Индикативное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 00:01, дипломная работа

Краткое описание

Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики…..3
1.1. Формы государственного регулирования экономики…………………………3
1.2. Методы и инструменты государственного воздействия на
рыночную экономику…………………………………………………………………5
1.3. Экономическая политика государства………………………………………….8
Глава 2. Общегосударственое планирование в условиях рыночной
Экономики……………………………………………………………………………11
2.1. Основы индикативного планирования…………………………………………11
2.2. Опыт индикативного планирования. Особенности французского
планирования………………………………………………………………………...15
2.3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой……23
Глава 3. Организационно – экономический механизм индикативного
планирования в РА………………………………………………………………..….24
3.1.Организация и выполнение индикативных планов в РА………………………24
3.2. Денежно – кредитные и налогово – бюджетные механизмы
индикативного планирования в РА……………………………................................38
3.3. Стратегия социально – экономического планирования на
среднесрочную перспективу 2007-2010 гг…………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………………65
Список использованной литературы………………………………………………..67
Приложение…………………………………………………………………………..70
Целью данной работы является анализ индикативного планирования в условиях РА.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
1. разработка и выполнение индикативных планов.
2. денежно – кредитные и налого – бюджетные механизмы.
3.стратегии социально – экономического планирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики…..3
1.1. Формы государственного регулирования экономики…………………………3
1.2. Методы и инструменты государственного воздействия на
рыночную экономику…………………………………………………………………5
1.3. Экономическая политика государства………………………………………….8
Глава 2. Общегосударственое планирование в условиях рыночной
Экономики……………………………………………………………………………11
2.1. Основы индикативного планирования…………………………………………11
2.2. Опыт индикативного планирования. Особенности французского
планирования………………………………………………………………………...15
2.3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой……23
Глава 3. Организационно – экономический механизм индикативного
планирования в РА………………………………………………………………..….24
3.1.Организация и выполнение индикативных планов в РА………………………24
3.2. Денежно – кредитные и налогово – бюджетные механизмы
индикативного планирования в РА……………………………................................38
3.3. Стратегия социально – экономического планирования на
среднесрочную перспективу 2007-2010 гг…………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………………65
Список использованной литературы………………………………………………..67
Приложение…………………………………………………………………………..70

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ (3).doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Денежно-кредитные и налогово-бюджетные механизмы индикативного планирования в Абхазии.

В условиях становления  рыночных отношений денежно-кредитная  и налогово-бюджетная политика являются важнейшими средствами косвенного воздействия государства на национальную экономику. При этом денежно-кредитные механизмы являются наиболее известными инструментами в государственном регулировании и в системе индикативного планирования социально-экономического развития стран с рыночной экономики.7

Денежно-кредитная политика государства основывается на концепциях западных ученых-экономистов о роли денег в экономике и их  влиянии на основные макроэкономические параметры, такие как национальный доход, экономический рост, накопление, занятость, безработица, цены, инвестиции и др.

 Государственное регулирование рыночной 
экономики и индикативное планирование с использованием денежно- 
кредитных механизмов, практически не осуществлялось до Мирового 
экономического кризиса. Экономический кризис 1929 - 1933 гг. 
поставил под сомнение основные положения классической 
(неоклассической) теории, обосновавшей эффективную саморегулирующуюся рыночную экономику, отрицавшей возможность длительных кризисов, вынужденной безработицы, а также широко масштабного государственного вмешательства в экономические процессы.

В условиях переходной экономики  и деформированного социально-экономического развития, в которой находятся многие бывшие социалистические страны, в том числе и Абхазия, особое значение приобретают творческое использование основных идей и способов разрешения кризисных явлений в экономике, предложенных Дж. Кейнсом и его последователями, их адаптация к специфическим условиям, в которых находится каждая отдельно взятая страна.

Исследовав всевозможные способы воздействия денежно-кредитной  политики на экономический рост и в целом на состояние национальной экономики, Кейс сделал вывод о том, что в условиях кризисного состояния экономики, методы монетаристского подхода к регулированию и стимулированию экономики не пригодны, и считал, что более эффективными способами стабилизации экономики являются изменения в налоговой системе и структуре государственных расходов, тем  самым отдав предпочтение, бюджетно-налоговой  политике, что позволило его ранним последователям провозгласить тезис: «деньги не имеют значения», возводя в абсолют фискальную политику. При этом 
поздние последователи Кейса не отвергали денежно-кредитную 
политику, но они отводили ей роль приспосабливающейся к бюджетно-налоговому регулированию, отдавая тем самым предпочтение 
смешанной фискально-монетарной политике государства.

Денежно-кредитная политика в странах с переходной экономикой, прежде всего, нацелена на антиинфляционное развитие, что подтверждается тем, что практически во всех программах стабилизации в качестве первостепенной задачи выдвигается борьба с высокой инфляцией или гиперинфляцией и ее снижение до умеренного, для данной конкретной страны, уровня.

Формирование денежно-кредитной политики в условиях Республики Абхазия сопряжено с определенными трудностями, связанными, во-первых, со спецификой переходного периода от командно-административной экономической системы к экономике смешанного типа, во-вторых, конкретными, специфическими социально-экономическими и политическими условиями, и, в-третьих, с многочисленными проблемами послевоенного восстановления и развития.

Первая группа факторов, влияющих на формирование денежно-кредитной  политики - показатель общих особенностей экономической политики государства, имеющее место на переходном этапе, а именно', свидетельствует о том, что новая экономическая система далеко еще не сформирована, страна находится только на начальном этапе ее формирования, складывается смешанная экономика, состоящая из разнообразных форм собственности. В этих условиях государство не может активно использовать рыночные инструменты денежно-кредитной   политики,  т.к.   на  них   адекватно   не будут реагировать участники воспроизводственного процесса в национальной экономике. И объясняется это, в первую очередь, тем, что рыночная инфраструктура и соответствующие рыночные механизмы хозяйствования только еще формируются, в связи с чем, в период их становления денежно-кредитная политика государства еще более усложняется. Регулирование денежной массы, процентных стаю к, влияющих на уровень инвестиций, доходы, занятость не может ограничиваться только чисто экономическими методами государственного воздействия.

Вторая группа факторов, которые непосредственно влияют на 
формирование денежно-кредитной политики государства, связана с 
существующими исходными социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется переход к новой социально-экономической системе. Эти условия характеризуются разрывом прежних хозяйственных связей, в том числе, и в финансово-кредитной системе, формированием новой системы международного разделения труда, спадом производства в реальном секторе экономики, высоким уровнем безработицы, периодическим ростом инфляционных процессов, нехваткой инвестиционных ресурсов, становлением новых политико-экономических взаимоотношений и др.

Третья группа — внешние  факторы, характерные исключительно  для Абхазии и других, так называемых «непризнанных государств», переживших разрушительные войны и пытающихся в условиях определенной изоляции от внешнего мира строит собственные государства и соответствующие ему государственные институты, в том числе, финансовую и банковскую систему. Важнейшее значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет создание и развитие современной банковской системы, необходимого института рыночной экономики.

Современная банковская система Республики Абхазия начала 
складываться с середины 90-х годов и включает в себя Национальный 
банк, Сберегательный банк и 16 коммерческих банков, деятельность 
которых     регулируются     законами Республики     Абхазия     «О

национальном банке  Республики Абхазия (Банке Абхазии)», «О банках и банковской деятельности»  и другими законами и нормативными актами Республики Абхазия.

Согласно Закону «О национальном банке Республики Абхазия» основными целями деятельности Банка Абхазии являются защита и обеспечение устойчивости денежного обращения в Республике Абхазия; развитие и укрепление банковской системы Республики Абхазия; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики Банка Абхазии являются процентные ставки по операциям Банка Абхазии; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке Абхазии (резервные требования); операции на открытом рынке; система кредитования (рефинансирования) коммерческих банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения.

Банк Абхазии регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. При этом Банк Абхазии может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным О Вм- обязательства до востребования + вклады до востребования. Минимально допустимое значение норматива Н3 с 1 июля 2000 год а устанавливается в размере 20%.

В настоящее время  в целях обеспечения условий  для устойчивого функционирования кредитных организаций Банком Абхазии  устанавливаются нижеприводимые обязательные нормативы, размер которых меняется в зависимости от проводимой в стране финансово-экономической политики и достигнутого уровня социально-экономического развития.

1. Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых 
банков, который с 1 января2001 го да составляет 4,0 млн.руб.

2. Минимальный размер собственных средств для действующих 
банков, определяемый как сумма уставного капитала, фондов 
кредитной организации и нераспределенной прибыли, который с 1 
октября2000 года составляет 1,0 млн. руб.

3. Предельный размер неденежной части уставного капитала - не 
более 30%.

4. Норматив достаточности капитала, рассчитываемый как отношение 
собственных средств банка к суммарному объему активов, 
взвешенных с учетом риска контрагентов:

Hi=(K:Ap)xlOO%,rj\e Ар- активы банка, взвешенные с учетом риска. Минимально допускаемое значение норматива Н \ устанавливается в размере 8%.

5. Нормативы ликвидности банка. Под ликвидностью понимается 
способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих 
обязательств. В целях контроля над состоянием ликвидности банка устанавливаются    следующие   нормативы   ликвидности:   текущая, мгновенная и долгосрочная, которые определяются как:

а) соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, 
сумм и типов активов и пассию в и других факторов;

б) соотношение ликвидных активов (наличные денежные 
средства, счета до востребования, краткосрочные ценные бумаги, 
другие легко реализуемые акта вы) и суммарных актов.

К настоящему времени в Республике Абхазия уже сформировалась новая банковская система, основанная на рыночных принципах хозяйствования. В послевоенные годы, вплоть до 2000 года, в республике происходил рост баню в, однако в последнее время количество банковских учреждений сократилось- в связи с невозможностью выполнять ими своих обязательств перед клиентами. В результате из 17 коммерческих банков, два были объявлены арбитражным судом банкротами, а другой - региональный «Ткуарчал-банк» - стал филиалом более надежного «Гарант-банка». Коммерческие банки республики в своей деятельности руководствуются Положением «О порядке предоставления кредитов (рефинансирование) коммерческим банкам», разработанным Банком Абхазии в соответствии с банковским законодательством, которое включает следующие основные принципы.

1. Одним из основных экономических методов регулирования 
объема денежных средств в обращении на территории Абхазии является 
учетная ставка Банка Абхазии (размер взимаемого процента), по 
которой предоставляются кредиты коммерческим банкам и объемы 
предоставляемых кредитов.

2. Основным источником кредитных ресурсов для 
предоставления кредитов коммерческим банкам является Фонд 
обязательных резервов коммерческих банков в Банке Абхазии, средства 
на корреспондентских счетах коммерческих банков и на счетах 
клиентов (кроме средств бюджета и государственных внебюджетных 
фондов), фонды и нераспределенная прибыль Банка Абхазии.

3. Банк Абхазии предоставляет кредиты коммерческим банкам в 
рублях и иностранной валюте по учетной ставке, определяемой 
Правлением Национального банка, которые могут пересматриваться в 
зависимости от уровня инфляции и необходимости регулирования 
объема денежных средств, находящихся в обращении на территории 
республики.

4. Банком Абхазии кредиты коммерческим банкам 
предоставляются как для расширения кредитных вложений в 
приоритетные отрасли развития экономики регионов, так и для 
обеспечения безотлагательных платежей по корреспондентскому счету.

5. Для получения кредитных ресурсов на цели кредитования 
приоритетных отраслей экономики региона коммерческий банк обязан 
представить в Национальный банк экономическое обоснование 
испрашиваемой суммы, цели его использования и сроки возврата 
кредита.

6. Обеспечением для кредитов Банка Абхазии могут выступать: 
золото и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная 
валюта; векселя со фоками погашения до шести месяцев; 
государственные ценные бумаги.

На наш взгляд, основными  кредитными ресурсами коммерческих банков должны стать средства на расчетных  счетах и вклады граждан. Однако, как  показывают расчеты, подобные источники кредитных ресурсов имеются не у многих банков Абхазии, да и к тому же и население пока не очень доверчиво относится к коммерческим банкам, после нескольких случаев их банкротства и невозможности своевременного возврата ими средств, причитающихся клиентам банка. Кроме того, отрицательное влияние на формирование кредитных ресурсов в банковской системе оказывает отвлечение средств хозяйствующими субъектами в дебиторскую задолженность, сумма которой в2009 году со ставил а 492,7 млн.руб., против265,7 млн.руб. в 2008 году, т.е. вырослана227,0 млн. руб.или на 185,4%.

В связи с вышесказанным, считаем целесообразным, рекомендовать  государственным органам управления республики в целях улучшения  финансового состояния хозяйствующих субъектов предметно изучить причины финансовых затруднений субъектов экономики и разработать конкретные меры, направленные на обеспечение  рентабельной   работы   банков,   что   позволило   бы   им устанавливать с хозяйствующими субъектами взаимовыгодные кредитные отношения и повысить роль банковского кредита в развитии национальной экономики. На первом этапе Национальному банку целесообразно, на наш взгляд, выделять кредитные ресурсы на льготных условиях для кредитования приоритетных отраслей реального сектор а экономики.

Основополагающими документами для определения денежно-кредитной политики в Республике Абхазия, по нашему мнению, должны быть, Годовой индикативный план социально-экономического развития республики и Государственный бюджет. При этом выбор и параметры отдельных инструментов денежно-кредитной политики, должны устанавливаться с учетом достигнутого уровня социально-экономического развития страны и направлены на выполнение таких функций, как улучшение состояния государственного бюджета страны, его сбалансированности по доходам и расходам; повышение доходов населения путем регулирования оплаты труда в сфере малого предпринимательства, в реальном секторе экономики с учетом экономических возможностей предприятий, а также работникам бюджетной сферы; регулирование внешнеэкономической деятельности в целях сближения соотношения экспортных и импортных операций; повышение эффективности национальной экономики и всех ее составляющих секторов и др. В частности, в 2008 году в качестве основных инструментов государственного регулирования, из перечисленных выше средств, в денежно-кредитной сфере в Республике Абхазия использовались нормативы обязательных резервов, депонируемые коммерческими банками в Банке Абхазии; процентные ставки по кредитным операциям Банка Абхазии; рефинансирование коммерческих банков. Считаем, что установление нормативов обязательных резервов является вынужденной мерой в условиях нестабильного социально-экономического развития страны, но вполне оправданной, в особенности в случае с Абхазией, где пока еще существует масса неразрешенных проблем внешнего и внутреннего характера. Данная мера направлена, прежде всего, на защиту законных интересов кредиторов банка на случай банкротства банков, ибо в этом случае резервируемые средства в первую очередь должны направляться па оплату обязательств банков перед кредиторами. Кроме того, резервированием денежных средств должна регулироваться и кредитная эмиссия в целях уменьшения рисков, связанных с обеспечением клиентов банков в наличных деньгах.

Информация о работе Индикативное планирование