Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 09:56, курсовая работа
На данный момент белорусская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни белорусов и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса, призваны инвестиции. Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало: все давно уже склоняют это слово на разные лады, понимая, что без инвестиций белорусскому производству не выжить.
Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что инвестиции в Беларуси достаточно выгодное вложение, даже с точки зрения географического расположения.
Все методы оценки инвестиций в той или иной мере базируются на сопоставлении будущих доходов от предполагаемых инвестиций и затрат на их осуществление. При этом решение проблемы максимизации дохода предполагает, с одной стороны, обеспечение минимальной стоимости ресурсов, используемых для финансирования инвестиций, а с другой — выбор наиболее эффективных вариантов их размещения.
В условиях высокого уровня развития фондового рынка и его информационной инфраструктуры рыночная стоимость отдельных элементов капитала, в частности акций и облигаций, определяется с помощью биржевых и внебиржевых котировок, публикуемых в финансовой прессе. Если акции и облигации фирмы не котируются на открытом рынке, то финансовые менеджеры, как правило, используют метод сопоставления коэффициентов цена — доходность для финансовых инструментов подобных фирм с известными котировками. В белорусских условиях, где акции большинства предприятий не имеют рыночной оценки, база сопоставления практически отсутствует, а финансовая и статистическая информация носят ограниченный характер, данный подход может быть использован с определенными модификациями на основе проведения расчетов текущей стоимости ожидаемого потока денежных выплат по отдельным элементам инвестиционных ресурсов.
Если поток будущих дивидендных выплат можно определить с высокой степенью достоверности, то ставка дисконтирования, при которой настоящая стоимость будущих дивидендных выплат равна текущей стоимости акций, выступает как стоимость акционерного капитала. Ожидаемая доходность обыкновенной акции определяется на основе использования метода приведения будущих доходов к настоящей стоимости. В соответствии с этим текущая рыночная стоимость акции представляет собой настоящую стоимость потоков будущих дивидендных выплат, дисконтированных по ставке, равной стоимости акционерного капитала
Для определения требуемого уровня доходности используются следующие модели: роста дивидендов, доходности по прибыли на акцию, цены капитальных активов.
Стоимость акционерного капитала зависит от дивидендных выплат текущего года, сложившейся рыночной стоимости акций и темпа роста дивидендов. Определение значения первых двух факторов не представляет сложности, поскольку финансовые результаты текущего года известны. Однако темп роста дивидендов является в некоторой степени условной величиной, которая может быть установлена на основе методов прогнозирования, что неизбежно уменьшает достоверность и точность расчетов.
Модель доходности по прибыли на акцию исходит из того, что чистая прибыль в расчете на одну акцию выступает как величина дохода, получаемого акционером в виде дивидендов при распределении прибыли после уплаты налогов. Чистая прибыль в расчете на одну акцию определяется по формуле
E = NP/P, где NP — чистая прибыль на одну акцию;
Р — рыночная цена одной акции.
Недостатки модели оценки доходности по чистой прибыли на акцию связаны с использованием показателя отчетной бухгалтерской прибыли, который является в значительной мере менее объективным, чем величина будущих денежных поступлений. Показатель прибыли строится на основе данных, которые, во-первых, зависят от специфики используемых способов учета, а во-вторых, отражают результаты прошлых периодов, в то время как текущая рыночная стоимость акций определяется будущими величинами дохода на вложенный капитал. В зависимости от проводимой учетной политики, колебаний рыночных цен акций показатели доходности по чистой прибыли на акцию могут существенно различаться, что снижает достоверность оценки.
Полностью элиминировать указанные недостатки вряд ли удастся, однако определенную степень приемлемости оценки можно достичь при использовании в качестве показателя доходности ценных бумаг усредненного показателя доходности акций, рассчитанного на основе данных о размерах капитала и чистой прибыли по группе фирм с похожими характеристиками рентабельности, риска и перспектив роста.
В Беларуси, где отсутствует практика составления рейтинга фирм и публикации достаточной и достоверной информации о деятельности большинства предприятий, вычислить значение данного показателя достаточно сложно.
1.3. Основные направления
развития и стимулирования
За годы реформирования экономики Республика Беларусь привлекла около 3,45 млрд. долларов США иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства.
На предприятиях с иностранным капиталом в Республике Беларусь занято 1,4 % от общего числа работающих. По оценке доля их производства в объеме ВВП составляет около 9 %, в объеме экспорта - 11,5 процентов. Сегодня число таких предприятий превысило 3 тысячи. В Республику Беларусь ввозится капитал из 67 стран мира. Учитывая интересы частных инвесторов Республика Беларусь к настоящему дню заключила более 40 двусторонних соглашений о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций.
В целях привлечения долгосрочного стратегического капитала в республике установлена определенная система гарантий для предприятий с иностранными инвестициями. В первую очередь это беспошлинный ввоз иностранным инвестором имущества в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями, трехлетнее освобождение от налога на прибыль для таких предприятий и другие. В республике созданы и работают 4 свободные экономические зоны, в стадии подготовки находятся еще две.
В 2001 году принят Инвестиционный кодекс, направленный на улучшение инвестиционного климата и установления ясности политики белорусского государства в отношении инвесторов.
В 2001 году Правительством учрежден Консультативный совет по иностранным инвестициям, в состав которого вошли представители иностранных компаний и международных организаций. Основными задачами Совета являются формирование и реализация политики привлечения иностранных инвестиций, а также создание "зеленого коридора" для преодоления конкретных проблем иностранных инвесторов.
Начиная с 2003 года осуществляется привлечение прямых инвестиций в основные производственные фонды общим объемом до 0,9 - 1,0 млрд. долларов США.
Предполагается завершить формирование нормативно-правовой базы в области налогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций, обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия для предпринимательской деятельности предусматривается также развивать систему страхования некоммерческих рисков, улучшить информационное обеспечение иностранных инвесторов, а также развивать организационно-правовые формы привлечения иностранного капитала (транснациональные компании, международные лизинговые компании, международные консорциумы, концессии).
Крупнейшей страной-инвестором в белорусскую экономику по уставному фонду является Германия, на чью долю на начало июля текущего года приходилось 80,7 млн.USD, или 21% от общего уставного фонда всех СП и ИП страны. Об этом сообщил журналистам пресс-секретарь Министерства иностранных дел Павел ЛАТУШКО.
Далее, согласно приведенным данным, следуют Нидерланды (65,7 млн. - 17%), США (31,4 млн. -- 8%), Австрия (28,8 млн. -- 7,5%), Великобритания (23,8 млн. -- 6%), Кипр (23,7 млн. -- 6%), Польша (17,9 млн. -- 5%), Италия (11,9 млн. -- 3%), Россия (9,24 млн. -- 2,5%) и Венгрия (9,21 млн. - 2,5%). В свою очередь, крупнейшими странами-инвесторами по количеству созданных совместных и иностранных предприятий на ту же дату являлись Польша, Германия, США, Россия, Литва, Латвия, Кипр.
Всего зарегистрировано 3659 коммерческих организаций с иностранными инвестициями, объявленный уставный фонд которых составляет 923,6 млн.USD с долей иностранного капитала 588 млн.USD.
По данным министерства, на начало июля объем кумулятивных иностранных инвестиций, привлеченных в экономику Беларуси, составил 3.660 млн. USD, в том числе в этом году – 129 млн. USD. Объем иностранных инвестиций в текущем году включает инвестиционные кредиты, полученные под гарантии правительства Беларуси и коммерческих банков, прямые инвестиции в форме уставного капитала предприятий с иностранными инвестициями, а также вложения Российской Федерации в газопровод Ямал – Европа.
Главное, что мешает сегодня выходу экономики из кризиса, - узость рынка сбыта продукции, не соответствующая производственным возможностям, и его слишком медленное расширение, а также недостаточность прибыли для закупки дополнительных средств производства и набора рабочей силы, технического перевооружения. Чтобы выйти из этого тупика, необходим внешний для предприятий фактор, который, во-первых, способствовал бы расширению емкости рынка сбыта отечественных товаров, во-вторых, предоставил бы стартовый капитал для закупки дополнительных средств производства и набора рабочей силы в условиях перехода от застоя и отсутствия денежных средств к нормальному развитию.
В странах Западной Европы после Второй мировой войны, когда их экономика оказалась в сложном положении, таким стартовым капиталом была помощь по “плану Маршалла“. При недоступности банковского кредита для наших предприятий, неспособности государства выступить в качестве внешнего фактора, огромном оттоке свободных средств за рубеж особое значение приобретают иностранные инвестиции. Магистральный путь увеличения совокупного спроса – рост и совершенствование производства. Оно не только источник предложения товаров и услуг, но и рынок сбыта для поставщиков средств производства, а также продавцов предметов потребления и услуг, покупаемых предпринимателями и наемными работниками данного предприятия.
Зарубежные инвестиции могли бы стать важным фактором экономического роста нашей страны, однако мешают этому их недостаточный объем и, как следствие, очень скромное место среди средств, используемых для возрождения производства. По данным статистики, доля иностранного капитала во всех инвестициях в основной капитал составляет 2,2%, а смешанного – 4%. Значительная часть последнего, - по существу, белорусская, но зарегистрированная за границей.
Зарубежные инвестиции нужны не только как помощь для выхода нашей страны из экономического кризиса, но и как один из важнейших источников иностранной валюты. Наибольшую часть ее приносит экспорт товаров и услуг.
Как и во всяком явлении хозяйственной жизни, в зарубежных инвестициях можно найти благотворное влияние на экономику, и наносящее ей вред. Их проток способствует решению одних проблем и в то же время создает или обостряет другие. Между тем мировой опыт доказывает, что позитивное воздействие импорта капитала на экономику принимающей страны достигается лишь в том случае, когда государство импортер проводит активную политику, в частности, соизмеряет потенциальную выгоду для решения национальных хозяйственных и политических задач с возможной угрозой суверенитету и независимости в случае бесконтрольного допуска иностранных инвесторов. В результате иностранные инвестиций допускаются в те отрасли и в том количестве, которые отвечают долговременным интересам страны. К сожалению, при разработке государственных мер по привлечению иностранных инвестиций в экономику
Беларуси преобладает односторонний подход, исходящий из предположения об исключительно позитивном воздействии иностранного капитала. Иностранные фирмы инвесторы заинтересованы, например, в получении из Беларуси продукции экологически «грязных» производств. Вкладывая средства в белорусскую экономику, они навязывают такие схемы финансирования инвестиционных проектов, которые стимулируют их собственных товаропроизводителей. В результате большая часть иностранного капитала привлекается в Беларусь в самых невыгодных формах, например, в виде связанных кредитов.
Вообще, для эффективного привлечения иностранного капитала необходимы прежде всего такие условия, как хорошая законодательная база, гарантии государства, рациональный и поступательный экономический курс правительства. В нашей же республике многие из этих условий отсутствуют. К примеру, со стороны стран Западной Европы существует недоверие к политическому (и экономическому) курсу нашего правительства. Так же, как показывает практика, отсутствует хорошо отлаженная законодательная база. И как большой недостаток - переходное состояние нашей экономики.
Анализ нынешнего состояния экономики Республики Беларусь, экспертные оценки свидетельствуют о ее непривлекательности для иностранного капитала (оценка инвестиционного рейтинга Республики Беларусь в различных зарубежных центральных изданиях колеблется в пределах 110—120- го места). Из официальных статистических данных по объемам привлечения иностранных инвестиций в республику, докладов и отчетов миссий МВФ, Всемирного банка следует, что инвестиционный климат Республики Беларусь оценивается сейчас как неблагоприятный. Безусловно, объем поступающих в Беларусь инвестиций во много раз меньше, чем приток иностранного капитала в страны Центральной и Восточной Европы, где объем ежегодных поступлений достаточно высок (за прошедшие три года от 1,3 до 3 млрд. дол. США). Этому, бесспорно, способствует активный процесс приватизации и продажи крупных объектов государственной собственности (доля иностранных инвестиций в приватизацию колеблется от 23,4 до 60 %), а также хорошие перспективы экономического развития этих стран.
Выходом из сложившейся ситуации может служить активизация интеграционных экономических процессов с мировым сообществом, а так же последовательный и рациональный экономический курс. В частности:
-разумная и постепенная приват
-жесткая финансовая
-создание благоприятной среды для инвесторов;
-осуществление принципа: “Государство должно заниматься тем, что не способен делать рынок”.
Информация о работе Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь