Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 09:56, курсовая работа
На данный момент белорусская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни белорусов и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса, призваны инвестиции. Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало: все давно уже склоняют это слово на разные лады, понимая, что без инвестиций белорусскому производству не выжить.
Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что инвестиции в Беларуси достаточно выгодное вложение, даже с точки зрения географического расположения.
Анализ ситуации позволяет сделать вывод, что в условиях переходного периода реальным источником инвестиций должен стать долгосрочный кредит. Только с его помощью сегодня можно привлечь достаточно значительные денежные ресурсы. Причем, эти ресурсы предоставляются на принципах платности, срочности, возвратности, целенаправленности, значит, и использоваться они должны эффективно.
Традиционно, наиболее приемлемой формой банковского кредита считаются краткосрочные ссуды. Быстрый возврат денег делает их высоколиквидными и относительно свободными от риска, связанного с непредсказуемыми изменениями рыночной конъюнктуры. Долгосрочные инвестиционные кредиты являются ключевыми, как для банков- кредиторов, так и для предприятий-заёмщиков. Для банков опасность долгосрочного кредитования заключается в том, что они должны вкладывать краткосрочные кредиты своих клиентов в долгосрочные инвестиционные проекты заёмщиков с вытекающими отсюда рисками неисполнения краткосрочных обязательств. Для предприятий опасность долгосрочного кредитования заключается в изменении конъюнктуры рынка, что может привести к потере их платёжеспособности или даже банкротству. Серьезной проблемой инвестиционного кредитования является отсутствие ликвидного залога у предприятий-заемщиков. Для решения этой проблемы необходима приватизация предприятий и формирование реально действующего фондового рынка и институтов финансового инвестирования, определение реальной стоимости инструментов финансового инвестирования. В таком случае залогом могли бы выступать ценные бумаги предприятий, ликвидность которых определяла бы фондовая биржа на основе спроса и предложения.
Долгосрочное кредитование находится в зоне повышенного риска, но, увы, наши коммерческие банки не располагают таким объемом средств, чтобы осуществлять этот вид деятельности. Поэтому доля таких инвестиционных кредитов остается незначительной. Выходом из этой ситуации может служить зарубежный кредит. Крупнейшими инвесторами в настоящее время являются: США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, а так же некоторые богатые развивающиеся страны: Саудовская Аравия, ОАР, Кувейт и новые индустриальные страны: Южная Корея, Сингапур.
В отношении таких инвестиций можно отметить, что они способствуют повышению технического и организационного уровня отечественного производства в результате передачи опыта предпринимателей развитых стран. Казалось бы, позитивная роль импорта капитала в экономике принимающих стран должна вызывать самое благожелательное отношение к нему. Однако в действительности этого нет. О неоднозначном отношении большинства правительств стран к импорту капитала свидетельствует тот факт, что они, не только не создают особых льгот для зарубежных инвесторов, а наоборот, сдерживают их доступ на свою территорию. Это объясняется тем, что иностранные инвестиции оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику и другие стороны жизни принимающих государств, в том числе Беларуси.
Становясь объектом зарубежного инвестирования, страна не только получает определенные денежные суммы, но и отдает их фирме обслуживания иностранных займов и перевода части прибыли от прямых и портфельных вложений. Возникает иллюзия, что денежные поступления в форме иностранных инвестиций – это всегда средство увеличения денежных доходов страны. В действительности, если она регулярно принимает прямые и портфельные вложения и получает займы в неизменном и тем более в уменьшающемся размере, даже когда инвестиции растут, через определенное время такая система превращается из способа получения страной дополнительных доходов в мощный “насос“, вытягивающийся из нее увеличивающийся поток денежных средств.
Традиционно в Беларуси финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала.
Каждой семье приходится постоянно решать житейскую проблему, какую часть своего бюджета направить на текущее потребление, а какую отложить на будущее. Предположим, что члены семьи зарабатывают 100 тыс. руб. в месяц. Часть этих денег можно израсходовать на покупку продуктов питания и одежду и на оплату жилья и коммунальных услуг, а часть можно отложить. Допустим, что семья тратит 80 тыс. руб. в течение месяца, а оставшиеся 20 тыс. помещает в банк или меняет на американские доллары для инвестирования будущих расходов. В этом случае говорят, что уровень сбережений семьи составляет 20%. В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что некая компания получила прибыль в размере 1 млн. руб. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может приобрести на эти средства новое оборудование или производственные площади) или же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка. Правительство тоже может делать сбережения в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитие телефонной связи.
Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.
На ряду с классификацией инвестиций, ее сущности следует остановить и на таком понятии как мультипликатор. Дословно мультипликатор означает "множитель". Он подразумевает кратное увеличение прироста дохода, занятости и потребления к приросту инвестиций.
Суть эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов.
Мультипликатор можно определить как коэффициент, показывающий, на сколько возрастет равновесный доход при увеличении автономного спроса.
Механизм действия мультипликатора таков: любой дополнительный расход становится в экономическом кругообороте доходом тех лиц, которые реализуют товары или услуги. На следующем витке экономического кругооборота этот доход может вновь стать расходом, увеличивая тем самым совокупный спрос на товары и услуги.
Таким образом, мультипликатор можно определить как отношение изменения дохода к изменению любого из компонентов автономных расходов.
Формулу мультипликатора можно записать как:
где MPC – предельная склонность к потреблению,
MPI – предельная склонность к инвестированию,
MPZ – предельная склонность к импорту.
Величина мультипликатора будет зависеть от "утечек" и "инъекций". Утечками называют денежные средства, которые выходят из кругооборота доходов и расходов, а инъекциями – средства, которые вступают в оборот. Соответственно, к утечкам относят сбережения, налоги и импорт. С ростом этих величин значение мультипликатора уменьшается. Инъекции компенсируют утечки и представляют собой инвестиции, государственные расходы и расходы заграницы на покупку отечественных товаров (экспорт). В равновесном состоянии экономики утечки равны инъекциям.4
Мультипликационные эффекты может вызвать любой из компонентов, изменяющий величину автономных расходов. Формула (1) служит для вычисления "сложного" мультипликатора, т.е. мультипликатора, учитывающего изменение всех компонентов. Однако в экономической теории обычно рассматривают изменение дохода в зависимости от каждого из них. Поэтому можно выделить инвестиционный мультипликатор, мультипликатор государственных расходов, налоговый мультипликатор, мультипликатор сбалансированного бюджета и мультипликатор внешней торговли. Потребление и сбережения в обычных условиях достаточно стабильны, иначе говоря, они «пассивно» приспосабливаются к изменению уровня национального дохода. Поэтому особую значимость эффект мультипликатора имеет в тех случаях, когда изменения происходят в инвестиционных или государственных расходах. Это обусловлено и тем, что и те, и другие расходы могут использоваться как непосредственные рычаги влияния на объем национального производства, обеспечивающие экономический рост.
Мультипликатор инвестиций представляет собой отношение изменения дохода к изменению инвестиций, в т.ч. через предельную склонность к потреблению (или предельную склонность к сбережению):
При этом речь идет об автономных инвестициях, т. е. капиталовложениях, независимых от объема и динамики ВНП. Автономные инвестиции представлены главным образом как капиталовложения, осуществленные в результате технических нововведений. Действительно, эти проекты, разрабатывающиеся новаторами, могут не зависеть от состояния и объема ВНП. Кроме того, автономные инвестиции — это и государственные капиталовложения.
Кейнсианские рецепты стимулирования инвестиционного процесса во многом послужили основой «нового курса» Рузвельта, когда в США и других странах свирепствовала Великая депрессия. Широкое осуществление общественных работ, финансируемое государством (строительство плотин, дорог и т. д.) в те годы – яркая иллюстрация политики государственных расходов для поддержания высокого уровня инвестиций и национального дохода, а точнее, стремления вывести экономику из состояния застоя и депрессии с высоким уровнем безработицы.
1.2. Прибыльность инвестиционных проектов: понятие, критерии оценки и выбора наиболее привлекательного проекта.
Результаты инвестиционной деятельности в существенной мере зависят от обоснованности инвестиционных решений, учета в процессе их принятия многообразных факторов, основными из которых являются: ограниченность инвестиционных ресурсов, многообразие видов инвестиций и вариантов инвестиционных решений, различия в стоимости инвестиционных объектов, различия инвестиционных качеств предполагаемых объектов инвестиций, риски, связанные с принятием инвестиционного решения, изменение внутренних и внешних условий деятельности.
Учет этих и других факторов в ходе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств предполагает осуществление инвестиционного анализа на основе специальных методов оценки инвестиций.
Условия белорусской экономики, характеризующиеся неразвитостью фондового рынка, ограниченным спектром его инструментов, отсутствием надежных индикаторов его динамики, не позволяют пока с достаточной полнотой и эффективностью использовать зарубежный опыт оценки инвестиций. Это определяет необходимость изучения возможностей использования западного инструментария инвестиционного анализа и его адаптации к российским условиям.
Принятие инвестиционных решений предполагает оценку приемлемости инвестиций, сопоставление предполагаемых результатов инвестирования и вложенных средств. При этом важную роль приобретает правильное определение действительной стоимости инвестируемого капитала. Решение данной проблемы означает, с одной стороны, необходимость использования такого способа мобилизации капитала, при котором стоимость капитала будет минимальной, а с другой стороны — выбора направлений использования мобилизованных средств, ориентированных на максимизацию доходности вложений.
Современные методы оценки инвестиций предполагают осуществление различных финансовых расчетов, связанных с определением стоимости денежных средств в разные периоды времени. Необходимость оценки денежных средств во времени связана с тем, что стоимость денежных ресурсов с течением времени изменяется. При этом имеется в виду не обесценение денежных средств в результате инфляции, а иной, более фундаментальный аспект, связанный с обращением капитала.
Сегодняшний рубль, помещенный в любые коммерческие операции (вложение в ценные бумаги, инвестиционный проект, банковский депозит и т.д.), через определенный период времени может превратиться в большую сумму за счет полученного с его помощью дохода. Так, если положить на депозитный вклад 1000 руб. под 10% годовых, через год сумма вклада составит
1000 + 1000-0,10 = 1100 руб.
Если депозитный вклад не изымать из банка, а оставить его на второй год, то окончательная сумма после двухлетнего периода составит
1000 (1 + 0,10) (1 + 0,10) = 1000 (1 + 0,10)2= 1210.
Инвестирование представляет собой, как правило, длительный процесс, поэтому при осуществлении инвестиционной деятельности приходится сравнивать стоимость средств в начале их инвестирования (настоящую стоимость) с их стоимостью при возврате в виде будущей прибыли, амортизационных отчислений, других денежных потоков (будущей стоимостью).
Будущая стоимость денег (future value — FV) представляет собой сумму средств, в которую вложенные сегодня средства превратятся через определенный период времени. Оценка будущей стоимости денег связана с процессом наращения этой стоимости, который представляет собой постепенное увеличение первоначальной суммы путем присоединения к ней дохода, рассчитываемого с учетом нормы доходности (как правило, процентной ставки). Процентная ставка выступает, с одной стороны, как инструмент наращения стоимости денежных средств, с другой стороны, как измеритель степени доходности.
Текущая стоимость денежных средств (present value — PV) в инвестиционных расчетах рассматривается как первоначальное значение той суммы, которая инвестируется ради получения дохода в будущем и определяется как сумма будущих денежных поступлений, приведенных с учетом определенной ставки процента (дисконтной ставки) к настоящему времени.
Расчет будущей стоимости денежных средств в настоящем периоде производится путем дисконтирования (способ приведения будущей стоимости денег к их стоимости сегодня). Оно представляет собой процесс, обратный наращению денежных средств, т.е. определение того, сколько надо инвестировать сегодня, чтобы получить обусловленную сумму в будущем. Дисконтирование денежных потоков предполагает выбор дифференцированной ставки процента (нормы дисконта) в зависимости от конкретных инвестиционных характеристик объекта и целей оценки. Вариация форм ставки процента для дисконтирования означает, что в этом качестве могут быть использованы средняя депозитная или кредитная ставка, индивидуальная норма доходности с учетом определенных факторов (уровня инфляции, степени риска и ликвидности инвестиций), норма доходности по альтернативным видам инвестиций, норма доходности по текущей деятельности и др.
Информация о работе Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь