Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление и всесторонний анализ денежно- кредитной политики. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и обобщение, что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные методы и инструменты денежно-кредитной политики, дать оценку денежно-кредитной политики проводимой за рубежом и в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………..………………………………………………….…...3
Денежно-кредитная политика: сущность, инструменты, виды……….…..5
. Сущность и цели денежно-кредитной политики……………………………..5
. Инструменты денежно-кредитной политики…………………………………7
. Виды денежно-кредитной политики…………………………………………11
Проблема эффективности денежно-кредитной политики . Особенности кейнсианского и монетаристского подходов к реализации денежно-кредитной политики……………………………………………….……………14
2.1. Эффективность денежно-кредитной политики…………………………….14
2.2. Роль денежно-кредитной политики в стабилизации экономики…………15
2.3. Особенности кейнсианского и монетаристского подходов к реализации денежно-кредитной политики……………………………………………………19
2.3.1. Кейнсианская теория денег………………………………………………....19
2.3.2. Монетаристский подход…………………………………………………….20
3. Особенности современной денежно-кредитной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………..……..24
3.1. Эволюция денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………...24
3.2. Денежно-кредитной политика в 2007-2008 гг и перспектива ее развития...28
3.3. Проблемы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь………....35
Заключение………………………..……………………………………………….38
Литература………………………………..………………………………………..40
Приложения………………………………………………………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

112.doc

— 799.50 Кб (Скачать файл)

Начиная с 2000 года и по настоящее время НБ РБ проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. Ее приоритетными  задачами были: снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; создание условий для эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. В 2000 году денежно-кредитная политика основывалась на концепции «скользящей фиксации» обменного курса белорусского рубля, которая близка к системе «валютного управления», однако, в отличие от нее, допускает возможность ограниченной кредитной эмиссии. Одним из критериев степени жесткости денежно-кредитной политики является уровень и соотношение процентной ставки по однодневным рублевым межбанковским кредитам и ставки рефинансирования НБ РБ. На протяжении 1999 года и в первом квартале 2000 года ставка по однодневным рублевым межбанковским кредитам была ниже ставки рефинансирования и темпа инфляции, но, начиная с апреля 2000 года, это соотношение изменилось. При этом, начиная с февраля 2000 года, был обеспечен положительный уровень в реальном выражении процентных ставок по основным рублевым операциям, включая ставки по кредитам и депозитам. В дальнейшем размер ставок постепенно снижался, но оставался выше текущих темпов инфляции. Положительным моментом стало и то, что в течение всего 2000 года НБ РБ гибко сочетал меры по поддержке ликвидности банков путем использования всего комплекса инструментов, включая ломбардный кредит, сделки репо, свопы, покупку и продажу валюты.

Определенный  прогресс был достигнут в области  повышения надежности банковской системы: в НБ РБ усовершенствовали систему нормативов, которая была приближена к международным стандартам, рекомендуемым Базельским комитетом, и к нормативам, действующим в России. Ужесточение денежно-кредитной политики явилось важным фактором того, что, начиная с апреля 2000 года, произошла стабилизация рыночных котировок белорусского рубля, среднемесячные темпы девальвации которых не превышали 2% [6, c.91].Наиболее важным и положительным результатом денежно-кредитной политики 2000 года явилось осуществление перехода к единому валютному курсу. Ликвидация системы множественности курсов и расширение сферы использования белорусского рубля во внешней торговле создали более благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий. Практически, начиная с 2000 года, обеспечивалась высокая стабильность рыночных котировок белорусского рубля, что сделало валютный рынок предсказуемым, а также позволило снизить издержки на проведение валютных и внешнеторговых операций. Однако этот процесс оказал на экономику и негативное влияние: уменьшились оборотные средства субъектов хозяйствования, выросли неплатежи. Все это вызвало повышение цен на белорусскую продукцию. Как следствие - высокий темп инфляции - 6,3 % (прогноз 4,5%-5,5 %)[7, с.27]. В 2001 году приоритет отдавался плавной предсказуемой динамике единого курса белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка. В условиях малой открытой экономики стабильный валютный курс обеспечивает наиболее благоприятные условия для динамичного развития внешнеэкономических связей и на этой основе - интеграции экономики в систему глобальных экономических процессов.

В 2001-2004 годах  НБ РБ продолжал последовательно  снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась, ставка рефинансирования упала с 175% в феврале 2000 года до 17% к началу 2005 года, что объяснялось снижением инфляции в эти годы [13, c.153]. В 2001 году индекс потребительских цен составлял 146,3%, в 2002 году – 134,8%, в 2003 году – 125,4%, в 2004 году – 118,1% [13, c.153]. Начиная с 2000 года, сложился механизм усредненного формирования банками обязательных резервов, который используется и в настоящее время. Этот механизм предполагает выполнение банками резервных требований путем поддержания средней величины фонда обязательных резервов на требуемом уровне в течение месяца. Нормы обязательных резервов устанавливаются вне зависимости от сроков, на которые привлечены депозиты, их размер корректируется в соответствии с задачами регулирования денежного предложения и ликвидности банков. Прослеживается тенденция к снижению нормы обязательных резервов. Так, в марте 2002 года они составляли в национальной валюте физических лиц – 14%, юридических – 16%, в иностранной валюте 12%, то уже в ноябре 2004 соответственно стал равны 6%, 10%, 10% [13, c.153].

Начиная с 2000 года и по настоящее время, осуществляется политика обеспечения стабильности белорусского рубля, и можно говорить, что в настоящее время количественные результаты переходят в качественные показатели. Укрепление белорусского рубля отразилось не только на темпах девальвации, но и в других показателях, свидетельствующих о росте доверия к белорусскому рублю как полноценной национальной валюте, и о ситуации в валютной сфере в целом. Начиная с 2004 года, контрольный показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому рублю, что было обусловлено усилением интеграции двух стран. В 2005 году контрольным показателем, по-прежнему, остается обменный курс белорусского рубля к российскому, который, согласно основным направлениям денежно-кредитной политики, мог снизиться за год не более чем на 2,4%. Прирост денежной массы не должен был превысить 17-21%. В целом, поставленные цели в 2005 году были достигнуты: индекс потребительских цен составил 110,3%, официальный обменный курс белорусского рубля к российскому вырос на 3,1%, по отношению к доллару - на 0,9%, активная денежная масса возросла на 29,1%, рублевая денежная база – 31%, снизилась ставка рефинансирования с 17% до 12%, снизились нормы обязательного резервирования привлеченных ресурсов физических лиц в национальной валюте с 6% до 5%, юридических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте с 10% до 9% [13, c.154]. Перечисленные тенденции положительно сказались на финансовой стабильности страны, способствовали созданию условий экономического роста. В 2006 году основным промежуточным целевым ориентиром остается официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, колебания которого не должны превышать 2%, конечной целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции до 7%-9% прироста индекса потребительских цен, снижение ставки рефинансирования до 8%-9%, прирост активной рублевой денежной массы 24%-29% [13, c.155]. В целом, поставленные цели в 2006 году были достигнуты. В качестве итоговой информации в [Таб. П 4.1] приведены данные о росте денежной массы, в [Таб. П 4.2] представлены данные о кредитовании банками отраслей экономики до 2008 года.

 Национальная денежно-кредитная политика  РБ базируется на опыте (зарубежном и собственном) рыночных преобразований и достижений макроэкономической стабилизации. Она совершенствуется с учетом целей и условий социально-экономического развития, лучшего международного опыта в области организации деятельности банков и последних достижений экономической теории [17, c.8].

3.2. Денежно-кредитная  политика в 2007- 2008 годах и перспективы  ее развития

Денежно-кредитная политика в 2007 году, как часть единой государственной  экономической политики, сохранила  направленность на решение стоящих  перед страной задач социально-экономического развития. Прежде всего, это обеспечение  устойчивого экономического роста, являющегося основой повышения благосостояния и качества жизни граждан республики. При этом увеличение конкурентоспособности страны в динамично изменяющейся системе мирового хозяйства предполагает инновационную направленность роста. Главным итогом реализации денежно-кредитной политики в 2007 году стало сохранение важнейшего фактора макроэкономической стабильности – устойчивости национальной денежной единицы страны [11, c.25].

Несмотря на неблагоприятные  внешнеторговые условия и общемировые  отрицательные тенденции экономического развития, РБ в 2007 году сохранила высокую динамику экономического роста. Так, например прирост ВВП составил 8,1%, инвестиций в основной капитал–14,7%, реальных денежных доходов населения–15%, производительности труда–7,7% [12, с.5]. Благодаря взвешенной политике НБ РБ в непростых условиях была обеспечена стабильность национальной валюты, сохранено доверие к белорусскому рублю и к банковской системе в целом.

Курсовая политика НБ РБ была направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивости национальной валюты. Обменный курс белорусского рубля к доллару США, который является основной валютой международных расчетов, снизился за 2007 год на 0,47%, что соответствовало прогнозу [12, с.5]. В 2007 году основным фактором снижения курса белорусского рубля к евро на 12,4% и российскому рублю на 8% явилось значительное ослабление курса доллара на мировых рынках [12, с.5]. Это оказало положительное влияние на ограничение инфляции и создало условия для поддержания ценовой конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках. В 2007 году под влиянием внешнеэкономических факторов рост потребительских цен ускорился, и индекс потребительских цен составил 12,1%, выйдя за рамки прогноза 6%-8% [12, с.5]. Одним из основных факторов ускорения инфляции стал рост цен на импортируемый природный газ, более чем в 2,1 раза [12, с.5].

Кредитная политика, осуществляемая НБ РБ, была направлена на максимально  допустимое удовлетворение потребности  юридических и физических лиц  в кредитных ресурсах. В 2007 году банковские кредиты были важным фактором содействия выполнению прогнозных параметров социально-экономического развития, реализации важнейших государственных программ. В целом объем требований банков к экономике достиг по состоянию на 1 января 2008 года 30,4 трлн. рублей [11, с.26]. Особая роль принадлежит кредитам в содействии процессам создания новых производств, технического перевооружения и модернизации действующих предприятий. Объем инвестиций в основной капитал в 2007 году увеличился на 15,1%[11, с.26]. При этом банковские кредиты были третьим по объему источником финансирования инвестиций, после собственных средств предприятий и организаций и средств консолидированного бюджета.

Принятая в 2007 году Государственная  программа инновационного развития экономики направлена на достижение главного приоритета страны – перевода национальной экономики в режим интенсивного развития – и создает новые перспективы для развития инвестиционного кредитования. Программа предусматривает создание 100 новых предприятий, около 400 новых производств на действующих предприятиях, модернизацию более 600 действующих производств. На ее финансирование в 2007-2010 годах банкам предстоит выдать кредиты в объеме 4,2 трлн. рублей [11, с.26]. Одна из важнейших программ, реализуемых с кредитной поддержкой банковского сектора, - Государственная программа возрождения и развития села. Вклад банковского сектора в ее реализацию выражен в объемах кредитов, предоставленных агропромышленному комплексу. На реализацию программ оснащения сельскохозяйственного производства современной техникой по состоянию на 1 января 2008 года банки выдали кредиты на сумму 636,6 млрд. рублей [11, с.27]. Увеличился вклад банков в реализацию программы жилищного строительства: 40% от всего финансирования жилищной программы в 2007 году составили кредиты банков, причем выдача льготных кредитов составила 2 трлн. рублей. Задолженность граждан по кредитам на приобретение и строительство жилья на общих основаниях за 2007 год увеличилась в 1,5 раза и составила 1,3 трлн. рублей [11, с.27].  

В 2007 году принята Государственная  комплексная программа развития регионов, малых и средних городских  поселений на 2007-2010 годы, в реализацию которой включился также банковский сектор. Она охватывает 187 населенных пунктов и предусматривает реализацию около 1000 инвестиционных проектов, создание более 100 тыс. новых рабочих мест, увеличение номинальной начисленной заработной платы в малых и средних городах более чем в 1,9 раза. Важная роль в повышении уровня жизни населения отводится созданию благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы, расширению на этой основе сектора малого и среднего бизнеса. Только в рамках программы Европейского банка реконструкции и развития в 2007 году выдано 4,4 тыс. микрокредитов на общую сумму 51,1 млн. долларов США [11, с.27]. Характерный для быстро развивающихся переходных экономик рост доходов населения и соответственное повышение спроса на высококачественные потребительские товары в РБ, привели к быстрому увеличению объемов потребительских кредитов, в первую очередь на приобретение товаров длительного пользования. За период с 2001-2006 годов объем кредитов населению на потребительские нужды вырос в 200 раз. В 2007 году темпы роста по потребительским кредитам оставались высокими, объем задолженности граждан увеличился на 45,1% и достиг 3,5 трлн. рублей [11, с.28]. Использование различных программ и форм кредитования способствовало росту розничного товарооборота, который в 2007 году увеличился на 15,3% [11, с.28]. Складывающаяся экономическая и финансовая ситуация потребовала корректировки процентной политики НБ РБ. Учитывая более высокий уровень инфляции, чем прогнозировалось НБ РБ сохранил ставку рефинансирования на уровне 10% годовых до конца 2007 года, вместо 9% годовых согласно прогнозу [11, с.28]. Средняя объявленная процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2007 года сложилась на уровне 13,1%, в том числе юридическим лицам – 12,7% годовых [11, с.28].

Рост масштабов кредитной  поддержки экономики в 2007 году обеспечен расширением ресурсной базы банков – 43,8%, или 12,7 трлн. рублей [11, с.28]. На 1 января 2008 года ресурсная база банковского сектора достигла 41,7 трлн. рублей, что эквивалентно 19,4 млрд. долларов США [11, с.28]. Главным источником увеличения ресурсной базы, как и в предыдущие годы, остаются вклады населения. Особое значение в формировании благоприятных условий для притока средств населения в банки принадлежало мерам процентной политики. Динамика процентных ставок на протяжении 2007 года позволила сохранить привлекательность рублевых сбережений и тем самым обеспечить устойчивость темпов роста ресурсной базы банковского сектора. За 2007 год общий объем привлеченных средств физических лиц в банках увеличился на 2,7 трлн. рублей, или на 34%, и на 1 января 2008 года составил 10,7 трлн. рублей, причем на долю средств в белорусских рублях приходилось 64% [11, с.29]. Если на 1 января в среднем на одного жителя республики приходилось 823 тыс. рублей сбережений, что было эквивалентно 384,6 долларов США, то на 1 января 2008 года  - 1,1 млн. рублей, что в долларовом эквиваленте составляет 513 долларов США [11, с.29]. В итоге, процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам в декабре 2007 года составила 10,1% годовых. Дальнейшему укреплению доверия населения к банковской системе будет способствовать Закон РБ «О возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц», механизм гарантирования банковских вкладов физических лиц позволит расширить возможности привлечения в экономику инвестиционного потенциала в форме денежных средств, сосредоточенных на руках населения. Вторым по объему ресурсом банков являются средства субъектов хозяйствования, их величина к началу 2008 года составила 9,5 трлн. рублей или почти 23% [12, с.6]. Главный итог проводимой процентной политики состоит в том, что процентные пропорции, поддерживаемые на национальном депозитном и кредитном рынках, обеспечили экономическую заинтересованность как вкладчиков и кредиторов, так и заемщиков [12, с.6].

В 2007 году экспорт товаров  и услуг увеличился на 24,6% и составил 27,7 млрд. долларов США, а импорт – увеличился на 28% и составил 30,4 млрд. долларов США [15, с.6]. Таким образом, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составило 2,7 млрд. долларов США. [15, с.6] В этих условиях важное значение приобретает финансирование платежного баланса путем привлечения иностранного капитала в экономику РБ за счет государственных кредитов, прямых инвестиций и привлечения заемных средств банков. За 2007 год произошло увеличение золотовалютных резервов страны в 2,9 раза – до 5 млрд. долларов США, увеличился объем привлечения банками средств нерезидентов более чем на 1млрд. долларов США и составил 2,6 млрд. долларов США [12, с.5]. Росту объемов привлечения зарубежного капитала способствует и тот факт, что в 2007 году у иностранных инвесторов появился ориентир для оценки возможностей инвестирования в экономику РБ – суверенный кредитный рейтинг, присвоенный двумя авторитетными международными агентствами.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь