Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 23:53, дипломная работа
Актуальность темы дипломного проекта заключается в том, что в современных условиях развития мировой экономики внешнеэкономические связи приобретают все большее значение и во многом определяют, как развитие Российской Федерации, в целом, так и отдельных ее субъектов.
Таким образом, внешнеэкономические связи являются важной составляющей деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.
Однако такое партнерство не является самоцелью, так как внешнеэкономическая деятельность субъекта Российской Федерации – это реальное средство модернизации региональной экономики, возможность формирования фондов, которые непосредственно направляются на нужды соответствующего субъекта Российской Федерации.
Внешнеэкономическая деятельность и управление ею в РФ регулируются законодательными актами, т. е. актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом – Федеральным Собранием, или актами, принятыми высшими представительными органами, действовавшими до принятия новой Конституции страны, если они не противоречат последней.
Наряду с законодательными актами первостепенное значение имеют указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.
Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении внешнеэкономической деятельностью в России, обладает исполнительная ветвь.
К исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ. Президент в своей деятельности по управлению ВЭД работает в тесном контакте с Правительством, опирается в принятии решений на деятельность ряда совещательных и контролирующих органов.
К ним относятся Совет Безопасности РФ, Президентский совет, Совет глав администраций, Экспертный совет и другие советы и комиссии при Президенте – консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений.
В частности, Президент РФ обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:
- осуществляет руководство
государственной
- регулирует сотрудничество в военно-технической области;
- определяет порядок экспорта
драгоценных металлов, драгоценных
камней и расщепляющих
- в ежегодные послания Федеральн
- в целях обеспечения
национальной безопасности
- в случае если сочтет
необходимым, на основании Конституции
РФ использует согласительные
процедуры для разрешения
- приостанавливает действие
актов органов исполнительной
власти субъектов РФ по
Исполнительную власть в соответствии с Конституцией РФ осуществляет Правительство РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ.
В случае противоречия законодательству постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом.
В области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Правительство РФ:
- обеспечивает проведение
единой государственной
- разрабатывает и представляет
на утверждение Федерального
Собрания РФ федеральную
- принимает временные меры по защите внутреннего рынка РФ;
- принимает решения об
определении величины ставок
таможенного тарифа в пределах,
установленных федеральными
- вводит количественные
ограничения экспорта и
- принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ;
- осуществляет управление федеральной собственностью РФ за рубежом;
- осуществляет иные полномочия
в области государственного
Необходимо отметить, что в управлении внешнеэкономической деятельностью России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти.
Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд 37.
Главная задача Министерства в области ВЭД – координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации.
Федеральная таможенная служба (ФТС) – центральный правоохранительный орган в сфере внешнеэкономической деятельности, участвующий в разработке и реализации таможенной политики страны. ФТС (совместно с таможенными органами РФ) выполняет следующие основные функции:
- обеспечивает в пределах
своей компетенции
- обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;
- применяет средства
- осуществляет и совершенствует
таможенный контроль и
- ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
- содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
- обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;
- выполняет другие функции
в организации таможенного
Существенный объем работы по выполнению «внешних» функций государства в сфере внешнеэкономической деятельности приходится на Министерство иностранных дел.
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации и действующим на основании Положения о министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 (в ред. от 09.07.2010 г. № 854).
Основными задачами МИДа России являются 38:
1) разработка общей стратегии
внешней политики Российской
Федерации и представление
2) реализация
3) обеспечение дипломатических
и консульских отношений
4) обеспечение дипломатическими
и международно-правовыми
5) защита дипломатическими
и международно-правовыми
6) содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее международных прав и обязательств;
7) координация международной
деятельности других
8) содействие развитию
связей и контактов с
В систему МИДа России входят (рис. 3):
- центральный аппарат;
- загранучреждения;
- территориальные органы;
- организации, подведомственные
МИДу России, которые обеспечивают
его деятельность на
Рис. 3 Система МИДа России
В соответствии с Приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. № 21341 «Об утверждении Положения о территориальном органе – Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации» территориальный орган – Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее – Представительство) предназначен для реализации государственной политики в сфере международных отношений Российской Федерации на территории соответствующего субъекта/соответствующих субъектов Российской Федерации.
Создание, определение территории деятельности, реорганизация и ликвидация Представительства осуществляется на основании приказа Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Территорию деятельности Представительства может составлять один или несколько субъектов Российской Федерации.
В центре федерального округа может быть создан территориальный орган межрегионального уровня.
Основными задачами Представительства являются:
1. Обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и установленного законодательством Российской Федерации общего порядка координации международных связей субъектов Федерации.
2. Содействие структурным
подразделениям МИД России, дипломатическим представительствам
и консульским учреждениям Российской
Федерации, представительствам Российской
Федерации при международных (межправительственных)
3. Содействие полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе по вопросам, входящим в компетенцию Представительства.
4. Обеспечение взаимодействия
МИД России с органами
5. Содействие органам
государственной власти
6. Содействие органам
местного самоуправления, общественным
объединениям и
7. Ведение информационно-
8. Участие в решении практических вопросов, связанных с внешней трудовой миграцией граждан Российской Федерации и использованием иностранной рабочей силы в Российской Федерации.
9. Содействие в установленном
порядке функционированию
Таким образом, в России сложилась многоуровневая система государственного регулирования внешнеэкономических связей.