Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 03:30, курс лекций
Тема 3 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Тема 9 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 11 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Контингентирование
ЛИЦЕНЗИЯ — это разрешение, выдаваемое государственными органами и дающее право на импорт определенного количества товаров в страну (импортная лицензия) или экспорт товаров из страны (экспортная лицензия).
В международной практике различают индивидуальные и генеральные
лицензии.
Индивидуальная лицензия — это разовое разрешение на импорт (экспорт) товаров. Она является именной и не может быть передана другой компании. Срок действия такой лицензии по времени ограничен.
Генеральная лицензия — это постоянно действующее разрешение, дающее право конкретной фирме на импорт (экспорт) указанных в ней товаров без каких-либо ограничений по стоимости и количеству. По данной лицензии разрешается ввозить указанные в ней товары из конкретной страны либо же из всех стран мира.
В республике квотируется и лицензируется лишь экспорт определенных товаров, импорт практически не ограничен. Основными видами лицензий являются разовая и генеральная. Разовая лицензия выдается на конкретный объем товара по каждой сделке, генеральная не ограничена по стоимости и количеству (за исключением квотируемых товаров). Кроме лицензий в практику работы в Республике Беларусь вошла такая форма разрешений, как регистрация внешнеторговых контрактов (например, на древесину).
В особую группу количественных ограничений выделяются добровольные ограничения экспорта. Еще в конце 50-х гг. США начали навязывать азиатским странам соглашение о добровольном ограничении в одностороннем порядке экспорта в США текстиля, а позднее — стального проката и ряда других товаров. В январе 1957 г. японское правительство выступило с пятилетней программой «добровольного» ограничения поставок хлопчатобумажных изделий на американский рынок. С 1969 г. система «добровольных» квот начала действовать на мировом рынке черных металлов, охватив почти 2/3 мирового экспорта этих товаров. Позднее США принудили иностранных поставщиков ограничить поставки шерстяного текстиля, продукции радиоэлектронной промышленности. Подобная практика свидетельствует о том, что «добровольные» ограничения экспорта отнюдь не являются таковыми.
Особое место среди экономических инструментов регулирования импорта преимущественно в промышленно развитых странах занимают антидемпинговые меры.
Причины демпинга и его виды разнообразны. Демпинг может быть постоянным, связанным с проблемой поддержки загрузки производственных мощностей или развития крупносерийного производства без снижения внутренних цен, и эпизодический, осуществляемым при необходимости избавиться от случайного избытка продукции, или непреднамеренным, когда поставщик не обладает достаточной ценовой информацией на рынке импортера. К демпингу могут прибегать и как к ответной мере: в отдельных случаях демпинг квалифицируется как недобросовестная практика, когда установление низких цен направлено на вытеснение конкурента с данного рынка (разбойничий демпинг).
При установлении факта демпинга, в частности в странах ЕС, определяется «нормальная стоимость» товара и анализируются два критерия:
ценовой или стоимостный и критерий экономического ущерба.
Согласно ценовому критерию,
демпинг может констатироваться
в случае, когда экспортная цена
товара оказывается ниже его «нормальной
стоимости». Экспортная цена может
определяться различными методами. Чаще
всего она устанавливается по
фактически оплаченной или подлежащей
оплате цене за товар, ввозимый в ЕС
из стран, не входящих в него. Данный
метод неприменим в случае, когда
невозможно получить такую цену или
она устанавливалась при
«Нормальная стоимость» рассчитывается
различными методами в зависимости
от имеющейся ценовой информации,
издержек производства, страны-поставщика
(страна с рыночной экономикой либо
нет). В соответствии с
происхождения товара. В
случае, если такой товар не продается
на внутреннем рынке или
Для стран с государственно-
• по реально действующим ценам страны с рыночной экономикой;
• в соответствии с ценами, по которым страна с рыночной экономикой продает идентичный товар в другие страны;
• на основе стоимостных
показателей страны с рыночной экономикой
(издержки производства, обращения, административно-хозяйственные
расходы, прибыль). В случае, если ни
один из этих способов не может быть
применен, расчет производится на основе
внутренних цен или издержек производства
и обращения идентичного
Наличие специальных способов
определения величины «нормальной
стоимости» для стран с государственно-
Сопоставляя экспортную цену и «нормальную стоимость», определяют демпинговую маржу, которая кладется в основу исчисления верхней границы антидемпинговой пошлины.
Под вторым критерием демпинга — экономическим ущербом — в мировой антидемпинговой практике понимается значительный убыток, который наносится или может быть нанесен импортом демпингового товара производству в стране его ввоза.
При определении величины экономического ущерба учитывают три группы показателей:
• динамику импорта и долю рынка, занимаемого поставщиками товара, относимого к категории демпингового;
• соотношение импортных цен на демпинговый товар и внутренних цен на аналогичный товар;
• влияние импорта демпингового товара на экономические показатели национальных предприятий.
Демпинговые санкции могут быть различного характера: демпинговый товар облагается антидемпинговой пошлиной или экспортеру снижается квота поставки товара на данный рынок, предлагается добровольно повысить цену или уменьшить объем поставки.
В качестве нетарифных ограничений
рассматриваются и товаросопро
Вопрос определения страны происхождения товара в разных странах трактуется по-разному. Обычно ею является государство, в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. По Правилам определения страны происхождения товара СНГ (утверждены решением Совета глав правительств СНГ от 24.09.93 г., изменения внесены решением от 15.04.94 г.) к полностью произведенным в данном государстве относят такие товары, как полезные ископаемые, добытые на территории страны, выращенная и собранная растительная продукция, живые животные, родившиеся и выращенные в стране, произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промысла и т. д. Когда в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критерием «достаточной переработки», который выражается:
• правилом, требующим изменения товарной позиции классификационного кода товара по ГС или ТН ВЭД РБ на уровне любого из первых четырех знаков;
• перечнем производственных или технологических процессов, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти процессы имели место;
• правилом «адвалорной
доли», когда процентная доля стоимости
используемых материалов или добавленной
стоимости достигает фик
В регулировании поставок импорта широко используются технические барьеры.
Технические барьеры — это препятствия для импорта иностранных товаров, возникающие в связи с их несоответствием национальным стандартам, системам измерения и инспекции качества, требованиям техники безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки и маркировки и другим требованиям.
Применение технических
барьеров вызвано объективными требованиями
производства и потребления, в то
же время они могут выполнять
протекционистскую роль. Так, в 1969 г.
Министерство сельского хозяйства
США установило стандарт на продаваемые
в стране помидоры, предусматривающий
их максимальный размер — 2,5 дюйма. Введение
такого технического стандарта было
вызвано интересами консервного
производства, использующего автоматические
устройства для сортировки и расфасовки
помидоров, в то же время сделало
невозможным поставки на американский
рынок более крупных
Технические стандарты широко используются в международной практике: при определении диаметра газовых и водопроводных труб, напряжения и частоты электричества в бытовых и промышленных сетях, частот радио и телевидения, размеров автомобильных шин и т. д.
Для преодоления преград, вызванных техническими барьерами, крупные монополии организуют выпуск различных модификаций одной и той же базовой модели в расчете на различные рынки. Так, еще в 1972 г. западногерманский концерн «Фольксваген» выпускал 5 моделей автомашин в 32 модификациях.
Другая группа технических
барьеров связана с инспекцией и
проверкой качества товаров. Они
применимы при поставках
Технические барьеры связаны и с применением мер по охране окружающей среды от загрязнения. Они запрещают или ограничивают импорт товаров, загрязняющих окружающую среду, и предусматривают тщательную экспертизу промышленного оборудования, средств транспорта и другой продукции, которая может вызвать загрязнение атмосферы.
Следующая группа технических
барьеров — введение санитарно-гигиенических
норм и требований здравоохранения.
Они применяются в отношении
импорта пищевых товаров, сельскохозяйственных
продуктов, парфюмерии и других товаров,
особенно жесткие эти требования
в отношении ввоза медикаментов.
Как правило, санитарно-гигиенические
нормы едины как для
Нетарифными барьерами являются и требования к упаковке и маркировке. Эти требования устанавливаются национальным законодательством страны импортера и определяют размеры, вес и форму упаковки, объем информации, который должна содержать маркировка товара, и другие особенности.
В системе регулирования
внешнеэкономической
Субсидирование может быть прямым и косвенным. Прямое финансирование осуществляется в виде выплаты компаниям дотаций из бюджета,
финансирования научно-
Выход государственных организаций
развитых стран в роли покупателей
товаров на национальный и мировой
рынок создал новый вид нетарифного
регулирования —
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ — это коммерческие операции (приобретение товаров, работ и услуг), осуществляемые в государственной среде с целью своевременной и эффективной организации обслуживания населения страны и регулируемые особой системой юридических, административных и экономических норм.
Они составляют значительную часть ВВП во всех странах с рыночной экономикой. Так, в рамках Европейского Союза их доля равна 15 % от ВВП и общая контрактная стоимость превышает ежегодно 750 млрд. долл. США.
Госзакупки предполагают
не только покупку товаров, но и целого
ряда услуг. Например, Директивы ЕС
предусматривают 16 категорий услуг,
подпадающих под