Лекции по по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 03:30, курс лекций

Краткое описание

Тема 3 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Тема 9 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 11 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вложенные файлы: 1 файл

ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ.docx

— 89.60 Кб (Скачать файл)

Государственные закупки  выполняют динамическую и стратегическую функции, направленные на развитие и  экономический рост страны. Они финансируются  из средств государства и всегда являются компонентом программы  государственных расходов. Их применение может обеспечи­вать развитие сектора  здравоохранения, образования, способствовать мо­дернизации инфраструктуры, организации  новой информационной техно­логии. Неэффективные закупки вызывают дополнительные расходы через высокие  цены, приобретение оборудования низкого  качества, задержку в реализации проектов, неблагоприятные для покупателя условия контракта.

Государственные закупки  узаконены в праве США, крупнейших стран Западной Европы, Японии. Правовые нормы в большинстве стран  преду­сматривают преимущественную покупку  товаров национального произ­водства, если она финансируется государством или проводится государст­венными  организациями.

Во время переговоров  Уругвайского раунда в рамках ГАТТ 15 апреля 1994 г. 22 государства подписали  соглашение по государственным закуп­кам. Оно вступило в силу 1 января 1996 г. Основные принципы соглаше­ния состоят  в том, что госзакупки должны осуществляться на основе пра­вил о национальном режиме и недискриминации. Это означает, что ино­странные поставщики должны действовать на тех же условиях, что и на­циональные.

На практике выделяют два  основных направления развития системы  регламентирования государственных  закупок. Во-первых, это официаль­ные распоряжения государственных властей, устанавливающие дискри­минационный режим в области цен для  иностранных производителей и экспортеров. Во-вторых — негласные административные предписания, определяющие, в каких  случаях государственная организация  обязана за­купать товары национального  производства, а также когда и  на каких ус­ловиях заказ может  быть выдан иностранному поставщику.

Нетарифные ограничения  могут быть заложены и в механизме плате­жей. Внешне они выглядят как инструменты валютно-финансовой поли­тики страны, но часто преследуют торгово-экономические цели. Так, ма­неврируя валютным курсом, правительство страны может значительно воздействовать на экспортные и импортные цены товаров. Снижение кур­са валюты ведет к «удешевлению» национальных товаров и одновременно делает более дорогими импортные товары, затрудняя их реализацию на внутреннем рынке этой страны.

Система импортных депозитов  также применяется как инструмент внешнеторговой политики.

ИМПОРТНЫЙ ДЕПОЗИТ— это предварительный залог, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара.

Размер залога зависит  от стоимости сделки. Импортер не получает по депозиту проценты и по истечении  нескольких месяцев сумма залога воз­вращается ему. Протекционистское  значение импортных депозитов состо­ит в том, что они увеличивают  издержки импортера по совершаемой  опе­рации и повышают цены импортного товара. Кроме того, импортные де­позиты  означают предоставление беспроцентного кредита банку. Менее заметно  их воздействие на экономику и  внешнюю торговлю страны в за­мораживании и изъятии из обращения на определенный срок значитель­ных денежных средств. Как следствие, «цепная реакция» сокращения спроса на импортные товары, включая и те, которые не затрагиваются  им­портными депозитами. Таким образом, импортный депозит — это протек­ционистский барьер двойного действия.

11.4. Антимонопольное  регулирование

Конкурентные преимущества позволяют фирмам достигнуть всемир­ного  успеха, в то же время процесс  современной конкуренции подвергает­ся  регулированию. Главная цель регулирования  конкуренции — недопу­щение монополизации  рынка отдельными компаниями.

Монополизм — ситуация, когда одна или несколько фирм в зна­чительной мере или полностью контролируют всю (или часть) территории страны в ущерб интересам потребителей и других фирм.

Монополистическая позиция  фирмы, как правило, зависит не от ее аб­солютных размеров, а от принадлежащей  ей доли рынка. В большинстве стран  монопольной считается фирма, имеющая  от 40 до 70 % доли рынка. В Норвегии и  Австрии эта доля составляет 25 % и  более от общего объема производства или продажи товаров на национальном рынке. В США для обвинения  корпорации в монополизации рынка, кроме того, используется еще ряд  критериев: фирма и ее товар (услуга) не должны быть «необычными», компания не является новатором, высокая доля рынка не есть результат крупномасштабного  производства или следствие отличного  прогнозирования, фирма получает чрезмерно  высокую прибыль.

Регулирование конкуренции  осуществляется как законодательными методами, так и мерами, призванными  корректировать методы конкурент­ной  борьбы.

Законодательное регулирование  основано на антимонопольных, анти­трестовских и антикартельных законах, противодействии  недобросовест­ной конкуренции.

Впервые антимонопольный  закон был принят в Канаде в 1889 г., одна­ко он не получил распространения  в мировой практике. В 1890 г. Конгресс США принял «Закон Шермана», который  признан в мире как отправная  точка законодательства о конкуренции. В настоящее время сложилось  два типа антимонопольного законодательства — американское и западноев­ропейское.

Американский тип законодательства отвергает всякую форму монопо­листического союза или сговора, и любой договор, имеющий целью мо­нополизацию рынка, объявляется незаконным. Помимо США, эта модель действует в Канаде, Японии, Аргентине.

Западноевропейская модель антимонопольного законодательства явля­ется более либеральной и направлена на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера. Согласно данному типу законодательства, не допускаются не всякие монополии, а лишь те, которые существенно ог­раничивают возможности соперничества в той или иной области. Эта мо­дель принята Великобританией, Францией, Австрией, Новой Зеландией, ЮАР и другими странами.

Антимонопольное законодательство, как правило, имеет антитрестов­скую и антикартельную направленность. Антитрестовские законы со­держат положения, противодействующие прежде всего образованию сою­зов и объединений, в рамках которых происходит полная утрата самостоя­тельности входящих в них фирм. Антитрестовские законы США преду­сматривают четыре объекта регулирования: монополизация рынка, антиконкурентное слияние, сговор о ценах, дискриминация в ценах. Антикартельные законы направлены против различного рода сговоров между фирмами картельного типа. Так, по законодательству ФРГ запрещается сговор предприятий об установлении цен, производстве и территории сбыта как меры, ограничивающие конкуренцию и приносящие ущерб по­требителю.

Развитие антимонопольного законодательства идет по пути сближения  и унификации. Несмотря на различия антимонопольного законодательства разных стран, оно имеет общие цели, такие  как:

• поощрение конкуренции;

• контроль над фирмами, занимающими доминирующее положение  на рынке, и над процессом слияния  и поглощения компаний;

• защита интересов потребителей;

• содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Кроме того, во многих странах  незаконными признаются такие дейст­вия, которые направлены на следующее:

• территориальный раздел рынков;

• бойкот конкурентов;

• привязку покупателя к  определенным источникам снабжения;

• установление согласованных  цен и скидок с них;

• согласование квот производства с целью манипулирования обменом  и характером предложения;

• назначение единых директоров конкурирующих фирм.

В законодательстве различных  стран, кроме того, предусматриваются  меры, направленные против использования  методов недобросовестной конкуренции. Однозначного определения недобросовестной конкуренции в мировой практике не существует. К тому же приемы конкурентной борьбы постоянно меняются. Так, Федеральная  Комиссия США выделяет свыше 400 способов недобросовестной конкуренции в  сфере торговли и маркетинга.

К формам недобросовестной конкуренции по законодательству Рес­публики Беларусь относятся:

• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, спо­собных причинить убытки другому  предприятию либо нанести

ущерб его деловой репутации;

• введение потребителей в  заблуждение относительно характера, спо­соба и места изготовления, качества и потребительских свойств то­вара;

• некорректное сравнение  товаров в процессе рекламной  деятельно­сти;

• самовольное использование  чужого товарного знака, фирменного наименования или марки товара, а  также копирование формы, упа­ковки, внешнего оформления товара другой фирмы;

• получение, использование, разглашение научно-технической, произ­водственной  или торговой информации, в том  числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции» запрещает деятельность предпри­ятий, занимающих доминирующее положение  на рынке, если эта деятель­ность  ограничивает (или может ограничить) конкуренцию либо ущемляет законные интересы других предприятий или  потребителей посредством:

создания препятствий  доступа на рынок, преднамеренного  сокращения производства, изъятия товаров  из обращения с целью создания или под­держания дефицита на рынке, необоснованного повышения (снижения) цен, навязывание контрагенту не выгодных для него условий договора продажи товаров, установление цены или надбавок (скидок) к цене для  получения монопольно высокой прибыли  или устранения конкурентов. В законодательстве республики содержатся и меры, направленные на проти­водействие образования компаний типа трестов и концернов.

За нарушение антимонопольного законодательства предусматривается  административная и уголовная ответственность (в США — штраф до 1 млн. долл. с фирмы, до 100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до трех лет, в Республике Беларусь с должностного лица или предприятия взыскивается штраф в размере от десяти до пятидесяти ми­нимальных заработных плат, за неоднократное  нарушение — лишение свободы  на срок до двух лет).

Кроме антимонопольного законодательства, используются меры, кор­ректирующие  методы конкурентной борьбы, такие  как передача конкрет­ным фирмам льготных правительственных заказов, выплата дотаций из бюджета, освобождение от уплаты отдельных налогов и  др. Эти меры на­правлены на поддержание  и развитие отдельных фирм, а также  развитие конкуренции.

АННОТАЦИЯ

Основными видами внешнеэкономической  политики стран являются протек­ционизм и свободная торговля. Протекционизм  способствует увеличению экспор­та  в другие страны и всячески ограничивает импорт. Свободная торговля поощря­ет  как экспорт, так и импорт.

Реализация внешнеторговой политики основана на использовании  тарифных и нетарифных методов. Тарифные методы предполагают защиту национальной эко­номики на основе использования  таможенных тарифов и различных  таможенных

режимов.

Особым видом таможенно-тарифного  регулирования является Всеобщая сис­тема преференций. Суть ее заключается в  предоставлении промышленно развиты­ми странами в одностороннем порядке  таможенно-тарифных льгот при импорте  товаров из развивающихся государств.

К нетарифным ограничениям относятся технические нормы, санитарные стан­дарты, квотирование и лицензирование, добровольные ограничения экспорта, го­сударственные закупки и т. п.

Внешняя экономическая деятельность предполагает антимонопольное регули­рование. Оно основано на антимонопольных, антитрестовских  и антикартельных законах, противодействии  недобросовестной конкуренции.


Информация о работе Лекции по по "Экономике"