Государственное регулирование заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать состояние государственного регулирования заработной платы в нашей стране.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие государственного регулирования оплаты труда.
2. Проанализировать механизм государственного регулирования заработной платы.
3. Представить рекомендации по совершенствованию процессов государственного регулирования заработной платы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА…………………………………………………………..…..5
1.1 Сущность и функции заработной платы…………………………….……5
1.2 Элементы и функции системы государственного регулирования заработной платы……………………………………………………..……………..9
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ……………………………………..14
2.1 Методы и принципы государственного регулирования зар. платы……14
2.2 Система договорного регулирования заработной платы…………..…..15
2.3 Обоснование минимальной заработной платы………………………….19
2.4 Регулирование заработной платы работников бюджетной сферы…….23
2.5 Система организации заработной платы государственных служащих..29
2.6 Территориальное регулирование доходов и заработной платы….……39
2.7 Механизм индексации заработной платы………………….….………...46
2.8 Налоговое регулирование заработной платы……………………….….50
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………….….…..53
3.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности пред-приятия…………………………………………………………………...……53
3.2 Система оплаты труда, на предприятии ООО "Мебельмир"………....55
3.4 . Мероприятия по совершенствованию использования оплаты труда ООО "Мебельмир"…………………………………………………………….62
ГЛАВА 4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ГОСУДАРСТВОМ……………………………………...64
4.1 Анализ и возможные пути решения проблемы…………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……..…73
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

политика доходов и зар платы.docx

— 162.11 Кб (Скачать файл)

Формирование  иных, отличных от ЕТС, систем оплаты труда  работников государственных и муниципальных учреждений осуществляется с учетом следующих принципов:

- базовых окладов (базовых должностных  окладов), базовых ставок заработной  платы, устанавливаемых Правительством  Российской Федерации по профессиональным квалификационным группам;

- повышения достигнутого уровня  оплаты труда;

- государственных гарантий по  оплате труда;

- направления средств, полученных  от предпринимательской и иной, не запрещенной законом, приносящей  доход деятельности, на увеличение  фонда оплаты труда учреждения;

- рекомендаций Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

В целом, при построении в государственном  или муниципальном учреждении системы  оплаты труда, в том числе тарифной, необходимо руководствоваться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для государственных организаций, подведомственных субъектам РФ или органам местного самоуправления, также необходимо учитывать законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ и нормативно- правовыми актами органов местного самоуправления. [8,С.61]

В основе построения всей тарифной системы  лежит минимальная тарифная ставка. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки” в качестве минимальной тарифной ставки устанавливается единая тарифная ставка 1 разряда для работников всех отраслей бюджетной сферы.

Для установления работникам отраслей бюджетной  сферы тарифной ставки, соответствующей  сложности выполняемой работы и  уровню квалификации, используется ряд нормативных документов. Разряд оплаты труда, определяющий размер тарифной ставки, в отраслях бюджетной сферы устанавливается:

- для рабочих в соответствии  с Единым тарифно-квалификационным  справочником (ЕТКС) работ и профессий  рабочих и тарифно-квалификационными  характеристиками (ТКХ) (требованиями) по общеотраслевым профессиям рабочих;

- для служащих в соответствии  с (ТКХ) (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, а также ТКХ (требованиями), утвержденными в каждой отрасли бюджетной сферы.

ЕТКС  работ и профессий рабочих  сохраняет роль нормативного документа в вопросах тарификации труда как для бюджетного, так и для предпринимательского секторов экономики и включает в себя 3 раздела: характеристика работ, примеры работ и должен знать. При этом следует иметь в виду, что согласно ЕТКС подавляющее число профессий рабочих тарифицируется в настоящее время не выше 6 разряда и лишь для небольшого числа профессий (около 90 наименований) высшими разрядами тарификации являются 7 и 8. Все вопросы, возникающие в части тарификации рабочих 7 - 8 разрядами, которые не предусмотрены в ЕТКС, следует разрешать с Центральным бюро нормативов по труду при Всероссийском центре охраны и производительности труда Министерства труда и социального развития РФ. [7,С.82]

Согласно  постановлению Правительства РФ №785 высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады исходя из 9 - 12 разрядов ЕТС по перечням, утвержденным министерствами и ведомствами Российской Федерации и Министерством труда и социального развития РФ. Эта норма постановления Правительства №785 трактуется не как возможность тарификации соответствующих профессий рабочих 9 - 12 разрядами, а только как возможность их оплаты по ставкам этих разрядов, причем оплаты, не обязательно носящей постоянный характер. Использование 9 - 12 разрядов предусмотрено только в тех случаях, когда сложность выполняемых рабочими работ превышает сложность работ, отнесенных ЕТКС к 6 - 8 разрядам, и если этот разряд является высшим для данной профессии.

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым профессиям рабочих содержат два раздела: “характеристика работ” и “должен знать”.

При организации оплаты труда на основе ЕТС сохранены те виды доплат и  надбавок, которые связаны с различиями в интенсивности труда и загрузке работников при равном должностном  наименовании (например, в учреждениях  образования за классное руководство  в школе, за ведение делопроизводства и бухгалтерского учета, и т.д.). Во всех случаях в организациях отраслей бюджетной сферы сохраняются надбавки к заработной плате, выплачиваемые за вредные, тяжелые и опасные условия труда другие компенсационные выплаты, предусмотренные трудовым законодательством. В различных отраслях бюджетной сферы надбавка за работу во вредных и особо вредных условиях труда установлена в размере т 4 % до 24 %.

Методическими рекомендациями по совершенствованию  организации заработной платы работников учреждений бюджетной сферы на основе применения ЕТС оплаты труда предусмотрено также использование доплат, надбавок и поощрений в целях повышения личной результативности работы.

К стимулирующим доплатам относятся  ежемесячные надбавки к тарифной ставке за почетное звание, за наличие ученой степени (кандидата и доктора наук) или ученое звание (профессора и доцента). Указанные надбавки, кроме надбавок за почетное звание, устанавливаются в организациях и учреждениях системы образования, высшей школы, науки и здравоохранения. Надбавки за почетное звание устанавливается к тарифным ставкам в соответствующих отраслях. Размеры, порядок и условия применения других стимулирующих выплат - премий, а также надбавок отдельным работникам за высокие результаты работы определяются организациями самостоятельно и фиксируются в локальных нормативных актах или коллективных договорах. [10,С.133]

Размеры, порядок и условия применения стимулирующих выплат руководителям  организаций бюджетной сферы  определяются в заключаемых с ними трудовых договорах. В структуре заработной платы доля надтарифных выплат и стимулирующих выплат, осуществляемых за счет бюджетных средств, не должна превышать 40 процентов заработной платы работника.

 

    1.   Система организации заработной платы государственных служащих

 

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Денежное  содержание является основным средством  материального обеспечения и  стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности гражданского служащего.

В отличие от Федерального закона от 31 июля 1995 года №119-ФЗ «Об основах  государственной службы Российской Федерации» в Федеральном законе №79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплена сложная структура денежного содержания государственного гражданского служащего, включающая оклад месячного денежного содержания (должностной оклад и оклад за классный чин), дополнительные выплаты и иные дополнительные выплаты, которые устанавливаются федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному  окладу за выслугу лет;

2) ежемесячная надбавка к должностному  окладу за особые условия гражданской  службы в размере до 200 процентов  этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка  к должностному окладу за работу со сведениями, составляющую государственную тайну;

4) премии за выполнение особо  важных и сложных заданий;

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении  ежегодного оплачиваемого отпуска;

7) материальная помощь.

Федеральный закон предусматривает новую  особую схему оплаты труда государственных  гражданских служащих в зависимости  от эффективности и результативности его деятельности. Такой порядок оплаты труда может устанавливаться для отдельных должностей гражданской службы, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Основными элементами денежного содержания гражданского служащего являются должностной оклад и оклад за классный чин, которые составляют оклад месячного денежного содержания. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих». Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Для федеральных гражданских служащих индексация окладов производится указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Индексация окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы в 2007 году произведена Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2006 года №1490 «О повышении окладов месячного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы».

Размер  ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской  службе составляет при стаже гражданской  службы: от 1 года до 5 лет - 10%, от 5 до 10 лет - 15%, от 10 до 15 лет - 20%, свыше 15 лет - 30%.

В стаж работы, дающий право на получение  надбавки за выслугу лет, помимо собственно периода работы на государственной  службе, включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов для федеральных государственных служащих установлен Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года №982 «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет».

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Указом Президента Российской Федерации  от 25 апреля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлены следующие размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы:

- по высшей группе должностей  гражданской службы - от 150 до 200 процентов  должностного оклада;

- по младшей группе должностей  гражданской службы - до 60 процентов должностного оклада.

В федеральных органах государственной  власти ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской  службы выплачивается в размерах, предусмотренных пунктом 5 Указа  Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763. Конкретные размеры  этой надбавки устанавливается представителем нанимателя. В федеральных органах государственной власти наблюдаются разные подходы к установлению критериев выплат такой надбавки.

В Федеральной службе судебных приставов  Приказ от 8 декабря 2006 года № 157 "Об утверждении положения о премировании, оказании материальной помощи, выплате  ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской  службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие  достижения в труде и специальный  режим работы работникам Федеральной  службы судебных приставов". при принятии решения об установлении работнику конкретного размера ежемесячной надбавки учитываются: компетентность федеральных государственных гражданских служащих в принятии управленческих решений; ответственность в работе; уровень исполнительской дисциплины; качественное исполнение функциональных обязанностей федеральным государственным гражданским служащим, в том числе, в особых условиях (сложность, важность, срочность, ненормированный служебный день и др.); наличие у федерального государственного гражданского служащего государственных и ведомственных наград, почетного звания, других знаков отличия, полученных за личный вклад и достижения в работе.

Отсутствие  определения термина «особые  условия государственной гражданской  службы» на законодательном уровне приводит к произвольному толкованию представителем нанимателя данного понятия. В некоторых случаях - это компетентность, ответственность, инициативность, исполнение функциональных обязанностей в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность, особый режим и график работы, знание и применение технических средств). В других - наличие у федеральных государственных гражданских служащих государственных наград, ученых степеней и ученых званий, других знаков отличия, полученных за личный вклад и достижения в труде. Такая надбавка должна устанавливаться наиболее квалифицированным, компетентным, ответственным и инициативным федеральным государственным гражданским служащим.

Размер  ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими  государственную тайну, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года №573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» составляет 50 - 75 процентов; степень секретности «совершенно секретно» - 30 - 50 процентов; степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий - 10 - 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий - 5 - 10 процентов.

Информация о работе Государственное регулирование заработной платы