Индикативное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 00:01, дипломная работа

Краткое описание

Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики…..3
1.1. Формы государственного регулирования экономики…………………………3
1.2. Методы и инструменты государственного воздействия на
рыночную экономику…………………………………………………………………5
1.3. Экономическая политика государства………………………………………….8
Глава 2. Общегосударственое планирование в условиях рыночной
Экономики……………………………………………………………………………11
2.1. Основы индикативного планирования…………………………………………11
2.2. Опыт индикативного планирования. Особенности французского
планирования………………………………………………………………………...15
2.3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой……23
Глава 3. Организационно – экономический механизм индикативного
планирования в РА………………………………………………………………..….24
3.1.Организация и выполнение индикативных планов в РА………………………24
3.2. Денежно – кредитные и налогово – бюджетные механизмы
индикативного планирования в РА……………………………................................38
3.3. Стратегия социально – экономического планирования на
среднесрочную перспективу 2007-2010 гг…………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………………65
Список использованной литературы………………………………………………..67
Приложение…………………………………………………………………………..70
Целью данной работы является анализ индикативного планирования в условиях РА.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
1. разработка и выполнение индикативных планов.
2. денежно – кредитные и налого – бюджетные механизмы.
3.стратегии социально – экономического планирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики…..3
1.1. Формы государственного регулирования экономики…………………………3
1.2. Методы и инструменты государственного воздействия на
рыночную экономику…………………………………………………………………5
1.3. Экономическая политика государства………………………………………….8
Глава 2. Общегосударственое планирование в условиях рыночной
Экономики……………………………………………………………………………11
2.1. Основы индикативного планирования…………………………………………11
2.2. Опыт индикативного планирования. Особенности французского
планирования………………………………………………………………………...15
2.3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой……23
Глава 3. Организационно – экономический механизм индикативного
планирования в РА………………………………………………………………..….24
3.1.Организация и выполнение индикативных планов в РА………………………24
3.2. Денежно – кредитные и налогово – бюджетные механизмы
индикативного планирования в РА……………………………................................38
3.3. Стратегия социально – экономического планирования на
среднесрочную перспективу 2007-2010 гг…………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………………65
Список использованной литературы………………………………………………..67
Приложение…………………………………………………………………………..70

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ (3).doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

В целях реализации среднесрочной  стратегии развития Абхазии необходимо решение ряда важных макроэкономических, структурно-инвестиционных, институциональных, финансовых, социальных и других задач, концептуально излагаемых ниже в виде стратегии.

Стратегия 1 - макроэкономическая стабилизация национальной экономики на основе сбалансированности между производством и потреблением:

восстановление сбалансированности между внутренним производством ресурсов и конечным потреблением, основанной на внутренних источниках воспроизводства ресурсов;

содействие становлению  многоукладной национальной экономики;

- создание условий  и стимулов для активизации  участия регионов в реализации общереспубликанских и межрегиональных программ развития,   а   также   повышение   ответственности   административно- территориальных единиц республики за выполнение принимаемых ими социально-экономических планов и программ развития;

- достижение значительного роста валовых сбережений и 
капиталовложений;

- изменение соотношений между добывающими и производящими 
первичные сырьевые ресурсы отраслями и их перерабатывающей 
сферой в целях накопления ресурсов для потребления в конечных 
секторах экономики;

- нормализация состояния внешнеторгового баланса страны, в 
целях достижения баланса между экспортом и импортом;

повышение обеспеченности хозяйствующих субъектов денежными  средствами в целях ограничения безналичных расчетов и бартерных сделок;

- удержание инфляции на уровне, обеспечивающем мотивацию к 
накоплению и инвестированию.

Стратегия 2 - достижение эффективного функционирования производства:

- расширения внутренних источников финансирования, за счет 
роста доходов и сбережений реального сектора экономики и 
привлечения сбережений населения страны, а также создание 
привлекательных условий для иностранных инвестиций;

содействие     становлению     конкурентной     среды     среди хозяйствующих  субъектов;

- воздействие на монопольные структуры экономики через 
механизмы антимонопольного законодательства; переход к замене физически и морально устаревшего производственного оборудования;

подготовка и переподготовка квалифицированных кадров-специалистов технического направления;

- создание условий для увеличения инвестиционной активности в 
перерабатывающих отраслях национальной экономики;

- создание собственной базы инвестиционных ресурсов путем 
внедрения в производство инновационных разработок и производство 
на этой основе машин и технологического оборудования;

содействие налаживанию всесторонних, взаимовыгодных экономических связей национальных предприятий с предприятиями Юга России в целях осуществления кооперации производства и формирование на этой основе интегрированного экономического пространства между Абхазией и Россией;

Стратегия       3 осуществление       институциональных преобразований     направленных      на     достижение     долгосрочного экономического роста:

создание условий для  эффективной работы системы финансовых институтов, направленных на вовлечение кредитных ресурсов в реальный сектор экономики;

создание условий для  обеспечения первоначального присвоения объектов собственности и закрепление  прав собственности в целях эффективного структурирования объектов собственности, при обеспечении их оптимального распределения между государством и частными структурами и лицами, а также путем развития смешанных предприятий; повышение эффективности управления государственным сектором экономики путем создания организационных условий и материальных стимулов для привлечения к управлению объектами государственной собственности эффективных менеджеров;

реструктуризация производственных предприятий путем создания правовых и экономических механизмов, обеспечивающих антикризисное управление неэффективными предприятиями, с их санацией и отбором среди них потенциально дееспособных;

- повышение эффективности государственного регулирования и 
планирования национальной экономики;

формирование благоприятной  среды для развития малого и среднего предпринимательства и создание условий для становления современной инфраструктуры рынка, включающих системы бирж, страхования имущества и сделок, арбитражного судопроизводства и др.

Стратегия 4 — финансовое обеспечение социально-экономического развития республики и превращение бюджета в активный механизм государственной экономической политики:

расширение финансовой базы государства на основе активного  использования экономических механизмов государственного регулирования, денежно-кредитных, налогово-бюджетных, инвестиционных, внешнеэкономических и повышение на этой основе государственного спроса;

эффективное расходование бюджетных средств, позволяющее  обеспечить реальными финансовыми  ресурсами осуществление активной бюджетной политики, направленной на формирование социально-ориентированного государственного бюджета; переход от бюджета потребления к реализации бюджета раз вития путем сокращения непроизводительных бюджетных расходов, направляемых на обслуживание государственного чиновничьего аппарата;

урегулирование проблемы внутреннего государственного долга перед социальной сферой;

создание благоприятного инвестиционного климата в республике, в целях привлечения зарубежных инвестиций, прежде всего российских.

Стратегия 5~ преодоление спада уровня жизни населениям его повышение путем полного вовлечения в экономику трудового, интеллектуального и творческого потенциала граждан республики:

- принятие мер по восстановлению прежних рабочих мест на 
промышленных и других предприятиях и созданию новых в целях 
со крашен и я уровня безработицы;

- ликвидация задолженности по заработной плате и социальным 
выплатам, повышение экономической и социальной роли оплаты труда 
на всех уровнях управления национальной экономики: микро-, 
отраслевом и макроэкономическом уровне;

стабилизация и, начиная  с 2007 года, повышение реальных доходов и потребления населения;

развитие внебюджетных социальных фондов в целях оказания государственной поддержки малоимущим и другим наиболее незащищенным в социальном плане слоям населения;

расширение  сферы благотворительной деятельно  ста; - законодательное установление налоговых льгот социально неимущим слоям населения;

- государственная поддержка  системы здравоохранения, культуры  и спорта;

- проведение активной  государственной политики по  развитию науки и образования.

развитие    механизмов    социального     партнерства    между обществом, государством и хозяйствующими субъектами.

Для достижения вышеперечисленных  стратегий необходимо внесение изменений  в принципах формирования и реализации государственной экономической политики. В частности, требуется новый подход к экономической политике государства, заключающийся в том, что государство на качественно новой основе усиливает свои регулирующие функций в экономике, связанных с необходимой корректировкой рыночных регуляторов и механизмов в условиях становления социальной многоукладной системы хозяйствования. Наряду с традиционными организационно-экономическими и правовыми механизмами государственного регулирования, данные функций реализуются через поддержку инициатив других участников воспроизводственного процесса более низшего уровня, воздействуя, тем самым на те сферы, для развития которых недостаточно участие только рыночных механизмов.

Новый подход требует  изменения принципов построения взаимоотношений между государством и другими участниками воспроизводственного процесса: отдельными домохозяйствами, частными предпринимателями, предприятиями, регионами, выражающийся    в   том,   что,    во-первых,    по    мере    стабилизации финансового состояния производства следует ужесточить ответственность субъектов рынка за свои финансовые результаты; во-вторых, расширение организационных возможностей государства требует установления партнерских отношений с регионами, хозяйствующими субъектами, путем последовательного приближения их экономических интересов с государственными задачами.

Повышение роли государства  в национальной экономике требует  и улучшения системы государственного управления, опирающейся на разработку государственных программ и индикативных планов социально-экономического развития, а также на мобилизацию финансовых ресурсов в государственном бюджете или внебюджетных государственных фондах для целей развития.

Практическая реализация нового подхода к государственной экономической политике потребует и проведения ряда взаимосвязанных мероприятий, включающих:

- радикального повышения эффективности государственного 
управления, оцениваемого в зависимости от конечного результата 
воздействия управленческой иерархии на объект регулирования;

значительного расширения финансовой базы государства, за счет рационального использования внутреннего экономического потенциала и разумного привлечения внешних источников финансирования, с учетом финансовой безопасности республики;

развитие смешанных (многоукладных) систем хозяйствования, способных стать  экономическими партнерами государства;

- восстановление доверия населения к государственным и 
муниципальным органам управления;

- усиление взаимодействия  в социально-экономической сфере  между республиканскими органами  управления и региональными органами самоуправления на основе разделения полномочий и ответственности между ними при примате общегосударственных интересов.

Переход к режиму устойчивого  экономического роста потребует  преодоления имеющихся в национальной экономике Республики Абхазия ограничений, противоречий и дисбалансов и переходу к эффективному использованию экономических ресурсов, имеющимся в стране. Речь идет о высоком уровне обеспеченности республики природными ресурсами, высокой квалификация персонала, значительном научно-техническом потенциале, в полном объеме еще не востребованном.

Стратегическая задача Правительства республики в ходе экономических преобразований должна быть нацелена на формирование предпосылок для ускоренного экономического развития страны, которые в последующем дадут возможность значительно повысить уровень жизни населения. Этой задаче должны быть подчинены приоритетные направления экономической реформы с учетом специфики отраслей национальной экономики и сфер хозяйствования. Для реализации данной стратегической цели в условиях Абхазии государству необходимо осуществить следующие конкретные мероприятия в перечисленных ниже отраслях национальной экономики.

 1. Сельское хозяйство и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию отрасли:

преобразование форм хозяйствования на земле, постепенное изменение их доли в производимой сельхозпродукции и структурного соотношения в пользу фермерского, арендного и индивидуального хозяйств, сохранение при этом рентабельных колхозов и госхозов;

увеличение роли и  значения домашних хозяйств, как одного из существенных источников в удовлетворения повседневных потребностей населения в продуктах питания;

стимулирование создания агропромышленных предприятий (агрофирм), как хозяйств, осуществляющих производство сельхозпродукции, ее переработку и  реализацию в крупных объемах;

развитие традиционных для Абхазии отраслей сельского  хозяйства, как: животноводства, овощеводства, чаеводства, табаководства, пчеловодства, виноградарства для удовлетворения потребностей населения, здравниц, объектов курорта и туризма, а также для пополнения экспортного потенциала республики;

изменение структуры  сельскохозяйственного экспортного  потенциала за счет увеличения посевных площадей и производства эфирномасличных  культур, ореха-фундука, хурмы, киви, фейхоа, цветов и др.

2. Курорты и туризм:

- создание индустрии отдыха, восстановление и введение в 
действие здравниц, курортных объектов, пансионатов, как одного из 
важнейших источников пополнения доходной части республиканского 
и местных бюджетов;

- развитие курортного бизнеса,  курортной инфраструктуры, мест развлечений и отдыха;


- подготовка кадров обслуживающего персонала курортов и 
профессиональных менеджеров курортной сферы и туризма.

3. Электроэнергетика и энергоресурсы:

- ориентация на экспорт производимой электроэнергии;

- восстановление, расширение и рациональное использование 
возможностей и ресурсов малой гидроэнергетики;

- постепенный переход к отоплению жилых и административных 
зданий, больниц, здравниц и тд. на основе использования 
эл ектр о эн ер гети ки.

4. Промышленность:

- восстановление и техническое переоборудование объектов 
перерабатывающей промышленности - легкой и пищевой; 
приборостроения, химической промышленности и др.

5. Транспорт и связь:

- восстановление   автомобильных   дорог   во    всех    регионах республики;

- создание единого транспортного экспортного, реэкспортного и 
транзитного комплекса перевозок (железнодорожного, автомобильного, 
авиационного, морского);

- открытие новых морских маршрутов - пассажирских, грузовых;

- восстановление и развитие систем почтовой, телеграфной и 
телефонной связи, внедрение в экономику современных средств связи и  передачи информации: системы Интернет, телексной, модемной связи и др.;

- введение в действие  и эффективное использование  преимуществ географического месторасположения Сухумского аэропорта, поднятие его уровня до международных стандартов.

В целях реализации поставленных задач и целей требуется 
согласованные действия общереспубликанских органов власти и 
управления, а также местных органов самоуправления, в районах, 
городах, поселках и селах республики. Создание правового и 
организационно-экономического механизма, обеспечивающего подобную скоординированность работы всех звеньев управления, одновременно является одной из важнейших стратегических задач в становлении и укреплении государственности Республики Абхазия.

Информация о работе Индикативное планирование