Лекции по по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 03:30, курс лекций

Краткое описание

Тема 3 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Тема 9 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 11 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вложенные файлы: 1 файл

ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ.docx

— 89.60 Кб (Скачать файл)

Более того, использование  антидемпинговых пошлин сдерживает процесс освоения внешнего рынка  и не создает условий для развития нормальной международной кон­куренции, поскольку производители новых  импортных товаров из-за угрозы обвинения  в демпинге не могут реализовывать  на международном рынке свою продукцию  по более низким ценам для привлечения  потребителей и формирования спроса, что имеет место при освоении любого внутреннего рынка.

Несмотря на то, что развитые страны активно применяют на практике антидемпинговые пошлины для  регулирования внешней торговли, ведущие западные экономисты не поддерживают данные санкции, поскольку, наряду с  нечестной конкуренцией, причиной возник­новения демпинга могут выступать: различие в эластич­ности спроса на товар  в разных государствах; несо­вершенная конкуренция на внутреннем рынке  страны экспортера; сегментированность внутреннего рынка, позволяющая  отгородиться от внешнего, в силу гео­политического  расположения государства, за счет приме­нения  торговых барьеров и по другим причинам. Вместе с тем, данные обстоятельства возникновения демпинга не учитываются  при установлении факта демпинга.

Следует отметить, что развитые страны активно используют и другие методы нетарифного ограничения  экспорта-импорта на основе применения таможенных и административных формальностей. В качестве примера можно привести арест Американским таможенным управлением  экспорта телефонных будок из Велико­британии. Данное событие произошло в 1985 году, при этом свои действия американская сторона аргументи­ровала наличием Соглашения об упорядочении экспорта продукции из железа и стали, заключенного между США и Европой. Поскольку телефонные будки состоят из железа и стали, то они попадают под действие данного соглашения. В результате переговоров Великобритания была вынуждена выполнить требование США и сократить экспорт телефонных будок.

Особое место в системе  нетарифных ограничений за­нимает  требование о содержании местных  компонентов. Условие использования  местных полуфабрикатов и узлов - это правило, законодательно устанавливающее  долю ко­нечного продукта, которая  должна быть произведена на­циональными производителями, если такой товар  предна­значается для продажи на внутреннем рынке. Учитывая, что в  производстве товара участвуют две  или более стра­ны, то происхождение  продукции определяется в соответ­ствии  с критерием «достаточной переработки». Перера­ботка считается достаточной  при выполнении следующих условий:

изменение товарной позиции  классификационного ко­да товара на уровне любого из первых четырех знаков;

выполнение перечня необходимых  производственных или технологических  процессов для того, чтобы товар  счи­тался происходящим из той страны, где эти процессы име­ли место;

соблюдение правила «адвалорной  доли», когда про­центная доля стоимости  используемых материалов или добавленной стоимости достигает фиксированного преде­ла в заводской цене поставляемого товара.

С точки зрения национальных производителей деталей и узлов, требование о содержании местных  компонентов обеспечивает защиту, сравнимую  с применением импорт­ной пошлины. При этом развитые страны активно  исполь­зуют данный метод нетарифного  ограничения с целью из­бежать  перемещения производства в развивающиеся  страны, где более дешевая рабочая  сила и сырьевые ресурсы. В то же время развивающиеся страны таким  образом осуществляют политику импортозамещения и стремятся подняться выше по технологической вертикали и  вместо сборочных операций производить  промежуточную продукцию.

Важной особенностью требования о содержании местных компонентов  является то, что оно не дает дохода правительству, равно как и не создает квотной ренты для  иностранных производителей. Вместе с тем, условие об ис­пользовании местных компонентов способствует привле­чению прямых иностранных инвестиций. Именно этим можно объяснить то обстоятельство, что в последнее время увеличивается, в частности, приток иностранных  инвести­ций в развивающиеся  страны, которые прибегают во внешнеэкономической  политике к выдвижению требова­ний  о содержании местных компонентов.

Следует отметить, что иностранные  производители, в условиях действия требования о содержании местных  компонентов, наличия импортных  квот или добровольных ограничений  экспорта, оказываются заинтересованными  в расширении закупок на внутреннем рынке, так как данное требование не накладывает лимита на импорт. Причем ре­альная цена товара, при наличии  требования о содержании местных  компонентов, представляет собой величину стои­мости импортируемых ресурсов и стоимость местных по­луфабрикатов, произведенных внутри страны. На практи­ке, в ряде случаев, иностранному производителю  оказыва­ется невыгодным выполнять  требование о содержании местных  компонентов. В этой связи стала  применяться но­вая форма международных  экономических отношений, которая  предполагает заключение государственных  согла­шений, предусматривающих вместо соблюдения требова­ния о содержании местного компонента осуществлять эк­вивалентный экспорт местных полуфабрикатов. В частно­сти, американские автомобильные  фирмы, осуществляю­щие производство в Мексике, избрали вариант, при  кото­ром они экспортируют некоторые  узлы из Мексики в США. Такая политика позволяет американским фирмам использовать меньше деталей, сделанных мексиканцами, при производстве автомобилей на территории Мексики для продажи на внутреннем мексиканском рынке.

Таможенные и консульские  формальности, товаросо­проводительные  документы выступают в качестве скрытой формы протекционизма, поскольку  требуют значительного времени  оформления, связаны с дополнительными  расхо­дами и часто должны содержать  информацию, составляю­щую коммерческую тайну фирмы. Так, по подсчетам на-

9. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9.1. Понятие таможенного  тарифа, его виды

Таможенный тариф представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам при перемещении через таможенную границу.

Основными целями применения таможенного тарифа являются:

рационализация товарной структуры ввоза товаров в  страну;

поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;

защита национальных производителей от нежелательной иностран­ной конкуренции;

создание условий для  прогрессивных изменений в структуре  произ­водства и потребления  товаров;

пополнение доходов государства;

обеспечение условий для  облегчения доступа национальным экспор­терам на рынки других стран.

Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам : ха­рактеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного то­вара, методу исчисления, времени действия (рис. 9.1).

Основными видами таможенных пошлин являются конвенциональные и  автономные.

Конвенциональные пошлины применяются к вещам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наи­большего благоприятствования в торговле. Их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными.

Автономные таможенные пошлины, напротив, применяются к вещам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в стране ре­жимом наибольшего благоприятствования. Они являются одним из основ­ных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних экономических факторов и по размеру являются максимальными.

По количеству ставок для одного товара По направлениям

• простые • экспортные

• сложные • импортные i По характеру происхождения По методу исчисления

• автономные • адвалорные | • конвенциональные • специфические [ • особые: • комбинированные [ • антидемпинговые По времени действия ' • специальные • автономные (генеральные) • преференциальные • временные • сезонные

Рис.9.1. Классификация таможенных пошлин

 

Особые таможенные пошлины могут быть как конвенциональными,

так и автономными.

Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются по­вышенными размерами ставок и применяются в качестве защитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих това­ров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.

Преференциальные таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении вещей, происходящих из го­сударств, заключающих договоры о взаимном снижении размеров тамо­женных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами Международной торгов-

,ли.

По инициативе конкурирующих  с импортом фирм в случае доказатель­ства  факта демпинга может быть установлен антидемпинговый тариф.

1 ДЕМПИНГ — это международная дискриминация в ценах, при которой товары на внешнем рынке продаются по ценам ниже цен на аналогичные товары на внутреннем рынке страны-экспортера.

Применение антидемпингового тарифа предусмотрено международ­ным антидемпинговым законодательством, подписанным большинством| стран  — членов ГАТТ в 1967 г. Величина дополнительной импортной пошлины устанавливается  в размере демпинговых ножниц цен.

При классификации таможенных пошлин по времени действия авто­номные считаются постоянно действующими, временные вводятся на оп­ределенный период времени (например, на период применения экономи­ческих санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более 4 месяцев.

При взимании таможенных пошлин обычно применяются три способа. Основной из них — в проценте от стоимости товара. Такие пошлины на­зываются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тариф устанавливается в стоимостном выражении за определенную коли­чественную единицу товара, чаще всего за единицу веса, объема или ко­личества. Эти пошлины называются специфическими. При их использо­вании важную роль играет выбор веса брутто или нетто. Комбинирован­ные таможенные пошлины сочетают оба этих способа и предполагают одновременное их использование, либо на выбор, либо берется та став­ка, которая позволяет получить наибольшую сумму таможенного сбора.

При всех национальных различиях  таможенные тарифы имеют ряд общих  черт, характеризующих их экономическое  значение и примене­ние.

Во-первых, существует обратно  пропорциональная зависимость между  уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного обложения  пошлинами импорта. Чем более  развита экономика, тем, как правило, ни­же ставки тарифов. Это связано  с тем, что конкурентоспособность  про­дукции страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исклю­чением, защищать внутренний рынок от аналогичной  иностранной про­дукции высокими таможенными  пошлинами. Например, в Швеции и Швейцарии  они в среднем составляют 4 и 3 % соответственно, а в Венг­рии — 16%, Югославии — 11 %.

Во-вторых, структура таможенного  тарифа у основного большинства  стран построена по принципу эскалации, т. е. увеличения пошлин по мере роста  степени обработки товара. Сырье  обычно ввозится без пошлин либо облагается минимальными ставками, на полуфабрикаты  устанавливаются средние по уровню пошлины, а на готовые изделия  — наиболее высокие. Так, в США  и Японии средний уровень таможенных пошлин на готовые изделия составляет 5-6 %, а на сырье — менее 1 %.

В-третьих, таможенные тарифы обычно имеют не одну, а несколько  колонок с различными ставками пошлин, предназначенных для взимания с  одного и того же товара, но поступающего из разных стран. Чащ? всего встречаются  тарифы с двумя колонками пошлин: одна — с более низкими пошлинами, предназначенными для обложения  товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется договоренность о снижении таможенных та­рифов, другая — со значительно  более высокими пошлинами. В междуна­родной торговой практике существуют таможенные тарифы с тремя, че­тырьмя и большим  числом колонок пошлин. Например, таможенный та­риф Японии имеет четыре колонки — с автономными и конвенциональ­ными пошлинами, а также с преференциальными — для развивающихся государств и с сезонными пошлинами.

9.2. Методы определения  таможенной стоимости товара

Таможенная стоимость  товаров учитывается прежде всего при на­числении различных таможенных платежей и при установлении стоимости товаров для применения санкций за таможенные правонарушения.

Принципы определения  таможенной стоимости товара были включены в текст ГАТТ в 1947 г. (статья 7 «Оценка  в таможенных целях») и уточне­ны  в ходе Токийского раунда переговоров  в 1976-1979 гг.

Определение таможенной стоимости  производится с использованием

следующих методов:

• по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1);

• по цене сделки с идентичными товарами (метод 2);

• по цене сделки с однородными товарами (метод 3);

Информация о работе Лекции по по "Экономике"