Организационные основы местного самоуправления: проблемы выбора модели (на примере муниципального образования - городской округ город Ря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:55, дипломная работа

Краткое описание

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства.

Содержание

Введение

Глава 1. Исторические аспекты организационного устройства местного самоуправления……………………………………………………8
1.1. История формирования местного самоуправления за рубежом…………………………………………………………………………8
1.2. Становление и развитие местного самоуправления в дореволюционной России…..…………………………………………………………………… 16

Глава 2. Современные организационные основы местного самоуправления………….………………………………………………… 21
Предназначение и классификация органов местного самоуправления………………………………………………………….21
2.2. Зарубежный и отечественный опыт организации муниципальной власти………………………………………………………………..……32
2.3. Модели организации местной власти в Российской Федерации……...43

Глава 3. Проблемы выбора модели власти в муниципальном образовании и пути их решения (на примере муниципального образования - городской округ г. Рязань)………………………………..46
3.1. Современная структура органов власти муниципального
образования - городского округа г. Рязань………………………………….46
3. 2. Проблемы выбора модели формирования муниципальных органов власти в городе Рязань и пути их решения………………………………….58

Заключение…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 108.93 Кб (Скачать файл)

Национальный  открытый институт России

г. Санкт-Петербург 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

К защите допущен

Зав. кафедрой

____________________

__  _________  2010 г. 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на  тему:

Организационные основы местного самоуправления: проблемы выбора модели (на примере муниципального образования - городской  округ город Рязань)

по  специальности:

080504 «Государственное муниципальное управление»

 
 

Санкт-Петербург

2010

 

              Содержание

 
 

Введение 

 

Глава 1. Исторические аспекты организационного устройства местного самоуправления……………………………………………………8

1.1. История формирования местного самоуправления за рубежом…………………………………………………………………………8

1.2. Становление и развитие местного самоуправления в дореволюционной России…..……………………………………………………………………   16

 

Глава 2. Современные организационные основы местного самоуправления………….…………………………………………………  21

    1. Предназначение и классификация органов местного самоуправления………………………………………………………….21

    2.2. Зарубежный  и отечественный опыт организации  муниципальной власти………………………………………………………………..……32

2.3. Модели организации местной власти в Российской Федерации……...43

 

Глава 3. Проблемы выбора модели власти в муниципальном образовании и пути их решения (на примере муниципального образования - городской округ г. Рязань)………………………………..46

3.1. Современная структура  органов власти муниципального 

образования - городского округа г. Рязань………………………………….46

3. 2. Проблемы выбора  модели формирования муниципальных  органов власти в городе Рязань  и пути их решения………………………………….58

 

Заключение…………………………………………………………………………..63

 

Список  литературы………………………………………………………67

 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Актуальность  темы исследования

       Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Проблема требует сегодня всестороннего изучения с учётом практики применения новейшего законодательства о местном самоуправлении, а также с учётом того, что многие аспекты всё ещё не получили надлежащего законодательного урегулирования. Относительно имеющихся правовых решений, они в ряде случаев нуждаются в развитии и совершенствовании.

       Сказанное даёт основание для утверждения, что тематика данной работы должна быть отнесена к числу актуальных проблем местного самоуправления, представляющая несомненный научный и практический интерес.

       Правильное  осознание особенностей местной  власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет  органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Особую актуальность данной проблеме на современном этапе  придают следующие обстоятельства:

1. Необходимость преодоления существующей политической напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий  между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;

2. Потребность  в развитой региональной политике. Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти.

3. Острота  проблемы укрепления российской  государственности, важной частью которой является формирование новой законообеспеченной структуры органов местного самоуправления. Демократическая система власти способна сохранить централизованное государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных структур управления.

4. Отсутствие  концепции местного самоуправления  для современных российских условий,  без которой невозможна системная  работа по созданию структур  местной власти.

       Цель  и задачи исследования. Цель дипломной работы состоит в исследовании возможности становления и реализации современной модели организации местного самоуправления, ее организационно-правовых форм и правового обеспечения. Для достижения поставленной цели автором решаются следующие задачи:

- обоснование  исторических предпосылок формирования  модели местного самоуправления  в России;

- выявление  организационно-правовых форм местного самоуправления в России и в зарубежных государствах;

- раскрытие  и обоснование путей формирования современной модели местного самоуправления на примере муниципального образования г. Рязань.

       Предметом исследования являются взаимоотношения структурных элементов системы местного самоуправления в России и конкретном муниципальном образовании, рассматриваемые как современная модель  организации муниципальной власти.

       Объектом  исследования выступают различные организационно-правовые формы современных моделей местного самоуправления в России и за рубежом.

       В данной работе анализируется уже  имеющийся материал по местному самоуправлению в России и в зарубежных странах, рассматриваются основные модели местного самоуправления в России и дается их анализ, начиная от общинного  устройства древнерусского государства  до современности. Развитие местного самоуправления - это объективный процесс, характерный для XX-XXI вв., который постоянно видоизменяется и приобретает все новые характерные черты.

       В своей работе автор рассматривает  и анализирует проблемы, связанные  с выбором той или иной, предусмотренной  современным российским законодательством, модели формирования органов муниципальной  власти, в том числе и действующей  модели органов местного самоуправления на примере муниципального образования- городской округ г. Рязань.

       Степень исследованности  темы. Понятие местного самоуправления, система его органов, связь этих органов с населением и центральными органами власти исследовали еще русские правоведы начала XX века. А.Д.Градовский, И.И.Евстихиев, Н.И.Лазаревский, М.И.Свешников и др. Одни определяли самоуправление как новую форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведовании делами, в вверенными местным административным органам. Другие утверждали, что самоуправление - результат столкновения разных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью правительства.

       При написании работы использовались труды  многих российских ученых теоретиков и практиков по проблемам местного самоуправления. Среди них: классик  российской муниципальной науки  начала ХХ века Л.А. Велихов, а также  работы Т. Т. Авдеевой, Ю. Б. Алексеева, А.Е. Балобанова, Ю. В. Филиппова, А. Н. Швецова и др.

       Структура органов местного самоуправления является предметом исследования В.В. Володина, В.Л. Ясюнуса, Ю.А.Тихомирова,  А.Широкова, С. Юрковой, Зотова В.Б., Роя О.М., Парахиной  В.Н. и др.

       В своей работе автор предлагает конкретные пути решения проблем, связанных  с выбором модели муниципальной  власти в таких муниципальных  образованиях как городские округа на примере конкретного муниципального образования г. Рязань.

       Предлагаемая  работа представляет попытку путем  анализа  некоторых аспектов отечественного законодательства и путей его  применения исследовать основные теоретические  и практические проблемы этого института.

       Учитывая  новизну и сложность проблем  становления местного самоуправления основное внимание при исследовании темы было уделено работе с нормативно-правовыми  документами.  Основными источниками  являются Конституция Российской Федерации 1993 года, Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15.10.1985 года, ратифицированная Российской Федерацией в 1998 году, Федеральный закон  № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ», Указы и распоряжения Президента РФ, Устав муниципального образования г. Рязань области, другие законные и подзаконные акты. Публикации газет и журналов помогли осветить проблемы реализации законодательства о местном самоуправлении на практике.

       Методологическая  и методическая основа работы.

       Методологической  основой работы является совокупность принципов научности, объективности, комплексности и всесторонности.

       Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. В первой главе рассматриваются исторические аспекты организационного устройства местного самоуправления в России и за рубежом. Вторая глава посвящена исследованию организационно-правовых основ местного самоуправления на современном этапе развития. В третьей главе рассматриваются способы формирования органов муниципальной власти в РФ на современном этапе, при этом особое внимание уделяется проблемам выбора эффективной модели муниципальной власти на примере конкретного муниципального образования городской округ г. Рязань и выработке возможных путей их решения.

 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 

Глава 1. Исторические аспекты  организационного устройства местного самоуправления.

 
    1. История формирования местного самоуправления за рубежом.

       Органы  местного самоуправления функционируют  в большинстве развитых зарубежных стран уже довольно длительный период, хотя нередко имеют различную  правовую основу. Однако было бы неправомерным относить процесс децентрализации власти и развития местного самоуправления только к развитым государствам: становление органов местной власти довольно успешно идет и в развивающихся странах, в том числе в бывших колониях - странах Африки, Азии, Латинской Америки и даже Океании.

       Важно в первую очередь определиться с  понятием «местное самоуправление». По мнению зарубежных ученых, понятие  «самоуправление» впервые стало  употребляться в связи с местным  самоуправлением уже в годы Великой  французской революции и было связано с фактом самостоятельности  общины по отношению к государству.

       Немецкие  ученые связывают появление термина  с прусским министром бароном  фон Штейном (1757-1831), который видел  в местном самоуправлении активную форму участия граждан в управлении делами государств. Его позиция была отражена в «Прусском уложении об уставе городов», принятом в 1808г.

       В Европейской хартии о местном  самоуправлении, принятой Советом Европы в Страсбурге 15 октября 1985 г., в ч. 1 ст. 3 под местным самоуправлением понимается «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

Информация о работе Организационные основы местного самоуправления: проблемы выбора модели (на примере муниципального образования - городской округ город Ря