Белорусский рынок государственных ценных бумаг: становление, эволюция, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью рынка ценных бумаг является эффективное перераспределение денежных ресурсов в экономике. Он таит в себе как возможности быстрого обогащения, так и «подводные камни», столкновение с которыми может мгновенно разрушить созданное благосостояние. Рынок ценных бумаг связан и влияет на инфляцию в стране, обменный курс иностранной и национальной валют. Кроме того, ценные бумаги затрагивают и мировые связи, обращаясь на международном фондовом рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ…………………4
1.1 История возникновения и развития рынка ценных бумаг……………….4
1.2 Характеристика рынка ценных бумаг Республики Беларусь…………….7
1.3 Понятие и виды ценных бумаг…………………………………………….9
2.АНАЛИЗ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ на современном этапе…………………………………………………….12
2.1 Обзор рынка ценных бумаг Республики Беларусь………………………12
2.2 Анализ рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь…………………………………………………………………………14
2.3 Государственный надзор и контроль за функционированием рынка ценных бумаг………………………………………………………………….20
2.4 Государственная регистрация выпусков ценных бумаг…………………22
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………28
3.1 Цели и задачи по развитию рынка ценных бумаг Республики Беларусь………………………………………………………………………..28
3.2 Проблемы развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь……...31
3.3 Перспективы развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь…..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 312.86 Кб (Скачать файл)

Дестабилизирующее влияние на белорусский  рынок ценных бумаг оказывают  инфляция и инфляционные ожидания. Это характерно для всех стран  в переходный период. Риск обесценения  денег сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера.

На активности фондового рынка негативным образом  сказывается практическое отсутствие вторичного рынка ценных бумаг, что  тесно связано с вопросами  приватизации и разгосударствления, а также механизмами определения реальных рыночных цен на находящиеся в обращении ценные бумаги.

Важным  направлением развития биржевой торговли в Республике Беларусь является интеграция фондовых рынков, и, в частности, фондовых бирж стран СНГ, что позволит котировать ценные бумаги белорусских эмитентов на торговых площадках стран СНГ, а в дальнейшем и на фондовых биржах Центральной и Восточной Европы.

Не менее  важным представляется работа по переводу торговли ценными бумагами с внебиржевого рынка на централизованный биржевой рынок. Данные меры приведут к повышению  ликвидности и прозрачности рынка, и позволит всем участникам фондового  рынка заключать сделки с ценными  бумагами на конкурентной основе, что  в перспективе, возможно, будет способствовать отмене моратория на отчуждение акций.

Рост  ликвидности, повышение прозрачности эмитентов, появление разнообразного спектра рублевых облигаций в  свою очередь приведут к тому, что  существенно расширится состав инвесторов на рынке корпоративных долговых бумаг. Для участников финансового  рынка, которые заинтересованы в  первую очередь в умеренном риске  вложений (включая физических лиц), такие инвестиции позволяют участвовать  в финансировании компаний реального  сектора некредитным организациям.

Для развития рынка ценных бумаг Беларуси необходимо совершенствование денежно-кредитной  политики, включая валютную, инвестиционную, структурную.

Развитие  рынка ценных бумаг должно осуществляться по следующим направлениям:

  • формирование институционального механизма и эффективной инфраструктуры рынка ценных бумаг;
  • совершенствование механизма биржевой торговли;
  • дальнейшее развитие и совершенствование торгово-расчетных механизмов, повышение уровня информационного и аналитического обслуживания участников торгов;
  • развитие институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний и фондов, инвестиционных фондов);
  • создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов;
  • унификация законодательства по ценным бумагам Республики Беларусь и Российской Федерации.

Задача, которая стоит перед инфраструктурой  рынка ценных бумаг, заключается  в том, чтобы освободить участников этого рынка или хотя бы снизить  их возможные потери от чрезмерных и вполне определенных видов риска.

С совершенствованием обращения ценных бумаг всех видов  должна и совершенствоваться и система  их учета на предприятиях. Она должна быть относительно простой, чтобы не отпугивать инвесторов.

Рынок ценных бумаг Беларуси должен стать составной частью мирового рынка финансовых ресурсов, предоставляя иностранным инвесторам надежный механизм и гарантии для осуществления портфельных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

 

3.2 Проблемы развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь

 

Несмотря  на прогнозируемость текущей ситуации и относительное спокойствие  в период благоприятной рыночной конъюнктуры, существует ряд нерешенных проблем. Прежде всего, это касается постоянного наращивания эмитентом  внутреннего государственного долга. По состоянию на 1 января 2013 года в  обращении находилось 684  выпуска  облигаций 255  эмитентов на сумму  эмиссии Br 66 217, 6 млрд., а емкость рынка, оцениваемая Минфином, - около 70 000 млрд. белорусских рублей. В ближайшее время у операторов рынка будет оставаться все меньше внутренних возможностей для инвестирования средств в государственные облигации. [9]

Таблица 2. Основные показатели по государственным ценным бумагам (облигации для юридических и физических лиц). По данным министерства финансов РБ; миллиардов рублей.

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Объём выпуска

2136,6

3310,9

3225,2

3427,9

93,6

95,0

15142,6

Объём размещения

1827,8

2248,3

2132,2

3192,9

93,6

95,0

15142,6

Объём погашения

875,0

1167,9

1741,1

1452,7

3452,9

392,6

162,7


Источник  [14].

Дополнительным фактором снижения интереса к бумагам Минфина может  стать их доходность. Она уже подходит к своим критическим значениям. В этой связи Минфину явно придется подстраиваться под потребности  рынка. Наиболее приемлемыми мерами в повышении привлекательности  облигаций может стать работа по увеличению ликвидности выпусков ГКО и ГДО, а также предложение  инвесторам инструментов с различными сроками обращения. Что касается низкой ликвидности облигаций, то, прежде всего, это проблема наличия в  обращении большого количества выпусков. Чем больше их, тем меньше сделок заключается с каждым из них.

Во-первых, сокращение количества выпусков, находящихся в обращении, позволит стать им более ликвидными. Это неминуемо отразится на повышении емкости рынка, поскольку расширит круг инвесторов, для которых привлекательность инструмента заключается в его ликвидности. Во-вторых, малое число больших по объему эмиссии выпусков позволит и самому Минфину иметь более широкие возможности по оптимизации расходов.

Таким образом, основная часть средств инвесторов идет не в реальный сектор экономики, а на обслуживание государственных  расходов. Кроме того, значительную часть ГЦБ приобретают финансовые и инвестиционные институты (в первую очередь банки), которые реализуют  эти бумаги через некоторое время  государству с весьма существенной для себя премией. Таким образом, сегодня ГЦБ не выполняют основной своей роли - повышения благосостояния населения и подъема экономики. Поэтому основным направлением развития фондового рынка должно стать  направление рынка ГЦБ в сторону  массового инвестора – юридических  и физических лиц. [8, с.95]

Кроме того, одно из направлений развития белорусского рынка государственных ценных бумаг  – расширение сотрудничества с Россией. Однако если Беларусь без ограничений  будет допущена на российский рынок, то в отношении россиян потребуется  сделать аналогичный шаг. А это  приведет к весьма ощутимой конкуренции  белорусским ГЦБ.

Определение роли государства на рынке ценных бумаг является важным вопросом. Повышение  роли государства на рынке ценных бумаг в первую очередь заключается  в разработке долгосрочной концепции  и политики действий по восстановлению рынка и его текущему регулированию. Главный принцип такого регулирования  – реализация общенациональных интересов  и обеспечение гарантий безопасности инвестиционной деятельности в экономике.

 

3.3 Перспективы развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь

Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе  являются:

- концентрация  и централизация капиталов;

- интернационализация  и глобализация рынка;

- повышения  уровня организованности и усиление  государственного контроля;

- компьютеризация  рынка ценных бумаг;

- нововведения  на рынке;

- секьюритизация;

- взаимодействие  с другими рынками капиталов.

Тенденции к концентрации и централизации  капиталов имеет два аспекта  по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются  все новые участники, для которых  данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения  крупных, ведущих профессионалов рынка  на основе как увеличение их собственных  капиталов (концентрация капитала), так  и путем их слияния в еще  более крупные структуры рынка  ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что  национальных капитал переходит  границы стран, формируется мировой  рынок ценных бумаг, по отношению  к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг  принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется  непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

Надежность  рынка ценных бумаг и степень  доверия к нему со стороны массового  инвестора напрямую связаны с  повышением уровня организованности рынка  и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Поэтому все участники рынка заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка - государством.

Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат  широчайшего внедрения компьютеров  во все области человеческой жизни  в последние десятилетия. Без  этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных  формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила  совершить революцию как в  обслуживании рыка, прежде всего через  современные системы быстродействующих  и всеохватывающих расчетов для  участников и между ними, так и  в его способах торговли. Компьютеризация  составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

Нововведения  на рынке ценных бумаг:

- новые  инструменты данного рынка;

- новые  системы торговли ценными бумагами;

- новая  инфраструктура рынка.

Новыми  инструментами рынка ценных бумаг  являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и  разновидностей.[11]

Сектор  государственных облигаций на протяжении ряда лет является лидирующим сегментом  фондового рынка. Для сравнения: объем торгов государственными ценными  бумагами более чем в 10 раз превышает  объем торгов акциями. Во многом это  объясняется льготированием доходов  по операциям с государственными ценными бумагами. Надо учесть, что  данные ценные бумаги позволяют банкам оперативно и без риска нарушения  установленных Национальным банком Республики Беларусь лимитов регулировать свою ликвидность.

Тем не менее в развитии рынка государственных ценных бумаг нашей страны уже достаточно долго не наблюдается сколь-нибудь значимых положительных подвижек. Косметические изменения в законодательстве вряд ли способны сдвинуть его с мертвой точки, более же существенные нововведения, как правило, утопают в бесконечных согласованиях со всеми "заинтересованными".

Обычно развитие эффективных рынков ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В Беларуси зарождение и становление фондового  рынка, его развитие происходит на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках  рынка ценных бумаг и общеэкономических  процессов вызывает кризисные явления  на этом рынке.

— отсутствие четко разработанной концепции  реформирования экономики;

  • низкие темпы приватизации и акционирования собственности, отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и населения к вложению средств в ценные бумаги;
  • недостаточно активная роль государства в создании и развитии фондового рынка;

Однако  заметим, что Государственным комитетом  по ценным бумагам проводится постоянная работа по совершенствованию рынка  ценных бумаг.

С участием органов госуправления, Нацбанка и профучастников рынка проводятся семинары и консультации по вопросам совершенствования и дальнейшего развития депозитарной и расчетно-клиринговой систем страны.

Необходимым условием для этого должна стать  институциональная сеть предприятий, специализирующихся на работе с ценными  бумагами и связанных с эффективной  системой платежей. Центральный депозитарий  должен войти в международную  сеть центральных депозитарных учреждений торговых систем и международных  организаций по стандартизации для  обеспечения представительства  субъектов фондового рынка Беларуси на мировом рынке. Необходимо установить жесткую процедуру допуска ценных бумаг иностранных эмитентов  на национальный фондовый рынок, которая обеспечивала бы защиту внутреннего инвестора.

Информация о работе Белорусский рынок государственных ценных бумаг: становление, эволюция, перспективы