Лекции по по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 03:30, курс лекций

Краткое описание

Тема 3 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Тема 9 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 11 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вложенные файлы: 1 файл

ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ.docx

— 89.60 Кб (Скачать файл)

• когда страна-импортер обладает властью монопсонии, т. е. монопо­лии покупателя. Поставщики проекции при  таких условиях, как пра­вило, вынуждены  идти на снижение цен;

• когда введение таможенных тарифов является одним из основных источников доходов государственной казны. Это характерно для молодых развивающихся стран;

• если производство некоторой  отечественной продукции является предметом национального престижа;

• при проведении политики перераспределения дохода внутри страны и создании основ экономической  и социальной защиты более бедных слоев населения;

• с целью создания производства и запасов определенной продукции  для экономического благосостояния или обороноспособности стра­ны, в  том числе в будущем.

Таможенно-тарифное регулирование  осуществляется и путем исполь­зования различных таможенных режимов.

ТАМОЖЕННЫЙ  РЕЖИМ — это совокупность правовых положе­ний, предусмотренных таможенным кодексом и определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через та­моженную границу.

Установление таможенных режимов имеет большое практическое зна­чение, так как определяет меры экономического регулирования экспорта-импорта  товаров, применение видов ставок тарифов, характер владения, пользования и  распоряжения товарами.

В Таможенном кодексе Республики Беларусь (от 6 января 1998 г.) и в таможенных нормативно-правовых документах установлено  пятнадцать таможенных режимов. Это  фактически все режимы, которые существуют в мировой практике. К ним относятся:

• выпуск для свободного обращения,

• реимпорт,

• транзит,

• таможенный склад,

• магазин беспошлинной торговли,

• переработка на таможенной территории,

• переработка под таможенным контролем,

• временный ввоз (вывоз),

• свободная таможенная зона,

• свободный склад,

• переработка вне таможенной территории,

• экспорт,

• реэкспорт,

• уничтожение,

• отказ в пользу государства.

Таможенный режим выпуск для свободного обращения предполагает, что ввозимые на территорию Республики Беларусь товары остаются по­стоянно в стране без обязательства об их вывозе с территории республики. Выпуск товаров для свободного обращения предусматривает уплату та­моженных пошлин, налогов и соблюдение мер экономической политики.

Транзит товаров — таможенный режим, при котором товары пере­мещаются под таможенным контролем между двумя таможенными орга­нами Республики Беларусь без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Режим таможенный склад позволяет заинтересованным лицам, как резидентам, так и нерезидентам Республики Беларусь, ввозить на тамо­женную территорию республики вещи и временно хранить их под тамо­женным надзором без права потребления и вовлечения в экономический оборот. Таможенные пошлины и налоги при этом не уплачиваются. На таможенных складах с вещами могут производиться простые операции по сортировке, упаковке, маркировке, обеспечению сохранности и др.

Таможенный режим переработка на таможенной территории предполагает использование иностранных товаров для переработки на территории Республики Беларусь без применения мер экономической по­литики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при ус­ловии вывоза продуктов переработки за пределы территории республики.

Таможенный режим переработка товаров под таможенным кон­тролем позволяет использовать иностранные товары на таможенной тер­ритории Республики Беларусь без взимания таможенных пошлин и нало­гов, а также без применения к ним мер экономической политики для пере­работки под таможенным контролем с последующим выпуском для сво­бодного обращения или помещением продуктов переработки под иной та­моженный режим.

Таможенный режим временного ввоза (вывоза) товаров дает возмож­ность резидентам и нерезидентам Республики Беларусь временно пользо­ваться товарами на таможенной территории республики или за ее преде­лами с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Пре­дельный срок действия данного режима — два года. При этом ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа.

Свободная таможенная зона и свободный склад — таможенные ре­жимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в определенных территориальных границах или помещениях без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономиче­ской политики. Отечественные товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Таможенный режим — переработка товаров вне таможенной тер­ритории предполагает вывоз отечественных товаров без применения к ним мер экономической политики с целью использования их вне тамо­женной территории республики для переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение в Республике Беларусь с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и нало­гов.

Экспорт товаров — таможенный режим, при котором товары выво­зятся за пределы таможенной территории Республики Беларусь без обязательства об их обратном ввозе. Экспорт товаров осуществляется при усло­вии уплаты вывозных таможенных пошлин. Товары должны быть вывезе­ны в том же состоянии, в котором были на день принятия таможенной декларации.

Особым видом таможенно-тарифного  регулирования является Всеоб­щая система преференций (ВСП). Основная суть ее в предоставлении промышленно развитыми странами в одностороннем порядке таможенно-тарифных льгот при импорте товаров из развивающихся государств. Это создает условия для предпочтительного доступа экспортных товаров из развивающихся стран на рынки развитых государств. Всеобщая систе­ма преференций призвана способствовать экономическому развитию раз­вивающихся стран, расширению объемов и ассортимента экспортируемых ими товаров.

Инициатива введения преференциального  режима исходила от разви­вающихся стран  еще в начале 60-х гг. По решению  ЮНКТАД ВСП была введена с начала 70-х гг. Схемы ВСП действуют  с 1971 г. в ЕС и Японии, с 1972 г. —  в Австрии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Швейцарии, с 1974 г. — в Канаде, с 1976 г. — в США. Генеральная Ассамблея  ООН включила ВСП в качестве составной  части в Международную стратегию  развития, а впоследствии — в  качестве важного элемента Хартии эконо­мических прав и обязанностей государств.

ВСП основывается на трех основных принципах: всеобщность, недискриминация, невзаимность.

Принцип всеобщности предполагает предоставление преференций всеми  развитыми странами всем развивающимся.

Недискриминация означает, что всем развивающимся странам  должны предоставляться одни и те же преференции.

Принцип невзаимности предполагает, что развитые страны предостав­ляют развивающимся государствам особые тарифные уступки в односто­роннем порядке, не требуя взаимности.

Однако на практике отступают  от выполнения этих принципов. Не су­ществует  единой системы преференций. Каждая предоставляющая префе­ренции страна составляет свою схему предоставления преференциальных льгот и свой собственный перечень стран-бенефициаров.

Схемы ВСП имеют ряд  ограничительных условий. Они предусматри­вают «защитные» оговорки, дающие возможность  развитым странам от­менять или  изменять преференциальный режим в  случае, если импорт ка­кого-либо товара из развивающихся стран причиняет  ущерб внутренним производителям аналогичных  или непосредственно конкурирующих  това­ров. Предполагается, что «защитная» оговорка по своему характеру явля­ется  краткосрочной мерой, но при этом не существует положений, уста­навливающих допустимый временной период ее действия.

Под преференциальные льготы попадают только товары, происходя­щие  из стран-бенефициаров. Происхождение  товаров подтверждается сер­тификатом  формы А, выдаваемым уполномоченным органом правитель­ства страны-экспортера. В республике таким органом является Торгово-промышленная палата.

Преимущества, получаемые от ВСП, сокращаются также в результате одновременного использования нетарифных мер. Правда, в последнее время  многие развитые страны сокращают использование  количественных ограничений (квот и  потолков) и применяют вместо них  тарифные мето­ды регулирования. С 1 января 1995 г. были устранены квоты  из Всеобщей системы преференций  Европейского Союза, однако что касается сельско­хозяйственного сектора, то количественные ограничения сохранены на довольно обширный список товаров. В США начиная  с 1985 г. устанавли­ваются «верхний»  и «нижний» уровни ограничения конкурентоспособно­сти. Так, «верхний» уровень предусматривает  выключение преференци­ального режима в отношении товара, импорт которого из одной страны в течение года составлял 50 % и более от общего импорта  этого товара в США или превышал определенную сумму в долларах. Эта  сумма устанав­ливается ежегодно в  зависимости от величины валового национального  продукта США, В 1992 г. она составляла 92,7 млн. долл.

Не все товары, происходящие из развивающихся стран, подпадают  под ВСП. Так, в США ВСП распространяются на товары свыше 4200 наиме­нований, ввозимых из 134 стран, к ним не относится  большинство тек­стильных товаров, часы, обувь, сумки, некоторые изделия  из стали, стек­ла, электроника.

Основные выгоды, полученные от ВСП, состоят в увеличении объемов  экспорта из развивающихся стран: с 31,6 млрд. долл. в 1982 г. до 55 млрд. долл. США  в 1989 г. В начале 90-х гг. этот показатель превысил 70 млрд. долл. США в год.

Использование ВСП привело  к укреплению существующих и к  созда­нию новых экспортных мощностей  в развивающихся странах. Импортеры  развитых стран стали ориентироваться  на поставки товаров из стран, пользующихся преференциями. Развивающиеся страны получают тем больше преимуществ  от использования схем ВСП, чем эффективнее  про­водят структурную перестройку  и организуют выпуск конкурентоспособ­ной продукции.

11.3. Нетарифные  методы

(НЕТАРИФНЫЕ  ОГРАНИЧЕНИЯ — это форма государственного регулирования внешнеторгового оборота, которая включает много­численные мероприятия, ограничивающие использование иностран­ных товаров на внутреннем рынке страны.

Нетарифные ограничения  являются мерами скрытого протекционизма. По мнению специалистов, во внешней  торговле используется более 50 та­ких способов. К ним относятся технические  нормы, санитарные стандар­ты, сложный  валютный контроль, государственные  закупки и т. д.

Значение нетарифных барьеров возрастает прежде всего по причинам увеличения объема международной торговли, расширения ассортимента товаров на мировом рынке, снижения таможенных пошлин.

По классификации ГАТТ/ВТО  нетарифные ограничения подразделя­ются  на пять основных групп:

• количественные ограничения  импорта и экспорта, к которым  отно­сятся квотирование и лицензирование;

• таможенные и административные импортно-экспортные формаль­ности, включая  антидемпинговые пошлины, методы оценки тамо­женной стоимости товаров, таможенные и консульские формально­сти, товаросопроводительные документы, товарную классифика­цию тарифов;

• стандарты и требования к качеству товаров, включая санитарно-ветеринарные нормы, промышленные стандарты, требования к упа­ковке и маркировке товаров;

• участие государства  во внешнеторговых операциях, а именно: суб­сидирование производства и  экспорта товаров, система государст­венных закупок товаров, государственная  торговля;

• ограничения, заложенные в механизме платежей: скользящие сбо­ры, импортные депозиты, льготы для отдельных отраслей и пред­приятий, механизм валютных курсов.

Количественные ограничения  импорта и экспорта непосредственно  регламентируют количество ввозимого  в страну товара и вывозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. На практике сложилось два основных направления при­менения количественных ограничений: контингентирование и  лицензиро­вание.

КОНТИНГЕНТИРОВАНИЕ — ограничение государственной вла­стью ввоза (вывоза) товаров в определенном количестве или сумме за установленный период посредством импортных или экспортных квот (контингентов).

Квоты подразделяются на двусторонние и общие (глобальные). Дву­сторонние квоты устанавливаются при наличии между двумя странами определенной договоренности и распространяются только на конкретную страну. Общие (глобальные) квоты вводятся безадресно, т. е. ограничивают размер импорта на определенный период для всех стран вместе. Они дают право выбора контингента среди стран, на которые он распространяется.

По срокам действия квоты  бывают постоянные, т. е. действующие в течение всего периода, на который они введены, и сезонные, устанавли­ваемые в зависимости от периода года.

Основная цель введения импортных  квот — защита национальных производителей. Импортные квоты более предпочтительны, чем тарифные ограничения, в том  плане, что повышение ставок тарифов, как правило, регламентируется международными соглашениями, квоты вводятся по решению  органов государственной власти определенной страны. Доста­точно часто  при распределении импортных  квот предпочтение отдается тем, кто  берет на себя встречные обязательства  импортировать товары данной страны. Экспортные квоты устанавливаются  прежде всего на де­фицитные на местном  рынке товары.

Информация о работе Лекции по по "Экономике"