Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:55, дипломная работа
Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства.
Введение
Глава 1. Исторические аспекты организационного устройства местного самоуправления……………………………………………………8
1.1. История формирования местного самоуправления за рубежом…………………………………………………………………………8
1.2. Становление и развитие местного самоуправления в дореволюционной России…..…………………………………………………………………… 16
Глава 2. Современные организационные основы местного самоуправления………….………………………………………………… 21
Предназначение и классификация органов местного самоуправления………………………………………………………….21
2.2. Зарубежный и отечественный опыт организации муниципальной власти………………………………………………………………..……32
2.3. Модели организации местной власти в Российской Федерации……...43
Глава 3. Проблемы выбора модели власти в муниципальном образовании и пути их решения (на примере муниципального образования - городской округ г. Рязань)………………………………..46
3.1. Современная структура органов власти муниципального
образования - городского округа г. Рязань………………………………….46
3. 2. Проблемы выбора модели формирования муниципальных органов власти в городе Рязань и пути их решения………………………………….58
Заключение…………………………………………………
Однако,
отсчет российского опыта местного
самоуправления, по мнению большинства
правоведов и историков, начинается
с Ивана IV. Емельянов Н.А. отмечает,
что вплоть до XVI в. общественная самодеятельность
на уровне местных структур не была
нормирована законом и
С образованием централизованного государства меняется и местное управление. Были предприняты попытки ограничить власть «кормленщиков» - наместников. В городах появляются должностные лица – городовые приказчики. Они назначались великим князем из поместного служилого дворянства и не зависели от наместника или Боярской думы, подчинялись только великому князю.
Значительный вклад в развитие местного самоуправления внес указ Ивана IV «Приговор царской о кормлениях и о службах». Фактически речь в нем шла о проведении земской реформы. Было отменено кормление, что способствовало учреждению земских властей. Все земские выборные избирались на неопределенный срок, но могли быть и переизбраны. Земские органы собирали подати, разбирали гражданские и второстепенные уголовные дела посадских людей и черносошных крестьян.
В
XVII веке в Русском государстве
произошли значительные изменения
в системе государственного управления,
что сказалось на структуре и
функционировании местного самоуправления.
Был введен институт воевод. Как
правило, воеводы назначались на
срок до трех лет и за свою службу
получали денежное довольствие и
поместья. Воевода имел большие права
и обязанности: сохранял феодальную
собственность, выполнял административно-полицейские
функции, а также и военные, отвечал
за городские учреждения, обладал
определенными финансовыми
Однако
со времен Ивана Грозного, уничтожившего
Новгородскую и Псковскую республики,
и вплоть до 1917 года в России господствовала
жесткая система
Так,
в XVII в. на большинстве территорий России
существовали две формы «самоуправления»
- губная и земская. «Земские» и
«губные» старосты, избираемые населением,
имели достаточно широкие полномочия,
хотя и выполняли по преимуществу
поручения центральных властей.
Позднее выборное начал в местном
управлении было вытеснено аппаратно-
Интересный
опыт реформ местного самоуправления
был накоплен в годы царствования
Петра I. Изменения в местном
Следующий
важный шаг в сторону самоуправления
был сделан при Екатерине II, принявшей
специальный акт – «Жалованная
грамота на права и выгоды городам
Российской империи». «Жалованная грамота»
закрепляла право собственности
города на принадлежавшие ему земли.
Города получили возможность иметь
школы, мельницы, харчевни, устраивать
ярмарки, устанавливать места и
время для торговли. Горожане обязаны
были нести установленные
Наиболее значительные реформаторские преобразования были осуществлены в начале 60-х гг. XIX в.
Вскоре после отмены крепостного права вехами в развитии местного самоуправления в России оказались земская (1864 год) и городская (1870 год) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях создавались выборные земские собрания (губернские, уездные), которым поручалось общее заведование местными хозяйственными делами, включая школы, больницы, дома призрения и т.п. Земская и городская реформы преследовали цель децентрализации управления и развития начал местного самоуправления в России. В основе реформ лежали две идеи. Первая- выборность власти: все органы местного самоуправления избирались и контролировались избирателями. Вторая идея: местное самоуправление имело реальную финансовую основу своей деятельности.
Органами
городского самоуправления были городская
дума и городская управа. Но одновременно
с ними на местах существовали и
органы государственной власти. Земства
были огромным шагом по пути развития
местного самоуправления. Они представляли
собой не только политическую, но и
административно-хозяйственную
Жизнеспособность земства обеспечивалась его двумя основными принципами: самоуправлением и самофинансированием.
Самоуправление земств проявлялось во многих аспектах: в избрании руководящих органов, в формировании структур управления, определении основных направлений своей деятельности, подборе и обучении специалистов, формировании и распределении местного бюджета и т.д. Важно отметить и другое: органы земского самоуправления действовали не изолированно друг от друга- был широкий обмен опытом работы, проводились общегубернские земские конференции, общероссийские съезды земств. Земские и городские органы не были подчинены местной администрации, однако свою деятельность они осуществляли под контролем министра внутренних дел и губернаторов.
Однако даже эти ограниченные права местного самоуправления вызвали недовольство государственных чиновников, обращавших внимание государя на отсутствие единства и согласия в действиях правительственных и местных властей. Поэтому при Александре III положения о земских и городских учреждениях были пересмотрены с целью усиления государственного влияния на принятие местных решений.
Новая попытка проведения реформы местного самоуправления была предпринята после февральской революции 1917 года. 21 мая Временное правительство России приняло пакет законов о земской и городской реформе. В короткие сроки было воссоздано более 9, 5 тысяч волостных земств. Однако довести до конца эту реформу не удалось, наступил октябрь 1917 года.9
Следует подчеркнуть, что на первых порах после Октября 1917 г. отношение к местному самоуправлению было неоднозначным. В декабре 1917 г. даже был создан Наркомат по делам самоуправления, который просуществовал только три месяца.
После победы советской власти органы земского и городского управления были заменены системой советов. Идея местного самоуправления, предполагающая известную независимость и самостоятельность местных органов вступило в противоречие с задачами государства диктатуры пролетариата. Ликвидация земства была вполне закономерным процессом, так как местное самоуправление предусматривает децентрализацию власти, экономико-социальную, финансовую и в какой-то степени политическую независимость, самостоятельность.
Таким образом, проанализировав пути развития местного самоуправления в дореволюционной России, можно выделить следующие основные принципы:
- принцип многообразия форм организации местного самоуправления;
- принцип
неучастия органов местного
- принцип
разграничения предметов
- принцип
передачи органам местного
Однако накопленный до Октября 1917 г. опыт местного управления, в первую очередь земского, фактически был отброшен и забыт.
1.3 Местное самоуправление в СССР
В
основу советской системы был
положен принцип ее единства на всех
уровнях и жесткой
Анализируя законодательство того периода, можно выделить три характерные черты присущие местным Советам. Местные Советы являлись органами власти и управления, действующими в границах существующих тогда административных территорий. Существовала организационная взаимосвязь и соподчиненность по вертикали. При определении компетенции и пределов полномочий местных Советов устанавливалась их самостоятельность в решении вопросов местного значения, но их деятельность допускалась только в соответствии с решениями центральной власти и вышестоящих Советов.
Однако
необходимость скорейшего выхода из
кризиса после гражданской
В 1925 году было принято Положение о городских советах, а в 1926 году Положение о местных финансах, которые четко определили компетенцию местных советов в хозяйственной сфере.
В
1927-1928 годах в СССР начался новый
период развития, период «великого
перелома» и ускоренной индустриализации,
который характеризуется резким
усилением централизации
В
предвоенные годы появляется новая
форма участия депутатов
Великая отечественная война внесла существенные коррективы в развитие местного самоуправления. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках Государственного Комитета Обороны. На этот чрезвычайный высший орган страной были возложены главные функции управления, связанные с войной, обеспечение материальных и иных условий ведения военных действий. Постановления ГКО должны были беспрекословно исполняться всеми государственными органами, общественными организациями и гражданами. В ряде областных центров и городов создавались местные комитеты обороны. Советы должны были действовать в теснейшем единстве с ГКО. В связи с этим практически повсеместно нарушались конституционные сроки выборов, регулярность проведения сессий, отчетность Советов. Вопросы, которые требовали коллегиального рассмотрения, часто решались исполкомами и отделами. Партийные комитеты нередко подменяли деятельность советских органов, многие функции исполкомов выполнялись единолично их руководителями и заведующими отделов.
В
60-80-х г. XX в. в СССР было принято
немало постановлений, посвященных
проблемам совершенствования