Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 17:09, курсовая работа
Целью представленной работы является изучение основных направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия и путей ее повышения.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия;
изучить направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях;
привести общую характеристику и провести анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия;
проанализировать конкурентоспособность предприятия;
определить пути повышения конкурентоспособности предприятия и провести их экономическую оценку.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия 5
1.2 Направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях 18
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «Спектр» 33
2.1 Общая характеристика предприятия 33
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 39
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия 56
3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «СПЕКТР» 67
3.1 Определение путей повышения конкурентоспособности предприятия 67
3.2 Экономическая оценка разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 95
Таким образом, расчеты показателей
экономической эффективности
Конкуренция рассматривается
как экономическое
Конкурентоспособность организации,
предприятия - это его способность
производить и реализовывать
на рынке востребуемый товар или
услугу. Конкурентоспособность
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на четыре группы: комплексные, внешние, внутренние (производственные и управленческие).
Высокая конкурентоспособность предприятия является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом предприятие имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ему выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.
Управление
Общество с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие «Спектр» образовано в 1988 году в период становления и развития кооперативного движения в Российской Федерации. Основными видами деятельности являются ремонт и техническое обслуживание контрольно-кассовых машин (ККМ), торгового оборудования, счетчиков банкнот и весов.
В 2009-2010 гг. ООО «НПП «СПЕКТР» находится в устойчивом финансовом положении, является платежеспособным предприятием активно увеличивающим стоимость собственных чистых активов.
В результате проведенного SWOT-анализа деятельности ООО «НПП «СПЕКТР» можно сделать следующие выводы:
Однако у предприятия есть и ряд слабых сторон:
Основным конкурентом ООО «НПП «СПЕКТР» в Ростовской области является компания ЦТО «Аккорд-Альфа», которая работает на рынке контрольно-кассовой техники с 1997-го года.
ООО «НПП «СПЕКТР» предлагает 48 наименований ККМ и ККТ по привлекательным ценам, в то время как ассортимент ЦТО «Аккорд-Альфа» насчитывает всего 11 позиций, а цены на сходные в 2-2,5 раза превышают установленные ООО «НПП «СПЕКТР».
По качеству и характеристикам обслуживания рассматриваемые фирмы имеют практически одинаковые параметры. Что касается наличия и информативности интернет-сайта, возможности удаленного заказа или покупки, то конкурентное преимущество находится у ЦТО «Аккорд-Альфа». По ассортименту и ценам ООО «НПП «СПЕКТР» опережает своего конкурента.
Проведенный анализ конкурентоспособности выявил, что предприятие не уделяет должного внимания маркетинговым исследованиям и анализу рынка, рекламным компаниям и состоянию сайта. Поэтому предлагаются следующие мероприятия:
- введение должности
- проведение рекламной компании;
- создание нового интернет-
Средняя заработная плата маркетолога в настоящее время составляет 36 000 руб. Также будет установлена премиальная система: премия при увеличении объема продаж, привлечении новых клиентов, увеличении занимаемой рыночной доли. Предполагаемый годовой фонд оплаты труда маркетолога составляет 454 000 руб. Ежегодная индексация размера заработной платы составит 5%. Планируется наем маркетолога успешно работающего в области рекламы в Интернете.
Для осуществления маркетинговых
мероприятий и рекламной
Стоимость создания сайта с функцией интернет-магазина составляет 47 000 руб. Сотрудник, координирующий работу сайта будет привлекаться на основе договора подряда при необходимости внесения изменений, улучшений и т.п. в работу сайта.
Планируется, что после реализации предложенных мероприятий выручка от продаж повысится на 4% в 2012 г., затем на 8,10,14 и 16% соответственно в 2013-2016 гг. Реализация данных мероприятий будет осуществляться за счет нераспределенной прибыли предприятия, направленной на собственное развитие по решению собрания собственников.
Расчеты показателей экономической эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «НПП «СПЕКТР» показали, что проект при 12 % ставке дисконтирования окупится через 11 месяцев, чистый приведенный доход составит 65,9 тыс. руб. что больше нулевого значения. Индекс доходности планируется на уровне 107,3%. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проекта и проект можно принять к реализации.
Обзор определений «конкурентоспособность предприятия»
№ п/п |
Определение |
Автор |
1 |
Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности |
Донцова Л. В. |
2 |
Свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, или конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка |
Дулисова И. Л. |
3 |
Реальная и потенциальная способность компании, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов |
Рубин Ю. Б. |
4 |
Сравнительное преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами |
Млоток Е. |
5 |
Способность компании реализовывать свою продукцию по цене, обеспечивающей рост и выполнение обязательств перед третьими лицами (обеспечение определенного уровня рентабельности, формирования основных фондов, возврата инвестиционного капитала) |
Джакот Д. Х. |
6 |
Важнейший критерий целесообразности выхода предприятия на национальные и мировые товарные рынки |
Багиев Г. Л. |
7 |
Свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном (внутреннем или внешнем) рынке |
Фатхутдинов Р. А. |
8 |
Под конкурентоспособностью
предприятия понимается способность
предприятия производить |
Сергеев И. В. |
9 |
Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов |
Светуньков С. Г. |
10 |
Конкурентоспособность - это способность страны или фирмы продавать свои товары |
Рове М. |
11 |
Конкурентоспособность предприятия
- это относительная |
Мескон М. Х. |
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ № 1
12 |
Конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия разрабатывать, производить и продавать свою продукцию на рынке по цене, обеспечивающей выполнение в полном объеме его финансово- экономических обязательств, а также качественный и количественный рост его потенциала |
Самодуров Д. О. |
13 |
Конкурентоспособность - это внутреннее свойство субъекта рыночных отношений, выявляемое в процессе конкуренции и позволяющее занять свою нишу в рыночном хозяйстве капиталистического типа для расширения воспроизводства, что предполагает покрытие всех издержек производства и получение прибыли от легальной хозяйственной деятельности |
Петров В. |
14 |
Конкурентоспособность - это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику |
Селезнев А. |
15 |
Конкурентоспособность предприятия - это способность изготовлять и сбывать товар с большей конкурентоспособностью, чем у конкурента |
Миронов М. Г. |
16 |
Основная составляющая конкурентоспособности предприятия - это эффективность использования его производственного потенциала (т. е. способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента) |
Фигурнов Э. Б., Донец Ю.Ю. |
17 |
Конкурентоспособность предприятия - это совокупность следующих характеристик: захваченная предприятием доля рынка; способность предприятия к производству, сбыту и развитию; способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели |
Коно Т. |
18 |
Конкурентоспособность предприятия
- это относительная |
Ермолов М. О. |
19 |
Конкурентоспособность предприятия - это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции |
Яшин Н. С. |
20 |
Конкурентоспособность - свойство
товара, услуги, субъекта рыночных отношений
выступать на рынке наравне с
присутствующими там |
Портер М. |
21 |
В самом общем смысле - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования |
Гельванов- ский М. |
22 |
Способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке |
Визер Е. Дж. |
23 |
Интегральная |
Зулькар- наев П. У., Ильясова Л. Р. |
24 |
Конкурентоспособность предприятия можно определить как возможность его эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка |
Завья-лов П. С. |
25 |
Конкурентоспособность предприятия
- это его относительное |
Осипов В. А. |
26 |
Под конкурентоспособностью следует понимать эффективность функционирования и динамику приспособления предприятия к изменяющимся условиям внешней среды |
Иванов Ю. Б. |