Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:13, курсовая работа
Цель работы – проанализировать состояние государственного регулирования заработной платы в нашей стране.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие государственного регулирования оплаты труда.
2. Проанализировать механизм государственного регулирования заработной платы.
3. Представить рекомендации по совершенствованию процессов государственного регулирования заработной платы.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА…………………………………………………………..…..5
1.1 Сущность и функции заработной платы…………………………….……5
1.2 Элементы и функции системы государственного регулирования заработной платы……………………………………………………..……………..9
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ……………………………………..14
2.1 Методы и принципы государственного регулирования зар. платы……14
2.2 Система договорного регулирования заработной платы…………..…..15
2.3 Обоснование минимальной заработной платы………………………….19
2.4 Регулирование заработной платы работников бюджетной сферы…….23
2.5 Система организации заработной платы государственных служащих..29
2.6 Территориальное регулирование доходов и заработной платы….……39
2.7 Механизм индексации заработной платы………………….….………...46
2.8 Налоговое регулирование заработной платы……………………….….50
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………….….…..53
3.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности пред-приятия…………………………………………………………………...……53
3.2 Система оплаты труда, на предприятии ООО "Мебельмир"………....55
3.4 . Мероприятия по совершенствованию использования оплаты труда ООО "Мебельмир"…………………………………………………………….62
ГЛАВА 4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ГОСУДАРСТВОМ……………………………………...64
4.1 Анализ и возможные пути решения проблемы…………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……..…73
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….
Функции государства сводятся к обеспечению наилучших условий для действия всего механизма рыночной организации заработной платы, к вмешательству в действие этого механизма в целях внесения в него необходимых корректировок, когда складывающиеся тенденции приобретают отрицательный для общества характер.
Нормативно-правовой
основой регулирования
На
федеральном уровне государственное
регулирование заработной платы
непосредственно связано с
На
региональном уровне государственное
регулирование оплаты труда получает
свое отражение в нормативных
правовых актах, принятых на уровне субъектов
Федерации и муниципальных
На
уровне организаций и предприятий
действуют локальные
В частности, к инструментам этой системы можно отнести унифицированные формы федерального государственного статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», утвержденные постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. № 69; № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности», утвержденные постановлением Росстата от 11 октября 2006 г. № 56; «Методологические положения о проведении обследования о затратах организаций на рабочую силу», утвержденные постановлением Госкомстата России от 16 апреля 2002 г. № 26, и ряд других.
В
новых социально-экономических
Так, ст. 6 ТК РФ предусмотрено, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности:
-
основные направления
-
основы правового
-
обеспечиваемый государством
-
особенности правового
Органы
государственной власти субъектов
РФ принимают законы и иные нормативные
правовые акты, содержащие нормы трудового
права, не отнесенные к ведению федеральных
органов государственной
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации [8,С.89].
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работников, установленный ТК РФ или иными федеральными законами, применяется ТК РФ или иной федеральный закон.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а тарифная система оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядок ее применения - органами местного самоуправления. Следовательно, федеральный законодатель предусматривает дифференциацию в оплате труда по территориальному признаку - в зависимости от экономических показателей деятельности соответствующих регионов [2,С.98]. На федеральном уровне ныне могут приниматься только рекомендации по системам оплаты труда, включая тарифные ставки, оклады, должностные оклады, надбавки и доплаты работников всех без исключения бюджетных организаций.
Таким образом, государственное регулирование оплаты труда включает:
- установление правовых норм
регулирования трудовых
- законодательное установление
и изменение минимального
- налоговое регулирование
- установление районных
- установление государственных гарантий по оплате труда.
Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными договорами (контрактами).
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
2.1 Методы и принципы
Государство использует меры прямого и косвенного регулирования заработной платы и доходов. К мерам прямого регулирования относятся:
Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:
Трудовым кодексом РФ (ст. 130) установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников, которые включают:
- величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
- ограничение оплаты труда в натуральной форме;
- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
- сроки и очередность выплаты заработной платы [13,С.165].
Система
договорного регулирования
В России действует многоуровневая система соглашений — правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и устанавливающих общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двух- и трехсторонними. Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Генеральное соглашение действует на федеральном уровне и определяет общие принципы социально-экономической политики и обязательства в сфере развития рынка труда и содействия занятости, в области регулирования заработной платы и доходов, уровня жизни и социальной защиты населения, в области социального обеспечения и социального страхования, в сфере охраны труда. В нем целесообразно предусматривать:
- величину минимальной заработной платы в процентах к стоимости минимальной потребительской корзины одинокого работника в трудоспособном возрасте; меры по повышению среднемесячной заработной платы работников в целом по России с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
- рекомендуемые коэффициенты дифференциации оплаты по сложности труда основных групп работников для всех отраслей экономики;
- меры, направленные на совершенствование тарифной части оплаты, тарификации и нормирования труда работников;
- меры по защите заработной платы от инфляции и меры ответственности за несвоевременные расчеты по оплате труда.
Региональное
соглашение устанавливает общие
принципы регулирования социально-трудовых
отношений и связанных с ними экономических
отношений на уровне субъекта Российской
Федерации, территориальное — на территории
соответствующего муниципального образования.
Они определяют условия оплаты труда,
гарантии и льготы, связанные с территориальными
особенностями города, района, другого
административно-
Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам с учетом специфики отрасли (отраслей) и может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. В нем могут быть предусмотрены:
- размеры (коэффициенты) дифференциации оплаты труда между основными профессиями и должностями работников, видами работ в отрасли;
- виды и межрегиональные размеры гарантийных и компенсационных доплат и надбавок, отражающих специфику отрасли;
- повышение минимальной месячной тарифной ставки (ставки 1-го разряда), устанавливаемой с учетом экономической возможности организаций и величины прожиточного минимума;
- соотношение между минимальной и максимальной заработной платой в организациях отрасли; предельно допустимую долю заработной платы в себестоимости продукции для производственных отраслей;
Информация о работе Государственное регулирование заработной платы