Белорусский рынок государственных ценных бумаг: становление, эволюция, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью рынка ценных бумаг является эффективное перераспределение денежных ресурсов в экономике. Он таит в себе как возможности быстрого обогащения, так и «подводные камни», столкновение с которыми может мгновенно разрушить созданное благосостояние. Рынок ценных бумаг связан и влияет на инфляцию в стране, обменный курс иностранной и национальной валют. Кроме того, ценные бумаги затрагивают и мировые связи, обращаясь на международном фондовом рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ…………………4
1.1 История возникновения и развития рынка ценных бумаг……………….4
1.2 Характеристика рынка ценных бумаг Республики Беларусь…………….7
1.3 Понятие и виды ценных бумаг…………………………………………….9
2.АНАЛИЗ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ на современном этапе…………………………………………………….12
2.1 Обзор рынка ценных бумаг Республики Беларусь………………………12
2.2 Анализ рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь…………………………………………………………………………14
2.3 Государственный надзор и контроль за функционированием рынка ценных бумаг………………………………………………………………….20
2.4 Государственная регистрация выпусков ценных бумаг…………………22
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………28
3.1 Цели и задачи по развитию рынка ценных бумаг Республики Беларусь………………………………………………………………………..28
3.2 Проблемы развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь……...31
3.3 Перспективы развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь…..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 312.86 Кб (Скачать файл)

- реализации  ценных бумаг, но не выше  их текущей стоимости на день  продажи, и ценой приобретения  таких бумаг, уменьшенные на  сумму расходов по данным операциям, - при купле-продаже ценных бумаг  организациями (за исключением  брокерских и иных посреднических  операций).

Если  международным  договором Республики Беларусь установлены иные правила  налогообложения указанных доходов, то применяются правила международного договора Республики Беларусь.

В случае, когда согласно таким договорам  указанные доходы подлежат освобождению от налога в Республике Беларусь и  обложению в стране резидентства иностранной организации, то для получения полного или частичного освобождения от налога на доходы иностранное юридическое лицо самостоятельно или через лицо, начисляющее (выплачивающее) доход, обязано представить в налоговые органы Республики Беларусь официальное подтверждение факта постоянного местопребывания иностранного юридического лица в государстве, с которым Республика Беларусь имеет действующее международное соглашение по налоговым вопросам.

Для открытия счета "депо" в депозитарии  Республики Беларусь нерезиденту необходимо представить в депозитарий следующие  документы:

Счет "депо" открывается депоненту на основе заключенного с депозитарием депозитарного  договора.

1. Письменное  заявление на открытие счета  "депо".

2. Копию  свидетельства о государственной  регистрации юридического лица, удостоверенную нотариально или  органом, производившим регистрацию.

Перевод свидетельства о государственной  регистрации должен быть нотариально  заверен только белорусским нотариусом (или нотариусом РФ).

3. Копию  устава, удостоверенную нотариально  или органом, производившим регистрацию,  а в случаях, установленных  законодательством, - вышестоящей организацией.

Перевод устава должен быть так же нотариально  заверен только белорусским нотариусом (или нотариусом РФ).

4. Документ, подтверждающий назначение на  должность лиц, имеющих право  действовать от имени юридического  лица без доверенности.

Перевод устава должен быть нотариально заверен  только белорусским нотариусом (или  нотариусом РФ). Если представляется, апостилированный документ, то дата оформления апостиля не должна превышать 3 месяцев.

5. Дубликат  извещения о присвоении учетного  номера налогоплательщика Открытие  нескольких счетов "депо" по  одному дубликату извещения не  допускается. Дубликат извещения  о присвоении учетного номера  налогоплательщика действителен  до закрытия счета "депо" в депозитарии. Открытие счета  "депо" по отснятым копиям, ксерокопиям  извещений о присвоении учетного  номера налогоплательщика запрещено.[6]

До открытия счета нерезидент обязан получить УНП, для чего необходимо представить  в налоговую инспекцию РБ:

•копии  учредительных документов, предусмотренных  Гражданским кодексом Республики Беларусь для соответствующей организационно - правовой формы юридического лица (устав, учредительный договор, положение), удостоверенные нотариально или  органом, производившим регистрацию;

•копию  документа о регистрации (свидетельство  о регистрации), удостоверенную нотариально  или органом, производившим регистрацию;

Предоставление  указанных документов должно осуществляться только доверенным лицом, имеющим соответствующую  доверенность. Предоставление документов по почте не допускается.

6. Карточку  с образцами подписей должностных  лиц (имеющих право, распоряжаться  счетом "депо") и оттиска печати  владельца счета "депо", заверенную  нотариально. Карточка с образцами  подписей должностных лиц может  заверяться вышестоящей организацией  в случаях, предусмотренных законодательством  Республики Беларусь.

Карточка  с образцами  подписей должностных  лиц (имеющих право распоряжаться  счетом "депо") и оттиска печати владельца счета "депо", заверяется нотариально только при наличии  Справки о внесении в реестр налогоплательщиков руководителя и главного бухгалтера, выданной налоговой инспекцией. При  этом Справка выдается налоговой, инспекцией только руководителю или главному бухгалтеру нерезидента, Для получения Справки  должен быть произведен опрос руководителя с участием сертифицированного переводчика.

Кроме этого  при открытии нерезидентом счета  в белорусском банке может  быть потребована Справка из РУСП «Белгосстрах».

В депозитариях Республики Беларусь (ЦДНБ РБ, а также  в некоторых депозитариях второго  уровня обмен (в т.ч. межгосударственный) соответствующей информацией о трансграничных платежах по операциям с ценными бумагами осуществляется на базе согласованных электронных сообщений, формируемых в форматах международных стандартов SWIFT (Всемирная межбанковская финансовая телекоммуникационная сеть).

С помощью  данной системы SWIFT проходит (направляется) подтверждение по заключенной сделке с ценными бумагами (зачисление ценных бумаг на счет «Депо» владельца-нерезидента на территории Республики Беларусь, а при погашении их списание с данного счета). На основании данных сообщений нерезидент отражает по балансу приобретенные государственные ценные бумаги Республики Беларусь.

2.3 Государственный надзор и контроль за функционированием рынка ценных бумаг

 

Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельности на рынке ценных бумаг, относятся:

  • Президент, Национальное собрание, Совет Министров, которые формируют фондовый рынок на основе принятия соответствующих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием. При Правительстве Республики Беларусь создан Совет по ценным бумагам, куда вошли представители Министерства финансов,  Национального банка,  Мингосимущества, других заинтересованных министерств и ведомств, который координирует деятельность этих органов;
  • Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция — это собственно регулирование фондового рынка посредством издания законодательных актов. Вторая — непосредственное участие на рынке ценных бумаг.  Национальный банк является агентом правительства по размещению государственных займов, организатором вторичного рынка государственных ценных бумаг и одновременно финансовым посредником на нем по поручению правительства, выпускает собственные ценные бумаги, выполняет функции депозитария, осуществляет платежи, связанные с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг. Министерство финансов участвует на рынке ценных бумаг в качестве представителя эмитента (государства) для организации выпусков государственных ценных бумаг;
  • Государственный комитет по ценным бумагам Республики Беларусь, в функции которого входят:
  • государственное регулирование, контроль и надзор за рынком ценных бумаг, их выпуском и обращением, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам;
  • регистрация выпусков ценных бумаг;
  • лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам;

• Мингосимущество Республики Беларусь определяет порядок выпуска и обращения приватизационных чеков, а также отбирает предприятия, подлежащие акционированию, осуществляет регулирование и контроль за деятельностью чековых и инвестиционных фондов, регистрацию выпусков их ценных бумаг и ценных бумаг акционируемых предприятий;

• Министерство экономики, Государственный налоговый  комитет, Государственный таможенный комитет, издающие законодательно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондового рынка.[3]

В ходе проведенных  проверок, а также анализа данных, полученных из депозитарной системы  и предоставленных непосредственно  акционерными обществами, было выявлено значительное необоснованное отвлечение средств акционерных обществ  вместо их направления на развитие предприятия, пополнение запасов оборотных  средств либо решение социально-экономических  задач. Сводные данные о количестве проведенных проверок за 2012 год приведены в таблице 1.

 

 Таблица 1. Сводные данные о количестве проведенных проверок  за 2012 год

Область

Проведено проверок

Эмитентов

Профучастников

филиалов АСБ "Беларусбанк"

Прочие (векселедатели, предприятия  РУП «Белорусские лотереи» и т.д.)

всего

Всего

В том числе депозитариев

Брестская

21

5

1

5

1

32

Витебская

46

5

5

4

1

56

Гомельская

59

5

1

5

4

73

Гродненская

48

4

3

4

3

59

г. Минск

39

2

2

0

0

41

Минская

18

2

2

1

1

22

Могилевская

22

1

1

2

7

32

Центральный аппарат

26

13

5

1

4

44

ВСЕГО:

279

37

20

22

21

359


 

В целом  среди основных видов нарушений  за 2012 год можно выделить следующие:

- несвоевременное  представление отчетности – 64,2%;

- несвоевременная  регистрация ценных бумаг –  34,5%;

-иные  нарушения (в том числе нарушения  вексельного законодательства) –  1,3%.

В целях  обеспечения прозрачности рынка  ценных бумаг в 2006 году Комитет по ценным бумагам проводил целенаправленную деятельность по созданию системы раскрытия  информации. Одним из ее результатов  стало значительное увеличение количества эмитентов, предоставляющих информацию об итогах своей деятельности (на сегодняшний  день - порядка 95% общего количества ОАО; отчеты не представлялись вновь созданными акционерными обществами и обществами, находившимися в стадии ликвидации). Также проводилась постоянная работа по учету, оценке и реализации (погашению) ценных бумаг, арестованных, конфискованных или обращенных в доход государства.

Одним из направлений контрольной деятельности Комитета по ценным бумагам является надзор за соблюдением законодательства при организации биржевых торгов ценными бумагами и совершении сделок на фондовой бирже, за соблюдением правил допуска ценных бумаг к торгам на бирже. Данные функции, а также  контроль за достоверностью предоставляемой информации ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» в отчетном периоде осуществлял главный государственный биржевой инспектор. [2 стр. 120-127]

 

2.4 Государственная регистрация выпусков  ценных бумаг

 

По состоянию  на 01.01.2010 количество акционерных обществ  увеличилось по сравнению с 01.01.2009 на 90 и составило 4291, из них 1892 – открытых акционерных обществ, 2399 – закрытых акционерных обществ.

Объем эмиссии  акций действующих эмитентов  по состоянию на 01.01.2010 увеличился по сравнению с 01.01.2009 на 23,2 % и составил 40,6 трлн. рублей, в том числе 29,87 трлн. рублей – эмиссия акций открытых акционерных обществ, 10,76 трлн. рублей – закрытых акционерных обществ.

 

Динамика  объема эмиссии акций представлена на графике (рис. 1.1).

Рис. 1.1 - Динамика объема эмиссии акций представлена на графике

Примечание  – Источник: [12]

Общая сумма  изменения эмиссии акций акционерных  обществ за 2009 г. составила 9,6 трлн. рублей (в 2008 г. - 14,7 трлн. рублей), в том числе:

- приватизируемые  предприятия – 5,9 трлн. рублей;

- банки –  0,8 трлн. рублей;

- страховые – 0,2 трлн. рублей;

- прочие  – 2,7 трлн. рублей.

Информация о работе Белорусский рынок государственных ценных бумаг: становление, эволюция, перспективы