Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 00:01, дипломная работа
Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики…..3
1.1. Формы государственного регулирования экономики…………………………3
1.2. Методы и инструменты государственного воздействия на
рыночную экономику…………………………………………………………………5
1.3. Экономическая политика государства………………………………………….8
Глава 2. Общегосударственое планирование в условиях рыночной
Экономики……………………………………………………………………………11
2.1. Основы индикативного планирования…………………………………………11
2.2. Опыт индикативного планирования. Особенности французского
планирования………………………………………………………………………...15
2.3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой……23
Глава 3. Организационно – экономический механизм индикативного
планирования в РА………………………………………………………………..….24
3.1.Организация и выполнение индикативных планов в РА………………………24
3.2. Денежно – кредитные и налогово – бюджетные механизмы
индикативного планирования в РА……………………………................................38
3.3. Стратегия социально – экономического планирования на
среднесрочную перспективу 2007-2010 гг…………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………………65
Список использованной литературы………………………………………………..67
Приложение…………………………………………………………………………..70
Целью данной работы является анализ индикативного планирования в условиях РА.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
1. разработка и выполнение индикативных планов.
2. денежно – кредитные и налого – бюджетные механизмы.
3.стратегии социально – экономического планирования.
Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики…..3
1.1. Формы государственного регулирования экономики…………………………3
1.2. Методы и инструменты государственного воздействия на
рыночную экономику…………………………………………………………………5
1.3. Экономическая политика государства………………………………………….8
Глава 2. Общегосударственое планирование в условиях рыночной
Экономики……………………………………………………………………………11
2.1. Основы индикативного планирования…………………………………………11
2.2. Опыт индикативного планирования. Особенности французского
планирования………………………………………………………………………...15
2.3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой……23
Глава 3. Организационно – экономический механизм индикативного
планирования в РА………………………………………………………………..….24
3.1.Организация и выполнение индикативных планов в РА………………………24
3.2. Денежно – кредитные и налогово – бюджетные механизмы
индикативного планирования в РА……………………………................................38
3.3. Стратегия социально – экономического планирования на
среднесрочную перспективу 2007-2010 гг…………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………………65
Список использованной литературы………………………………………………..67
Приложение…………………………………………………………………………..70
Реализация социальных
задач, заложенных в стратегии развития,
предполагает практически работающий
правовой, политический и
хозяйственный механизм ответственности
власти и основных субъектов
экономики за достижение согласованных
параметров уровня жизни, что
должно позволить строго разграничить
обязательства и сферы
ответственности республиканских органов
власти и управления,
органов местного самоуправления, предприятий
и частных
предпринимателей. С этой целью необходимо
принять ряд
законодательных актов,
государственной власти,
общества и предпринимательства,
устанавливающих основные принципы их
взаимосвязи и
взаимоответственности, призванные гарантировать
демократические
нормы регулирования социально-экономическим развитием
страны.
Дня этого государственным органам власти
и управления предстоит
произвести экспертизу
повышение эффективности управления государственной собственностью и реформирование государственного сектора, для осуществления которой необходимо завершить полную инвентаризацию объектов государственной собственности с занесением их в государственный реестр с выдачей им соответствующих свидетельств, а также разработать и принять необходимые для этого законодательные и нормативно-правовые акты, в частности законов« О государственном предприятий», «О государственной регистрации юридических лиц» и др.;
- содействие развитию
малого и среднего
создание условий для ускоренного создания в экономике конкурентной среды, что требует принятия законов «О банкротстве», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на рынках» и др.
разработка эффективных
механизмов осуществления
Реализация предложенной стратегии социально-экономического развития Республики Абхазия позволит в среднесрочной перспективе решить задачу создания базисных условий для формирования социальной смешанной модели, направленной на достижение устойчивого и эффективного экономического роста. В этих целях требуется разработка программы социально-экономического развития республики на период 2007-2010 гг., в котором должны быть расписаны по годам: перечень необходимых мероприятий, сроки их исполнения, определены источники финансирования, а также лиц ответственных за выполнение каждого мероприятия. Не менее важным является определение механизмов осуществления государственного и общественного контроля над выполнением выдвигаемых целей и задач развития на разных уровнях национальной экономики, что реально повысить уровень ответственность всех субъектов экономики за реальное осуществление принятых планов и программ развития.
Заключение
В настоящее время в Абхазии существует необходимость проведения последовательной целенаправленной экономической политики, опирающейся на принципы предвидения и индикативного планирования, методов и средств государственного регулирования экономики, способствующих устойчивому и динамичному развитию экономики.
В ходе исследований были сделаны следующие выводы:
1. В условиях экономики
Абхазии в целях устойчивого
социально – экономического
2. Индикативное планирование
позволяет использовать
3. Индикативное планирование дает возможность органично и комплексно соединить в одном документе концепцию социально экономического развития, государственные прогнозы и программы функционирования национальной экономики, системы экономических средств в целях стабильного социально – экономического развития и приспособления экономики к меняющимся условиям.
4. Опыт зарубежных стран в области индикативного планирования необходим для выбора наиболее выгодной стратегии экономических и социальных преобразований, позволяет сделать вывод о том, что он полезный с учетом местной специфики и его использования в условиях Абхазии.
5. Макроэкономические
показатели рассчитываются для
того, чтобы ориентировать частный
сектор на достижение возможног
6. Сочетание денежно - кредитных механизмов с налогово – бюджетными мерами государственного регулирования, комплексно проявляющиеся в индикативных планах социально-экономического развития страны, способно обеспечить наибольшую активность хозяйствующих субъектов и способствовать успешному становлению рыночных отношений в стране.
7. Реализация предложенной стратегии социально – экономического развития РА позволит в среднесрочной перспективе решить задачу создания условий для формирования социальной модели, направленной на достижение устойчивого и эффективного экономического роста.
Список использованной литературы
4. Восовский Л. М. Планирование и прогнозирование в условиях рынка. М., 1999.
5. Кузьмичев Г. О. Планирование и прогнозирование рыночной экономики. М., 2002.
6. Иванова Е. Французское программирование: эволюция механизма разработки планов. Л., 1990
7. Волчкова Л.Т. Планирование социально-экономического развития: Теория, методология, организация: Учебное методическое пособие. СПб., 1999
8. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов /под ред. Т.Г. Морозова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 255 с.
9. Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. пособие // М.: Дело, 2002. – 280 с.
10. Новикова В.Ф. Стратегическое планирование. Основные понятия стратегического планирования. Стратегическое планирование на макроуровне. Юнита 1. - М.: СГИ, 2002.
11. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.-М., Финансы и статистика, 1997.
12. Курс экономики: Учебник / Под ред.Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001.
13. Общая экономическая теория / Под ред. Корогодина. – Воронеж, Изд. ВГУ, 2000. – с.321.
14. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М., 1997.
15. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2001. – 448 с.
5.Экономическая и социальная политика Франции/ Российско-Французская серия «Информационные и Учебные Материалы» №36, 1995.
7.Фишер В.Европа: экономика, общество и государство. 1914-1980. // Под ред. Ю.А. Петрова. М., 1999
8.Е. Островская. Франция / МЭ и МО, № 8, 2001, с. 89-97
9.Батин В. Индикативное управление от Франции до Татарстана. / «Время и деньги». 14.03.2001
10.Современный экономический словарь. // Под ред. Райзберга Б.А, Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. М., 1998
14. Курс экономической теории: учебник /под ред. проф. М.Н. Чепурина. – Киров: «АСА», 2004. – 832 с.
15. Экономическая теория. / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПБ: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001. – 544 с. (серия «Учебник для вузов»).
16. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.: Инфра-М, 2001.
17. Прокопчук А.О., Козырев А.А. Стратегическое планирование: Конспект лекций. - СПб.: Питер, 2000.
18. Стратегическое планирование / Под ред. Петрова А.Н. Учебное пособие. - СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003.
19. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. - М.: Дело и сервис, 2004.
20. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 2001
21.Самуэльсон П. Э. Экономика, т.2, М.:МГП «Алгон», ВМИИСИ, 2002, - 540 с.
22.Самуэльсон П. Э., Нордхаус В.Д. Экономика / пер. с англ. 17-е изд. М., 2002.
23.Суворов Н.В., Емельянов С.С. Макроэкономический анализ технологических и структурных изменений в отечественной экономике // Проблемы прогнозирования. – 2000.
24.Большой экономический словарь / под ред. А.Н.Азрилияна. М.:Фонд «Правовая культура», 2004, - 528 с.
25.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 3-е изд., исправ. – М.: ИНФРА-М, 2002, 479 с.
26.Рыночная экономика: словарь / под общ. ред. Г.Я. Кипермана, 4-е изд., допол. М.: Республика, 2002, 358 с.
Приложение
Схема 1
Уровни национальной экономики |
Исходный способ разработки планов | |||||
|
от «проекта» |
от «макроэкономической модели» | ||||
1 Макроуровень |
||||||
|
3 |
1 |
||||
|
♦ |
♦ |
||||
2.Отраслевой уровень |
2 |
2 |
||||
|
♦ |
• |
||||
3.Микроуровень (плановые фирм) |
1 |
|
3 |
Таблица 1 Основные показатели социально-экономического развитая Абхазии за 2008 год
Отрасль |
Объем производства, млн. руб. | |||
|
2008 |
2009 |
% исполнения |
|
Промышленность Энергетика Строительство Транспорт Связь Торговля Услуги Курорты и туризм Кредитно-финансовая Научно-производственная |
936105,1 248741,2 413306,0 132875,0 514112,0 5256594,1 795758,5 1050440,0 192460,0 30915,0 |
587,5 265914,0 929063,0 193310,0 855816,0 8896388,0 1064223,0 1459614,0 354553,0 59790,0 |
5,4 6,9 115,4 45,5 66,5 69,2 33,7 39,0 93,4 84,2 |
|
Итого |
9589306,9 |
15065787,5 |
57,1 |
1 Современный экономический словарь. / Под ред. Райзберга Б.А, Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. М., 1998, с.134
2 Волчкова Л.Т. Планирование социально-экономического развития: Теория, методология, организация: Учебное методическое пособие. СПб., 1999, с. 9
3 Экономическая и социальная политика Франции / Российско-Французская серия «Информационные и Учебные Материалы» №36, 1995, с. 25
4 Там же, с. 27
5 Там же, с. 30-31
6 Батин В. Индикативное управление от Франции до Татарстана. / «Время и деньги». 14.03.2001, с. 8
7 Шалаша З. И. индикативное планирование в условиях Республики Абхазия . Сухум: Из-во АГУ, 2006г.