Лекции по по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 03:30, курс лекций

Краткое описание

Тема 3 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Тема 9 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 11 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вложенные файлы: 1 файл

ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ.docx

— 89.60 Кб (Скачать файл)

Индивидуальная квота  представляет собой квоту, уста­навливаемую для каждой страны, откуда импортируется  или куда экспортируется товар. При  этом выделяются сле­дующие виды индивидуальных квот по способу формиро­вания:

во-первых, индивидуальная квота  может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте  в предыдущий период;

во-вторых, индивидуальная квота  формируется на ос­нове предпочтения тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соот­ветствующих соглашениях. Эти  квоты получили название двухсторонних  квот на договорной основе;

в-третьих, индивидуальная квота  может формироваться на дискриминационной  основе в рамках конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на запрет ВТО на использование дискриминационных квот, они применяют­ся многими странами особенно часто в отношении госу­дарств, не входящих в члены ВТО.

- Следует отметить, что  во внешнеторговой политике также  часто применяются сезонные квоты,  которые рядом экономистов рассматриваются  в качестве индивидуальных квот. Сезонная квота вводится на  определенный период времени,  когда внутренний рынок нуждается  в государст­венной защите. В  этой связи данная квота обычно  приме­няется в отношении сельскохозяйственной  продукции.

По направлению действия различают: экспортные и импортные  квоты.

Экспортные квоты вводятся государством в соответст­вии с  международными стабилизационными  соглашения­ми, в рамках которых  определяется доля каждой страны в  общем экспорте товара, или с целью  предотвращения вывоза дефицитных товаров  с внутреннего рынка.

Импортная квота применяется  государством для защи­ты отечественных  производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торго­вого баланса, а также  как ответная мера на дискриминаци­онную внешнюю политику других государств.

При исследовании статических  эффектов, возникаю­щих от применения импортной квоты, большинство авто­ров сходятся во мнении, что она имеет  эффекты аналогич­ные с импортным  тарифом, которые представлены на рис.3.1. Вместе с тем, в отличие от импортного тарифа, где эффект дохода перераспределяется в виде таможенной пошлины в доход  государства, при количественном огра­ничении эффект дохода от импортной квоты  представляет собой ренту, присваиваемую  иностранными производителями товара. Данная рента появляется из-за разницы  между внутренней и мировой ценой, возникающей в результате применения импортной квоты. Тем не менее  у государства имеется механизм перераспределения эффекта дохода и снижения величины ренты, присваиваемой  иностранны­ми производителями  квотируемых товаров, на основе ис­пользования системы распределения лицензий.

Лицензирование представляет собой процесс регулиро­вания внешнеэкономической деятельности через разреше­ния, выдаваемые государством на экспорт или импорт то­вара в установленных количествах в течении определенно­го промежутка времени. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограни­чений.

На практике используется большое количество разно­образных лицензионных форм, при этом основными  вида­ми лицензирования выступают  следующие лицензии: ин­дивидуальная, генеральная, автоматическая.

Индивидуальная лицензия является разовым разреше­нием на ввоз или вывоз товара, которое выдается органом государственной власти, регулирующим или контроли­рующим  внешнюю торговлю по заявлению национальной фирмы экспортера или по заявлению  импортера. Лицензия является именной  и в ней регламентируются все  важней­шие стороны внешнеторговой сделки: количество и стои­мость товара; страна происхождения; фирма экспортер (импортер); срок действия лицензии. В  отдельных случаях применяются  открытые индивидуальные лицензии, кото­рые позволяют фирме ввозить указанный  в лицензии товар без ограничения  количества.

Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее  разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в  ней товары без каких-либо ограничений  по количеству или стоимости в  течении всего времени действия лицензии. Следует отметить, что  генеральная импортная лицензия разрешает ввозить ука­занные в  ней товары либо из определенных стран, либо из любых государств мира.

Автоматическая лицензия представляет собой разреше­ние, выдаваемое немедленно после получения от экспор­тера  или импортера заявки, которая  не может быть откло­нена в случае если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.

Мировой опыт показывает, что  распределение лицен­зий может  осуществляться одним из следующих  способов:

на основе аукциона, с  помощью системы явных предпоч­тений  и посредством распределения  лицензий на внеценовой основе.

Аукцион - продажа лицензий осуществляется на кон­курсной основе. Данный способ считается наиболее эф­фективным механизмом распределения лицензий, так как он обеспечивает максимальную конкуренцию между им­портерами, желающими получить тендер, заинтересовывая  их в минимизации доходов от ренты. В определенных слу­чаях иностранные  производители могут пойти на полный отказ от ренты и даже перечислить  часть своих доходов от продажи  товаров ниже среднего уровня мировых  цен. Для достижения максимального  эффекта от продажи лицензий с  начала восьмидесятых годов США  стали практиковать аукционы по конкурсной продаже американских квот не­посредственно среди иностранных экспортеров, а не среди потенциальных американских импортеров, что безусловно повысило доходы государства, получаемые от распределе­ния лицензий. Такие аукционы проводились  для распреде­ления лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей.

Система явных предпочтений - закрепление лицензий за определенными  фирмами пропорционально размерам их импорта за прошлый период или  пропорционально струк­туре спроса со стороны национальных производителей. Этот способ распределения лицензий направлен, в первую очередь, на поддержание  тех отечественных производите­ли, которые могут пострадать из-за введения квот. Вместе с тем, получателями квот становится ограниченное число иностранных  фирм: либо имеющие тесные связи  с мест­ными производителями, либо представляющие крупные

"К, которые способны  влиять на политику данного  госу­дарства прямым образом  или через систему межгосударственных  отношений. Кроме того, в рамках  системы явных предпочтений создаются  объективные предпосылки к возникновению  коррупции, что может крайне  негативно отра­зиться не только  на величине полученного государством  дохода от продажи лицензий, но  и нанести серьезный ущерб  развитию внутренней экономики  из-за импорта то­варов у заведомо  неэффективных иностранных товаропро­изводителей.  По результатам исследований, проведенных  Ч. Греем и Д. Кауфманом, сегодня  наивысший уровень коррупции  имеет место в России и Китае.

Распределение лицензий на внеценовой основе предпо­лагает выдачу лицензий тем фирмам, которые продемон­стрировали  свою способность наиболее эффективно осу­ществлять импорт или экспорт  товаров. Это наиболее тру­доемкий  способ распределения лицензий, поскольку  для оценки необходимо создавать  экспертную комиссию, раз­рабатывать специальные критерии оценки, которые  обес­печивали бы объективность  и обоснованность принимае­мого  решения по предоставлению лицензий. Эффектив­ность распределения лицензий на внеценовой основе зависит от профессиональной компетенции и опыта экс­пертного совета, а также используемого  механизма осуще­ствления данной процедуры.

Добровольные  ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка - это разновидность импортной квоты, которая вводится не страной-импортером, а страной-экспортером с целью избежать других торговых санкций со стороны страны-импортера.

С точки зрения экономистов, рассматривающих миро­вую торговлю в статике, добровольные ограничения  экс­порта являются неэффективной  формой государственного регулирования, поскольку весь эффект, представляющий ренту, присваивается иностранными производителями, а также иностранным  государством, которое распределяет квоту между импортерами. В частности, по оценке Д. Тарра, исследование эффектов от добровольного ограничения экспорта в области торговли текстилем, автомобилями и военным снаряжением показало, что около 70% их стои­мости для потребления составляют доходы иностранных импортеров, получаемые в виде ренты. Тем не менее, большинство развитых стран на практике активно приме­няют добровольные ограничения экспорта, обеспечивая эффективное развитие экономики и защищая таким обра­зом свой рынок от нежелательного импорта по многим то­варным позициям, подтверждая тем самым, что динамиче­ские эффекты международной торговли отличаются от ис­следуемых в экономической литературе статических эффектов международной торговли. Причем П. Кругман и М. Обстфельд вынуждены признать, что рента, присваи­ваемая иностранными производителями, составляет пере­качку дохода, а не потери эффективности экономики.

Более того, в настоящее  время происходит модифика­ция добровольных ограничений экспорта и они принимают  форму соглашений об упорядочении рынка. Соглашения об упорядочении рынка представляют собой многосторон­ние соглашения в рамках добровольного ограничения  экс­порта, которое вводится сразу  в нескольких странах. В ка­честве  таких соглашений выступают урегулирования по поливолокну и экспорту текстиля.

Эмбарго представляет собой запрет, который применя­ется в отношении импорта или экспорта отдельных това­ров или в отношении совершения внешнеторговых опера­ций с конкретным государством. Следует отметить, что эмбарго может применяться: в рамках действия междуна­родных организаций (эмбарго ООН по отношению к Ира­ну), на уровне международных группировок государств (запрет на экспорт продовольствия и кормов, содержание вредных веществ которых превышает установленный уро­вень, введенный странами ЕС) или отдельным государст­вом по соображениям национальной безопасности, в самом широком смысле этого слова.

Таможенные и административные импортно-экспортные формальности

Под таможенными и административными  импортно-экспортными формальностями понимается совокупность мер государственного регулирования, которая включает в  себя антидемпинговые пошлины, методы оценки таможен­ной стоимости товаров, требования о содержании местных  компонентов, таможенные и консульские  формальности, товаросопроводительные документы и другие.

Из перечисленных методов  нетарифного регулирования наиболее существенное влияние на мировую  торговлю оказывают антидемпинговые  пошлины, которые представ­ляют  собой временный сбор в размере  разницы между це­нами продажи  товара на внутреннем и внешнем рынке, вводимый импортирующей страной  в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой  конкуренции на основе демпинга.

Как инструмент регулирования  импорта антидемпинго­вые меры получили наибольшее распространение в промышленно-развитых странах. Следует отметить, что каж­дые 5 лет, начиная с восьмидесятых  годов, против амери­канских корпораций выдвигается более 100 обвинений в  демпинге, в то время как США  имеет в отношении импор­теров  более 350 обвинений. Страны Европейского Союза выдвигают порядка 280 обвинений  в демпинге своим тор­говым партнерам, но при этом им предъявляется около 200 обвинений.

Основными инициаторами применения антидемпинго­вых мер в США выступают  национальные фирмы, которые обращаются с жалобой в Министерство торговли в случае, если, по их мнению, они  пострадали от демпинга. Мини­стерство  торговли в период с 1980 по 1989 годы более  чем в 50% случаев удовлетворяло  жалобу и вводило антидем­пинговую пошлину.

При установлении факта демпинга главная проблема заключается в  определении нормальной стоимости  товара. В частности, в соответствии с законодательством Европей­ского  Союза, при ввозе товаров из стран  с рыночной эко­номикой, нормальная стоимость товара рассчитывается по уровню внутренней цены на идентичный товар в стране экспортера или  стране происхождения товара. Если такой товар не продается на внутреннем рынке или реализуется на специальных условиях, что не позволяет сравнить внут­ренние и экспортные цены, нормальная стоимость товара устанавливается по цене экспорта в третью страну или с учетом возникших затрат на производственных и сбыто­вых операциях. В то же время, для стран с государственно-регулируемой экономикой нормальная стоимость опреде­ляется на основе ценовой информации стран с рыночной экономикой, в которых уровни производства близки к ус­ловиям производства государственно-регулируемых стран.

После установления нормальной стоимости произво­дится ценовой  анализ и при установлении факта  демпинга определяется экономический  ущерб, наносимый государ­ству.

Для осуществления ценового анализа экспортная цена сравнивается с нормальной стоимостью товара. При  этом экспортная цена устанавливается: по фактически оплачен­ной или подлежащей оплате цене за товар, по цене первой продажи  товара, по таможенной стоимости и  с помощью других методов. Разница  между нормальной стоимостью товара и экспортной ценой представляет собой демпинго­вую маржу, которая  является верхней границей антидем­пинговой пошлины.

Вместе с тем, выбор  применяемых антидемпинго­вых санкций  непосредственно зависит от величины эко­номического ущерба, наносимого демпингом. При расчете экономического ущерба устанавливается: доля рынка, за­нимаемая  поставщиком демпингового товара; соотноше­ние импортных цен на демпинговый  товар и внутренних цен на аналогичный  товар; влияние импорта демпингового товара на объемы производства отечественных  производи­телей.

Следует отметить, что применение антидемпинговых санкций (в виде снижения квоты поставки на данный рынок, добровольных ограничений экспорта или анти­демпинговой пошлины) выступает  в качестве эффектив­ной формы государственного регулирования международной торговли, позволяющей защитить внутренний рынок  от нежелательной внешней конкуренции. Причем, как показывает исследование, при существующем поряд­ке расчета  нормальной стоимости товара, страны с го­сударственно-регулируемой экономикой не получают воз­можности активно проникать  на внешний рынок за счет более  эффективного осуществления процесса производства, ибо их товары сравниваются с аналогами, произве­денными в  странах с рыночной экономикой.

Информация о работе Лекции по по "Экономике"