Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:13, курсовая работа
Цель работы – проанализировать состояние государственного регулирования заработной платы в нашей стране.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие государственного регулирования оплаты труда.
2. Проанализировать механизм государственного регулирования заработной платы.
3. Представить рекомендации по совершенствованию процессов государственного регулирования заработной платы.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА…………………………………………………………..…..5
1.1 Сущность и функции заработной платы…………………………….……5
1.2 Элементы и функции системы государственного регулирования заработной платы……………………………………………………..……………..9
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ……………………………………..14
2.1 Методы и принципы государственного регулирования зар. платы……14
2.2 Система договорного регулирования заработной платы…………..…..15
2.3 Обоснование минимальной заработной платы………………………….19
2.4 Регулирование заработной платы работников бюджетной сферы…….23
2.5 Система организации заработной платы государственных служащих..29
2.6 Территориальное регулирование доходов и заработной платы….……39
2.7 Механизм индексации заработной платы………………….….………...46
2.8 Налоговое регулирование заработной платы……………………….….50
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………….….…..53
3.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности пред-приятия…………………………………………………………………...……53
3.2 Система оплаты труда, на предприятии ООО "Мебельмир"………....55
3.4 . Мероприятия по совершенствованию использования оплаты труда ООО "Мебельмир"…………………………………………………………….62
ГЛАВА 4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ГОСУДАРСТВОМ……………………………………...64
4.1 Анализ и возможные пути решения проблемы…………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……..…73
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….
Набор (наименование) продуктов питания, включенных в потребительскую корзину, одинаков для всех природно-климатических зон, но отличается по нормам потребления, например, по мясным, хлебным продуктам и т.д.
В
зависимости от суровости климата
построены наборы одежды, обуви и
т.д., а от продолжительности
- с холодным и резко континентальным климатом;
- с умеренным климатом;
- с теплым климатом.
К зоне с холодным и резко континентальным климатом по непродовольственным товарам отнесены европейский Север, северная часть Урала, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток. К зоне с теплым климатом отнесены Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область и республики Северного Кавказа.
Второй фактор, определяющий стоимость воспроизводства рабочей силы, — различия в ценах на товары и тарифах на платные услуги.
Особенно
велика разница в тарифах на услуги
жилищно-коммунального
По уровню цен на продукты питания и отдельные непродовольственные товары можно выделить три группы регионов:
- регионы, где получили развитие сельское хозяйство и отрасли промышленности, связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья (европейская часть России, кроме Севера, Урал, южные районы Сибири и Дальнего Востока);
- регионы, которые завозят сельскохозяйственную продукцию, но имеют хорошую транспортную доступность (европейский Север);
- регионы, отдаленные и труднодоступные в транспортном отношении (Чукотский автономный округ, Магаданская, Камчатская, Сахалинская области, Республика Саха (Якутия).
В
стоимости потребительской
Основные элементы системы территориального регулирования заработной платы
В систему территориального регулирования включены следующие элементы:
- районные коэффициенты к заработной плате;
- процентные надбавки к заработной плате (ранее надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, в организациях и учреждениях в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока);
- коэффициенты к заработной плате за пустынность и безводность местности;
- коэффициенты за высокогорность местности;
- отдельные гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. [3,.С.112]
Принципы районирования территории
Исходной
базой для разработки региональной
политики, в том числе территориального
регулирования оплаты труда, является
районирование территории России по
природно-климатическим
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР №76 от 4 февраля 1991 г. коллективом ученых ИЭП Кольского научного центра РАН, Института географии РАН, Института труда и других научных учреждений была выполнена работа по районированию территории России с использованием критерия дискомфортности условий проживания населения. Под дискомфортностью понимается состояние окружающей среды, влияющее на жизнедеятельность человека и его здоровье. При районировании по критерию дискомфортности в наибольшей степени учтена пригодность территории для заселения, что позволяет выделить местности, где для воспроизводства рабочей силы требуются дополнительные компенсации.
На территории России выделено пять зон дискомфортности (неблагоприятности) условий проживания: 1-я — абсолютно дискомфортная; 2-я — экстремально дискомфортная; 3-я — умеренно дискомфортная; 4-я — относительно комфортная; 5-я — комфортная.
Районные коэффициенты к заработной плате
Основным
элементом в системе
Районные коэффициенты — надбавка к заработной плате, установленная в процентном отношении к ней. Они призваны компенсировать работникам различие в стоимости жизни по регионам, обусловленные неодинаковыми потребностями (набор потребительской корзины) и разным уровнем цен на товары и тарифов на платные услуги. В 60—80-е гг. размеры районных коэффициентов определялись на основании различий в стоимости минимальных потребительских бюджетов мужчины трудоспособного возраста сравниваемого и базисного районов. Если размеры районных коэффициентов устанавливались выше указанных различий, то они, кроме компенсационной, выполняли стимулирующую функцию привлечения кадров на отдельные предприятия или территории.
Районные коэффициенты, установленные выше различий в стоимости жизни сравниваемого и базисного районов, как правило, применялись на предприятиях (организациях), которые имели в тот период особую народно-хозяйственную значимость, а также на строительстве промышленных объектов или освоении природных ресурсов в отдаленных и малообжитых местностях.
Районные коэффициенты первоначально устанавливались к заработной плате работников производственных отраслей в северных и восточных районах, затем — работников бюджетной сферы. Вслед за южными районами Дальнего Востока и Восточной Сибири они были введены для работников предприятий и организаций юга Западной Сибири и Урала, а также южных районов европейского Севера (Республики Карелия и Коми, Архангельская область).
Районные коэффициенты не образуют тарифных ставок и должностных окладов и начисляются на ежемесячный заработок, в который включаются: оплата труда по сдельным расценкам или за отработанное время, должностной оклад, премии, доплаты и надбавки, вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
Районный
коэффициент начисляется к
Надбавки за работу в регионе
Вторым элементом в системе районного регулирования являются процентные надбавки к заработной плате работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Для усиления материальной заинтересованности в привлечении и закреплении кадров в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в 1986—1990 гг. были введены надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в размере 30%.
Надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы (процентные надбавки) были средством повышения уровня оплаты труда, обеспечения более высокого уровня реальной заработной платы и, следовательно, использовались для привлечения и закрепления кадров в районах с суровыми природными условиями, где предусматривалось развитие производительных сил.
Механизм исчисления надбавок таков: они выплачиваются работникам, имеющим необходимый стаж работы на предприятиях данного района, и возрастают до определенного предела в зависимости от продолжительности непрерывного стажа работы.
Процентная надбавка к заработной плате начисляется со дня возникновения у работника права на нее, т.е. при достижении стажа для начисления первой надбавки (полгода, год). В заработок, на который начисляются надбавки, включаются: сдельный заработок или заработок за отработанное время, должностной оклад, премии, доплаты и надбавки, вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
По действующему законодательству процентные надбавки начисляются на стипендии студентам и на компенсации семьям, имеющих детей.
Коэффициенты к заработной плате за пустынность, безводность и высокогорность местности
Компенсации
населению за работу и проживание
в экстремальных природно-
Для
смягчения влияния природно-
- дополнительный отпуск;
- оплата проезда к месту использования отпуска и обратно работнику и членам его семьи;
- снижение возраста и сокращение трудового стажа для назначения пенсии.
Продолжительность
дополнительного отпуска
- в районах Крайнего Севера — 21 рабочий день;
- в приравненных к ним местностях — 14 рабочих дней;
- в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока — 7 рабочих дней.
2.7 Механизм индексации заработной платы
Индексация заработной платы — это повышение номинальной заработной платы (оклады, ставки) по мере инфляционного роста цен на потребительские товары и услуги в течение определенного периода времени, направленное на поддержание и восстановление покупательной способности занятого населения.
Существует два типа индексации: ретроспективная и упреждающая индексация.
Ретроспективная индексация осуществляется в соответствии со сложившимся ростом цен, предшествующим индексируемому периоду, упреждающая (ожидаемая) — ориентирована на ожидаемый рост цен. [9,.С.57]
Следует отметить, что при увеличении заработной платы происходит увеличение инфляционного роста цен, возрастают производственные издержки, которые оказывают прямое влияние на производимый товар, и как следствие увеличение его стоимости. А значит, потребуется очередное увеличение заработной платы. Имеем цикл – «заработная плата — цена потребительской корзины», для уменьшения скорости развития которого, необходимо соблюдать ряд требований:
1. Индексация компенсирует не весь рост цен, а только инфляционный рост. В большинстве случаев устанавливается "порог индексации", с которого начинается индексация;
2. Индексации подлежат не все доходы населения, а преимущественно заработная плата и социальные трансферты (пособия, пенсии, стипендии);
3. Индексации не подлежат доходы от собственности населения, а именно, от продажи и сдачи в аренду имущества, акции и другие, потому что они не нуждаются в защите, т.к. цена на них устанавливается рынком.
Официальные источники индексации доходов в России:
- для бюджетной сферы занятости — бюджеты всех уровней;
- для пенсионеров — Пенсионный фонд РФ;
- для пособий — Фонд социального страхования РФ, федеральный бюджет;
- для малообеспеченных категорий населения — средства на компенсации и льготы из муниципальных бюджетов, а также фондов социальной защиты населения;
- для занятых в частном секторе экономики — финансовые средства самих организаций.
Главный механизм индексации заработной платы в бюджетной сфере является изменение минимальных тарифных ставок. Для частных предприятий и организаций индексация заработной платы означает установление нового, как правило, более высокого минимального размера оплаты труда. Государство не может заставить повысить ставки и оклады на предприятии.
Варианты индексации заработной платы следующие:
- пропорциональная;
- долевая;
- пропорционально-долевая.
При пропорциональной индексации все ставки и оклады возрастают в одной пропорции, при долевой — на одинаковую сумму, при пропорционально-долевой — часть средств идет на индексацию, а именно, на увеличение ставок и окладов в одной пропорции, а часть их на увеличение их на одинаковую сумму. [7,.С.117]
Очевидно, что при пропорциональной индексации невозможно утверждать, что рост стоимости жизни и сокращение текущего потребления в большей мере компенсированы работнику с низкими доходами. Долевая индексация чрезмерно резко снижает диапазон (относительные различия) окладов работников высшей и низшей квалификации. Вариант пропорционально-долевой индексации смягчает негативные черты первых двух. Естественно, что пропорционально-долевая индексация также постепенно снижает диапазон тарифных ставок и окладов. Применяя данный вариант, целесообразно время от времени корректировать используемые тарифные сетки и схемы должностных окладов, с целью обеспечения обоснованного уровня, дифференциации оплаты труда.
Не стоит путать два понятия: индексация и повышение заработной платы. Индексация - это обязанность работодателя, ее не обязательно прописывать в вашем трудовом договоре, достаточно издать соответствующий локальный нормативный акт со ссылкой на ст. 134 ТК РФ. Повышение зарплаты - это способ поощрения работника, не обязательный для работодателя. Повышение заработной платы является изменением условий трудового договора и требует письменного соглашения сторон.
Информация о работе Государственное регулирование заработной платы