Контрольная работа по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяются шест групп занятого населения:
1. Наемные работники;
2. Работодатели;
3. Лица работающие за свой счет;
4. Члены производственных кооперативов;
5. Помогающие члены семьи;
6. Работники, не классифицируемые по статусу.

Содержание

Тема 1 Рынок труда, заработная плата 3
1. Рынок труда и особенности его функционирования. 3
2. Рабочая сила ее стоимость. 6
3. Понятие безработица виды и формы. 12
Тема 2 Рынок природных ресурсов и их цена 20
1. Рынок природных ресурсов и его специфические особенности. 20
2 Экономическая рента и ее виды 23
3 Цена земли 24
Тема 3. Рынок капитала и ссудный процент 27
1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала 27
2 Ссудный процент, как цена производственного фактора "капитал" 30
Тема 4. Рынок ценных бумаг 32
1. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа 32
2. Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг 37
3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг 40
Тема 5 совокупный спрос и совокупное предложение. макроэкономическое равновесие 43
1. Совокупный спрос 43
2. Совокупное предложение 46
3. Макроэкономическое равновесие 49
Тема 6. Национальный доход его распределение и перераспределение 52
1. Макроэкономическое регулирование 52
2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение национального дохода 57
3. Налоги 59
4 Государственный бюджет 62
5. Доходы населения и уровень жизни 67
Тема 7. Основные направления преобразований в переходной экономике. Экономическая политика государства в переходный период 70
1. Плановая экономика как исходное состояние переходных процессов 70
2 Экономические реформы 73
Список использованных источников 75

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. - гигаконтрольная.doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

С 1.07.2006г. вступил в  силу Закон "О занятости населения  Республики Беларусь".

Закон дополнен рядом  новых статей: о праве граждан  на выбор профессии; профессиональную  подготовку и повышение квалификации; на трудоустройство за пределами  Республики Беларусь; на  обжалование  решений, действий (бездействия) органов  государственной службы занятости населения.

В перечень категорий  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите и не способных  на равных условиях конкурировать на рынке труда, которым государство  предоставляет дополнительные гарантии занятости,  включены дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа (совершеннолетние).

В соответствии с Законом  срок нахождения в органах государственной  службы занятости   населения  в качестве безработного ограничен  тремя годами.

В Законе предусмотрено  обеспечение трудоустройства родителей, обязанных возмещать расходы государства на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленных по решению суда в органы государственной службы занятости.

Изменен порядок досрочного ухода на пенсию (за один год) граждан, которым назначается пособие по безработице сроком на один год (при стаже работы у мужчин 38 и более лет, у женщин 33 года и более) и за два года - при ликвидации организации. Право решения о направлении безработных на пенсию досрочно принадлежит органам государственной службы занятости и осуществляется  только в  случаях отсутствия возможностей  их трудоустройства и с их согласия. При этом выплата пенсий (до наступления  пенсионного возраста) будет производиться  не из средств Фонда социальной защиты населения, а из средств государственного фонда содействия занятости.

И еще одно важное дополнение. Статья 16 "Участие профсоюзов в содействии занятости населения" дополнена  пунктом, предоставляющим право  местным исполнительным и распорядительным органам по предложению службы занятости приостанавливать на срок до шести месяцев решение о массовом высвобождении работников или принимать решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение одного года  с финансированием данных мероприятий за счет местных бюджетов и средств государственного фонда содействия занятости.

Тарифная  система представляет собой совокупность ставок заработной платы (тарифных ставок, должностных окладов) и условий их приме нения для оплаты труда работников (классификаторов профессий, условий труда, различного рода перечней и т.п.). В рыночных моделях экономики тарифные системы обычно устанавливаются в ходе переговорного процесса между работодателями и наемными работниками и представляют собой согласованные на определенный период времени гарантированные условия оплаты за выполнение трудовых обязанностей (нор труда) в течение какой-либо единицы рабочего времени (часа, дня, недели, месяца и т.п.). В настоящее время они являются наиболее распространенными формами существования цены рабочей силы.

Как элемент организации  заработной платы наемных работнике  тарифные системы возникли далеко не сразу, а в процессе длительно: и непростого развития отношений между работниками и работодателями. В ходе этого процесса работники стремились добиться равных условий оплаты за работу одинаковой сложности независимо от пол: возраста, национальности, религиозных воззрений, политически убеждений, то есть стремились добиться равной оплаты за равный труд;

Такое стремление работников далеко не всегда соответствовав экономическим и другим интересам работодателей, особенно ест иметь в виду их различное экономическое положение, желание максимизировать Прибыль и минимизировать издержки на оплату труда и различную отраслевую принадлежность и техническую вооруженность. Их интересам, особенно на начальных стадиях развития отношений наемного труда, более соответствовало установление не общих, а индивидуальных для каждого наемного работника условий оплат: труда.

Система оплаты труда  в Республике Беларусь основана на республиканской тарифной системе труда, составными частями которой являются: Единая тарифная сетка (ЕТС), единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС), тарифные ставки и оклады.

Единая тарифная сетка  была утверждена 23.03.2001 г. Постановлением Министерства  труда   Республики Беларусь «Об утверждении единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» и рекомендована для предприятий, организаций и предприятий независимо от их подчиненности и форм собственности.

В отраслях бюджетной сферы дифференциация оплаты труда работников осуществляется по квалификационному категорированию по 23 разрядам Единой тарифной сетки. Применяемая ныне    тарифная сетка в большей степени чем предыдущая, учитывает сложность труда, профессионализм и деловые качества работников. Так, можно выделить несколько квалификационных групп работников в ETC.

Тарифная     сетка    характеризует     квалификационные    и профессиональные различия между работниками. Цена рабочей силы определяется рабочим временем, необходимым для восстановления умственной и физической энергии работника создающего товар или услугу. В свою очередь, рабочее время, затрачиваемое на производство благ, характеризуется уровнем производительности и интенсивности труда. На их уровень оказывают влияние различные факторы: технический уровень производства, улучшение организации производства, труда, управления и Т.п. Производительность труда характеризуется затратами рабочего времени на производство единицы продукции. Интенсивность труда отражает степень напряженности труда в процессе производства и определяется расходом физической и нервной энергии работающего в единицу времени. [2, с.80]

Тарифно-квалификационные справочники  представляют собой сборники тарифно-квалификационных характеристик профессий и служат  для определения квалификации рабочих и служащих (установления того или иного тарифного разряда) и тарификации работ, то есть их отношения к тому или иному размере тарифной сетки.

Определение тарифной, то есть гарантированной  заработной платы каждому работнику с введением единой тарифной системы значительно упрощено. Она находится в прямой зависимости от установленного минимума заработной платы для первого разряда для всех категорий работающих, тарифного коэффициента. С увеличением минимума заработной платы соответственно изменяются тарифные коэффициенты. Тарифные коэффициенты, предусмотренные ЕТС по ее разрядам, рассчитаны   исходя из установленных Постановлением кабинета Министров Республики Беларусь межразрядных соотношений тарифных коэффициентов и выражают отношение тарифной   ставки данного разряда к ставке первого разряда. Коэффициент первого разряда равен единице, а коэффициенты высших разрядов увеличиваются относительно первого разряда.

Однако, в зависимости от форм заработной платы применяемой субъектом хозяйствования или их сочетания, в Республике Беларусь существует еще множество систем оплаты труда.

Номинальная заработная плата выражается в деньгах, которые работники  получают за свой труд. Реальная заработная плата представлено количеством  товаров и услуг, которые можно приобрести на полученные деньги. Изменение реальной заработной платы рассчитывается с помощью индекса, который определяется отношением прироста номинальной зарплаты к приросту потребительских цен.

Выделяют реальную и номинальную  заработную плату.

Изменение реальной заработной платы  рассчитывается с помощью индекса, который определяется отношением прироста номинальной зарплаты к приросту потребительских цен:

Реальная зарплата = Номинальная  зарплата* Индекс Потребительских цен

При росте цен на товары и услуги, которыми пользуется наемный работник, реальное количество купленных материальных и нематериальных благ будет меньше. Поэтому в условиях инфляции при неизменной заработной плате реальные доходы работника будут снижаться.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.

 Минимальные потребительские бюджеты разрабатываются для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава.

Натурально-вещевая структура минимального потребительского бюджета формируется нормативным методом на основе системы потребительских корзин. Стоимостная величина минимального потребительского бюджета определяется исходя из средних цен покупки во всех видах торговли соответствующих товаров и услуг. Исчисление минимального потребительского бюджета осуществляется государственными органами с учетом предложений профсоюзов, объединений потребителей и других общественных объединений.

Потребительская корзина - это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в республике.

 Потребительская корзина формируется по основным статьям расходов человека или семьи на:

 питание, включая хлеб и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масло, рыбу и рыбопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, растительное масло и маргарин, сахар и кондитерские изделия, другие продукты;

 одежду, белье, обувь;

 лекарства, предметы санитарии и гигиены;

 мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственногоназначения;

 жилье и коммунальные услуги;

 культурно-просветительские мероприятия и отдых;

 бытовые услуги, транспорт, связь;

 содержание детей в дошкольных учреждениях.

 

 

 

3. Понятие безработица виды и формы.

Государственное регулирование безработицы. Понятие безработицы ее виды и причины возникновения государственные меры преодоления дисбаланса на рынке рабочей силы

 

Безработица в общетеоретическом  плане представляет собой отражение несовпадения предложения рабочей силы и спроса на нее, их количественное и качественное несоответствие, она присуща любой экономической системе, осуществляющей товарное производство. Безработица есть своеобразный синтез экономики, политики, идеологии, традиций и морали данного общества.

Под безработицей часто  подразумевают безвозвратные потери людских ресурсов, которые можно было бы использовать для производства товаров и услуг, чтобы удовлетворить потребности общества. В то же время она может означать исключительные житейские трудности для безработных, а потому это серьезная социальная проблема[1, c.550].

В соответствии с периодами  деловых циклов уровень безработицы  в любой стране колеблется в широких пределах. Безработица возрастает во время спадов и уменьшается в периоды подъемов.

Международной организацией труда безработица определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период. Человека можно считать безработным только при соблюдении всех трех условий[1, c.553].

Уровень безработицы, в  свою очередь, определяется как доля безработных в рабочей силе в целом. Под рабочей силой понимаются все работающие и все ищущие работу, то есть сумма занятых и безработных. Лица, не работающие и не ищущие работу, считаются находящимися вне рабочей силы[1, c.557].

Однако такие общие  определения не гарантируют одинаковых методов определения и измерения безработицы в разных странах. Расчеты могут различаться в зависимости от возрастных пределов для лиц, входящих в рабочую силу, установленного времени на поиск работы, критерии поиска работы, порядка статистической обработки данных о количестве людей, временно отстраненных от  работы и ожидающих возвращения на свое рабочее время, а также определения лиц, ищущих работу впервые. В одних странах опираются на обследования домашних хозяйств, в других – на данные по социальному страхованию, в третьих – на данные официальной статистики.

Под безработицей обычно понимается несоответствие на рынке  труда, когда предложение труда  превышает спрос, причем это несоответствие может быть как в количественном, так и в качественном отношении. Безработицу необходимо рассматривать с различных точек зрения, выясняя наиболее важные понятия, ее характеризующие. С этих позиций ее изучение осуществляется в следующем порядке: статус безработного; уровень безработицы; распространенность безработицы и движение безработных; продолжительность безработицы; типы безработицы.

Безработным, по методологии  Международной организации труда (МОТ), считается тот, кто в настоящий момент не имеет работы, ищет ее, готов к ней приступить и не имеет других источников дохода, кроме заработной платы в сфере оплачиваемой занятости. По законодательству РБ, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Следует отметить, что принятая система учета безработицы в нашей стране не отражает действительных тенденций в развитии белорусского рынка труда, поскольку большинство безработных не регистрируются на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных посреднических структур.

     В соответствии  с методикой государственной  службы занятости Республики Беларусь, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется по следующей формуле:

Информация о работе Контрольная работа по экономической теории