Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:32, курсовая работа
Целью рынка ценных бумаг является эффективное перераспределение денежных ресурсов в экономике. Он таит в себе как возможности быстрого обогащения, так и «подводные камни», столкновение с которыми может мгновенно разрушить созданное благосостояние. Рынок ценных бумаг связан и влияет на инфляцию в стране, обменный курс иностранной и национальной валют. Кроме того, ценные бумаги затрагивают и мировые связи, обращаясь на международном фондовом рынке.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ…………………4
1.1 История возникновения и развития рынка ценных бумаг……………….4
1.2 Характеристика рынка ценных бумаг Республики Беларусь…………….7
1.3 Понятие и виды ценных бумаг…………………………………………….9
2.АНАЛИЗ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ на современном этапе…………………………………………………….12
2.1 Обзор рынка ценных бумаг Республики Беларусь………………………12
2.2 Анализ рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь…………………………………………………………………………14
2.3 Государственный надзор и контроль за функционированием рынка ценных бумаг………………………………………………………………….20
2.4 Государственная регистрация выпусков ценных бумаг…………………22
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………28
3.1 Цели и задачи по развитию рынка ценных бумаг Республики Беларусь………………………………………………………………………..28
3.2 Проблемы развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь……...31
3.3 Перспективы развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь…..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих основных сегментов:
•именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».
Корпоративные ценные бумаги представлены преимущественно акциями предприятий и банков. Акционированные предприятия практически не выпускают облигации. Котировка акций на бирже не производится. Переоценка номинальной стоимости акций предприятий осуществляется путем переоценки стоимости основных фондов, в результате которой возрастает и стоимость акций. Стоимость акций банков корректируется за счет их индексации в зависимости от темпов инфляции в экономике республики. Вторичного рынка акций, то есть свободной купли-продажи ранее размещенных ценных бумаг, практически нет, поскольку объем биржевых сделок с корпоративными ценными бумагами очень незначителен. Сделки с акциями преимущественно осуществляются по прямым договорам между эмитентами и инвесторами. Вследствие названных причин ликвидность рынка корпоративных ценных бумаг чрезвычайно мала.
Более развитым сегментом рынка ценных бумаг является рынок государственных ценных бумаг. На нем обращаются такие виды ценных бумаг, как:
• краткосрочные обязательства Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца. Обязательства предназначены для регулирования денежной массы в обращении. Разработаны правила выпуска облигаций Национального банка Республики Беларусь с купонным доходом и на предъявителя, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Эти облигации предназначены, прежде всего, для привлечения свободных средств населения республики, хранимых в свободно конвертируемой валюте и не размещенных ранее в банках.
Рынок государственных ценных бумаг в Беларуси является наиболее развитым и технически хорошо оснащенным. Первичными инвесторами выступают банки, вторичными — кредитные и нефинансовые организации.
Муниципальные ценные бумаги в Беларуси представлены облигациями Минского и Брестского целевых жилищных займов. Средний срок их обращения составляет 115 дней. Эти облигации обращаются и на вторичном рынке.
Депозитные и сберегательные сертификаты выпускаются; банками республики на срок до одного года. Векселя — на срок около одного месяца. В республике также выпускаются и товарные векселя.
Именные приватизационные чеки «Имущество» были предназначены для участия граждан Беларуси в процессе приватизации государственного имущества. В соответствии с законодательством гражданин Беларуси должны были получить свою долю государственного имущества сначала путем получения определенного количества ИПЧ «Имущество», а затем обмена их на акции акционерных государственных предприятий. Обмен чеков на акции производился в отделениях Беларусбанка. Однако ни процесс чековой приватизации, ни создание класса собственников посредством выпуска ИПЧ «Имущество» своего развития и ожидаемых результатов в Беларуси не получили.
Еще одной характеристикой рынка ценных бумаг в Беларуси выступает межгосударственное обращение ценных бумаг субъектов хозяйствования, то есть операции по вывозу ценных бумаг белорусских эмитентов либо по ввозу ценных бумаг иностранных эмитентов. Процесс ввоза-вывоза ценных бумаг регламентируется Советом Министров Республики Беларусь. К настоящему времени иностранными инвесторами были приобретены акции более чем 100 белорусских предприятий. Однако говорить о том, что портфельные инвестиции за счет вложения средств в акции белорусских предприятий стали весомым фактором в экономике Беларуси, было бы преждевременным.
Наиболее развитым и ликвидным сегментом рынка ценных бумаг в Республике Беларусь является рынок государственных ценных бумаг. Объемы размещения государственных займов и расходы по их погашению и обслуживанию определяются в Законе о бюджете Республики Беларусь на очередной год, исходя из прогнозного уровня инфляции, роста ВВП и других макроэкономических показателей.
Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь являются(приложение А, Б):
1. Министерство
финансов Республики Беларусь - эмитент,
выступающий от имени
2. Национальный
банк Республики Беларусь - финансовый
агент Правительства по
3. Инвесторы
– профессиональные участники
рынка ценных бумаг,
Спектр инструментов фондового рынка, которые может использовать Правительство Республики Беларусь для привлечения и перераспределения свободных денежных средств достаточно велик. В настоящее время в соответствии с законодательством Республики Беларусь Министерство финансов от имени Правительства выпускает следующие государственные ценные бумаги:
для юридических лиц
- государственные краткосрочные облигации,
-·государственные долгосрочные облигации,
- государственные
облигации, номинированные в
- векселя
Правительства Республики
для физических лиц:
- облигации
государственного выигрышного
- облигации
государственного
Наибольшим
спросом у инвесторов - юридических
лиц пользуются государственные
краткосрочные и
Владельцами
государственных краткосрочных
облигаций (со сроком обращения до одного
года) (ГКО) и государственных долгосрочных
облигаций (со сроком обращения один
год и более) (ГДО) могут быть юридические
как резиденты, так и нерезиденты
Республики Беларусь. Облигации эмитируются
отдельными выпусками на основании
решения Министерства финансов. Данные
ценные бумаги выпускаются в виде
записей на счетах с дисконтным или
процентным доходом. По облигациям с
дисконтным доходом при погашении
выплачивается номинальная
Приобрести ГКО и ГДО можно:
1) на
аукционах, которые проводятся
на ОАО «Белорусская валютно-
2) по
договору с Министерством
Государственные
облигации, номинированные в свободно
конвертируемой валюте, являются именными
государственными ценными бумагами
и выпускаются в виде записей
на счетах. Облигации могут быть
с купонным доходом (выплачивается
ежемесячно, ежеквартально) или процентным
доходом (выплачивается при погашении).
Эмиссия облигаций
По обоюдному согласию эмитента и инвестора возможно досрочное погашение или обмен облигаций (ГКО, ГДО, государственных облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте) на новые выпуски.
Рынок государственных ценных бумаг в Республике Беларусь функционирует с февраля 1994 года.[2 стр. 54-58]
В республике за последние годы достигнут определенный прогресс и наметились положительные тенденции в развитии рынка правительственных долговых обязательств. Данный сегмент финансового рынка динамично развивается за счет расширения номенклатуры выпускаемых ценных бумаг и совершенствуется путем внедрения новых способов их размещения.
Возросшая
привлекательность рынка
- разнообразием
сроков обращения (3, 6, 9 месяцев, 1
год и более) предлагаемых
- внедрением
нового вида аукциона –
- сохранением
положительной реальной
- участием нерезидентов;
- активизацией вторичного рынка;
Биржевой рынок государственных ценных бумаг выступает в качестве одного из важнейших элементов республиканского финансового рынка, с помощью которого Правительством и Национальным банком Республики Беларусь решаются задачи денежно-кредитного регулирования на макроэкономическом уровне.
За ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» закреплено исключительное право на организацию вторичного обращения государственных ценных бумаг. Вторичное обращение государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 1681/63 от 02.11.1998 года осуществляется только через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» через участников торгов государственными ценными бумагами, в качестве которых выступают члены Секции фондового рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", заключившие с ним соответствующие договора, и Национальный банк Республики Беларусь.
Следует отметить, что в структуре сделок ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" преобладают сделки с государственными ценными бумагами (77 % от всех сделок и 90 % от общего объема).
Информацию о размещениях ценных бумаг Правительства с указанием параметров эмиссии, результатах продаж Министерство финансов распространяет через электронную информационно-справочную систему Белорусской валютно-фондовой биржи (www.bcse.by), банков (www.belarusbank.minsk.by, www.priorbank.by), Национального банка (www.nbrb.by), на собственном Интернет-сайте (http://ncpi.gov.by/minfin), с помощью публикаций в периодической печати.
Налогообложение операций иностранных юридических лиц в Республике Беларусь с государственными ценными бумагами зависит от того, осуществляют ли они свою деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство либо получают доходы от источников в Республике Беларусь, не открывая постоянного представительства на ее территории.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 23.12.1999 г. № 43 «О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности» плательщики налога на доходы вправе уменьшить налогооблагаемую базу на суммы доходов, полученные от операций с государственными ценными бумагами и определяемые как разница между ценой:
- погашения и ценой приобретения ценных бумаг, уменьшенные на сумму расходов по данным операциям – при погашении ценных бумаг эмитентом;
- реализации
ценных бумаг, но не выше
их текущей стоимости на день
продажи, и ценой приобретения
таких бумаг, уменьшенные на
сумму расходов по данным
Иностранные юридические лица, не осуществляющие деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. №43 «О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности» доходы, полученные указанными организациями от операций с государственными ценными бумагами, подлежат льготному налогообложению:
- плательщики
налога на доходы вправе
- погашения
и ценой приобретения ценных
бумаг, уменьшенные на сумму
расходов по данным операциям,
- при погашении ценных бумаг
эмитентом в форме,