Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:13, курсовая работа
Актуальность темы исследования макроэкономического равновесия определяется возможностью применения инструментов экономической политики, предлагаемых сторонниками кейнсианского подхода. Многие рекомендации кейнсианской школы служили основой для проведения экономической политики правительств многих государств в течение нескольких десятилетий. Несомненно, что опыт претворения в жизнь кейнсианских теорий регулирования экономики должен приниматься во внимание при проведении экономических реформ в нашей стране.
Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. Кейнсианство возникло в тридцатые годы XX века, как ответ на нужды Большой депрессии. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
Дж. Кейнс в своей теории сделал практические выводы для экономической политики государства. Все экономические факторы Кейнс делит на три группы
Задачу государственного вмешательства Кейнс видел во влиянии на независимые переменные, а через их посредничество - на занятость и национальный доход.
Первым, важнейшим, фактором повышения эффективного спроса Кейнс считал стимулирование инвестиций путем использования денежно-кредитной и бюджетной политики.
Первоначально Кейнс, считая
процент важнейшим параметром, отдает
предпочтение косвенной форме государственно
Однако денежно-кредитная политика носит ограниченный характер, поскольку при достаточно низкой норме процента экономика может оказаться в так называемой ловушке ликвидности, когда норма процента не будет уменьшаться больше, как бы не увеличивалась денежная масса.
В связи с этим Кейнс считает, что политика на денежном рынке должна быть дополнена активной бюджетно-налоговой или фискальной политикой.
Фискальная политика согласно кейнсианской теории, состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и государственными закупками.
Бюджетная политика предполагает активное финансирование, кредитование частных предпринимателей из государственного бюджета. Кейнс называл такую политику "социализацией инвестиций". В целях увеличения объема ресурсов, необходимых для увеличения частных капиталовложений, в рамках бюджетной политики предусматривалась организация государственных закупок товаров и услуг. Поскольку частные инвестиции в условиях депрессии резко сокращаются в силу пессимистических взглядов относительно перспектив получения прибыли, решение о стимулировании инвестиций должно взять на себя государство. При этом главным критерием успеха для государственной бюджетной политики, по мнению Кейнса, является увеличение платежеспособного спроса, даже если траты денег государством внешне будут выглядеть бесполезными.
Второй фактор повышения эффективного спроса - потребление. Дж. Кейнс считал, что государству надо проводить мероприятия, направленные на увеличение склонности к потреблению. Главными мероприятиями в этом направлении являются организация общественных работ и потребление государственных служащих. Кроме этих основных мероприятий Дж. Кейнс предлагал перераспределить часть доходов в пользу малоимущих слоев населения и уменьшить таким образом имущественное неравенство.
Ведущее значение Кейнс
отводил недискреционной
По мнению Кейнса, встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной зависимости между государственным бюджетом и национальным доходом, а ее функционирование основывается на существующей налоговой системе и данной структуре государственных расходов. Кейнс считал, что «встроенный» характер стабилизаторов обеспечивает определенную автоматическую гибкость экономической системы, поскольку, вызывая изменения в размерах государственного бюджета, воздействует на инфляцию и безработицу. Налоги ведут к потере, а государственные расходы - к увеличению потенциальной покупательной способности в экономике. Следовательно, по мнению Кейнса, для обеспечения и поддержания стабильности необходимо при подъеме и движении экономики к инфляции увеличивать объемы налоговых утечек (сдерживать госрасходы) с целью сдерживания роста инвестиций, понижения реальных доходов потребителей и уменьшения потребительских расходов.
Таким образом, в кейнсианской теории фискальная политика ориентируется в основном на изменения в сумме взимаемых налогов по отношению к сумме государственных расходов. Основным показателем фискальной политики является изменение бюджетной позиции, то есть величина дефицита или излишка федерального бюджета.
Следует подчеркнуть, что Кейнс не был сторонником таких прямых форм государственного вмешательства, как национализация, государственная собственность или государственное предпринимательство. "Не собственность на орудия производства существенна для государства. Если бы государство могло определять общий объем ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основных ставок вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто все, что необходимо", - писал он.
С течением времени кейнсианская денежная политика превратилась в один из наиболее распространенных способов государственного воздействия на экономику. Трудно назвать страну с развитым рыночным хозяйством, где сумели бы обойтись без того или иного варианта денежного регулирования процентных ставок. Правда, довольно скоро обнаружилось, что оно противоречиво. С одной стороны, как и предполагалось в теории, последовательные денежные вливания часто оборачивались удешевлением кредита, происходило хотя и непродолжительное, но увеличение капиталовложений и производства, снижение безработицы. С другой стороны, этот результат достигался все более дорогой ценой: в экономике разворачивался процесс инфляции, что ставило под сомнение высокую активность государства в сфере денежного обращения. Хозяйственная практика поставила экономистов и политиков перед необходимостью выработать правила поведения государства на денежном рынке, которые позволили бы сохранить регулирующую функцию денежной политики, но сделать ее неинфляционной.
3 Применение кейнсианской модели в РБ
Проводимая в Беларуси экономическая политика в последние десятилетия направлена на регулирование совокупного спроса в экономике и сознательно или нет, но представляет собой модификацию кейнсианской экономической политики.
Причем инструменты
макроэкономического
Кейнсианская теория впервые была использована в США при Ф. Рузвельте в 1936 году. Это проявилось в создании государственного бюджета, в функции которого входило не только обеспечение функционирования институтов государства, но и регулирования экономики страны. С введение прогрессивной шкалы налогов, правительство через бюджет стало перераспределять доходы фирм и работников с целью регулирования спроса и влияния на занятость ресурсов, в первую очередь рабочей силы. Уже после второй мировой войны аналогичные бюджеты с такими дополнительными функциями были созданы во всех странах Западной Европы, а в 1992 году такая бюджетная система была принята и в Республике Беларусь. Таким образом, хоть во многом и неосознанно белорусские власти на протяжении почти всей новейшей истории независимой Беларуси широко используют в своей экономической политике элементы кейнсианской теории.
Это проявляется в использовании расходов государственного бюджета в целях влияния на объем выпуска и занятости ресурсов в стране через прогрессивную шкалу налогов на доходы (с 2009 г. – отменена) и на прибыль (совокупно перераспределяется почти 50% созданного ранее ВВП). Также это проявляется в постоянном наличии дефицита госбюджета (лишь в 2002 году, единственный раз в новейшей истории Беларуси, страна закончила год с профицитом бюджета; в остальные годы уже парламент принимает бюджет с дефицитом, тем самым допуская возможность его покрытия в том числе и за счет эмиссионных источников покрытия, что приводит, как правило, к относительно высокой инфляции, которая проявляется затем в росте цен и ограниченном ассортименте товаров в магазинах).
Точно также, спонтанно создав по образцу стран с рыночной экономикой банковскую систему и начав проводить кредитно-денежную политику, белорусские власти с самого начала 1990-х годов стали использовать второй основной инструмент регулирования экономики страны, предложенный Дж.М. Кейнсом – процентную ставку (в Беларуси ее называют ставкой рефинансирования). В последние годы, снижая по возможности эту ставку, Правительство с Нацбанком как бы искусственно разогревают белорусскую экономику. Это есть использование кейнсианской концепции, хотя возможно и неосознанное.
Несмотря на то, что сам Дж.М. Кейнс считал, что рыночной экономике нет альтернативы, и ее косвенное регулирование со стороны государства через госбюджет и кредит необходимо для того, чтобы добиться более устойчивого развития и не допускать глубокого сползания ее в депрессию и чрезмерного перегрева на стадии экономического бума, то есть в краткосрочном периоде как лекарство, в Республике Беларусь элементы кейнсианской концепции используются без привязки к фактору цикличности развития белорусской экономики. Более того, в большинстве своем местные экономисты вообще затрудняются ответить на вопрос, уместно ли говорить о возможности циклического развития белорусской экономики, если она не является еще в полной мере рыночной, а содержит лишь элементы рыночной экономики. Поэтому, многие предостерегают, что широкое использование инструментов по искусственному наращиванию спроса в белорусской экономике может привести ее к дефолту, аналогичному тому, который имел место в 1998 году.
1996 год: осознанный
поворот к рецептам
В период с 1996 года на кейнсианской концепции была выстроена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2001 гг. Она была основана на идее повышения монетизации белорусской экономики (ее авторы считали, что причина резкого падения производства в начале 1990-х годов была связана с тем, что в ходе высокой инфляции у предприятий обесценились оборотные средства и поэтому они оказались в кризисе), когда печатались дополнительные деньги и в виде субсидий и дотаций предоставлялись предприятиям для пополнения оборотных средств. Первое время это действительно привело к увеличению объема выпуска и занятости ресурсов. В конце 1997 г. даже западные издания начали писать о белорусском экономическом чуде. Это чудо заключалось в том, что среди 27 постсоциалистических стран самая не реформированная белорусская экономика по классификации Всемирного банка демонстрировала на протяжении 1996-1997 гг. одни из самых высоких темпов роста ВВП в Европе.
По замыслу белорусских авторов той политики расширение совокупного спроса за счет необеспеченной денежной эмиссии должно было вовлечь в производство незадействованные ресурсы, прежде всего – производственные мощности, рассчитанные когда-то на объем выпуска для всего СССР, и трудовые ресурсы, с целью сокращения скрытой безработицы (например, неполный рабочий день). В итоге предприятия получили оборотные средства, произвели продукцию. Эта идея была заимствована из опыта использования кейнсианской теории во время Великой депрессии. Однако в Беларуси использование кейнсианских рецептов было успешным лишь на первом этапе. Затем произошло то, что не планировалось создателями данной концепции. Предприятия увеличили объем производства, но их финансовое состояние не улучшилось. Это было связано с тем, что одновременно увеличились складские запасы, поскольку спрос населения и субъектов хозяйствования не встретил требуемых по качеству отечественных товаров и предпочел им импортные товары и иностранную валюту. То есть проблема изначально была не в отсутствии оборотных средств, а в том, что белорусские предприятия производили неконкурентоспособную по цене и качеству продукцию по сравнению с импортными аналогами. Далее сработал передаточный механизм и увеличившийся совокупный спрос спровоцировал рост инфляции: повышенный спрос на импортные товары привел к превышению спроса на иностранную валюту над ее предложением и падению курса национальной валюты (два дефолта белорусского рубля в мае и августе 1998 г. и появление множественности валютных курсов, которая сохранялась до 2001 года), вместе с тем выросли рублевые цены на импортные конечные и промежуточные товары, которые, в свою очередь, через инфляцию издержек повысили цены на отечественные, в том числе и потребительские товары по которым и измеряют темпы инфляции.
Таким образом, инфляция в виде инфляционного налога вновь обесценила доходы предприятий и населения, отняв у них выгоду от ранее полученных субсидий, дотаций, пособий и надбавок к зарплате, показав, что как говорят неоклассики, что естественный уровень выпуска и уровень жизни в стране можно повысить только лишь за счет внедрения новых технологий, привлечения дополнительной рабочей силы или инвестиций. Манипуляции же со спросом могут привести лишь к тому, что в экономике изменится масштаб цен, но не реальный естественный уровень выпуска товаров и услуг, на который в этот момент способна экономика. Так что использование кейнсианской теории эффективно лишь на определенных этапах развития национальной экономики и такую политику нужно применять очень осторожно; ее следует использовать не как панацею, а скорее как лекарство, прием которого способно принести пользу только в том случае, если его принимать в меру.