Государственное регулирование в области внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга с Францией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 23:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломного проекта заключается в том, что в современных условиях развития мировой экономики внешнеэкономические связи приобретают все большее значение и во многом определяют, как развитие Российской Федерации, в целом, так и отдельных ее субъектов.
Таким образом, внешнеэкономические связи являются важной составляющей деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.
Однако такое партнерство не является самоцелью, так как внешнеэкономическая деятельность субъекта Российской Федерации – это реальное средство модернизации региональной экономики, возможность формирования фондов, которые непосредственно направляются на нужды соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломный проект.doc

— 992.00 Кб (Скачать файл)

 

Внешнеэкономическая деятельность и управление ею в РФ регулируются законодательными актами, т. е. актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом – Федеральным Собранием, или актами, принятыми высшими представительными органами, действовавшими до принятия новой Конституции страны, если они не противоречат последней.

Наряду с законодательными актами первостепенное значение имеют указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.

Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении внешнеэкономической деятельностью в России, обладает исполнительная ветвь.

К исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ. Президент в своей деятельности по управлению ВЭД работает в тесном контакте с Правительством, опирается в принятии решений на деятельность ряда совещательных и контролирующих органов.

К ним относятся Совет Безопасности РФ, Президентский совет, Совет глав администраций, Экспертный совет и другие советы и комиссии при Президенте – консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений.

В частности, Президент РФ обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

- осуществляет руководство  государственной внешнеторговой  политикой;

- регулирует сотрудничество  в военно-технической области;

- определяет порядок экспорта  драгоценных металлов, драгоценных  камней и расщепляющих материалов;

- в ежегодные послания Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики включает раздел о государственной внешнеторговой политике;

- в целях обеспечения  национальной безопасности вводит  признанные международным правом  экономические санкции;

- в случае если сочтет  необходимым, на основании Конституции  РФ использует согласительные  процедуры для разрешения разногласий  между федеральными органами  государственной власти и органами  государственной власти субъектов  РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики, а в случае недостижения согласованного решения передает разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;

- приостанавливает действие  актов органов исполнительной  власти субъектов РФ по вопросам  государственной внешнеторговой политики до решения этого вопроса соответствующим судом.

Исполнительную власть в соответствии с Конституцией РФ осуществляет Правительство РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ.

В случае противоречия законодательству постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом.

В области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Правительство РФ:

- обеспечивает проведение  единой государственной внешнеторговой  политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

- разрабатывает и представляет  на утверждение Федерального  Собрания РФ федеральную программу  развития внешнеторговой деятельности;

- принимает временные меры по защите внутреннего рынка РФ;

- принимает решения об  определении величины ставок  таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами;

- вводит количественные  ограничения экспорта и импорта  в соответствии с федеральными  законами;

- принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ;

- осуществляет управление  федеральной собственностью РФ  за рубежом;

- осуществляет иные полномочия  в области государственного управления  внешнеторговой деятельностью на основании и в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ.

Необходимо отметить, что в управлении внешнеэкономической деятельностью России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти.

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд 37.

Главная задача Министерства в области ВЭД – координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации.

Федеральная таможенная служба (ФТС) – центральный правоохранительный орган в сфере внешнеэкономической деятельности, участвующий в разработке и реализации таможенной политики страны. ФТС (совместно с таможенными органами РФ) выполняет следующие основные функции:

- обеспечивает в пределах  своей компетенции экономическую  безопасность, защищает экономические  интересы РФ;

- обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

- применяет средства таможенного  регулирования торгово-экономических  отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

- осуществляет и совершенствует  таможенный контроль и таможенное  оформление, создает условия, способствующие  ускорению товарооборота через  таможенную границу РФ;

- ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

- содействует осуществлению  мер по защите государственной  безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни  и здоровья человека, защите животных  и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

- обеспечивает выполнение  международных обязательств РФ  в части, касающейся таможенного  дела, участвует в разработке  международных договоров РФ, затрагивающих  таможенное дело; осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;

- выполняет другие функции  в организации таможенного дела  в РФ.

Существенный объем работы по выполнению «внешних» функций государства в сфере внешнеэкономической деятельности приходится на Министерство иностранных дел.

Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации и действующим на основании Положения о министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 (в ред. от 09.07.2010 г. № 854).

Основными задачами МИДа России являются 38:

1) разработка общей стратегии  внешней политики Российской  Федерации и представление соответствующих  предложений Президенту Российской Федерации;

2) реализация внешнеполитического  курса Российской Федерации в  соответствии с Концепцией внешней  политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской  Федерации;

3) обеспечение дипломатических  и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

4) обеспечение дипломатическими  и международно-правовыми средствами  защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской  Федерации, других ее интересов на международной арене;

5) защита дипломатическими  и международно-правовыми средствами  прав, свобод и интересов граждан  и юридических лиц Российской  Федерации за рубежом;

6) содействие взаимодействию  органов исполнительной власти  с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее международных прав и обязательств;

7) координация международной  деятельности других федеральных  органов исполнительной власти  и международных связей органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в целях  проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации;

8) содействие развитию  связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

В систему МИДа России входят (рис. 3):

- центральный аппарат;

- загранучреждения;

- территориальные органы;

- организации, подведомственные  МИДу России, которые обеспечивают  его деятельность на территории  Российской Федерации.

 

Рис. 3 Система МИДа России

 

В соответствии с Приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. № 21341 «Об утверждении Положения о территориальном органе – Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации» территориальный орган – Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее – Представительство) предназначен для реализации государственной политики в сфере международных отношений Российской Федерации на территории соответствующего субъекта/соответствующих субъектов Российской Федерации.

Создание, определение территории деятельности, реорганизация и ликвидация Представительства осуществляется на основании приказа Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Территорию деятельности Представительства может составлять один или несколько субъектов Российской Федерации.

В центре федерального округа может быть создан территориальный орган межрегионального уровня.

Основными задачами Представительства являются:

1. Обеспечение в пределах  своей компетенции соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и установленного законодательством Российской Федерации общего порядка координации международных связей субъектов Федерации.

2. Содействие структурным  подразделениям МИД России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации, представительствам Российской Федерации при международных (межправительственных) организациях в осуществлении мероприятий международного характера на территории субъектов Федерации.

3. Содействие полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе по вопросам, входящим в компетенцию Представительства.

4. Обеспечение взаимодействия  МИД России с органами государственной  власти субъекта/субъектов Федерации, находящихся на территории деятельности Представительства; информирование их на регулярной основе по основным вопросам международного положения, внешней политики Российской Федерации.

5. Содействие органам  государственной власти субъекта/субъектов  Федерации в развитии международных связей, подготовке и осуществлении мероприятий международного характера.

6. Содействие органам  местного самоуправления, общественным  объединениям и неправительственным  организациям при осуществлении  ими международных связей.

7. Ведение информационно-аналитической  и справочной работы по вопросам  своей компетенции.

8. Участие в решении  практических вопросов, связанных с внешней трудовой миграцией граждан Российской Федерации и использованием иностранной рабочей силы в Российской Федерации.

9. Содействие в установленном  порядке функционированию иностранных  дипломатических представительств, консульских учреждений, международных  организаций и их представительств  на территории Российской Федерации.

Таким образом, в России сложилась многоуровневая система государственного регулирования внешнеэкономических связей.

Информация о работе Государственное регулирование в области внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга с Францией