Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 23:53, дипломная работа
Актуальность темы дипломного проекта заключается в том, что в современных условиях развития мировой экономики внешнеэкономические связи приобретают все большее значение и во многом определяют, как развитие Российской Федерации, в целом, так и отдельных ее субъектов.
Таким образом, внешнеэкономические связи являются важной составляющей деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.
Однако такое партнерство не является самоцелью, так как внешнеэкономическая деятельность субъекта Российской Федерации – это реальное средство модернизации региональной экономики, возможность формирования фондов, которые непосредственно направляются на нужды соответствующего субъекта Российской Федерации.
- порядок открытия и
прекращения деятельности
- порядок выдачи разрешений
на открытие в Санкт-
- порядок информационного
обеспечения внешнеторговой
Таким образом, в Санкт-Петербурге создана нормативно-правовая база, регулирующая отношения города с Францией.
Выводы
Анализ внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга с Францией позволяет сделать следующие выводы:
1. В настоящее время в структуре внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга с Францией значительную роль играют внешняя торговля и инвестиционное сотрудничество.
На сегодняшний день наблюдается сокращение товарооборота, которое обусловлено, в первую очередь, снижением импорта, при этом структура импорта осталась неизменной - это машины и оборудование, продукция химической промышленности, включая фармацевтическую и парфюмерную, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
Экспорт товаров из Петербурга имеет сырьевую направленность – 95 процентов экспорта приходится на поставки минерального топлива, 1 процент – на алюминий и изделия из него и столько же на черные металлы.
Залогом успешного развития экономики любого региона являются инвестиции в производственную область и в сферу услуг. Динамика инвестиций в Санкт-Петербурге и Ленинградской области вполне вписывается в рамки общероссийских тенденций.
Как показал анализ, Франция не входит в группу ведущих стран-инвесторов Санкт-Петербурга по инвестициям. Однако накопленные французские инвестиции занимают в экономике города существенное место.
2. Государственное регулирование внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга с Францией, в целом, осуществляет Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга, созданный при Правительстве города.
Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга проводит государственную политику и осуществляет государственное управление в сфере международного и межрегионального сотрудничества Санкт-Петербурга, в том числе и с Францией, межнациональных отношений на территории Санкт-Петербурга, а также осуществляет координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в данной сфере и др.
Роль Комитета по внешним связям огромна, с одной стороны, своей деятельностью он способствует укреплению рыночных отношений между Санкт-Петербургом и Францией, с другой стороны – международных, например, в сфере политики.
3. В Санкт-Петербурге создана нормативно-правовая база, регулирующая отношения города с Францией:
• в настоящее время действует Закон Санкт-Петербурга от 07.07.2008 г. № 420-68 «О соглашениях, об осуществлении международного сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей», который определяет основные принципы заключения соглашений об осуществлении международного сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей: соглашений Санкт-Петербурга; соглашений, заключаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга;
• Закон Санкт-Петербурга от 08.07.2008 г. № 418-70 «О международном сотрудничестве, международных и внешнеэкономических связях Санкт-Петербурга», в котором установлены полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в области международного сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга и др.
Глава 3. Совершенствование государственного регулирования внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга с Францией
3.1 Проблемы и перспективы развития государственного регулирования внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга с Францией
Как показал анализ, проведенный в главе 2, современный этап внешнеэкономических связей между Санкт-Петербургом и Францией характеризуется стабильностью. Франция является одним из главных партнеров Санкт-Петербурга среди стран дальнего зарубежья и по итогам 1 полугодия 2011 года входит в десятку главных торговых партнеров (занимает 10-е место).
Исходя из анализа развития внешнеэкономических связей между Санкт-Петербургом и Францией, проведем исследование факторов и проблем, которые мешают развитию внешнеторговых контактов и оказывают свое влияние на изменения в товарной структуре экспорта и импорта.
В товарной структуре экспорта преобладают минеральные продукты, в первую очередь, сырая нефть, хотя в Санкт-Петербурге нефть и не добывается. Такая товарная структура экспорта объясняется тем фактом, что в Санкт-Петербурге по адресу ул. Почтамтская, д.3-5 располагается головной офис компании ОАО «Газпром нефть». С одной стороны, такая товарная структура является положительным моментом, так как в бюджет Санкт-Петербурга поступают значительные налоговые отчисления. Кроме того, добыча в самом городе не производится, а, следовательно, меньше рисков для экологической обстановки. Но с другой стороны, такое положение дел вызывает определенную тревогу, так как экспорт не приносит дополнительной прибыли непосредственно предприятиям Санкт- Петербурга и не позволяет направлять эту прибыль на развитие инноваций и технической модернизации.
Если рассматривать перспективы развития экспорта во Францию, необходимо выделить те предприятия города, которые могут поставлять свою продукцию в эту страну. Несмотря на то, что Санкт-Петербург является промышленным центром РФ, продукция предприятий широко известна за рубежом. В настоящее время предприятия города во многом еще не конкурентоспособны, особенно со странами ЕС, в том числе и с Францией. Санкт-Петербург и Франция имеют во многом очень схожую структуру промышленности, в первую очередь, это относится к машиностроению. Санкт-Петербург - один из центров машиностроения в РФ, здесь расположены крупнейшие в стране машиностроительные заводы. Однако конкурировать с французскими машиностроительными заводами они не могут в силу многих причин. Но среди предприятий машиностроительного комплекса есть все же предприятия, которые не только конкурентоспособны, но и могут представлять интерес для французского бизнеса. Это в основном предприятия оборонного комплекса.
Проведем анализ перспектив развития сотрудничества предприятий оборонного комплекса Северной столицы и Франции. Одним из предприятий, продукция которого может представлять интерес для французской стороны, является ОАО «ЛОМО».
ОАО «ЛОМО» является крупнейшим оптико-механическим предприятием не только в России, его продукция известна и за рубежом. Предприятие выпускает как гражданскую, так и оборонную промышленность. Гражданская продукция экспортируется во многие страны мира. США занимает 2-е место среди импортеров гражданской продукции. Гражданская продукция не поставляется на экспорт во Францию, так как аналогичная продукция производится на территории Франции. Так, например, одним из производителей является фирма Paralux. Данное предприятие производит бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы.
Для Франции наибольший же интерес представляет оборонная продукция, выпускаемая на ОАО «ЛОМО». В настоящее время доля оборонной промышленности ОАО «ЛОМО» после многолетнего спада вновь стала возрастать. Еще во времена СССР именно «ЛОМО» являлось одним из крупнейших оборонных предприятий всей страны, продукция шла на экспорт, в страны Варшавского Договора, Анголу. В настоящее время ОАО «ЛОМО» выпускает продукцию оборонного назначения, в том числе оптические и тепловые головки самонаведения высокоточного оружия, приборы наблюдения, обнаружения и астрокоррекции, продукция специального космического и наземного телескопостроения, информационные системы лазерной и оптической обработки информации. Поставки оборонной продукции ведутся в основном для стран СНГ, АТЭС, проявляют интерес к продукции и страны Латинской Америки. В то же время страны ЕС, в том числе и Франция, не являются активными торговыми партнерами ОАО « ЛОМО» в этой области, хотя и проявляют интерес. Еще в 2003 году проходили переговоры с руководителями французской фирмы THALES Optronic Systems. ОАО «ЛОМО» старается продвигать свою продукцию во Франции, предприятие участвует в многочисленных международных выставках, в том числе и на территории Франции. Так, в июне 2012 года делегация ОАО « ЛОМО» примет участие в ЕВРОСАТОРИ – 2012-выставка вооружения и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО. Правда, продукция предприятия на этой выставке представлена не будет. Одним из факторов, сдерживающих развитие контактов, именно, в этой отрасли, является секретность, необходимость получения разрешений на поставку обороной продукции. Кроме того, все экспортные операции оборонной продукции проходят только при посредничестве ОАО «Рособоронэкспорт». Решить данные проблемы можно, если ОАО «Рособоронэкспорт» будет активнее выступать как торговый посредник, более широко продвигать оборонную продукцию ОАО « ЛОМО» на рынках Франции.
Такие же задачи стоят и еще перед двумя потенциальными экспортерами обороной продукции: ОАО «Климов» и ОАО «Красный Октябрь». Выбор данных предприятий как экспортеров продукции во Францию объясняется тем фактором, что она является одним из мировых центров авиационной промышленности.
Оба предприятия специализирую
ОАО «Климов» занимается разработкой, производством и сервисным обслуживанием двигателей для самолетов и вертолетов. На предприятии не предусмотрен серийный выпуск изделий, здесь лишь разрабатываются двигатели и происходит их сборка. Данное предприятие должно представлять интерес для Франции. Французская сторона может заказать ОАО «Климову» разработку двигателей не только для военных самолетов, но и гражданских.
То же самое можно сказать и про ОАО «Красный Октябрь», которое занимается разработкой трансмиссий вертолетов, вспомогательных силовых установок воздушных судов.
Если данные три предприятия начнут экспорт своей продукции, в том числе и обороной, то товарная структура экспорта существенно изменится и перестанет носить чисто сырьевой характер.
Кроме перечисленных предприятий оборонного комплекса, необходимо продолжить сотрудничество Санкт-Петербурга и Франции в области судостроения. В городе сконцентрировано до 85% российских научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций данной отрасли и порядка 30% российского судостроительного производства, в том числе создаются суда, корабли, подводные лодки, глубоководные аппараты и специальные морские средства практически всех известных типов (исключая, пожалуй, авианосцы).
Разработки в области военного и гражданского судостроения ведут ФГУП «ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова», ОАО «ЦКБ морской техники «Рубин», ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», ОАО «Северное ПКБ», ОАО «ЦМКБ «Алмаз».
Что касается гражданской продукции в структуре экспорта во Францию, то здесь много проблем, главной из которых является недостаточная конкурентность продукции из Санкт-Петербурга в виду технической отсталости самих производств.
Кроме того, реализация
данных предложений будет
Приоритетом экономической
политики Франции в отношении
экспорта является поддержка ма
Подобного рода французский опыт представляет для нас большой интерес и может быть использован для поддержки российских экспортеров за рубежом, тем более что диверсификация российского экспорта остается важной задачей в развитии российско-французских внешнеэкономических отношений.
Безусловно, занять свое место на французском рынке российским предприятиям несырьевого профиля достаточно сложно. Препятствием для российского экспорта во Францию являются, в частности, сертификационные требования, санитарные нормы, необходимость создания центров послепродажного обслуживания на местах. Необходимо тщательно изучение особенностей рынка, законодательства страны, участие в специализированных выставках и салонах.
Все это требует соответствующей квалификации персонала, опыта ВЭД, финансовых средств и терпения – факторов, которыми часто не располагают российские предприятия.
Необходимо отметить, что в структуре внешней торговли между Санкт-Петербургом и Францией преобладает импорт (по данным Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга по экспорту Франция за первое полугодие 2011 года не вошла в десятку ведущих торговых партнеров, а по импорту заняла 10-е место). Следовательно, в товарообороте наблюдается покрытие импорта экспортом, что является отрицательным фактором.
Рассмотрим проблемы, возникающие в структуре импорта.
В структуре импорта преобладают следующие группы товаров: оборудование, продовольственные товары, парфюмерно-косметические товары.
Франция поставляет в Санкт-Петербург разнообразное оборудование. Это является положительным моментом, так как предприятия города нуждаются в техническом переоснащении и модернизации, хотя в последние годы технической модернизации уделялось много внимания, как на уровне руководства данных предприятий, так и со стороны правительства Санкт- Петербурга. Однако европейского уровня технической оснащенности машиностроительные заводы города еще не достигли.
Как было указано ранее, машиностроительным предприятиям города приходится конкурировать с машиностроительными предприятиями других стран, в первую очередь, со странами ЕС, в том числе и с Францией. Франция — одна из передовых стран в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования.
Доля электротехнического и электронного машиностроения в общепромышленном обороте Франции составляет 13,0%. Поставки электрооборудования занимают значительную часть французского импорта, и промышленность Санкт-Петербурга нуждается в наращивании данных поставок. Продукция многих предприятий города, именно в области электронного машиностроения, когда-то была очень востребована на рынке (например, объединение «Светлана»), но в настоящее время производство просто пришло в упадок. Сократились производственные площади, численность работающего персонала сокращена в разы, да и та, что еще работает, уже не обладает необходимыми для современного этапа знаниями и умениями. В основном это люди старшего возраста, которые привыкли работать еще на советском оборудовании. Молодые же кадры не идут на производство, в первую очередь, из-за низкого уровня заработной платы. Поэтому возникает определенный дисбаланс - поставки новейшего оборудования, которое приходит на предприятие, а работать на нем порой просто некому. Все это приводит к тому, что новейшее французское оборудование простаивает, либо руководство предприятий вынуждено пересматривать договора на поставки в сторону их уменьшения, а не увеличения.