Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление и всесторонний анализ денежно- кредитной политики. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и обобщение, что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные методы и инструменты денежно-кредитной политики, дать оценку денежно-кредитной политики проводимой за рубежом и в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………..………………………………………………….…...3
Денежно-кредитная политика: сущность, инструменты, виды……….…..5
. Сущность и цели денежно-кредитной политики……………………………..5
. Инструменты денежно-кредитной политики…………………………………7
. Виды денежно-кредитной политики…………………………………………11
Проблема эффективности денежно-кредитной политики . Особенности кейнсианского и монетаристского подходов к реализации денежно-кредитной политики……………………………………………….……………14
2.1. Эффективность денежно-кредитной политики…………………………….14
2.2. Роль денежно-кредитной политики в стабилизации экономики…………15
2.3. Особенности кейнсианского и монетаристского подходов к реализации денежно-кредитной политики……………………………………………………19
2.3.1. Кейнсианская теория денег………………………………………………....19
2.3.2. Монетаристский подход…………………………………………………….20
3. Особенности современной денежно-кредитной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………..……..24
3.1. Эволюция денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………...24
3.2. Денежно-кредитной политика в 2007-2008 гг и перспектива ее развития...28
3.3. Проблемы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь………....35
Заключение………………………..……………………………………………….38
Литература………………………………..………………………………………..40
Приложения………………………………………………………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

112.doc

— 799.50 Кб (Скачать файл)

CОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………..………………………………………………….…...3

  1. Денежно-кредитная политика: сущность, инструменты, виды……….…..5
    1. . Сущность и цели денежно-кредитной политики……………………………..5
    2. . Инструменты денежно-кредитной политики…………………………………7
    3. . Виды денежно-кредитной политики…………………………………………11
  2. Проблема эффективности денежно-кредитной политики . Особенности кейнсианского и монетаристского подходов к реализации денежно-кредитной политики……………………………………………….……………14

2.1. Эффективность денежно-кредитной  политики…………………………….14

2.2. Роль денежно-кредитной политики  в стабилизации экономики…………15

2.3. Особенности кейнсианского и  монетаристского подходов к реализации  денежно-кредитной политики……………………………………………………19

2.3.1. Кейнсианская теория денег………………………………………………....19

2.3.2. Монетаристский подход…………………………………………………….20

3. Особенности современной денежно-кредитной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………..……..24

3.1. Эволюция денежно-кредитной  политики Республики Беларусь…………...24

3.2. Денежно-кредитной политика в 2007-2008 гг и перспектива ее развития...28

3.3. Проблемы денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь………....35

Заключение………………………..……………………………………………….38

Литература………………………………..………………………………………..40

Приложения………………………………………………………………………..42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Деньги и кредит –  экономические категории, которые  существовали и существуют в различных  общественно-экономических формациях  на базе товарного производства и  обращения. Известный австрийский  экономист К. Менгер подсчитал, что, начиная с древних времен и вплоть до начала ХХ века, по этой тематике опубликовано 5-6 тысяч специальных работ [2, c.7]. Можно предположить, что к настоящему времени их число, по меньшей мере, утроилось, а актуальность темы в ХХ веке и начале нашего века, бесспорно, только возросла, в связи с финансовыми кризисами, которые сотрясали всю мировую экономку в прошлом веке и продолжают в нынешнем. 

В современном мире денежно-кредитная  политика является одним из основных инструментов регулирования экономики любого государства, главной целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильным уровнем цен. Денежно-кредитная политика проводится центральным банком страны, который контролирует денежную массу, уровень процентной ставки, объем кредитов, валютный курс и другие важнейшие макроэкономические параметры. В настоящее время проблема эффективной денежно-кредитной политики приобрела особую актуальность, так как стало очевидно, что от ее решения зависит будущее не только отдельных стран, но и мировой экономики в целом.

Целью курсовой работы является ознакомление и всесторонний анализ денежно- кредитной политики. В ходе написания работы использовались такие  методы как сравнение, детализация  и обобщение, что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные методы и инструменты денежно-кредитной политики, дать оценку денежно-кредитной политики проводимой за рубежом и в Республике Беларусь.

В первом разделе работы рассматриваются цели денежно-кредитной  политики и ее основные инструменты. Второй раздел работы посвящен рассмотрению видов денежно-кредитной политики, особенностей кейнсианской и монетарной денежно-кредитной политики. В третьем разделе рассматриваются актуальные вопросы эффективности денежно-кредитной политики, анализируются ее достоинства и недостатки. Также в третьем разделе поднимается вопрос о роли денежно-кредитной политики в стабилизации экономики и самые актуальные аспекты мирового финансового кризиса 2008 года. Последний раздел посвящен денежно-кредитной политике в современной экономике Республики Беларусь. В четвертом разделе представлена эволюция денежно-кредитной политики в Республике Беларусь, начиная с 1992 года по настоящее время, определены этапы в проведении денежно-кредитной политики, соответствующие особенностям того или иного периода социально-экономического развития страны. Также в этом разделе произведен анализ проблем и перспектив развития денежно-кредитной политики в современной экономике Республики Беларусь.

В ходе написания курсовой работы использовались такие источники как периодические издания, учебная и научная литература, статистические сборники. Следует отметить, что вопросы, посвященные денежно-кредитной политике, многогранно и разнообразно освещены в отечественной и зарубежной экономической литературе, что также свидетельствует об актуальности темы курсовой работы. В белорусских экономических периодических и научных изданиях огромное место отводится освещению актуальных вопросов денежно-кредитной политики, проводимой в Республике Беларусь, приводится разнообразный и полный обзор данных в статистических сборниках.

 

Часть 1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты, виды.

Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. В ее основе лежит ускорение движения и сдерживание прироста денежной массы, а так же изменения стоимости кредита.

Денежно-кредитную политику определяют как совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования экономики и достижения стратегических целей экономического развития страны. Объектами регулирования являются денежная масса и связанные с ней параметры. Основными субъектами денежно-кредитной политики выступает центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения [13, c.125].

Центральный банк, воздействуя на объем и структуру денежного  предложения, может влиять на деловую  активность, что находит отражение  в основных макроэкономических показателях. В зависимости от целей, центральный банк разрабатывает стратегию и тактику денежно-кредитной политики, определяя, кроме основных (конечных), промежуточные и операционные (тактические) цели, а также инструменты воздействия на денежную массу.

1.1. Сущность  и цели денежно-кредитной политики

Сущность денежно-кредитной политики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка, т.е. поддержать баланс между количеством денег в  обращении и потребностью в них. В настоящее время эту позицию принято исчислять уравнением «количественной теории денег», которая была сформулирована И.Фишером:

MV=PQ, где:

M – денежная масса;

V – скорость обращения денег;

P – средний уровень цен;

Q – количество сделок.

Это уравнение и означает обусловленность расширенного воспроизводства и реализацию вновь созданного общественного продукта требованием новых платежных средств. Регулирование количества денег в обращении и предоставляемых кредитов особенно важно, так как с ними связана функция стоимости денег [1, с. 395].

Денежно-кредитная политика – это  целенаправленное воздействие государства  на денежный оборот и внутренний кредит для выполнения основных показателей  экономической политики. Денежно-кредитная  политика ответственна за стабильность цен, поддержание внутренней и внешней стоимости денег. Основополагающей целью данной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Можно выделить основные (конечные) цели, которым придается приоритетное значение при разработке денежно-кредитной  политики: высокий уровень занятости, устойчивые темпы экономического роста, стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса, стабильность ставки процента, стабильность на финансовом рынке и стабильность валютного курса [14, с. 107]. Некоторые цели согласуются друг с другом: высокий уровень занятости и экономический рост, стабильность ставки процента и стабильность на финансовом рынке. Но это не всегда бывает так. Задача поддержания стабильного уровня цен часто противоречит задаче поддержания стабильной ставки процента и высокого уровня занятости в краткосрочном периоде. Например, на фоне экономического роста и снижения уровня безработицы, инфляция и ставка процента могут начать расти. В случае, если центральный банк будет пытаться предотвратить рост ставки процента путем покупки облигаций, повышая их цену и таким образом вынуждая ставку процента понижаться, то такая операция на открытом рынке увеличит и предложение денег, что стимулирует инфляцию. Но если центральный банк приостановит рост предложения денег, чтобы предотвратить инфляцию, то в краткосрочном периоде и ставка процента, и уровень безработицы могут повыситься. Таким образом, существует проблема конфликта целей, что ставит центральный банк перед трудным выбором.

Особенность денежно-кредитного регулирования состоит в том, что центральный банк не в состоянии напрямую влиять на объем выпуска продукции, уровень занятости, но может способствовать достижению конечных целей, воздействуя на определенные параметры денежно-кредитной сферы. Желая достичь определенных целей, таких как стабильность цен или высокий уровень занятости, центральный банк не может непосредственно и немедленно повлиять на них. Стратегия центрального банка в этом случае состоит в том, чтобы после выбора конечных целевых значений, определить набор целевых показателей, непосредственно влияющих на уровень занятости или уровень цен, которые называют промежуточными целями и которые центральный банк контролирует в процессе реализации монетарной политики. В качестве промежуточных целей могут выступать, например, объем денежной массы, ставка процента (кратко или долгосрочная), обменный курс национальной валюты, разница между долгосрочными и кратко срочными ставками процента, объем кредита, индексы товарных цен [14, c.108]. Центральный банк должен определить, что он будет контролировать: предложение денег или процентную ставку, так как он не в состоянии одновременно достичь двух автономно поставленных целей, поскольку согласно кривой функции спроса на деньги, каждой ставке процента соответствует определенная величина денежной массы и наоборот. Инструменты центрального банка не позволяют напрямую добиться даже этих промежуточных целей. Поэтому подбирается другой набор переменных, называемых операционными целями. Ими могут быть, например, резервные агрегаты (денежный агрегат, денежная база) или ставки процента (межбанковская ставка процента или ставка по векселям казначейства), более чутко реагирующие на инструменты денежно-кредитной политики. Операционная цель определяется в соответствии с промежуточной, например: если промежуточная цель – денежная масса, то операционная цель – денежная база или конкретный денежный агрегат, если же промежуточная цель – процентная ставка, то операционная цель – межбанковская ставка процента [13, c.129].

Центральный банк ставит перед денежно-кредитной политикой комплекс целей, контроль за которыми позволяет ему оперативно отслеживать правильность выбранной политики, корректировать ее в нужном направлении, определяемом планируемыми конечными результатами. Однако центральный банк не придерживается единожды выбранных целей, он может изменять их в зависимости от состояния экономики и задач, стоящих перед обществом.

1.2. Инструменты  денежно-кредитной политики

Инструменты денежно-кредитной  политики, а именно: методы воздействия  центрального банка на объем и структуру денежного предложения, позволяют изменять денежную массу путем управления объемами рефинансирования и регулирования резервных требований. К ним относятся [13, c. 136]:

    • лимиты кредитования, прямое регулирование ставки процента – инструменты прямого регулирования;
    • операции на открытом рынке ценных бумаг – инструмент косвенного регулирования;
    • регулирование учетной (дисконтной) ставки процента – инструмент косвенного регулирования;
    • интервенция на валютном рынке – инструмент косвенного регулирования;
    • изменение норм обязательных резервов – инструмент косвенного регулирования.

Центральный банк может  регулировать деятельность коммерческих банков, используя методы прямого  регулирования: устанавливать лимиты кредитования и процентную ставку. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Такие кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений используется не так активно, а в некоторых странах вообще отменён. В процессе перехода экономики к рынку прямые методы регулирования вытесняются косвенными методами.

Операции на открытом рынке ценных бумаг широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту. Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе [9, c.372].

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь