Максимизация прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 04:09, дипломная работа

Краткое описание

Цели дипломной работы - углубление и закрепление теоретических основ по прибыли предприятия с использованием современных методов экономических исследований, методик анализа, а также выявлению различных экономических факторов, повлиявших на результаты деятельности предприятия.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика ООО «Евроопт»
1.1 История создания, правовой статус
1.2 Структура управления и виды деятельности
1.3 Ресурсы предприятия и основные экономические показатели
1.4 Анализ финансового состояния предприятия
2. Прибыль хозяйствующего субъекта: теоретические аспекты
2.1 Сущность и значение анализа прибыли
2.2 Дискуссионные вопросы о формировании прибыли
2.3 Резервы увеличения прибыли
3. Анализ и основные направления максимизации прибыли ООО «Евроопт»
3.1 Анализ структуры и динамики прибыли
3.2 Факторный анализ прибыли
3.3 Обоснование мероприятий по увеличению прибыли
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 79.10 Кб (Скачать файл)

 

Разница между этими двумя  показателями является прибылью (убытком) от производства и реализации данного  вида продукции (работ, услуг). Такой  метод применяется при небольшом  количестве выпускаемой и реализуемой  продукции (работ, услуг) и требует  корректировок в связи с изменением внешней среды хозяйствования.

 

Аналитический метод. Основной принцип, применяемый для расчета  прибыли данным методом – это  ориентация на уровень издержек или  рентабельности на основе анализа деятельности организации за предшествующие периоды. В расчетах используются плановые, отчетные и уточненные данные.

 

Планирование прибыли  по уровню базовой рентабельности произведенной  и реализованной продукции (работ, услуг) осуществляется по следующим  этапам:

 

- расчет базовой прибыли,  которая определяется исходя  из фактических отчетных данных, скорректированных на определенные  изменения в отчетном (предшествующем  планируемому периоду) периоде;

 

- определение процента  базовой рентабельности произведенной  и реализованной продукции (работ,  услуг) в текущем году с учетом  корректировок – рассчитывается  как соотношение прибыли к  себестоимости или прибыли к  объему реализации (продаж);

 

- расчет планового объема  произведенной и реализованной  продукции (работ, услуг) в денежном  выражении на планируемый год;

 

- расчет прибыли от  реализации с учетом базовой  рентабельности, когда объем умножается  на базовый процент рентабельности;

 

- полученная величина  прибыли корректируется на сумму  прибыли, полученную от производства  и реализации тех видов продукции  (работ, услуг), прибыль по которым  рассчитывалась методом прямого  счета.

 

Такой метод применяется  только в том случае, если продукция (_Сботы, услуги) выпускалась в предшествующем периоде.

 

При втором варианте – по уровню издержек на 1 руб. произведенной  и реализованной продукции (работ, услуг) – расчеты прибыли осуществляются аналогично расчету по базовой рентабельности. Вместо показателя базовой рентабельности применяется показатель базовых  издержек.

 

Плановая сумма прибыли  в дальнейшем корректируется в связи  с изменением влияния отдельных  факторов, таких, как:

 

- изменения в ассортименте;

 

- изменения качества;

 

- изменения цен.

 

Совмещенный (комплексный) метод. Этот метод применяется в тех  случаях, когда в организации  выпускают сравнимую продукцию (работы, услуги) – применяется аналитический  метод расчета прибыли и несравнимую  продукцию (работы, услуги) – применяется  метод прямого счета.

 

Аналитический метод применяется  для проверки или сравнения.

 

Нормативный метод. Нормативный  метод (метод бюджетирования) применяется  в том случае, если имеется возможность  установить нормы и нормативы  расходования материалов, топлива, зарплаты по конкретным видам продукции (прямых и косвенных затрат) – по центрам  ответственности организации. Прибыль  считается методом прямого счета, но при установлении конкретных заданий по использованию ресурсов организации по центрам ответственности. Этот метод представляет собой сочетание метода прямого счета с установлением норм и нормативов.

 

Факторный метод. Данный метод  включает в себя следующие этапы  планирования величины прибыли:

 

- определение базовых  показателей отчетного периода  (периодов) – валовую прибыль;  прибыль от реализации продукции  (работ, услуг); прочие доходы и  расходы; себестоимость продукции  (работ, услуг); величину структурных  элементов себестоимости и др.;

 

- определение плановых  показателей хозяйственной деятельности  организации – рост объема  производства и реализации продукции  (работ, услуг);

 

- снижение себестоимости,  изменение прочих доходов и  расходов и т. д.;

 

- определение индексов  инфляции: цен на выпускаемую  и реализуемую продукцию (работы, услуги); цен на потребляемые материальные  ресурсы; цен на потребляемые  трудовые ресурсы;

 

- определение индексов  по другим изменениям, в том  числе: амортизационных отчислений; прочих затрат.

 

Основной принцип расчетов состоит в том, что основная сумма  прибыли рассчитывается любым методом  планирования прибыли, а затем производится корректировка ее на инфляционные ожидания и другие изменения.

 

Экономико-математический метод. Он применяется только в крупных  или сверхкрупных организациях, где  имеется возможность использования  большой учетной информационной базы, вычислительной техники и компьютерных программ.

 

Показатели плановой прибыли  используются в расчете критических  точек деятельности; точек безубыточности; финансовой прочности и независимости; самостоятельности развития организации  и т. д.

 

Процесс управления прибылью включает в себя регулирование массы  и динамики прибыли организации  и моделирование безубыточной деятельности в рамках стратегических и тактических  задач.

 

Планирование распределения (использования) прибыли имеет не менее важное значение для развития организации и удовлетворения интересов собственника.

 

Распределение валовой прибыли  и доходов является составной  частью распределения выручки организации. Данное распределение тесно связано  с системой налогового регулирования  прибыли. Валовая прибыль корректируется для целей налогообложения и  предопределяет возможность использования  льгот по исчислению и уплате налога на прибыль.

 

Таким образом, прибыль является экономической категорией товарного  хозяйства. Экономическая сущность прибыли, ее объем и границы использования  в рамках предпринимательских структур во многом зависят от воздействия  стимула выгоды в условиях рынка. Сам же факт собственности позволяет  владельцам принимать меры по увеличению величины прибыли, т.к. чистая прибыль  является источником дальнейшего развития организации и источником доходов  собственника организации (предпринимателя).

 

 Рассмотрим значение  прибыли в деятельности предприятий:

 

- в обобщенной форме  отражает результаты предпринимательской  деятельности и является одним  из показателей ее эффективности;

 

- используется в качестве  стимулирующего фактора предпринимательской  деятельности и производительности  труда;

 

- выступает источником  финансирования расширенного воспроизводства  и является важнейшим финансовым  ресурсом предприятия.

 

На основании вышеизложенного, понятие прибыли в обобщенном виде может быть сформулировано так: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».

 

Многогранный характер прибыли  означает, что ее исследование должно иметь системный подход. Такой  подход предполагает анализ совокупности факторов образования, взаимовлияния, распределения и использования.

 

1) В число образующих  факторов включена выручка, получаемая  предприятием от различных видов  предпринимательской деятельности, в том числе от реализации  продукции, занимающая основной  удельный вес, от реализации  прочих активов, основных средств.  Важная составляющая образующих  факторов — доходы от долевого  участия в других

 

предприятиях, в том числе дочерних, доходы по ценным бумагам, безвозмездная финансовая помощь, сальдо штрафов, полученных и уплаченных.

 

2) Взаимовлияющие факторы  включают внешние, определяемые  финансово-кредитной политикой государства,  в том числе налоги и налоговые  ставки, процентные ставки по  ссудам, цены, тарифы и сборы, а  также внутренние, включая себестоимость,  производительность труда, фондоотдачу,  фондовооруженность, оборачиваемость оборотных средств.

 

3) Факторы распределения  состоят из платежей обязательного  характера в бюджет и внебюджетные  фонды, в банковские и страховые  фонды, платежей добровольного  характера, включая благотворительные  фонды, направления прибыли в  фонды денежных средств, создаваемые  в предприятиях.

 

4) Факторы использования  относятся только к той прибыли,  которая остается в предприятиях  и коммерческих организациях. Они  включают такие направления: потребление,  накопление, социальное развитие, капитальные  и финансовые вложения, покрытие  убытков и прочих затрат.

 

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая  практика, имеется два основных источника  получения прибыли.

 

Первый — это монопольное  положение предприятия по выпуску  той или иной продукции или  уникальности продукта. Поддержания  этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь  следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию  со стороны других предприятий.

 

Второй источник связан с  производственной и предпринимательской  деятельностью, поэтому касается практически  всех предприятий. Эффективность его  использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно  адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

 

- во-первых, от правильности  выбора производственной направленности  предприятия по выпуску продукции  (выбор продуктов, пользующихся  стабильным и высоким спросом);

 

- во-вторых, от создания  конкурентоспособных условий продажи  своих товаров и оказания услуг  (цена, сроки поставок, обслуживание  покупателей, послепродажное обслуживания  и т.д.);

 

- в-третьих, от объемов  производства (чем больше объем  продаж, тем больше масса прибыли);

 

- в-четвертых, от ассортимента  продукции и снижения издержек  производства.

 

Однако получение прибыли  в условиях рынка всегда связано  с риском — над предприятием постоянно  висит угроза потерять вложенный  капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

 

2.2 Дискуссионные вопросы  о формировании прибыли

 

И.С. Туревский отмечает: «Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности» [36, с. 49].

 

Ю.А.Эриванский в своей монографии [35, с. 87] пишет: «Прибыль — один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников».

 

В учебном пособий В.М.Семенова «Экономика предприятия» встречаем, что прибыль предприятия представляет собой финансовый результат его деятельности, рассчитываемый как разность между выручкой от реализации и затратами на производство и реализацию. Если выручка превышает затраты, то предприятие имеет прибыль, если затраты больше выручки, то финансовым результатом деятельности является убыток. Как финансовая категория прибыль выполняет следующие функции: производственную, стимулирующую и контрольную – характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. [31, с. 206]

 

Ю.Цеддиес считает, что прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. [34, с. 141]

 

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом  экономики государства на основы рыночного хозяйства. Получив финансовую самостоятельность и независимость  акционерное, арендное, частное предприятия, вправе решать, на какие цели и в  каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов  в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

 

Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 134, гл. 35, часть 2), предусмотрено, что предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность  предприятий, направленную на получение  прибыли. При этом предприятие как  хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается  выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью. Предпринимательская деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собственников  имущества, но и повышение ответственности  за рациональное управление им, формирование и эффективное использование  финансовых результатов, в том числе  прибыли.[1]

 

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия  представляет собой разницу между  общей суммой доходов и затратами  на производство и реализацию продукции  с учетом убытков от различных  хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительными, так и с отрицательными знаками.

Информация о работе Максимизация прибыли на предприятии