Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление и всесторонний анализ денежно- кредитной политики. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и обобщение, что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные методы и инструменты денежно-кредитной политики, дать оценку денежно-кредитной политики проводимой за рубежом и в Республике Беларусь.
Введение……………………..………………………………………………….…...3
Денежно-кредитная политика: сущность, инструменты, виды……….…..5
. Сущность и цели денежно-кредитной политики……………………………..5
. Инструменты денежно-кредитной политики…………………………………7
. Виды денежно-кредитной политики…………………………………………11
Проблема эффективности денежно-кредитной политики . Особенности кейнсианского и монетаристского подходов к реализации денежно-кредитной политики……………………………………………….……………14
2.1. Эффективность денежно-кредитной политики…………………………….14
2.2. Роль денежно-кредитной политики в стабилизации экономики…………15
2.3. Особенности кейнсианского и монетаристского подходов к реализации денежно-кредитной политики……………………………………………………19
2.3.1. Кейнсианская теория денег………………………………………………....19
2.3.2. Монетаристский подход…………………………………………………….20
3. Особенности современной денежно-кредитной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………..……..24
3.1. Эволюция денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………...24
3.2. Денежно-кредитной политика в 2007-2008 гг и перспектива ее развития...28
3.3. Проблемы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь………....35
Заключение………………………..……………………………………………….38
Литература………………………………..………………………………………..40
Приложения………………………………………………………………………..42
Насколько успешна денежно-кредитная политика? В настоящее время эффективность денежно-кредитной политики предмет больших споров. Большинство экономистов рассматривают денежно-кредитную политику в качестве неотъемлемой части национальной политики государства. Действительно, в пользу денежно-кредитной политики можно привести несколько конкретных доводов. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика. Денежно-кредитная политика действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении. Однако необходимо отметить, что денежно-кредитная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей. Вопрос о применении той или иной формы реализации денежно-кредитной политики не имеет однозначного решения [18, c.29].
Политика «дорогих денег», если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика «дешевых денег» может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
Другой негативный фактор, заключается в том, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег. Иными словами, при политике «дешевых денег» скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика «дорогих денег» вызывает увеличение скорости обращения. Известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.
Несмотря на все стороны как
положительные, так и отрицательные,
на мой взгляд, эффективность денежно-
В настоящее время проблема эффективной денежно-кредитной политики приобрела особую актуальность, так как стало очевидно, что от ее решения зависит будущее не только отдельных стран, но и мировой экономики в целом. В своей основе эта проблема предполагает нахождение оптимального баланса рычагов внутренней и внешней экономической политики, которые обеспечивали бы для государства благоприятные условия с точки зрения достижения положительных параметров экономического роста при стабильности цен и платежного баланса. Увеличение степени открытости экономики приводит к размыванию границ между политикой по регулированию внутриэкономического положения и мерами по регулированию внешнеэкономических связей, именно поэтому баланс внутреннего и внешнего компонентов регулирования становится крайне важным в настоящее время. С расширением процессов глобализации, к этой задаче добавилась проблема увязки национальной денежно-кредитной политики с денежно-кредитной политикой других государств.
Важным фактором повышения эффективности денежно-кредитной политики должно стать совершенствование банковской системы, нацеленное на создание системы эффективного финансового посредничества. Развитие банковской системы будет способствовать активизации трансмиссионного механизма передачи сигналов от денежно-кредитной политики экономике, созданию условий, которые позволят использовать денежно-кредитные механизмы для стимулирования роста национальной экономики без угрозы усиления инфляционных процессов. [10, с. 58]
Денежно-кредитная политика фактически является одной из первых форм регулирования экономики. Особый интерес к ней стал проявляться во время экономических кризисов и поисков оптимальных путей выходов из него. Подтверждением этому служит тот факт, что как проводник денежно-кредитной политики федеральная резервная система (далее ФРС) США была учреждена в период, когда финансовой проблемой для страны была проблема нехватки кредита и денег и жесткого ограничения их экспансии. Каждое из государств или группа государств, оказавшееся в такой ситуации, применяет свои методы выхода из экономического кризиса и стабилизации экономики. Ярким примером того, что денежно-кредитная политика, несомненно, играет стабилизирующую роль в экономике, являются США.
В США благодаря успешному применению монетарной политики большие успехи были достигнуты в 80-х годах ХХ века. Политика «дорогих денег» сбила темпы инфляции с 13,5% до 3.2% за три года. А вначале 90-х годов ХХ века ФРС, используя денежно-кредитную политику, помогла вывести экономику из спада в 1990-1993 годов [9, с.336]. Эти успехи важны, поскольку из-за огромного бюджетного дефицита фискальная политика оказалась совершенно недееспособной. Бюджетная деятельность Конгресса США была направлена на сокращение этого дефицита, а не на стимулирование экономики. Повышение налоговых ставок и сокращение государственных расходов носили ограничительный характер. Но проводимая ФРС политика «дешевых денег» привела к снижению процентной ставки по коммерческим ссудам с 10% в 1990 году до 6% в 1993 году. Результат этого: рост инвестиционных и чувствительных к процентной ставке потребительских расходов, вследствие чего, увеличение реального ВВП. Рост ВВП в 1992 году продолжался, несмотря на снижение уровня безработицы с 7,5% до 5% в 1997 году [9, с.337]. Чтобы обезопасить экономику от повторного витка инфляции ФРС сократила резервные требования к банкам с целью увеличения процентной ставки, и замедления темпов роста расходов. И такая стратегия сработала: на протяжении всего периода рост инфляции находился под контролем [9, с.338]. В качестве примера США был выбран не случайно, так как именно в США первоначально разразился финансовый кризис 2008 года. Писать работу о денежно-кредитной политике и не затронуть настолько «горячую» тему мирового финансового кризиса 2008 года просто невозможно, тем более что сведения по этому вопросу из разных стран напоминают «оперативные сводки с поля боя на финансовом рынке». Мировой финансовый и экономический кризис 2008 года обсуждают все от мала до велика. Слово «кризис» у всех на устах.
Начавшийся в 2008 году финансовый кризис во многих отношениях является знаковым явлением в мировой экономике. И хотя сейчас ему посвящено уже очень много публикаций, цельное представление все-таки еще не до конца сформировано. В связи с этим хочется попытаться осмыслить причины кризиса, его природу и скрытые механизмы. Источник кризиса находится в США, а в более широком смысле – в развитых странах. Кризис возник в сфере жилищного строительства из-за массовых финансовых вложений в жилищный (ипотечный) рынок, именно оттуда падение фондового рынка стало распространяться по всему миру. Бесспорно, США задает вектор развития современного мира, и мир идет в этом направлении. Все инвесторы мира смотрели на американцев и копировали их действия, хотя никто не мешал самим искать новые приложения своего капитала, но они этого не сделали, повсеместно происходил рост ипотечного кредитования, цены на недвижимость постоянно росли не только в Западной, но и в Восточной Европе. Но в сложившейся ситуации в США отнюдь не все американские банки оказались банкротами, многие из них не позволили втянуть себя в ипотечную авантюру и сейчас находятся в устойчивом состоянии. Таким образом, перекладывать ответственность за нынешний кризис исключительно на США было бы неверно, это результат коллективных, можно сказать, интернациональных действий всех стран.
После периода относительно стабильного мирового экономического развития мировая экономика вступила в очень сложный период. В центре этого глобального кризиса американская финансовая система. С одной стороны, причиной кризиса послужили инновации в области ипотечного кредитования. Низкие процентные ставки сделали кредиты привлекательными для широких слоев населения. Огромное количество кредитов, выданных американскими банками, напоминает настоящий «пузырь», который в один прекрасный день лопнул. Вследствие этого, начался кризис строительства, так как банки перестали кредитовать строительство домов, и как следствие в стройиндустрии появились проблемы с безработицей. Аналогичная ситуация сейчас складывается в целом ряде развитых стран Европы, которые переживают такую же ипотечную катастрофу [22].
С другой стороны, безответственное поведение инвесторов, бравших на себя огромные кредитные долги, с целью «сорвать» сверх прибыли на ипотеке и ценных бумагах, стало причиной кризиса. Стремление к обогащению немногих стает причиной банкротства всего мирового сообщества, не из-за иррациональности заемщика, но, главным образом, из-за совершенно нерегулируемой экономики, которая допустила неограниченное разрушающее поведение общества.
Несмотря на серьезность финансового кризиса, следует заметить, что реальная экономика им оказалась почти не затронута. Кризис возник исключительно в недрах фондового рынка. И здесь можно отметить единство всех известных кризисов – все они возникали в финансовой сфере. В начальный момент кризиса, когда все мировые фондовые рынки рухнули, американский фондовый рынок рухнул не так катастрофично, как в других странах. Для примера: в США падение биржевых индексов составило 32%, тогда как в Китае – 64%, а в России индекс упал на 73% [21]. В целом просматривается простая закономерность: чем более развитой является национальная экономика, тем меньшее падение фондового рынка характерно для нее.
Следует вспомнить, что финансовый рынок – это рынок ценных бумаг, которые, в свою очередь, есть ни что иное как «материализованное доверие покупателей» реальным экономическим возможностям компаний, выпускающих ценные бумаги. Поэтому динамика котировок акций – это всего лишь колебания доверия экономических агентов друг другу. Поэтому, когда на фондовом рынке возникает сбой, то, прежде всего, уничтожается рынок доверия, что автоматически порождает волну недоверия, прокатывающуюся по всей экономической системе. Ипотечный кризис в США – это избыточное доверие финансовых структур слоям населения, которым предлагались жилищные кредиты. Утрата этого доверия в результате массовых неплатежей принимает глобальные масштабы и распространяется на весь мир. Более того, проблемы в США включают «эффект домино», когда многие страны утрачивают доверие ко всей экономике США.
Принимая во внимание, что в экономике США пока не происходит существенных структурных сдвигов, курс доллара США продолжает оставаться под влиянием спекулятивного давления. С начала этого года курс доллара США по отношению к евро падал. Сейчас отмечается временный рост этой валюты, вызванный реакцией правительства США на ипотечный кризис и мерами поддержания валюты, принятыми центральными банками разных стран. В той или иной степени финансовым кризисом оказались затронуты все страны, другими словами, кризис оказался глобальным, выигравших здесь не будет, по крайней мере, в краткосрочном периоде, соответственно и последствия кризиса становятся менее предсказуемыми. По прогнозам аналитиков нынешний финансовый кризис продлится от 12 до18 месяцев [20].
Мировой финансовый кризис 2008 года, спровоцированный ипотечным кризисом в США, перекинулся на финансовые рынки стран Западной и Восточной Европы и летом 2008 года финансовый кризис докатился до России, Украины, Беларуси, Казахстана и Молдовы. Негативные последствия мирового финансового кризиса ещё не ощутимы для обычного гражданина, а вот представители бизнеса уже несколько месяцев испытывают проблемы с ликвидностью, дефицитом оборотных финансовых средств.
Наши граждане только начинают интересоваться, как финансовый кризис отразится на их личном бюджете и благосостоянии. Особенно нервничают ипотечные заёмщики, которые взяли кредит на покупку или строительство недвижимости в банке, - они обоснованно боятся роста процентных ставок и ужесточения других условий договоров об ипотечном кредитовании. Таким образом, финансовый кризис страшен тем, что банки будут испытывать острый дефицит финансовых ресурсов, следовательно, кредиты подорожают. В условиях финансового кризиса многие банки, которые выдали ипотечные кредиты, будут повышать по уже заключенным договорам процентные ставки, так как обычно финансовые учреждения всегда оставляют за собой право повышать стоимость кредита в случае изменения учетной ставки центрального банка или существенного изменения курсов валют. Так как кредиты подорожают, то они станут недоступными из-за своей дороговизны мелким и средним предпринимателям, а крупному бизнесу они будут просто невыгодны. В этих условиях, возможно, снижение темпов производства и, как следствие, могут быть уволены, сокращены или отправлены в неоплачиваемый бессрочный отпуск работники определенных отраслей производства, прежде всего, строительной отрасли. Возможно и такое развитие событий. Таким образом, мировой финансовый кризис 2008 года страшен повышением уровня безработицы, высокой инфляцией и ценами, коллапсом рынка недвижимости и массовым банкротством финансовых учреждений, невозможностью и дороговизной потребительских, ипотечных и коммерческих кредитов [23].
Большинство влиятельных бизнесменов США отмечают, что современный мир не сможет сохранить свое процветание при нищете миллионов людей в развивающихся странах. Сейчас рассуждать о причинах мирового финансового экономического кризиса 2008 года можно много, но последствия непредсказуемы, одно ясно - мировая экономика больше не будет такой, как была.
2.3. Особенности кейнсианской и монетарной денежно-кредитной политики
Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по данной проблеме, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теории, с одной стороны, и современной количественной теории денег (монетаризм) - с другой. Современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – само предложение денег.
Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие:
Рыночная экономика
Цепочка причинно-следственных связей
предложения денег и
Y=C+G+I+NX,
где Y − номинальный объем ВНП,
С − потребительские расходы,
G − государственные расходы на покупку товаров и услуг,
I – частные плановые инвестиции,
NX – чистый экспорт.
Кейнсианцы отмечают, что цель причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а Центральный Банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина ВНП). Наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо прочего, в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. (Напомним: низкая процентная ставка свидетельствует о том, что ценные бумаги слишком дороги, следовательно, люди отказываются от их приобретения, держат сбережения в виде денег.) Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это, так как ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь