Лекции по по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 03:30, курс лекций

Краткое описание

Тема 3 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Тема 9 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 11 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вложенные файлы: 1 файл

ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ.docx

— 89.60 Кб (Скачать файл)

Контингентирование реализуется  через систему лицензирования.

ЛИЦЕНЗИЯ  — это разрешение, выдаваемое государственными ор­ганами и дающее право на импорт определенного количества това­ров в страну (импортная лицензия) или экспорт товаров из страны (экспортная лицензия).

В международной практике различают индивидуальные и генеральные

лицензии.

Индивидуальная  лицензия — это разовое разрешение на импорт (экспорт) товаров. Она является именной и не может быть передана дру­гой компании. Срок действия такой лицензии по времени ограничен.

Генеральная лицензия — это постоянно действующее разрешение, дающее право конкретной фирме на импорт (экспорт) указанных в ней то­варов без каких-либо ограничений по стоимости и количеству. По данной лицензии разрешается ввозить указанные в ней товары из конкретной страны либо же из всех стран мира.

В республике квотируется  и лицензируется лишь экспорт  определен­ных товаров, импорт практически  не ограничен. Основными видами ли­цензий  являются разовая и генеральная. Разовая лицензия выдается на конкретный объем товара по каждой сделке, генеральная не ограничена по стоимости и количеству (за исключением квотируемых товаров). Кроме лицензий в практику работы в Республике Беларусь вошла такая форма разрешений, как регистрация внешнеторговых контрактов (например, на древесину).

В особую группу количественных ограничений выделяются добро­вольные ограничения экспорта. Еще в конце 50-х гг. США начали навязы­вать азиатским странам соглашение о добровольном ограничении в одно­стороннем порядке экспорта в США текстиля, а позднее — стального проката и ряда других товаров. В январе 1957 г. японское правительство выступило с пятилетней программой «добровольного» ограничения поста­вок хлопчатобумажных изделий на американский рынок. С 1969 г. систе­ма «добровольных» квот начала действовать на мировом рынке черных металлов, охватив почти 2/3 мирового экспорта этих товаров. Позднее США принудили иностранных поставщиков ограничить поставки шерстя­ного текстиля, продукции радиоэлектронной промышленности. Подобная практика свидетельствует о том, что «добровольные» ограничения экспор­та отнюдь не являются таковыми.

Особое место среди  экономических инструментов регулирования  им­порта преимущественно в промышленно  развитых странах занимают ан­тидемпинговые меры.

Причины демпинга и его  виды разнообразны. Демпинг может  быть по­стоянным, связанным с проблемой поддержки загрузки производствен­ных мощностей или развития крупносерийного производства без сниже­ния внутренних цен, и эпизодический, осуществляемым при необходимо­сти избавиться от случайного избытка продукции, или непреднамеренным, когда поставщик не обладает достаточной ценовой информацией на рынке импортера. К демпингу могут прибегать и как к ответной мере: в отдель­ных случаях демпинг квалифицируется как недобросовестная практика, когда установление низких цен направлено на вытеснение конкурента с данного рынка (разбойничий демпинг).

При установлении факта демпинга, в частности в странах ЕС, опреде­ляется «нормальная стоимость» товара и анализируются два критерия:

ценовой или стоимостный  и критерий экономического ущерба.

Согласно ценовому критерию, демпинг может констатироваться в слу­чае, когда экспортная цена товара оказывается ниже его «нормальной  стоимости». Экспортная цена может  определяться различными методами. Чаще всего она устанавливается по фактически оплаченной или подлежа­щей  оплате цене за товар, ввозимый в ЕС из стран, не входящих в него. Данный метод неприменим в случае, когда  невозможно получить такую цену или  она устанавливалась при специфических  условиях (например, по сговору между  продавцом и покупателем). Тогда  экспортная цена опреде­ляется на другой «разумной» основе, например по цене первой продажи товара продавцом покупателю. При этом учитываются все затраты  на из­готовление и доставку товара, уплаченные налоги и пошлины, комиссион­ные  расходы и прибыль. Экспортная цена может устанавливаться и по та­моженной  стоимости, данным контрактов и другими  методами.

«Нормальная стоимость» рассчитывается различными методами в за­висимости от имеющейся ценовой информации, издержек производства, страны-поставщика (страна с рыночной экономикой либо нет). В соответ­ствии с законодательством, например ЕС, при ввозе товаров  из стран с рыночной экономикой «нормальная  стоимость» устанавливается по уров­ню  внутренней цены на идентичный товар  в стране экспортера или стране

происхождения товара. В  случае, если такой товар не продается  на внут­реннем рынке или реализуется  на специальных условиях, что не позволяет сравнивать внутренние и  экспортные цены, «нормальная стоимость» оп­ределяется по цене экспорта в  третью страну или рассчитывается специ­ально с учетом возникших затрат на производственных и сбытовых опе­рациях и нормы прибыли.

Для стран с государственно-регулируемой экономикой «нормальная стоимость» исчисляется на основе ценовой информации стран, не входя­щих в ЕС, условия  производства в которых близки к  условиям производ­ства данных стран. При этом существуют три способа  расчета «нор­мальной стоимости»:

• по реально действующим  ценам страны с рыночной экономикой;

• в соответствии с ценами, по которым страна с рыночной экономи­кой  продает идентичный товар в другие страны;

• на основе стоимостных  показателей страны с рыночной экономикой (издержки производства, обращения, административно-хозяйствен­ные расходы, прибыль). В случае, если ни один из этих способов не может быть применен, расчет производится на основе внутренних цен или издержек производства и обращения идентичного товара, производимого и реализуемого в  рамках ЕС.

Наличие специальных способов определения величины «нормальной  стоимости» для стран с государственно-регулируемой экономикой связано с двумя основными  причинами: влиянием государства при  установлении ценовых и других стоимостных  показателей, недостатком или отсутствием  информации о ценах других стран.

Сопоставляя экспортную цену и «нормальную стоимость», определяют демпинговую маржу, которая кладется в основу исчисления верхней гра­ницы антидемпинговой пошлины.

Под вторым критерием демпинга — экономическим ущербом — в ми­ровой антидемпинговой практике понимается значительный убыток, кото­рый наносится или может быть нанесен импортом демпингового товара производству в стране его ввоза.

При определении величины экономического ущерба учитывают три  группы показателей:

• динамику импорта и  долю рынка, занимаемого поставщиками това­ра, относимого к категории  демпингового;

• соотношение импортных  цен на демпинговый товар и  внутренних цен на аналогичный товар;

• влияние импорта демпингового товара на экономические показатели национальных предприятий.

Демпинговые санкции могут  быть различного характера: демпинговый  товар облагается антидемпинговой  пошлиной или экспортеру снижается  квота поставки товара на данный рынок, предлагается добровольно повы­сить  цену или уменьшить объем поставки.

В качестве нетарифных ограничений  рассматриваются и товаросопро­водительные документы, так как они содержат информацию о стране происхождения товара, а от этого зависит выбор таможенного тарифа.

Вопрос определения страны происхождения товара в разных странах  трактуется по-разному. Обычно ею является государство, в котором товар  был полностью произведен или  подвергнут достаточной переработке. По Правилам определения страны происхождения  товара СНГ (утверждены решением Совета глав правительств СНГ от 24.09.93 г., изменения  внесе­ны решением от 15.04.94 г.) к полностью  произведенным в данном госу­дарстве относят такие товары, как полезные ископаемые, добытые на тер­ритории  страны, выращенная и собранная растительная продукция, живые животные, родившиеся и выращенные в стране, произведенная  в ней про­дукция охотничьего, рыболовного  и морского промысла и т. д. Когда  в производстве товара участвуют  две и более страны, происхождение  товара определяется в соответствии с критерием «достаточной переработки», ко­торый выражается:

• правилом, требующим изменения  товарной позиции классификаци­онного  кода товара по ГС или ТН ВЭД РБ на уровне любого из пер­вых четырех  знаков;

• перечнем производственных или технологических процессов, доста­точных или недостаточных  для того, чтобы товар считался происхо­дящим из той страны, где  эти процессы имели место;

• правилом «адвалорной  доли», когда процентная доля стоимости  ис­пользуемых материалов или добавленной  стоимости достигает фик­сированного  предела в цене франко-завод поставляемого  товара.

В регулировании поставок импорта широко используются технические барьеры.

Технические барьеры —  это препятствия для импорта  иностранных то­варов, возникающие  в связи с их несоответствием  национальным стандар­там, системам измерения  и инспекции качества, требованиям  техники безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки и маркировки и другим требованиям.

Применение технических  барьеров вызвано объективными требова­ниями  производства и потребления, в то же время они могут выполнять  протекционистскую роль. Так, в 1969 г. Министерство сельского хозяйст­ва США установило стандарт на продаваемые  в стране помидоры, преду­сматривающий их максимальный размер — 2,5 дюйма. Введение такого технического стандарта было вызвано интересами консервного  производ­ства, использующего автоматические устройства для сортировки и расфа­совки  помидоров, в то же время сделало  невозможным поставки на аме­риканский  рынок более крупных мексиканских помидоров.

Технические стандарты широко используются в международной прак­тике: при определении диаметра газовых  и водопроводных труб, напряже­ния  и частоты электричества в  бытовых и промышленных сетях, частот радио и телевидения, размеров автомобильных  шин и т. д.

Для преодоления преград, вызванных техническими барьерами, круп­ные монополии организуют выпуск различных модификаций одной  и той же базовой модели в расчете  на различные рынки. Так, еще в 1972 г. за­падногерманский концерн «Фольксваген»  выпускал 5 моделей автомашин в 32 модификациях.

Другая группа технических  барьеров связана с инспекцией и  проверкой качества товаров. Они  применимы при поставках средств  транспорта, электрооборудования, электрических  приборов, приборов и оборудования для пищевой промышленности, фармацевтических, химических и других товаров.

Технические барьеры связаны  и с применением мер по охране окру­жающей среды от загрязнения. Они запрещают или ограничивают импорт товаров, загрязняющих окружающую среду, и предусматривают тщатель­ную  экспертизу промышленного оборудования, средств транспорта и дру­гой  продукции, которая может вызвать  загрязнение атмосферы.

Следующая группа технических  барьеров — введение санитарно-гигиенических  норм и требований здравоохранения. Они применяются в отношении  импорта пищевых товаров, сельскохозяйственных продуктов, парфюмерии и других товаров, особенно жесткие эти требования в отно­шении ввоза медикаментов. Как правило, санитарно-гигиенические  нормы едины как для иностранных, так и для товаров национального  производства.

Нетарифными барьерами являются и требования к упаковке и марки­ровке. Эти требования устанавливаются  национальным законодательством страны импортера и определяют размеры, вес и форму упаковки, объем  информации, который должна содержать  маркировка товара, и другие особенности.

В системе регулирования  внешнеэкономической деятельности особое место занимает государственное субсидирование. Благодаря государст­венным субсидиям фирмы имеют возможность выходить на внешние рынки с товарами, цены на которые ниже цен конкурентов, кроме того, за счет того, что они покрывают часть издержек производства национальных производителей, внутренний рынок становится более защищенным от иностранной конкуренции.

Субсидирование может  быть прямым и косвенным. Прямое финанси­рование  осуществляется в виде выплаты компаниям  дотаций из бюджета,

финансирования научно-исследовательских  и конструкторских работ. Од­нако  гораздо шире применяются косвенные  субсидии: льготы по кредитам, освобождение предприятий от уплаты некоторых  налогов, передача экспор­тирующим  компаниям правительственных заказов  по завышенным ценам.

Выход государственных организаций  развитых стран в роли покупате­лей товаров на национальный и мировой  рынок создал новый вид нета­рифного регулирования — государственные  закупки.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ — это коммерческие операции (приобретение товаров, работ и услуг), осуществляемые в государ­ственной среде с целью своевременной и эффективной организации обслуживания населения страны и регулируемые особой системой юридических, административных и экономических норм.

Они составляют значительную часть ВВП во всех странах с  рыночной экономикой. Так, в рамках Европейского Союза их доля равна 15 % от ВВП и общая контрактная  стоимость превышает ежегодно 750 млрд. долл. США.

Госзакупки предполагают не только покупку товаров, но и целого ряда услуг. Например, Директивы ЕС предусматривают 16 категорий услуг, подпадающих под соответствующие  правила и процедуры, в частности, к ним относятся услуги по транспортировке, менеджменту и аудиту, инжи­ниринговые  и организационные услуги.

Информация о работе Лекции по по "Экономике"