Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление и всесторонний анализ денежно- кредитной политики. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и обобщение, что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные методы и инструменты денежно-кредитной политики, дать оценку денежно-кредитной политики проводимой за рубежом и в Республике Беларусь.
Введение……………………..………………………………………………….…...3
Денежно-кредитная политика: сущность, инструменты, виды……….…..5
. Сущность и цели денежно-кредитной политики……………………………..5
. Инструменты денежно-кредитной политики…………………………………7
. Виды денежно-кредитной политики…………………………………………11
Проблема эффективности денежно-кредитной политики . Особенности кейнсианского и монетаристского подходов к реализации денежно-кредитной политики……………………………………………….……………14
2.1. Эффективность денежно-кредитной политики…………………………….14
2.2. Роль денежно-кредитной политики в стабилизации экономики…………15
2.3. Особенности кейнсианского и монетаристского подходов к реализации денежно-кредитной политики……………………………………………………19
2.3.1. Кейнсианская теория денег………………………………………………....19
2.3.2. Монетаристский подход…………………………………………………….20
3. Особенности современной денежно-кредитной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………..……..24
3.1. Эволюция денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………...24
3.2. Денежно-кредитной политика в 2007-2008 гг и перспектива ее развития...28
3.3. Проблемы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь………....35
Заключение………………………..……………………………………………….38
Литература………………………………..………………………………………..40
Приложения………………………………………………………………………..42
Достижение целей денежно-
В 2007 году продолжала укрепляться и развиваться сама банковская система. Совокупный уставный фонд банков увеличился за 2007 год на 783,5 млрд. рублей или на 21% и к началу 2008 года составил 4,5 трлн. рублей [12, с.8]. Объем собственного капитала банков по состоянию на 1 января 2008 года составил 6,5 трлн. рублей, увеличившись за 2007 год на 1377 млрд. рублей или на 26,7%, а по прогнозу 18%-19% [12, с.8]. Основным источником роста собственного капитала явилась прибыль банков. Прибыль, полученная банками в 2007 году, составила 602,1 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше, чем за 2006 год [12, с.8]. Показатель достаточности собственного капитала в целом составил на 1 января 2008 года 19,3%, что в 2,4 раза превышает установленный для отдельно банка 8% [12, с.8].
Привлекательность банковского
сектора для иностранных
Решению задач, стоящих перед экономикой страны в 2008 году, призвана содействовать денежно-кредитная политика, основные направления которой были утверждены Указом Президента РБ от 30.12.2007 №687 [11, с.32]. Целью денежно-кредитной политики в 2008 году является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Основным средством достижения этой цели является поддержание стабильного курса белорусского рубля к доллару США, колебания курса в пределах 2,5% по отношению к величине курса на начало текущего года. Поддержание установленных параметров курса белорусского рубля к доллару США, обеспечение его предсказуемой динамики позволит минимизировать инфляционные и девальвационные процессы в экономике. С учетом открытости экономики РБ обменный курс может эффективно использоваться в качестве инструмента воздействия на динамику внутренних цен на основе ограничения роста цен на импортные товары, обеспечивая уровень инфляции 6%-8% [11, с.32].
В 2008 году планируется продолжить активизацию процентной ставки в качестве монетарного инструмента и усилить эффективность процентной политики. Сохранится базовый принцип процентной политики - это поддержание процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для субъектов экономики. Общая динамика процентных ставок будет определяться ставкой рефинансирования, при прогнозируемом уровне инфляции 6%-8% допустимо снижение ставки рефинансирования к концу 2008 года до 7%-9% годовых. Процентные ставки по новым срочным депозитам в банках на конец 2008 года могут составить 7%-10%, а ставки по банковским кредитам предприятиям и населению – 10%-12% годовых. С учетом ожидаемого прироста ВВП не менее 11% и изменения скорости обращения денег прогнозируется увеличение рублевой денежной массы на 38%, широкой денежной массы – 37%. Международные резервные активы РБ в национальном измерении на 1 января 2009 года составят 5,5 млрд. долларов США [12, с.9].
В условиях спроса на банковские услуги приоритетным направлением развития банковского сектора в 2008 году станет дальнейшее повышение устойчивости его функционирования. С учетом сохранения инвестиционной привлекательности банков оценивается, что прирост капитала банков составит 21%, а рентабельность превысит 8%. Увеличение активов банковского сектора и ресурсной базы банков прогнозируется на 31%, а отношение банковских активов к ВВП по итогам 2008 года увеличится до 47,8%. Прогнозируется, что за 2008 год объем вкладов населения в банках увеличится на 3,7 трлн. рублей, объем депозитов юридических лиц к концу 2008 года возрастет на 3,4 трлн. рублей[12, с.8]. Повысится роль банковского кредита в формировании ВВП и росте национального богатства страны. Требования банков к экономике возрастут на 41% и составит 35,8% по отношению к ВВП. Выдача кредитов на инвестиции в 2008 году прогнозируются в размере 5,7 трлн. рублей, на жилищное строительство – 2,8 трлн. рублей [12, с.9]. При этом приоритетными направлениями кредитования должны стать проекты по энергосбережению, инвестиционные проекты по модернизации и созданию новых производств и поддержке отечественного экспорта. По развитию организаций агропромышленного комплекса и жилищного строительства. При этом качество активов банков останется высоким. Доля проблемных активов в активах банков, подверженных кредитному риску, не превысит 4%, доля проблемной задолженности клиентов и банков по кредитным операциям – 2% [12, с.8]. В 2008 году предстоит расширить и углубить международное банковское сотрудничество. Высокие темпы развития, намеченные на 2008 год, предполагается сохранить и ускорить в последующие годы, обеспечив ежегодные высокие темпы прироста ресурсов и активов банков.
Анализ состояния динамики денежно-кредитной сферы, валютного рынка и банковской системы во взаимодействии с результатами экономического и социального развития РБ в 1 квартале 2008 году показывает, что НБ РБ обеспечивал выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики РБ. Итоги социально-экономического развития РБ являются положительными: продолжается экономический рост; увеличиваются реальные денежные доходы населения; растут объемы внешней торговли; устойчивы государственные финансы; деловая и инвестиционная активность в большинстве отраслей экономики остается высокой. В таблице [Таб. П 4.3] приведены важнейшие параметры социально-экономического развития РБ в 1 квартале 2008 года. Объем ВВП увеличился на 10,5%, объем производства вырос в 2 раза, производство потребительских товаров увеличилось на 15,4%, сельскохозяйственных – на 6,8%. Вместе с тем, темп роста индекса потребительских цен за первый квартал 2008 года составил 104,1% против 103% за такой же период 2007 года, темпы роста инвестиций в основной капитал в 2008 году 20% уступают уровню 2007 года 29,9% [15, c.5]. Повышение цен на энергоносители обусловило рост затрат во всех отраслях экономики, что и привело, к увеличению цен и тарифов на многие виды продукции. Улучшились показатели внешней торговли, в первом квартале 2008 года чистый импорт снизился почти в 20 раз [15, c.6]. Официальный курс белорусского рубля к доллару на 1 апреля 2008 года составлял 2145 рублей за один доллар, доллар возрос всего на 0,2% [15, c.6]. Курсовая политика способствовала повышению конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках. За первый квартал 2008 года рублевая денежная масса возросла на 2,2% и составила 16,4 трлн. рулей на 1 апреля 2008 года [15, c.8]. Международные резервные активы РБ на 1 апреля 2008 года составили в национальном определении 5514 млн. долларов США, рост – 10,4% [15, c.8]. На [Рис. П 5.8] приведены сравнительные данные по международным резервным активам. Ставка рефинансирования не изменилась – 10%, ставка межбанковских кредитов снизилась до 8,6%, ставка по срочным депозитам снизилась до 9,8%, ставка по новым срочным рублевым депозитам физических лиц снизилась до 13%, ставка по рублевым кредитам банков – 13,2%. Доля иностранных инвестиций с уставном фонде банков возросла до 11,4%, увеличился объем нормативного капитала банковского сектора на 5%, рентабельность капитала банковского сектора составила 10,95%, объем пассивов банков возрос на 10,5%. На [Рис. П 5.7] показана динамика роста требований банков к экономике. Продолжалась целенаправленная кредитная политика по долгосрочному и льготному кредитованию [Рис.П 5.9].
Во втором и третьем кварталах 2008 года НБ РБ продолжит проведение курсовой политики, направленной на сдерживание инфляционных процессов и обеспечение стабильности на внутреннем валютном рынке. Вместе с тем влияние внешних факторов, в частности, значительное снижение на мировых финансовых рынках курса доллара США во втором квартале и повышение курса доллара в третьем квартале, потребует от НБ РБ большей гибкости курсовой политики. С учетом предполагаемых валютных интервенций НБ РБ возможно снижение международных резервных активов РБ во втором квартале 2008 года. Во втором и третьем кварталах 2008 постепенно повышалась ставка рефинансирования и с 12.11.2008 она была установлена на уровне 11%, соответственно повысились ставки по кредитам коммерческих банков для своих клиентов, а ставки по новым депозитам для населения в некоторых коммерческих банках в ноябре 2008 достигли 17%. Это говорит о потребности коммерческих банков увеличить свои кредитные ресурсы за счет вкладов населения. Вероятно НБ РБ будут предприняты и другие меры по изменению значений оценочных показателей и инструментов денежно-кредитной политики в сложившейся ситуации в стране в условиях разворачивающегося мирового финансового кризиса. В этой связи интересно мнение профессора Института экономики Национальной Академии Наук А.Лученка о том, что основные последствия финансового кризиса будут ощутимы для нашей страны в феврале-марте 2009 года. По его мнению, чтобы «смягчить влияние кризиса» на белорусскую экономику необходимо будет свернуть некоторые социально-экономические программы, к примеру: уменьшить или совсем приостановить на время программу льготного кредитования жилищного строительства, а строительство жилья ограничить платежеспособностью населения [24, c.4]. Премьер-министр РБ С. Сидорский в условиях кризиса настаивает на увеличении притока иностранных инвестиций в белорусскую экономику, последние новости с инвестиционного форума, проходившего в Лондоне в ноябре 2008 года, свидетельствуют о реализации намеченного курса [24, c.2].
Еще раз хочется подчеркнуть, что в сложившейся ситуации мирового финансового кризиса 2008 года цели и инструменты денежно-кредитной политики должны корректироваться в процессе изменения общей ситуации в стране, направлений экономических реформ, а также внешнеэкономических факторов, которые становятся определяющими в условиях открытой экономики РБ.
Согласно программе социально-экономического развития РБ на 2006-2010 годы в 2009-2010 годах предстоит модернизация отечественных предприятий в соответствии с современными техническими требованиями, необходимо ускорить развитие малых и средних предприятий, прежде всего в регионах страны, выпускаемая в стране продукция должна стать конкурентной на мировых рынках, должна быть создана высоко конкурентная экономика [19, c.151]. В конечном итоге это должно найти свое отражение в быстром росте показателей социально-экономического развития РБ, улучшении материального благополучия жителей страны, в частности, достижения существенно более высокого уровня заработной платы. Чтобы располагать возможностями для финансовой поддержки намеченных планов экономического роста, банковская система страны должна наращивать свой потенциал еще более быстрыми темпами, темпы прироста активов, пассивов кредитования экономики должны составлять не менее 40% в год [11, c.33]. Это позволит банковской системе максимально эффективно поддержать реализацию намеченных планов экономического роста.
Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации. С другой стороны, денежно-кредитная политика связана с особенностями банковского сектора, который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. И эффективность денежно-кредитной политики, в конечном счете, определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.
В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности.
Основу производственного комплекса экономики республики составляют наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры требует времени и значительных инвестиций. При этом такой структуре соответствуют определенные ценовые соотношения, резкое изменение которых неизбежно приведет к шоковым потрясениям в экономике. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с системой перекрестного субсидирования, поддержания низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и рядом других отраслей. Учитывая это, денежно-кредитная и валютная политика, а также необходимые меры по перестройке системы социальной защиты населения, ценообразования и налогово-бюджетная политика должны осуществляться в комплексе и создавать условия для модернизации производства, достижения нормальных по мировым меркам, ценовых соотношений на предметы конечного спроса, ресурсы и факторы производства.
Экономика РБ в целом отвечает критериям малой открытой экономики, которая тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка. Она характеризуется определенными закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведении денежно-кредитной и валютной политики. Все множество возможных состояний такой экономики можно отобразить линией а [Рис. П. 2. 4]. В этих условиях для того, чтобы обеспечить укрепление национальной валюты, необходимо определенное ужесточение денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика должна обеспечивать формирование необходимых условий для достижения финансово-экономической стабильности. Это означает, что уровень денежного предложения, который определяется политикой НБ РБ, должен возрастать умеренными темпами, а процентные ставки по операциям в национальной валюте должны обеспечивать нормальный уровень «цены денег»; по крайней мере, их значение должно быть не ниже темпа инфляции. Следует обеспечить надежность функционирования и достаточный уровень ликвидности банковской системы в целом и каждого коммерческого банка в отдельности. Это вытекает из специфики деятельности банков, которые работают с денежными средствами предприятий и граждан и должны обеспечивать их эффективное и безопасное размещение. Необходимо обеспечить нормальный ход платежного процесса. Даже кратковременный сбой в платежной системе может привести к тому, что сработает «принцип домино» и совокупные убытки банковской системы, предприятий-клиентов и граждан-получателей или отправителей платежей вследствие нарушения нормального платежного процесса будут огромными. Все эти проблемы одинаково важны, и должны учитываются при разработке денежно-кредитной политики.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь