экономически выгодным. Мы часто можем слышать как эксперты говорят, что на Западе подавляющее большинство граждан и компаний законопослушно. На мой взгляд, это исходит не от каких-то особых качеств западных предпринимателей. Просто там экономически выгодно вести прозрачную для закона предпринимательскую деятельность. Для этого государство создает все необходимые условия. Можно сказать, что западная банковская инфраструктура позволяет предпринимателям комфортно работать, у нас же она часто вынуждает искать лазейки в законах. Некоторые специалисты в нашей стране выступают за то, чтобы банковская деятельность была диверсифицирована. В этом, на их взгляд, состоит ее основная «изюминка» — диверсификация как по рискам, так и уровням. Именно диверсификация может обеспечить устойчивость банковской деятельности. Разумеется, в этом случае органам государственной власти будет сложнее ее контролировать. Но, в конечном счете, прежде всего надо исходить из удобства потребителя, которому необходимо банковское обслуживание, а не из удобства надзирающей организации.

Следует также выделить одно из наиболее перспективных направлений развития банковских услуг — использование при ведении расчетов не только западных платежных систем, но и их отечественных аналогов, что безусловно тоже будет влиять на развитие внешнеэкономической деятельности как клиента банка, так и страны в целом. Следует ожидать дальнейшего расширения практики проведения платежей как через банкоматы, так и посредством Интернета, мобильных телефонов и прочее. Вообще, по оценкам специалистов, за Интернет-банкингом как инструментом взаимодействия банка и клиента в условиях быстрого развития новых технологий и внедрения их в нашей стране большое будущее. В любом случае необходимо развитие банковской инфраструктуры как основы деловых отношений между экономическими субъектами внутри страны и за ее пределами.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При осуществлении внешнеэкономических  операций предприятия и фирмы  вынуждены прибегать к услугам  банков. В связи с этим банковское обслуживание непосредственно влияет на организацию внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь.

Известно, что ведущие  коммерческие банки Беларуси стремятся выполнять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам.

Эффективная гибкая система  банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать развитию банковского обслуживания. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики. Конкуренция на рынке банковских услуг также влияет на количественные и качественные характеристики банковского обслуживания.

На ряду с выполнением  традиционных банковских услуг населению - привлечением средств в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц – современные банковские институты в нашей стране активно выполняют также электронные услуги, валютные операции, прочие услуги, в том числе трастовые, информационно-справочные, консультационные, фондовые и другие.

Значение активизации  роли банков, состоит в том, чтобы при наименьших затратах содействовать максимальному эффекту, наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов в банковском обслуживании, улучшению качества банковского обслуживания частных лиц, расширению спектра банковских услуг и снижению их себестоимости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Венская конвенция о договорах международной купли продажи товаров. - ООН, Документ A/CONF.97/18, Annex 1.
  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь №218-3 от 07.12.1998 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. №7-9. Ст. 101.
  3. Закон Республики Беларусь: Банковский Кодекс №356-3 от 10.01.2000// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №106, 2/219.
  4. О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций: Указ Президента Республики Беларусь № 7 от 04.01.2000 г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 5, 1/915.
  5. Письмо Национального банка Республики Беларусь от 04.11.1998 г. №31-06/5821
  6. Письмо Национального банка Республики Беларусь от 01.04.1998 г. №21-13/87 "О режиме счетов представительств нерезидентов"
  7. Положение о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь, утверждено Правлением Национального банка Республики Беларусь 25.06.96 г., протокол № 11. Положение Нацбанка РБ от 1.08.96 г. № 768// Бюллетень нормативно-правовой информации. 1996. №11. С.57.
  8. Постановление Национального Банка Республики Беларусь: Об утверждении инструкции о банковском переводе от 29.03.2001 N 66// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001. N 49, 8/5770
  9. Постановление Национального Банка Республики Беларусь: Об утверждении инструкции о порядке совершения банковских документарных операций от 29.03.2001 N 67// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. N45,8/5544
  10. Постановление Национального Банка Республики Беларусь: О размещении банками средств в банках-нерезидентах от 29.03.2001 г. № 74
  11. Постановление Национального Банка Республики Беларусь: Об установлении Национальным банком Республики Беларусь корреспондентских отношений и открытия корреспондентских счетов в иностранной валюте и драгоценных металлах от 18.02.2002 г. № 51.
  12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 г. №760, Национального банка Республики Беларусь от 26.05.2000 г. №26 "О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 20 октября 1998 г. №1602/60 и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30 июня 1999 г. №1006/28" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №53, 5/3278)
  13. Положением Национального банка Республики Беларусь от 1.08.96 г. N 768 “Положение о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь”, утвержденном Правлением Национального банка Республики Беларусь 25 июня 1996 г., протокол N 1.
  14. Положение о порядке открытия банками счетов клиентам, утвержденное постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.12.1998 г. (протокол №19) (Письмо Национального банка Республики Беларусь от 31.12.1998 г. №150) ("Банковский вестник", 1999 г., №3, с.19)
  15. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.02.2000г. №6.12 "О порядке осуществления платежей в белорусских рублях" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №34.8/3083)
  16. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.1998 г. № 1602, Национального банка Республики Беларусь от 20.10.1998 г. №60 "0 расчетах с нерезидентами Республики Беларусь" ("Рэспублiка" от 3.11.1998, №264; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., №29, ст.761)
  17. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.05.2000 г. №11.4 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь", утвержденное Правлением Национального банка Республики Беларусь 25 июня 1996 г. (протокол №11) ("Рэспубл1ка" от 2.08.2000 г., №170-171; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г.. №55, 8/ 3548; Бюллетень нормативно-правовой информации от 10.07.2000, №19)
  18. Соглашение между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь об организации расчетов между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь. Подписано в г. Минске 20 февраля 1997 г.
  19. Унифицированные правила по инкассо в редакции 1995 г.// Публикация Международной торговой палаты № 522.
  20. Антонов Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки – Москва.: Финстатпром, 1999 г.
  21. Балабанов И.Т. Риск менеджмент – Москва.: Финансы и статистика, 1998 г.
  22. Богуславский М.М. Международное частное право. - М: Между народные отношения, 1994г.
  23. Валютный риск и оптимальная валютная стрктура// Банковский вестник 2003 №4 С.25
  24. Внешнеторговая деятельность после Указа № 7 // Национальная Экономическая Газета. 2000. № 8 С. 10
  25. Гаджиев Ф.Р. Управление валютными рисками// МЭ и МО 2000. №9 С.66
  26. Горбузов В.Ф. «Финансово-кредитный словарь» – Москва: Финансы и статистика, 1994г.
  27. Гражданское право. Ч. 1-2. / Под. ред. Толстого - М. Проспект, 1997.
  28. Гринько И.С. Внешнеторговые сделки. - Сумы, 1994.
  29. Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право: Учебное пособие. - М.: Издательская группа «ФОРУМ», 1998.
  30. Жуков Е.Ф. «Банки и банковские операции» – Москва.: ЮНИТИ, 2000г.
  31. Законодательные основы внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь и нормативные документы по ведению международных кредитно-расчетных операций / Сборник нормативных документов – Мн.: Библиополис 1998г.
  32. Зыкин И.С. Внешнеэкономические операции: право и практика. - М. Международные отношения, 1994.
  33. Красавина Л.Н. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» – Москва.: Финансы и статистика, 2001 г.
  34. Лаврушин О.И. «Банковское дело» – Москва.: Банковский и биржевой научно-консультативный центр, 1999 г.
  35. Михайлов Д.М. Международные расчеты и гарантии.-М.:ФБК-Пресс,1998.
  36. Нестерова Т.Н. Банковские операции Ч.4 Банковское обслуживание внешнеэкономической деятельности – М.: Инфра М 1998г.
  37. Никитина Т. В. Банковский менеджмент – М.: Дело, 2002
  38. Отчет о деятельности АСБ «Беларусбанк» за 2003 год.
  39. Павлов В.В. Банковское обслуживание внешнеэкономической деятельности – М.: МГИМО 2000г.
  40. Правовые аспекты межбанковских расчетов: Сборник статей по банковскому праву / Отв. за выпуск В.Б. Колесник.-К.,1994.
  41. Рабец Н.В. Валютный риск: контролировать и сокращать// БНПИ 2003. № 36, С.42
  42. Рабец Н.В. Расчеты по внешнеэкономическим сделкам: тактика определяет результат// БНПИ 2002. №21 С. 51
  43. Севрук В.Т. Банковские риски - Москва.: Дело, 1999 г.
  44. Семенов К.А. Международные валютные и финансовые отношения М.: Инфра М, 1999
  45. Стоянова В.К. «Финансовый менеджмент теория и практика» – Москва.: Перспектива, 2002 г.
  46. Цветкова Е.В. Риски в экономической деятельности: уч. пособие, Мн.: Экопресс, 2002
  47. Bourguinat H. Finance International – Paris: Presses univ. de France, 1995
  48. Giannotti J.B., Smith R.W. Treasury Management: A Practitioner’s Handbook – N.Y.: Wiley, 1996
  49. Piter S. Rose Banking management – N.Y.: Wiley, 2001 г.
  50. Rodriguez R. Foreign-Exchange Management in US Multinationals – Lexington: Lexington books, 1991

Информация о работе Банковское обслуживание как элемент совершенствования организации внешнеэкономической деятельност