Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 00:01, дипломная работа
Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики…..3
1.1. Формы государственного регулирования экономики…………………………3
1.2. Методы и инструменты государственного воздействия на
рыночную экономику…………………………………………………………………5
1.3. Экономическая политика государства………………………………………….8
Глава 2. Общегосударственое планирование в условиях рыночной
Экономики……………………………………………………………………………11
2.1. Основы индикативного планирования…………………………………………11
2.2. Опыт индикативного планирования. Особенности французского
планирования………………………………………………………………………...15
2.3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой……23
Глава 3. Организационно – экономический механизм индикативного
планирования в РА………………………………………………………………..….24
3.1.Организация и выполнение индикативных планов в РА………………………24
3.2. Денежно – кредитные и налогово – бюджетные механизмы
индикативного планирования в РА……………………………................................38
3.3. Стратегия социально – экономического планирования на
среднесрочную перспективу 2007-2010 гг…………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………………65
Список использованной литературы………………………………………………..67
Приложение…………………………………………………………………………..70
Целью данной работы является анализ индикативного планирования в условиях РА.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
1. разработка и выполнение индикативных планов.
2. денежно – кредитные и налого – бюджетные механизмы.
3.стратегии социально – экономического планирования.
Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики…..3
1.1. Формы государственного регулирования экономики…………………………3
1.2. Методы и инструменты государственного воздействия на
рыночную экономику…………………………………………………………………5
1.3. Экономическая политика государства………………………………………….8
Глава 2. Общегосударственое планирование в условиях рыночной
Экономики……………………………………………………………………………11
2.1. Основы индикативного планирования…………………………………………11
2.2. Опыт индикативного планирования. Особенности французского
планирования………………………………………………………………………...15
2.3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой……23
Глава 3. Организационно – экономический механизм индикативного
планирования в РА………………………………………………………………..….24
3.1.Организация и выполнение индикативных планов в РА………………………24
3.2. Денежно – кредитные и налогово – бюджетные механизмы
индикативного планирования в РА……………………………................................38
3.3. Стратегия социально – экономического планирования на
среднесрочную перспективу 2007-2010 гг…………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………………65
Список использованной литературы………………………………………………..67
Приложение…………………………………………………………………………..70
В условиях перехода экономики Абхазии к рынку суть индикативного планирования должна заключаться не в разработке и доведении до субъектов рынка, непосредственных исполнителей многочисленных показателей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств и возможностей для их реального достижения.
В качестве индикаторов социально-экономического развития страны могут выступать показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, уровень налогов, объем государственных инвестиций, состояние денежного обращения, объем кредитных ресурсов, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеторговый обороти тд.
Основное содержание индикативного плана заключается в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы республиканских органов управления как между собой, так и с местными органами управления, с субъектами рынка в интересах совершенствования всей экономической системы и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономического развития страны.
Важная роль в процессе индикативного планирования принадлежит бизнес-планам предприятий, которые являются базой для составления индикативных планов, разрабатываемых на уровне территорий и отраслей республики. Именно здесь, на уровне первичных звеньев экономики, субъектов рынка, наиболее ярко проявляется новая роль планирования.
Бизнес-план - это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности, завоевания новых рынков. Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности предприятия на ближайший период в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
В зависимости от масштабов деятельности предприятия бизнес-план может содержать следующие разделы:
Возможности предприятия (резюме);
Виды товаров (услуг), рынки сбыта товаров (услуг) и конкуренция на рынках сбыта;
З.План производства, инвестиций и маркетинг; 4.Организационный план;
Правовое обеспечение деятельности предприятия;
Финансовый план, оценка риска, страхование. Главное достоинство бизнес планирования заключается в том, что он показывает перспективу развития предприятия и служит надежной базой для составления территориальных и общегосударственных индикативных планов, также отвечает на самые важные для инвесторов вопросы, а именно, стоит ли вкладывать денежные средства в это дело и окупятся ли все затраты сил и средств в случае успешного выполнения данного бизнес-проекта.
Можно выделить следующие экономические уровни согласования показателей, содержащихся в индикативных планах социально-экономического развития Республики Абхазия, территорий, бизнес-планов предприятий:
1. Микро- и макроэкономический разрезы плана.
1. Проект-отрасль. На данном этапе осуществляется
процесс
согласования проектов бизнес-планов
предприятий, относящихся одной
конкретной отрасли и увязка межотраслевых
проектов и видов
производств с планами развития соответствующих
отраслей
национальной экономики.
Отрасль - макроэкономика. Согласование показателей планов развития отраслей и видов производств с макроэкономическими показателями, содержащимися в индикативных планах.
Макроэкономические пропорции. Выявление и установление макроэкономических взаимозависимостей и пропорций.
II. Региональный разрез плана.
4. Проект административно-
отдельных проектов бизнес-планов предприятий
в индикативные
планы социально-экономического развития административно-
территориальных единиц.
5. Район (город) - макроэкономика. Согласование
показателей
индикативных планов социально-экономического
развития города или
района с макроэкономическими показателями,
содержащимися в
индикативных планах социально-экономического
развития страны.
Согласно Конституции
Административно-
Абхазия, согласно Конституции Республики
Абхазия, законов
республики «Об управлении в административно-
единицах Республики Абхазия», «О государственном
прогнозировании
и программах социально-экономического
развития Республики
Абхазия» составляют: села, поселки, города,
города в районах, районы,
причем каждый из которых, имеют право
разработки и утверждения
индикативных планов социально-
соответствующих административно-
На первом этапе Министерством экономики Республики Абхазия, через администрации районов и г. Сухум, а также руководителей государственных компаний доводятся до хозяйствующих субъектов проекты контрольных цифр, объемные показатели социально-экономического развития в отраслевом и территориальном разрезах, которые служат ориентиром для составления планов на местах.
На втором этапе, Министерство экономики, совместно с администрациями и хозяйствующими субъектами, осуществляет процесс согласования прогнозируемых плановых показателей с общегосударственными потребностями.
На третьем этапе, показатели социально-экономического развития районов Республики Абхазия и города Сухум обобщаются и группируются Министерством экономики по отраслям экономики и видам производств. На данном этапе к разработке предварительного варианта индикативного плана развития страны привлекаются ученые-экономисты, специалисты разных профилей, представители других экономических органов государственного управления в целях проведения консультаций и наиболее точного определения приоритетов национального развития на ближайший период и установления сбалансированных параметров развития национальной экономики.
На четвертом этапе разработки годового индикативного плана, окончательный, согласованный со всеми заинтересованными организациями, службами, территориями, субъектами экономики, вариант плана, включающий основные макроэкономические показатели развития на предстоящий год в отраслевом и региональном разрезах, выносится на рассмотрение и утверждение Кабинетом Министров Республики Абхазия. Отметим, что показатели, включаемые в индикативный план социально-экономического развития страны для предприятий негосударственного сектора экономики, берутся на основании данных представленных этими предприятиями, либо определяются расчетным путем на основе анализа их деятельности за предыдущие отчетные периоды. При этом, как отмечалось, в отличие от государственных предприятий, для которых плановые показатели носят обязательный характер, параметры, заложенные в плане для предприятий негосударственной формы собственности, являются рекомендательными и носят регулятивно-стимулирующий характер.
Основной целью индикативных планов социально-экономического развития Республики Абхазия, начиная с 2002 года, являются формирование такой модели экономики, которая заложила бы основы для долгосрочного, динамичного экономического роста, способного обеспечить эффективное развитие национальной экономики, позволяя решать задачи повышения уровня жизни населения и обеспечения национальной безопасности страны.
В целом индикативный план социально-экономического развития Республики Абхазия является важнейшим документом необходимым для составления в последующем на его основе государственного бюджета страны и является основанием для осуществления государственных расходов. Данный плановый документ приобретает особую значимость в условиях недостаточности ресурсов, в большей степени финансовых, имеющей место в Абхазии для реального осуществления плановых показателей, содержащихся в нем. Тем не менее, анализ сопоставления плановых и фактически достигнутых показателей индикативного плана социально-экономического развития Республики Абхазия за 2005 год свидетельствует об определенной эффективности выполнения принимаемых в республике плановых решений на всех уровнях национальной экономики. В частности, можно констатировать, что в целом в республике сохраняется тенденция экономического роста, связанная с улучшением инвестиционного климата и ростом объемов инвестиционных ресурсов, увеличением доли негосударственного сектора в экономической деятельности, с ростом объемов производства товаров, работ и услуг, в частности, в таких сферах деятельности, как торговля и курорты и туризм.
В 2008 году стоимостной совокупный объем произведенной продукции и оказанных услуг по всем отраслям национальной экономики Абхазии, за исключением сельского хозяйства, который учитывается отдельно, составил 15637067,2 руб. при план 9589306,9 руб., тем самым увеличился прогнозный показатель на 163,1% (см. таблицу 1). Отметим, что выполнение индикативного плана произошло в основном за счет перевыполнения плановых показателей практически по всем основным отраслям экономики, за исключением сельского хозяйства. Вместе с тем не выполнены плановые показатели по следующим отраслям национальной экономики: промышленность -73,0%, транспорт - 73,0%, научно-производственная деятельность -59,0%. Среднемесячная заработная плата по республике за 2005 год составила 1402,7 руб., против 1122,4 руб. в 2003 году, темп роста составил 125,0%. Уровень заработной платы пока еще остается невысоким, однако намечается тенденция ее роста.
В сопоставлении с достигнутыми в 2008 году фактическими показателями совокупного объема произведенной продукции и оказанных услуг в 2009 году наблюдался рост во всех отраслях экономики Абхазии, за исключением кредитно-финансовой сферы. В процентах это выглядит следующим образом: промышленность- 5,4; энергетика – 6,9; строительство – 115,4; транспорт- 45,5; связь -66,5; торговля – 69,2; услуги – 33,7; курорты и туризм - 39; научно-производственная деятельность – 93,4; финансово-кредитная деятельность – 84,2.(приложение, таблица 1)
Основные параметры роста отраслей национальной экономики, заложенные в индикативный план социально-экономического развития Республики Абхазия на 2009 год, в сравнении с плановыми показателями 2008 года составляют:
промышленность- 987116,5 млн.руб., рост составляет 5,4 %;
энергетика- 265914,0 млн.руб., 6,9 %;
строительство - 929063,0 млн.руб., 115,4 %;
транспорт- 193310,0 млн.руб., 45,5 %;
связь- 855816,0 млн.руб., 66,5 %;
торговля- 8896388 млн.руб., 69,2 %;
услуги- 1064223,0 млн.руб., 33,7 %;
курорты и туризм- 1459614,0 млн.руб., 39,0 %;
научно-производственная деятельность-59790,0 млн. руб., 93,4 %;
кредитно-финансовая деятельность- 354553,0 млн.руб., 84,2 %;
сельское хозяйство — 4783348,0 млн.руб., 9,3 %.
В результате осуществления внешнеэкономической деятельности оборот по экспорту-импорту в 2009 году составит 3148,0 млн. руб. против2759,4 млн.руб. в2008 году (темп роста- 114,1%), в том числе: экспорт- 1103,0,0 млн. руб. против 1150,1 млн. руб. (темп роста-95,9%); импорт-20453 млн. руб. против 16093 млн. руб. (темп роста-127,1%).
Численность занятых в национальной экономике в 2005 году составил 343 тыс. чел., против тыс. чел. в году, рост занятости составил %.
В целом прогнозируемые
показатели развития национальной
экономики Республики Абхазия на 2006 год
подтверждают
наметившуюся тенденцию последних лет
по формированию базисного
комплекса национального
промышленность (включая энергетику)» - «Сельское хозяйство» -«Курорты» - «Товарооборот». Для достижения расчетных показателей Индикативного плана на 2008 год и их дальнейшего роста на основе параметров Государственного бюджета на 2009 год, в двух статьях последнего отдельной строгой предусматривается более 100 млн. руб. на финансирование базисного комплекса.
В ходе практического осуществления Индикативного плана на 2008 год, с целью эффективного воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, республиканским и местным органам управления республики следует применять преимущественно экономические методы воздействия, включающие налоговые и денежно-кредитные механизмы, а также инвестиционную и внешнеэкономическую политику, размещение государственных заказов и контрактов среди хозяйствующих субъектов разных форм собственности и др. В то же время, по отношению к юридическим и физическим лицам, нарушающим законодательство в области предпринимательства, налоговой системы, и своевременно не оплачивающим бюджетные платежи и внебюджетные отчисления, должны применяться и административные меры воздействия.
Отметим, что одной
из главных проблем в