Индикативное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 00:01, дипломная работа

Краткое описание

Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики…..3
1.1. Формы государственного регулирования экономики…………………………3
1.2. Методы и инструменты государственного воздействия на
рыночную экономику…………………………………………………………………5
1.3. Экономическая политика государства………………………………………….8
Глава 2. Общегосударственое планирование в условиях рыночной
Экономики……………………………………………………………………………11
2.1. Основы индикативного планирования…………………………………………11
2.2. Опыт индикативного планирования. Особенности французского
планирования………………………………………………………………………...15
2.3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой……23
Глава 3. Организационно – экономический механизм индикативного
планирования в РА………………………………………………………………..….24
3.1.Организация и выполнение индикативных планов в РА………………………24
3.2. Денежно – кредитные и налогово – бюджетные механизмы
индикативного планирования в РА……………………………................................38
3.3. Стратегия социально – экономического планирования на
среднесрочную перспективу 2007-2010 гг…………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………………65
Список использованной литературы………………………………………………..67
Приложение…………………………………………………………………………..70
Целью данной работы является анализ индикативного планирования в условиях РА.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
1. разработка и выполнение индикативных планов.
2. денежно – кредитные и налого – бюджетные механизмы.
3.стратегии социально – экономического планирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики…..3
1.1. Формы государственного регулирования экономики…………………………3
1.2. Методы и инструменты государственного воздействия на
рыночную экономику…………………………………………………………………5
1.3. Экономическая политика государства………………………………………….8
Глава 2. Общегосударственое планирование в условиях рыночной
Экономики……………………………………………………………………………11
2.1. Основы индикативного планирования…………………………………………11
2.2. Опыт индикативного планирования. Особенности французского
планирования………………………………………………………………………...15
2.3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой……23
Глава 3. Организационно – экономический механизм индикативного
планирования в РА………………………………………………………………..….24
3.1.Организация и выполнение индикативных планов в РА………………………24
3.2. Денежно – кредитные и налогово – бюджетные механизмы
индикативного планирования в РА……………………………................................38
3.3. Стратегия социально – экономического планирования на
среднесрочную перспективу 2007-2010 гг…………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………………65
Список использованной литературы………………………………………………..67
Приложение…………………………………………………………………………..70

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ (3).doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

Банковская политика в области установления процентной ставки в целях стимулирования развития национальной экономики, на наш взгляд, должна быть дифференцированной по отношению к различным секторам экономики. Уровень процентных ставок в условиях кризисной и   отсталой    экономики    Абхазии   должен   обеспечивать   снижение стоимости кредитов, направляемых в реальный сектор экономики, который сегодня больше всего нуждается в поддержке со стороны и финансовых институтов и государства. Но при этом в условиях переходной экономики и функционирования коммерческих банков на условиях полной хозяйственной самостоятельности, государство не может воздействовать на них административными методами. Здесь приемлем только один вариант, а именно учет экономических интересов коммерческих банков путем применения метода последовательного приближения интересов» государства и банков. В этом случае государство через Национальный банк может выделить централизованные кредитные ресурсы коммерческим банкам с адресной целью финансирования реального сектора национальной экономики, для чего следует установить определенный размер процентной ставки в пользу коммерческого банка.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим налично-денежное обращение в республике, является Указ Президента страны «О мерах по упорядочению денежного обращения в Республике Абхазия» от ЗО мая 2002 года. Указ обязывает предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно-правовой формы хранить свои денежные средства в банках Республики Абхазия, производить расчеты по своим обязательствам с другими юридическими лицами исключительно через банки Абхазии и сдавать в банки  всю денежную наличность сверх изложенная в годовых индикативных планах и государственных бюджетах, была направлена на краткосрочную перспективу, которая явилась следствием ограниченности во внешнеэкономических отношениях и в финансовых ресурсах, объективных проблем послевоенного восстановления экономики. Даже в этих сложных условиях денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика государства в основном была направлена на выполнение финансовых обязательств государства и превращение бюджета в активный инструмент государственного воздействия на экономику и ставила основной задачей достижение определенного экономического роста, повышение эффективности функционирования национальной экономики и удовлетворение насущных потребностей общества. Взвешенное сочетание денежно-кредитных механизмов с налогово-бюджетными мерами государственного регулирования, комплексно проявляющиеся в индикативных планах социально-экономического развития страны, способно обеспечить наибольшую активность хозяйствующих субъектов и способствовать успешному становлению рыночных отношений в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Стратегии социально-экономического развития Республики Абхазия на среднесрочную перспективу 2007-2010 гг.

Современная экономика  Республики Абхазия переживает сложный  трансформационный период, совпавший  по времени с разрушительной грузино-абхазской  войной 1992-1993 гг., экономической    блокадой     со     стороны    некоторых     стран     СНГ, отсутствием международного признания со стороны мирового сообщества, которые в значительной степени сдерживают  рыночные преобразования.

Сложившаяся в последние  годы модель развития национальной экономики  Абхазии характеризуется значительным спадом производства в реальном секторе экономики, изношенностью производственного оборудования и отсталой инфраструктурой, сокращением рабочих мест в производственной сфере, высоким уровнем безработицы, особенно скрытой, ограниченностью внутренних и внешних инвестиций, низким платежеспособным спросом населения, определенным дефицитом квалифицированной рабочей силы технического профиля. В результате в структуре национальной экономики республики произошли системные диспропорции, определенные дисбалансы и противоречия, которые во многом определяют объективные ограничения для постановки стратегических целей и задач на долгосрочную перспективу.

В современных условиях Абхазии можно выделить следующие диспропорции и противоречия, которые легко поддаются оценке, даже и со стороны

1. Противоречие   между    потребностями   развития   реального 
сектора национальной экономики  и низкими объемами инвестиций,

которые не способны обеспечить даже простое воспроизводство основного  капитала в производственной сфере, в результате чего большое количество предприятий промышленности простаивают.

2. Диспропорция между функционирующими наличными 
производственными мощностями и низким уровнем их загрузки, что обусловил а значительное снижение отдачи от их функционирования, не покрывающего издержки производства.

3. Дисбаланс между производством и занятостью, проявляющийся 
в существенно меньшем сокращении численности работников по 
сравнению с масштабами сжатия производства. Происходит 
искусственное поддержание занятости, которое диктуется стремлением 
избежать социальных конфликтов в обществе, результатом чего стало 
падение производительности труда на предприятиях, увеличение 
издержек производства, медленный рост уровня реальной заработной 
платы.

Дисбаланс между потреблением и объемом производства, характеризуемый  значительным спадом производства по сравнению с потреблением. При сокращении объемов национального производства значительно увеличивается объем розничного товарооборота, что обусловлено специфической особенностью сложившейся модели национальной экономики ориентированной на экспорт сырьевых ресурсов и удовлетворением большей части конечного спроса за счет импортной продукции.

Противоречие между  низким уровнем реальных доходов  значительной части населения и  возможностями системы социальной защиты населения. В последние годы происходит усиление дифференциации доходов между наиболее обеспеченными и беднейшими слоями населения республики, что привело к росту социальной нагрузки государства. В условиях ограниченности финансовых ресурсов у государства значительная часть населения остается за чертой прожиточного минимума или вовсе не охваченной государственной поддержкой. Наличие неэффективных с точки зрения затрат и качества выпускаемой продукции производственного управленческого аппарата, нуждающегося в модернизации и обновлении.

Дисбаланс во внешнеторговой деятельности, выражающийся в опережающем  росте импорта над экспортом. Разрыв между этими основными показателями внешнеэкономической деятельности уже достиг значительных размеров, что угрожает национальной безопасности.

Наличие в национальной экономике значительного количества предпринимателей, функционирующих  в полулегальном или теневом  режиме, функционирующих без официального юридического оформления или в обход банковской системы.

Недостаточное кредитование реального сектора экономики коммерческим финансово-кредитными институтами, в связи с отсутствием в республике институтов страхования рисков, а также отсутствием экономической заинтересованности у коммерческих банков осуществлять подобное кредитование в связи с длительностью оборота капитала в этом секторе. Ныне сверхвысокий банковский процент оказывает угнетающее воздействие на реальный сектор экономики.

Низкий уровень заработной платы высококвалифицированных  специалистов, занятых на государственных  предприятиях или в бюджетных учреждениях по сравнению с доходами в коммерческих учреждениях привело к их оттоку в торгово-посредническую сферу.

4. Система налогообложения в республике, в основном 
сформировавшаяся в середине 90-х годов, не стимулирует 
предпринимателей   на   расширение   производственных    мощностей, объемов производства, в связи с наличием множества прямых и косвенных налогов, в виде внебюджетных социальных отчислений, налоговых платежей, государственных и таможенных пошлин и сборов.

В этих непростых для Абхазии внутренних социально-экономических условиях и ограниченных внешних условиях, государственной власти необходимо осуществлять стратегическое целеполагание, которое расширяет систему целевых ориентиров государства, стимулирует перенос акцента с количественных показателей развития на качественные характеристики динамики и тем самым будет служить основой и дополнением годового индикативного планирования, которая ныне разрабатывается и реализуется на макроэкономическом, отраслевом и региональном уровнях в республике.

Стратегическим направлением экономической политики государства  в среднесрочной перспективе  является не просто переход к экономическому росту, но, прежде всего достижение его качественного содержания, что в условиях Абхазии означает:

а) повышение уровня жизни населения как условие социальной 
стабильности в обществе, социальной поддержки реформ, проводимых 
государством, стимулирования позитивных предпринимательских 
инициатив, сохранения демографического, образовательного и 
культурного потенциал а республики;

б) повышение эффективности и конкурентоспособности 
национальной экономики на основе модернизаций производства и его 
аппарата, развития конкурентной среды и реструктуризации 
предприятий, развития инновационных производств, повышения уровня 
и качества менеджмента; в) преодоление сложившихся в национальной экономике диспропорций, противоречий и дисбалансов, связанных с реальным сектором экономики, социальной, инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической стратегией.

Необходимость обеспечения такого качественного содержания 
экономического роста предъявляет повышенные требования к динамике 
роста реального сектора экономики Абхазии, которая в ближайшее 
время должна развиваться быстрыми темпами, чем имеет место в 
настоящее время, на уровне не ниже 5-7% в год, поддерживая подобный 
режим роста в течение нее менее четырех-пяти лет подряд. Такие 
параметры позволят единовременно решать насущные задачи 
повышения благосостояния населения, развития социальной сферы, 
обеспечения национальной безопасности, обновления производства. 
Перечисленные условия задают и минимальный уровень повышения 
эффективности национальной экономики. Экономический рост в 
республике будет складываться за счет увеличения темпов роста 
национальной перерабатывающей промышленности,

функционирующей на национальном сырье. Подобный режим развития национальной экономики в течение длительного периода времени требует и мобилизации всех национальных источников повышения эффективности: структурных, технологических, организационных.

Однако, сложившаяся в Абхазии в послевоенный период модель национальной экономики не соответствует вышеперечисленным объективным требованиям, в связи с чем, считаем, что в условиях трансформационного периода перед Абхазией стоит проблема выбора новой национальной социально-экономической модели развития. На наш взгляд, подобная модель должна основываться, с одной стороны, на достижениях мировой экономической науки, а с другой, на внутренних и внешних факторах хозяйствования, а также на сложившуюся в стран социально-культурную и институциональную среду. По нашем мнению, переходный период для Республики Абхазия должен осуществляться на основе модели социальной смешанно (многоукладной) экономики устойчивого развития. При этом м исходим из того, что чисто рыночная или чисто плановая централизованная экономика относятся к области чистой теории, реальной жизни существует лишь смешанная экономика. Рол государства в переходе к смешанной экономике это не одно и то же, что осуществлять переход к существующей лишь в теории «рыночно экономике».

Предлагаемая нами для  практического внедрения в качестве 
базовой модели переходной экономики социальная смешанна 
(многоукладная) экономика устойчивого развития отвечав 
сложившимся      специфическим социально-экономическим

политическим условиям Республики Абхазия. Подобная модель может обеспечить в ближайшей перспективе сбалансированное решение проблем социально-экономического развития страны, сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциал а также удовлетворение насущных потребностей населения обеспечение экономических интересов будущих поколений.

В условиях трансформации  социально-экономической систем Абхазии  и выборе национальной модели будущего развита государство должно играть значительную роль, ибо от этого выбор зависит сохранение и будущее нации, а также упрочение национально государственности. Кроме того, в переходный период государство н отношений  во  всех тех сферах, которые непосредственно связаны с реализацией общенациональных интересов.

Переход к рынку не означает, что в экономику Абхазии должны быть искусственно внедрены модели рыночной системы зарубежных стран, хотя учитывать опыт этих стран необходимо. Рыночная система должна органично вырастать из реформируемой экономики Абхазии с учетом, как исторического прошлого, так и современного состояния, а также национальных традиций, культуры и внешнеполитической ситуации. Меры, принимаемые властями Абхазии, направлены на решение подобной задачи. Так, например, с 1994 года, хоть и в небольших размерах, увеличивается доходная часть государственного бюджета страны, поэтапно повышаются размеры заработной платы работников бюджетных учреждений и пенсий, возрастают закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что напрямую влияет на доходы крестьян.

В условиях Республики Абхазия, при ограниченных внутренних ресурсах и внешних связях, существует необходимость в разработке стратегии развития страны, рассчитанной на среднесрочный период на 2007-2010 гг. Для постановки стратегических целей и задач на более длительный период необходимо наличие ясности во многих вопросах, не только внутренних, но и внешних, прежде всего, связанных с признанием республики мировым сообществом, т.к. в этом случае перед республикой будут сто ять другие цели и задачи.

В этих условиях ключевой целью среднесрочной стратегии социально-экономического развития Республики Абхазия является формирование модели социальной многоукладной экономики, с помощью которой в ближайшем будущем можно достичь устойчивого развитие экономики, способной обеспечить эффективное воспроизводство, позволяющее решать задачи модернизации производства, укрепления конкурентоспособности, повышения уровня жизни населения и обеспечения национальной безопасности страны. Достичь подобной глобальной цели развития Абхазия реально сможет в случае интеграции ее хозяйственной системы в экономическое пространство Российской Федераций через усиление межрегионального экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов Абхазии и Юга России, для чего в настоящее время имеются объективные предпосылки, тем более официальная государственная политика республики ныне направлена на эти цели.

Информация о работе Индикативное планирование