Лекции по по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 03:30, курс лекций

Краткое описание

Тема 3 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Тема 9 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 11 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вложенные файлы: 1 файл

ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ.docx

— 89.60 Кб (Скачать файл)

• принимают участие в  заключении между республикой и  государст­вом пребывания международных  договоров по вопросам внешней торговли и осуществляют наблюдение за их выполнением;

• изучают общие экономические  условия и торговую конъюнктуру  страны пребывания и дают соответствующую  информацию в МИД РБ;

• содействуют выполнению международных программ специализации  и кооперирования производства.

АННОТАЦИЯ

В разных странах существуют различные приоритеты во внешнеэкономиче­ской сфере, и это находит отражение  в структуре аппарата государственного регу­лирования внешнеэкономической  деятельности.

Основным министерством, регулирующим внешнюю торговлю в  США, явля­ется Министерство торговли, в Великобритании — Министерство торговли и промышленности, в Японии — Министерство внешней торговли и промышленно­сти. Главное направление  работы всех этих министерств —  обеспечить сбаланси­рованное развитие промышленности, внутренней и внешней  торговли.

Высшими органами управления внешнеэкономической деятельностью  в Рес­публике Беларусь являются Парламент и Совет Министров. Основным министер­ством, регулирующим внешнеэкономическую деятельность в республике, является Министерство иностранных дел Республики Беларусь (МИД РБ). В его функции входит разработка концепции развития внешнеэкономических  связей республики, подготовка предложений  о заключении международных торговых договоров, уча­стие в работе по привлечению  в экономику республики иностранных  инвестиций, осуществление оперативного нетарифного регулирования, обеспечение  проведе­ния в системе дипломатической  службы единой кадровой политики.

Торгово-промышленная палата Республики Беларусь является общественной организацией, содействующей развитию внешней торговли республики.

11. МЕТОДЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

11.1. Свободная  торговля и протекционизм

Регулирование внешнеэкономической  деятельности предполагает ис­пользование комплекса экономических и правовых мер. Степень и объем их применения определяют вид внешнеторговой политики государства.

В экономической теории и  практике нет однозначного ответа на во­прос о том, какова должна быть степень регулирования внешней  торговли. В XVI-XVIII вв. преобладал меркантилистический подход, сторонники которого проповедовали политику протекционизма. Считалось, что в интересах каждой нации способствовать увеличению своего экспорта в другие страны и всячески ограничивать импорт. К концу XVIII в. меркантилизм сменило фритредерство. Сторонники данной позиции в международной торговле утверждали, что в интересах как отдельной нации, так и всех стран допустить полную свободу торговли.

Основоположником принципов  свободной торговли (от англ. слов free trade — свободная торговля) является классик английской политэкономии  Адам Смит. В своем фундаментальном  труде «Исследование о природе  и причинах богатства народов» (1776 г.) он опровергает господствовавшую в то время теорию о том, что  источник богатства — это деньги и драго­ценные металлы. Он последовательно  выступал против позиции мерканти­листов  в международной торговле, суть которой  в необходимости «много

продавать и мало покупать».

Меркантилисты источником богатства  признавали не производство, а сферу  обращения и обосновывали всемерное  ограничение импорта с помощью  протекционизма. А. Смит утверждал, что  источник богатства — труд, а  способ повышения эффективности  труда — стимулирование раз­деления  труда, которое можно обеспечить свободным переливом произ­водственных  ресурсов между отраслями как  на национальном, так и на международном  уровне. Свобода торговли рассматривалась  им как необ­ходимое условие для  развития разделения труда. А. Смит писал: «Ос­новное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых  обойдется дороже, чем при покупке  их на стороне. Портной не пробует  сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожников. Сапожник не пробует  сам шить себе одежду, а прибегает  к услугам портного, фермер не пробует  ни того, ни другого, а пользуется услугами обоих этих ре­месленников».

"^ Учение А. Смита  о свободе торговли было развито  Д. Рикардо в теорию сравнительных издержек. В работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) он доказал выгодность международной специализации труда.

Практика международной  торговли свидетельствует о том, что когда прежде изолированные  страны начинают торговать, они получают большую выгоду, чем давно торгующие  друг с другом государства. Так, в 50-х  гг. XIX в. Япония пошла на увеличение экспорта шелка и чая в обмен  на поставки риса и промышленных товаров. В результате цены на шелк и чай  в Японии подскочили и их производители  оказались в выигрыше, в то время  как изменения цен на мировом  рынке практически не наблюдалось.

Свобода торговли является основополагающим принципом теории и практики рыночной экономики и  обладает рядом преимуществ. Прежде всего она позволяет странам  специализироваться именно в той  сфере, в которой они имеют  предпочтения экономического, географического, природного и иного характера. Так, Япония, США, Германия обладают 'преимуществом  в производстве товаров, которое  требует высокого технического потенциала и уровня квалификации: производство автомобилей, аудиовизуальных товаров, бытовой электротехники. В страны третьего мира переместилась текстильная, кожевенная, целлюлозно-бумажная промышленность.

Создание массового производства определенной продукции в различных  странах позволяет производить  ее высокого качества при меньших  издержках и это выгодно потребителям. В то же время специализация стран  облегчает развитие конкуренции. В  конечном счете

наблюдается рост экономического развития всех стран, включившихся в  международное разделение труда.

Однако уровень развития стран не может быть равным и совершенной  конкуренции не существует. В пользу политики протекционизма свидетельствуют  такие аргументы, как:

• временное введение мер, сдерживающих импорт, позволяет создать

и развить молодые отрасли  промышленности, оградив их от международной  конкуренции;

• введение защитных мер  выгодно местным производителям товаров, конкурирующих с импортом;

• протекционизм может  увеличить уровень занятости  и обеспечить

развитие отраслей, поставляющих в «защищаемую» промышлен­ность  сырье и материалы.

Доводы в защиту протекционизма высказывались еще в 1791 г. Алек­сандром Гамильтоном в «Докладе о состоянии  обрабатывающей промыш­ленности». Протекционистские  меры использовались в Америке после  Гражданской войны для ограждения национальной текстильной промыш­ленности  и металлургии от британского  импорта, в Германии в начале XIX в. — для поддержки зарождавшейся  обрабатывающей промышленно­сти, в  Японии в послевоенные годы — для  защиты национального авто­мобилестроения  и в настоящее время — с  целью развития производства

компьютерной техники.

В то же время протекционистские  меры могут использоваться как ору­дие  экономического и политического  давления на другие страны, чтобы добиться уступок в конкурентной борьбе и  торговых переговорах, или как один из методов торговой дискриминации  отдельных государств.

Протекционизм может быть и вреден для национальной промышлен­ности, особенно при долгосрочном использовании. Он уничтожает дух конкуренции, в  некоторых случаях снижает побудительные  мотивы поис­ка технологических  усовершенствований и поэтому создаваемая  или функционирующая промышленность может оказаться малоэффективной. В результате введения защитных мер  страдают потребители импортных  товаров. И что особо важно  — использование протекционистских  барье­ров может спровоцировать иностранные государства к введению ответных мер. Усиление взаимного использования  ответных мер приводит к торго­вой  войне, и в убытке оказываются  обе стороны.

Развитие электроники  в Бразилии — классический пример неудачного использования протекционистских  барьеров. В 1979 г. правительство страны инициировало развитие местной промышленности персональных компьютеров, запретив при  этом импорт аналогичной продукции. Перво­начально это привело к  росту объемов производства и  реализации персо­нальных компьютеров  национального изготовления в Бразилии. Местные фирмы господствовали на внутреннем рынке, и у них не было стимула к модернизации производства. К концу 80-х гг. бразильские производители  отстали по техническому уровню от зарубежных компаний и их продукция  стала неконкурентоспособной. Проиграли  и фирмы других отраслей про­мышленности  Бразилии, вынужденные покупать компьютеры местного производства.

Следовательно, необходимо найти оптимальное соотношение  между свободной торговлей и  использованием протекционизма.

11.2. Тарифные методы

ГАТТ/ВТО не запрещает  защиту национальной экономики. В случае необходимости такой защиты, согласно принципам ГАТТ/ВТО, она долж­на  основываться в целом на таможенных тарифах, а не на иных ком­мерческих мерах. Целью этого правила также является четкое определение объема защиты и сведение к минимуму связанного с ней искажения торговли.

В течение всех восьми раундов  переговоров ГАТТ вопрос о сокраще­нии  тарифов был одним из основных. На момент создания соглашения в конце 40-х гг. его средний уровень  составлял около 40 %. В итоге работы шестого «Кеннеди раунда» (1964-1967 гг.) таможенные тарифы были снижены в  среднем на 35 %. Во время «Токио раунда» (1973-1979 гг.) — на 33 % на промышленные товары. В результате этого сокращения в  промышленно развитых странах тариф  на готовую продукцию составил 4,7 %. Во время «Уругвайского раунда» (1986-1993 гг.) установлена цель сокра­щения  тарифов на 30 %.

Несмотря на снижение таможенных тарифов, роль их в регулировании  внешнеэкономической деятельности различных стран остается значитель­ной.

Виды таможенных пошлин, используемые в международной практике, рассмотрены в главе 9.

Таможенные тарифы могут  быть одноколонными, т. е. иметь единую ставку для одного товара или товарной группы, и многоколонными, когда  установлены две и более ставок. Импортные таможенные пошлины в  рес­публике — многоколонные: более  льготные при ввозе товаров, происхо­дящих  из развивающихся стран, не применяются  при импорте из стран СНГ и  наименее развитых стран и повышенные для вещей, страна проис­хождения которых  не установлена.

В Республике Беларусь применяются  как адвалорные, так и специфи­ческие, и комбинированные Таможенные пошлины (пример в табл.11.1).

Таблица 11.1 Таможенные пошлины, применяемые к импортным товарам

Классификация то­вара по ТН ВЭД

 

Краткое наименование товара

 

Ставка пошлины, (в процентах  от таможенной стоимости либо в ЕВРО за единицу товара)

 

070110000 Картофель свежий  или охлаж- Беспошлинно денный  семенной 0805 20 Мандарины 0,03 ЕВРО  за 1 кг 8526 Аппаратура радиолокационная  и 20 % радиоаппаратура дистанционного  управления 8528 10 500 Приемники телевизионные  цвет- 30 %, но не менее 80 ЕВРО  за ного изображения, совмещенные  с 1 шт. видеозаписывающей аппаратурой

 


 

Исследования зарубежных экономистов показали, что следствием лю­бой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации. Использование таможенного тарифа для ограничения импорта

'ухудшает потребительские  возможности. Покупатель вынужден  платить за импортные товары  либо большую сумму денег, либо  приобретать их в меньших количествах.  Введение импортного тарифа может  привести к ухудшению условий  внешней торговли в каждой  из торгующих стран. Импортный  тариф вызывает рост обменного  курса страны — инициатора  его введения. Как следствие возможно  уменьшение объемов сбыта экс­порта  в зарубежные страны и в  конечном счете — сокращение  экспортно­го производства. Между  тем при некоторых условиях  использование та­рифа может  оказаться более эффективной  мерой, чем экономическая пас­сивность. Важным является нахождение оптимального  импортного тарифа

для государства, потребителя  и производителя.

Использование тарифной системы  защиты приносит желаемые резуль­таты  в следующих случаях:

s- • при действительном  ограничении импорта и создании  отечествен­ным производителям  условий для развития производства. Произво­дители выигрывают как  за счет роста объемов продаж, так и благо­даря установлению  более низких цен по сравнению  с импортным товаром;

• при проведении тщательного  анализа и избирательной политики ус­тановления высоких и низких тарифов. Так, Венесуэла, Колумбия и  Эквадор, желающие развивать отечественное  сборочное производ­ство, договорились об установлении высоких (до 35 %) импортных  пошлин на готовые автомобили и одновременно поддерживают низ­кие (3-5 %) пошлины  на комплектующие изделия;

Информация о работе Лекции по по "Экономике"