Капитал,ссудный процент, ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда исторически возник тогда, когда произошло отделение работника (крепостного крестьянства, ремесленника) от средств производства, прежде всего от земли, с предоставлением ему юридической свободы. Однако. став юридически свободным, но лишенным средств производства, он оказался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, он вынужден продавать свою свободность к труду, или рабочую силу. Так появился новый товар, который дал названию новому рынку.

Содержание

Тема 1. Рынок труда. Заработная плата.
Вопрос1. Рынок труда и особенности его функционирования.
Вопрос2. Рабочая сила, ее стоимость. Система заработной платы.
Вопрос3. Понятие «безработица», виды и формы. Государственная регулирование безработицы.
Тема 2. Рынок природных ресурсов и их цена
Вопрос1 Рынок природных ресурсов и его специфические особенности.
Вопрос2. Экономическая рента и ее виды.
Вопрос3. Цена земли.
Тема 3. Рынок капитала и ссудный процент.
Вопрос1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала
Вопрос2. Ссудный процент, как цена производственного фактора "капитал
Тема 4. Рынок ценных бума
Вопрос1.. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа
Вопрос 2. Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг
Вопрос 3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Тема 5 Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие
Тема 6. Национальный доход его распределение и перераспределение
Вопрос 1. Макроэкономическое регулирование
Вопрос 2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение национального дохода
Вопрос 3. Налоги. Функции налогов, виды, элементы налога. Кривая Лаффера
Вопрос 4. Государственный бюджет.
Вопрос 5.Доходы населения и уровень жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная 3 курс летняя сессия - последняя 06122012.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Рыночная цена - эта фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг встречаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы.

1. С учетом способов регулирования выделяются такие виды цен.

Свободные цены. Они зависят от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства, на основе свободной, договоренности продавца и покупателя.

Договорные, или контрактные, цены. Участники рынка устанавливают их по взаимному согласию до момента купли-продажи товара. В договоре могут указываться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений.

Регулируемые цены. Для отдельных групп товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышать который запрещено. В условиях рыночной экономики такое ценообразование касается жизненно важных товаров и услуг (стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта, потребительских продуктов первой необходимости).

Государственные твердо установленные цены. Государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их изменять.

2. В зависимости от форм и сфер торговли выделяются следующие виды цен.

Оптовые, по которым большие массы товаров реализуются в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценам предприятия-производители сбывают свою продукцию иным предприятиям или торговым посредникам.

Розничные, по которым в розничной торговле продукты продаются потребителям.

Тарифы на услуги - цены (расценки), устанавливающие уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг за пользование телефоном, радио и др.

3. Биржевые и аукционные цены образуются на разных конкретных формах рынков, относящихся к типу свободного рынка. Об их характере и способах образования подробно поговорим в дальнейшем.

4. Цены мирового рынка - цены, которые: а) фактически установились на товары данной группы на всемирном рынке и б) признаны организациями, ведающими международной торговлей, на определенный период.

Кстати, в странах с  открытой рыночной экономикой знание мировых цен имеет очень важное значение для правильной ориентации в хозяйственной деятельности производителей товаров, торговых посредников и покупателей. Изменение цен на мировом рынке сильно влияет на внутренние цены в той или иной стране. В еще большей мере уровень мировых цен определяет выгодность или убыточность внешней торговли.

 

Выделяют следующие ценообразующие факторы:

  • Затраты;
  • Ценность товара;
  • Спрос и его эластичность;
  • Конкуренция;
  • Государственное влияние.

Существует два  основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.

Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».

Розничной ценой называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах. В соответствии с государственным стандартом розничная цена определена как цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учётом ситуации на рынке.

Оптовой называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). В соответствии с ГОСТ оптовая цена определена как цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.

Закупочная цена — вид оптовой цены, применяемый при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке. Закупочные цены дифференцируются в зависимости от качества продукции и с учётом географической сегментации рынка. В соответствии с ГОСТ Р закупочная цена определена как цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.

Большинство рассмотренных  здесь цен в той или иной мере имеют общее свойство - они  изменяются под воздействием конъюнктуры (стечения разных обстоятельств) рынка. В свою очередь, цены закономерно влияют на экономическое положение продавцов и покупателей, их заинтересованность в купле-продаже товаров. Давайте проанализируем это взаимодействие.

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

С экономической  точки зрения, конкуренция рассматривается  в 3-х основных аспектах:

  1. Как степень состязательности на рынке;
  2. Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;
  3. Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Черты совершенной  конкуренции не присущи ни одной  из отраслей в полной мере. Все они  могут лишь приближаться к модели.

Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:

  • отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;
  • отсутствие ограничений на количество участников рынка;
  • однородность одноименных представленных продуктов на рынке;
  • свободные цены;
  • отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим

Не всегда на рынке возможна  совершенная конкуренция.  Монополистическая конкуренция,  олигополия  и  монополия  являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной  конкуренции являются:

  • демпинговые цены
  • создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров
  • ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
  • использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации
  • распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
  • замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной  конкуренции:

  • неоправданный рост цен
  • увеличение издержек производства и обращения
  • замедление научно-технического прогресса
  • снижение конкурентоспособности на мировых рынках
  • падение эффективности экономики.

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с  монополистической конкуренцией характерно следующее:

  • товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;
  • на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;
  • продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;
  • на рынке есть условия для входа и выхода

 

Чтобы лучше понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией. Наглядное представление об этом отразим в  табл. 1, которая характеризует положение продавцов благ.

Таблица 1

Конкуренция и монополия

 

Параметры состояния  рынка

Конкуренция

Монополия

Число продавцов

Много

Один

Барьеры входа и выходаиз рынка

Нет

Есть (нет вхождения)

Участие товаровладельцев в контроле над ценами

Нет

Полный контроль


 

Из материалов табл. 2 нетрудно сделать следующее заключение. Конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка. Нельзя назвать естественным такое положение, когда все рыночное пространство захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые им товары?

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:

    • по масштабам развития;
    • по своему характеру;
    • по методам соперничества.

По масштабам развития конкуренция может быть: 

    • индивидуальная (один участник рынка стремится занять “свое место под солнцем” - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
    • местная (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);
    • отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
    • межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
    • национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
    • глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция подразделяется:

    • свободная;
    • регулируемая.

По методам ведения рыночное соперничество делится на:

    • ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен);
    • неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применит” свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Сейчас можно сделать обобщающие выводы об экономической роли конкуренции.

Закон конкуренции оказывает более сильное воздействие на поведение субъектов рынка по сравнению с законами спроса и предложения. Свободная конкуренция как бы заставляет чрезмерно высокие и очень низкие цены двигаться к точке равновесия. Это центростремительное движение ведет в конечном счете к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыночной состязательности к образованию равновесной цены и равновесного количества товаров связана с правилами конкурентной “игры”.

Информация о работе Капитал,ссудный процент, ценные бумаги