Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление и всесторонний анализ денежно- кредитной политики. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и обобщение, что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные методы и инструменты денежно-кредитной политики, дать оценку денежно-кредитной политики проводимой за рубежом и в Республике Беларусь.
Введение……………………..………………………………………………….…...3
Денежно-кредитная политика: сущность, инструменты, виды……….…..5
. Сущность и цели денежно-кредитной политики……………………………..5
. Инструменты денежно-кредитной политики…………………………………7
. Виды денежно-кредитной политики…………………………………………11
Проблема эффективности денежно-кредитной политики . Особенности кейнсианского и монетаристского подходов к реализации денежно-кредитной политики……………………………………………….……………14
2.1. Эффективность денежно-кредитной политики…………………………….14
2.2. Роль денежно-кредитной политики в стабилизации экономики…………15
2.3. Особенности кейнсианского и монетаристского подходов к реализации денежно-кредитной политики……………………………………………………19
2.3.1. Кейнсианская теория денег………………………………………………....19
2.3.2. Монетаристский подход…………………………………………………….20
3. Особенности современной денежно-кредитной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………..……..24
3.1. Эволюция денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………...24
3.2. Денежно-кредитной политика в 2007-2008 гг и перспектива ее развития...28
3.3. Проблемы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь………....35
Заключение………………………..……………………………………………….38
Литература………………………………..………………………………………..40
Приложения………………………………………………………………………..42
Обеспечение
покупательной способности
В заключение можно отметить, что, приступив к реализации намеченного комплекса мероприятий денежно-кредитной и валютной политики, НБ РБ удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует надежно и эффективно. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой РБ, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.
Подводя итог, можно сказать, что тема денег и кредитов продолжает занимать как лучшие умы человечества, так и обычных граждан только с разных точек зрения. Интерес к проблеме эффективности денежно-кредитной политики и ее роли в стабилизации экономики особенно усилился в связи с периодическими финансовыми кризисами, которые сотрясают всю мировую экономику, в течение последних 200 лет. Причем и в настоящее время мировая экономика находится в состоянии глобального финансового кризиса. Опыт развитых стран показал, что ошибки денежно-кредитного регулирования обходится экономике дорого, так как могут привести как к инфляции, так и спаду производства. В связи с этим важно понимать сущность и логику, механизм реализации денежно-кредитной политики, уметь оценивать ее эффективность, знать основные инструменты и их влияние на деловую активность. Всестороннему изучению выше перечисленных теоретических вопросов и анализу зарубежного и отечественного опыта функционирования денежно-кредитных систем и была посвящена эта работа.
Наличие проблем функционирования денежно-кредитных систем в разных странах свидетельствует о проведении огромной работы по наведению порядка и приданию динамичности ее развития. При этом мировой опыт свидетельствует, что целесообразно проводить не разрозненные методы по стабилизации монетарной сферы, а увязанные в единый блок с бюджетно-финансовой и ценовой политикой государства. Еще раз хочется подчеркнуть, что на современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно-кредитной политике, основной целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильным уровнем цен.
Денежно-кредитная политика РБ, как часть единой государственной экономической политики, на протяжении всего самостоятельного периода развития нашего государства, сохраняет направленность на решение стоящих перед страной задач социально-экономического развития. Прежде всего, это обеспечение устойчивого экономического роста, являющегося основой повышения благосостояния и качества жизни граждан республики. В работе произведен анализ эволюции денежно-кредитной политики РБ, начиная с 1992 года по настоящее время, с использованием богатого и разностороннего статистического материала, а также рассмотрены проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики.
Хочется отметить в качестве одного из положительных моментов реализации денежно-кредитной политики в нашей стране, что в последние несколько лет в НБ РБ проводится политика процентных ставок, которая обеспечивает привлекательную доходность по срочным депозитам в национальной валюте. Основными целями этой политики является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам. В РБ проводятся мероприятия по оптимизации выбора между стимулированием экономического роста, используется кредитная экспансия: дешевый и доступный кредит, низкие процентные ставки, а для сдерживания инфляции - кредитная рестрикция, общее ограничение денежной массы. Эффективность денежно-кредитной политики в РБ будет зависеть от того, насколько гибко денежно-кредитное регулирование будет согласовываться с бюджетной и налоговой политикой.
Финансовый кризис, в который вступила мировая экономика в 2008 году, несомненно, внесет определенные коррективы и в реализацию денежно-кредитной политики в нашей стране. При этом хочется подчеркнуть, что в сложившейся ситуации мирового финансового кризиса 2008 года цели и инструменты денежно-кредитной политики должны корректироваться в процессе изменения общей ситуации в стране, направлений экономических реформ, а также внешнеэкономических факторов, которые становятся определяющими в условиях открытой экономики РБ.
// Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2001.- №10. - С. 15-17.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
M1/P M2/P М/Р
Реальные денежные остатки М/Р
Рис.П 1.1. Гибкая денежно-кредитная политика
Примечание. Источник [4, с.296]
Реальные денежные остатки М/Р
Рис.П 1.2. Жесткая денежно-кредитная политика
Примечание. Источник [4, с. 297]
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
M1/P M2/P М/Р
Реальные денежные остатки M/P
Рис.П 2.3. Эластичная денежно-кредитная политика
Примечание. Источник [4,с. 298]
r/ - внутренняя ставка процента
r - мировая ставка процента
d - темп девальвации национальной валюты
Рис.П.2.4. Множество возможных состояний «малой открытой экономики»: точка 0 соответствует устойчивому состоянию равновесия (r = r , курс национальной валюты стабилен); линия а множество возможных состояний экономики (слева от точки 0 r>r, валютный курс растет, справа r<r, валютный курс снижается).
Примечание. Источник [6, с. 87]
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рис.П 3.5. Денежный рынок
Примечание. Источник [14,с.122]
Рис.П 3.6. Спрос на инвестиции
Примечание. Источник [14,с.122]
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Денежная масса М2 |
Наличные деньги в обороте М0 |
Безналичные средства |
Удельный вес М0 в М2 (%) | |
2000 |
283.9 |
86.9 |
197.0 |
30.6 |
20021) |
1249.0 |
512.2 |
736.8 |
41.0 |
2003 |
1992.9 |
650.0 |
1342.9 |
32.6 |
2004 |
3408.3 |
926.4 |
2481.9 |
27.2 |
2005 |
5388.3 |
1339.4 |
4048.9 |
24.9 |
2006 |
8594.9 |
2016.4 |
6578.5 |
23.5 |
2007 |
12415.6 |
2818.3 |
9597.3 |
22.7 |
2008 |
16764.6 |
3323.2 |
13441.4 |
20.7 |
Таб.П 4.1. Денежное обращение (на начало года; миллиардов рублей)
1) С января 2002 года РБ перешла на новые правила учета денег в обращении.
Примечание. Источник [8, с.541]
Остатки задолженности по выданным кредитам - всего |
Кратко- срочные кредиты |
В процентах к итогу |
Долгосрочные кредиты |
В процентах к итогу | |
1990 |
11.1 |
7.8 |
70.3 |
3.3 |
29.7 |
19951) |
8771.8 |
7662.4 |
87.4 |
1109.4 |
12.6 |
20002) |
1379.9 |
847.9 |
60.7 |
55.0 |
39.3 |
2003 |
5579.9 |
2920.7 |
52.3 |
2659.2 |
47.7 |
2004 |
9107.4 |
4737.2 |
52.0 |
4370.2 |
48.0 |
2005 |
12496.5 |
6064.0 |
48.5 |
6432.5 |
51.5 |
2006 |
19699.6 |
9050.4 |
45.9 |
10649.2 |
54.1 |
2007 |
29029.8 |
7041.7 |
24.3 |
21988.1 |
75.7 |
Таб.П 4.2. Кредитование банками отраслей экономики и населения3)
(на конец года; миллиардов рублей)
1) С учетом деноминации 1994 года (уменьшение в 10 раз)
2) С учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз)
3) С 2000 года остатки задолженности по выданным кредитам приведены с учетом иностранной валюты, пересчитанной в национальную.
Примечание. Источник [8, с.541]
Показатели |
Январь-март 2007г. |
Январь-март 2008г. |
ВВП |
108.4 |
110.5 |
Реальные денежные доходы населения |
116.8* |
112.9* |
Производство потребительских товаров |
103.3 |
115.4 |
Уровень рентабельности реализованной продукции, работ и услуг в промышленности |
11.8 |
16.7* |
Снижение энергоемкости ВВП, % |
-18.6* |
-7.3* |
Индекс потребительских цен: к декабрю предыдущего года в среднем за месяц |
103.0 101.0 |
104.1 101.4 |
*Данные за январь-февраль.
Таб. 4.3. Важнейшие параметры социально-
Республики Беларусь в 1 квартале 2008 г.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь