Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 00:01, дипломная работа
Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики…..3
1.1. Формы государственного регулирования экономики…………………………3
1.2. Методы и инструменты государственного воздействия на
рыночную экономику…………………………………………………………………5
1.3. Экономическая политика государства………………………………………….8
Глава 2. Общегосударственое планирование в условиях рыночной
Экономики……………………………………………………………………………11
2.1. Основы индикативного планирования…………………………………………11
2.2. Опыт индикативного планирования. Особенности французского
планирования………………………………………………………………………...15
2.3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой……23
Глава 3. Организационно – экономический механизм индикативного
планирования в РА………………………………………………………………..….24
3.1.Организация и выполнение индикативных планов в РА………………………24
3.2. Денежно – кредитные и налогово – бюджетные механизмы
индикативного планирования в РА……………………………................................38
3.3. Стратегия социально – экономического планирования на
среднесрочную перспективу 2007-2010 гг…………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………………65
Список использованной литературы………………………………………………..67
Приложение…………………………………………………………………………..70
Целью данной работы является анализ индикативного планирования в условиях РА.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
1. разработка и выполнение индикативных планов.
2. денежно – кредитные и налого – бюджетные механизмы.
3.стратегии социально – экономического планирования.
Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики…..3
1.1. Формы государственного регулирования экономики…………………………3
1.2. Методы и инструменты государственного воздействия на
рыночную экономику…………………………………………………………………5
1.3. Экономическая политика государства………………………………………….8
Глава 2. Общегосударственое планирование в условиях рыночной
Экономики……………………………………………………………………………11
2.1. Основы индикативного планирования…………………………………………11
2.2. Опыт индикативного планирования. Особенности французского
планирования………………………………………………………………………...15
2.3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой……23
Глава 3. Организационно – экономический механизм индикативного
планирования в РА………………………………………………………………..….24
3.1.Организация и выполнение индикативных планов в РА………………………24
3.2. Денежно – кредитные и налогово – бюджетные механизмы
индикативного планирования в РА……………………………................................38
3.3. Стратегия социально – экономического планирования на
среднесрочную перспективу 2007-2010 гг…………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………………65
Список использованной литературы………………………………………………..67
Приложение…………………………………………………………………………..70
— сценарного подхода. Обеспечивается проработкой вариантов измене-ний условий и факторов, определяющих ключевые параметры экономики;
— увязки текущих, среднесрочных и долговременных целей развития национальной экономики. Его реализация предполагает сочетание концептуаль-ного видения будущего состояния экономики с конкретизацией рубежей, достигаемых ею на каждом этапе реализации экономической политики;
— системности преобразований, т.е. их взаимосвязанного осуществления. Это необходимо для обеспечения управляемости экономики, достижения синергетического эффекта.
Экономическая политика отражает не только объективные условия и тенденции развития народного хозяйства. Важными ее детерминантами выступают состояние политической системы общества (состав и сила политических партий, программы их действий), традиции и ценностные ориентации населения, характер внешнеполитических отношений страны.
Особенности экономической политики российского государства связаны, например, с необходимостью преодоления привычных стереотипов поведения экономических субъектов, сформировавшихся в условиях прежней административно-командной системы хозяйствования; создания единых для всех условий деятельности; повышения роли факторов интенсивного типа в результатах общественного производства и др.
Сложная структура экономической системы, многообразие целей, объектов и форм госрегулирования обусловливают разработку множества видов экономической политики. В их числе – политика занятости, доходов, промышленная, антиинфляционная, антимонопольная, социальная политика.
Основные цели промышленной политики в современной России состоят в обеспечении: структурной перестройки индустриального сектора путем поощрения перспективных и сворачивания убыточных отраслей; приоритетного развития конечных, высокотехнологичных и наукоемких производств; институциональной поддержки процессов перепрофилирования отраслей и предприятий оборонного комплекса на выпуск гражданской продукции; содействия формированию и развитию финансово-промышленных групп, способных успешно конкурировать на мировых рынках товаров и услуг.
В качестве инструментов реализации этих целей могут быть использованы: прямые государственные инвестиции, предоставляемые по конкурсу и направляемые на техническое обновление и реструктуризацию промышленных предприятий, играющих ключевую роль в национальной экономике, региональных формированиях; долевое финансирование капиталоемких инвестиционных проектов; конверсионные кредиты; налоговые льготы предприятиям, способным обеспечить выпуск импортозаменяющей продукции, а также экспорт продукции перерабатывающей промышленности и др.
Повышение эффективности хозяйствования промышленных предприятий невозможно без развития конкурентной среды. Поэтому осуществление промышленной политики взаимосвязано с мерами по демонополизации производства. Целями антимонопольной политики государства являются: оптимизация соотношения предприятий, различающихся по масштабам деятельности; динамичное развитие малого бизнеса в производственном секторе экономики; организация контроля за финансовыми потоками в сфере естественных монополий; снижение пороговых барьеров для входа в отрасль новых предпринимательских структур; оптимальное использование ресурсов; равномерное распределение доходов и др.
Реализация этой политики требует применения комплекса взаимосвязанных мер: финансовых, информационных и консультационных правовых на основе совершенствования антимонопольного законодательства
ГЛАВА 2 ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
2.1. Основы индикативного планирования.
Планирование – форма управления, осуществляемая на различных уровнях национальных экономик.
Макропланирование играет огромную роль в политике любого государства.
В системе планирования выделяются несколько типов: директивное, индирективное, регулятивное, индикативное планирование. В условиях различных форм хозяйствования и отношений собственности директивное планирование противопоставляется индикативному:
для социалистической системы хозяйствования характерна форма директивного (командно-административного) планирования;
для рыночной системы, сохраняющей государственный сектор, но базируемой на отношениях частной собственности, - форма индикативного планирования.
Этот тип планирования присущ странам со смешанной экономикой, таким как Япония и Франция.
Термин «смешанная экономика» отражает сложившийся в ходе исторического развития компромисс между механизмами рынка и традициями национального государтсва. Следует подчеркнуть, что смешанная экономика не представляет собой так называемого «третьего пути» между рыночной и административной системой: она полностью принмает принципы рыночного хозяйствования (т.е. свободное установление предприятиями цен и заработной платы, конкуренцию, открытость во внешний мир). Смешанная экономика предполагает, таким образом, что государство, не пытаясь подменить собой динамизм частных хозяйствующих субъектов, играет важную роль в организации экономической и социальной жизни.
Рассмотрим общие черты индикативного планирования.
Индикативное планирование (от лат. «indicator» – указатель) – недирективное, советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне. Это способ регулирования экономических процессов с помощью определения рекомендуемых целей развития производства и создания государством финансовых и других стимулов для тех коммерческих фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями1.
В общих чертах система индикативного управления выступает в качестве совокупности процедур согласования следующих процессов:
а) макропланирования, представленного в прогнозах, бюджетных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемых государством;
б) территориального планирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных планах и программах региональных и местных властей;
в) микропланирования, реализуемого в планах предприятий;
г) мезопланирования,
то есть планирования отраслей, подотраслей, территориально-
По мнению Б. Даллаго, индикативный тип планирования осуществляется на базе государственной собственности. Органы государственной власти и управления конкретизируют в плане свою стратегию и приоритеты. Индикативный план содержит основные показатели объемов, структуры, темпов роста производства и потребления, динамики цен, экспорта и импорта, инвестиций и др. Он также используется как основной инструмент управления, однако меняется набор средств реализации планов. Этот тип планирования предполагает использование прямых и косвенных экономических регуляторов, (цены, доходы, налоги, процентные ставки, кредиты и др.) ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей, реализацию плановых индикаторов2.
В условиях индикативного планирования плановые документы содержат лишь общие контуры прогноза относительно желаемого развития экономики в целом, а также фиксируют решения о государственных расходах и инвестициях, о текущих расходах госпредприятий. Прямой задачей плана здесь выступает координация использования государственных ресурсов, не претендующих на прямое определение решений хозяйствующих субъектов частного сектора.
При выявлении сущности индикативного планирования важно иметь в виду, что оно, во-первых, обязано включать в себя деятельность по «синтезированию» разрабатываемых конкурирующими фирмами микропланов (программ). Во-вторых, оно не может не охватывать проблем выработки адекватной общенациональному плану финансово-кредитной политики.
В-третьих, индикативное планирование призвано обеспечить оптимальное сопряжение целей народнохозяйственного развития со средствами их достижения.
Составной элемент индикативного
планирования – процедура согласования
выбранных приоритетов с
Эти консенсусные механизмы обеспечивали длительное время экономическую и социальную эффективность индикативного планирования, которое осуществлялось во Франции и Японии в полной мере до середины 70-х годов, а в Южной Корее и Тайвани – до середины 80-х годов XХ века.
Опыт стран, имеющих современное рыночное хозяйство, показывает, что развитие тех или иных экономических и социальных процессов без понимания конечных целей этого развития и методов их достижения чревато серьезными конфликтами. Это верно как для микроуровня экономики, так и на макроуровне.
Носителем функций макроэкономического планирования вместе с рядом социальных институтов является государство. Функции государства:
- насыщение экономической среды информацией, что способствует более рациональному планированию своей деятельности со стороны частных компаний;
- ставит плановую практику на микроуровне в определенные рамки, задавая допустимые параметры частного интереса и средств его достижения;
- определяет цели социально-
Основной инструмент решения поставленных задач - индикативное планирование. Его составными частями являются:
- концепция социально-экономического развития;
- экономическое прогнозирование;
- экономическое
Государственная концепция социально-экономического развития является результатом анализа основных экономических и социальных тенденций, целей и приоритетов развития, путей их достижения.
Экономическое прогнозирование есть процесс выработки на основе изучения всей совокупности социально-экономической информации и статистики возможных вариантов развития и будущего состояния народного хозяйства и социальной сферы или их составных частей. Страны, где индикативное планирование не получило широкого развития, прогнозы существуют как самостоятельная сфера исследований и хозяйственной практики. В странах с развитой системой государственного регулирования прогнозы являются основой для создания социально-экономических программ.
Экономическое программирование
- это процессы регулирования общественного
хозяйства на основе системы экономических
программ, соответствующих государственно
Особенность индикативного планирования состоит в его преимущественно рекомендательном характере. Показатели служат общими ориентирами развития и не подлежат обязательному выполнению.
2.2 Опыт индикативного планирования. Особенности и функции французского планирования.
Наиболее широко индикативное планирование применяется во Франции, Японии, Южной Корее, некоторых других странах. В англосаксонских государствах предпочтение отдается рекомендациям монетаристской школы со своими методами косвенного регулирования.
Япония приступила к развитию механизма национального планирования с середины 50-х гг. Первый пятилетний план (1956-1960) был посвящен достижению самостоятельности страны. С тех пор пятилетние планы стали основой политики правительства в экономике. Одновременно в последние годы стали разрабатываться долгосрочные планы вплоть до 2010 года.
Япония создала четкий механизм разработки экономических планов и реализации их в жизнь. В центре этой системы - Управление Экономического Планирования (УЭП). В функции этого управления входит разработка долгосрочных экономических планов, координация действий всех государственных органов в сфере планирования, оценка общеэкономического потенциала страны, руководство Национальным Институтом Прогнозных Исследований. Второй элемент системы планирования - Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Оно разрабатывает и реализует планы развития производства, распределения, потребления, внешней торговли. В компетенцию МВТП входят также проблемы стандартизации, патентоведение, санитарные нормы, оно определяет таможенную политику. Спецификой японской системы планирования является наличие так называемых консультативных советов. Их задача - подготовка рекомендаций, концепций развития во всех областях жизни общества. В состав совета входят специалисты в данной области, государственные чиновники, представители деловых кругов, профсоюзов и т.д. Представительство групп со сталкивающимися интересами сбалансировано. Сейчас действует более 200 консультативных советов, что позволяет государственным органам учитывать мнение широкого круга специалистов и представителей различных социальных групп до принятия решения, что уменьшает вероятность профессиональных ошибок или возникновения социального недовольства. В области экономического планирования наибольшее значение имеют Консультативный Совет по экономике при премьер-министре и Консультативный Совет по проблемам экономической структуры при МВТП.
Похожую систему экономического планирования имеет Южная Корея.