Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия и пути ее повышеня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является изучение основных направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия и путей ее повышения.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия;
изучить направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях;
привести общую характеристику и провести анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия;
проанализировать конкурентоспособность предприятия;
определить пути повышения конкурентоспособности предприятия и провести их экономическую оценку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия 5
1.2 Направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях 18
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «Спектр» 33
2.1 Общая характеристика предприятия 33
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 39
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия 56
3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «СПЕКТР» 67
3.1 Определение путей повышения конкурентоспособности предприятия 67
3.2 Экономическая оценка разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 95

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия и пути ее повышен%D.docx

— 1.44 Мб (Скачать файл)

 

Таким образом, расчеты показателей  экономической эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «НПП «СПЕКТР» показали, что проект при 12 % ставке дисконтирования окупится через  11 месяцев, чистый приведенный доход составит 65,9 тыс. руб. что больше нулевого значения. Индекс доходности планируется на уровне 107,3%. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проекта и проект можно принять к реализации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конкуренция рассматривается  как экономическое соперничество  обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным  элементом рыночного механизма  регулирования спроса и предложения  товаров, выступает как форма  социально-экономических отношений  и взаимодействия рыночных субъектов  хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли  и продажи товаров.

Конкурентоспособность организации, предприятия - это его способность  производить и реализовывать  на рынке востребуемый товар или  услугу. Конкурентоспособность предприятия  определяется его конкурентными  преимуществами по отношению к конкурентам  на конкретном рынке (внутреннем или  внешнем), которые (преимущества) проявляются  в процессе конкуренции предприятий  на рынках (где они позиционируют  свой товар или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы).

Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда факторов, которые  можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить  на четыре группы: комплексные, внешние, внутренние (производственные и управленческие).

Высокая конкурентоспособность  предприятия является гарантом получения  высокой прибыли в рыночных условиях. При этом предприятие имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ему выживать на достаточно долговременном временном  отрезке. В связи с этим перед  любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности  предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.

Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному  поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.

Общество с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие «Спектр» образовано в 1988 году в период становления и развития кооперативного движения в Российской Федерации. Основными видами деятельности являются ремонт и техническое обслуживание контрольно-кассовых машин (ККМ), торгового оборудования, счетчиков банкнот и весов.

В 2009-2010 гг. ООО «НПП «СПЕКТР» находится в устойчивом финансовом положении, является платежеспособным предприятием активно увеличивающим стоимость собственных чистых активов.

В результате проведенного SWOT-анализа  деятельности ООО «НПП «СПЕКТР» можно сделать следующие выводы:

    • предприятие конкурентоспособно;
    • оно стремится к максимальному использованию имеющихся ресурсов и возможностей;
    • принимает на работу квалифицированных работников;
    • предоставляет гарантию качества товара;
    • предоставляет постоянным клиентам скидки;
    • организация занимает стабильное положение на рынке; 
    • предприятие имеет стабильные связи с клиентами;
    • использует в своей деятельности гибкую ценовую политику;
    • имеет хорошую репутацию у покупателей.

Однако у предприятия есть и ряд слабых сторон:

    • ограниченное количество финансовых ресурсов на рекламу; 
    • нехватка трудовых ресурсов;
    • отсутствие широкого анализа информации о потребителях;
    • потребность в модернизации оборудования;
    • слабая сеть распределения;
    • слабая политика продвижения;
    • отсутствие службы маркетинга. 

Основным конкурентом  ООО «НПП «СПЕКТР» в Ростовской области является компания ЦТО «Аккорд-Альфа», которая работает на рынке контрольно-кассовой техники с 1997-го года.

ООО «НПП «СПЕКТР» предлагает 48 наименований ККМ и ККТ по привлекательным ценам, в то время как ассортимент ЦТО «Аккорд-Альфа» насчитывает всего 11 позиций, а цены на сходные в 2-2,5 раза превышают установленные ООО «НПП «СПЕКТР».

По качеству и характеристикам обслуживания рассматриваемые фирмы имеют практически одинаковые параметры. Что касается наличия и информативности интернет-сайта, возможности удаленного заказа или покупки, то конкурентное преимущество находится у ЦТО «Аккорд-Альфа». По ассортименту и ценам ООО «НПП «СПЕКТР» опережает своего конкурента.

Проведенный анализ конкурентоспособности  выявил, что предприятие не уделяет  должного внимания маркетинговым исследованиям  и анализу рынка, рекламным компаниям  и состоянию сайта. Поэтому предлагаются следующие мероприятия:

- введение должности маркетолога;

- проведение рекламной  компании;

- создание нового интернет-сайта  с функциями интернет-магазина, анкетами  и счетчиками переходов для  сбора аналитической информации.

Средняя заработная плата  маркетолога в настоящее время  составляет 36 000 руб. Также будет установлена премиальная система: премия при увеличении объема продаж, привлечении новых клиентов, увеличении занимаемой рыночной доли. Предполагаемый годовой фонд оплаты труда маркетолога составляет 454 000 руб. Ежегодная индексация размера заработной платы составит 5%. Планируется наем маркетолога успешно работающего в области рекламы в Интернете.

Для осуществления маркетинговых  мероприятий и рекламной компании годовой бюджет для данных целей  прогнозируется установить в сумме 160 000 руб. Ежегодная индексация планируется на уровне 6%.

Стоимость создания сайта с функцией интернет-магазина составляет 47 000 руб. Сотрудник, координирующий работу сайта будет привлекаться на основе договора подряда при необходимости внесения изменений, улучшений и т.п. в работу сайта.

Планируется, что после  реализации предложенных мероприятий выручка от продаж повысится на 4% в 2012 г., затем на 8,10,14 и 16% соответственно в 2013-2016 гг. Реализация данных мероприятий будет осуществляться за счет нераспределенной прибыли предприятия, направленной на собственное развитие по решению собрания собственников.

Расчеты показателей экономической эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «НПП «СПЕКТР» показали, что проект при 12 % ставке дисконтирования окупится через  11 месяцев, чистый приведенный доход составит 65,9 тыс. руб. что больше нулевого значения. Индекс доходности планируется на уровне 107,3%. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проекта и проект можно принять к реализации.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994, ред. от 30.11.2011) / Справочно-правовая система "КонсультантПлюс": электронный ресурс // Компания "КонсультантПлюс".
  2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об обществах с ограниченной ответственностью"/ Справочно-правовая система "КонсультантПлюс": электронный ресурс // Компания "КонсультантПлюс".
  3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.11.2010) "О защите конкуренции" (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) / Справочно-правовая система "КонсультантПлюс": электронный ресурс // Компания "КонсультантПлюс".
  4. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" / Справочно-правовая система "КонсультантПлюс": электронный ресурс // Компания "КонсультантПлюс".
  5. Ефимова О. В. Анализ финансовой отчетности: учеб, пособие / О.  В.  Ефимова,  М.  В.  Мельник. - М., 2006. - 408 с.
  6. Баринов В. А. Стратегический менеджмент: учеб, пособие / В. А. Баринов, В. Л. Харченко. - М., 2006. - 236 с.
  7. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности перерабатывающего предприятия / В. Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 5. - C. 15-24.
  8. Бекетов, Н. В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция / Н. В. Бекетов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - №6. - С. 83-86.
  9. Бутенко, Я. А. Оценка конкурентоспособности компании малого бизнеса / Я. А. Бутенко // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - №4. - С. 126-133.
  10. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб, пособие В. Р. Веснин.- М., 2006. – 504.
  11. Волкова Е. А. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе совершенствования качества рабочей силы / Е. А. Волкова, Е. В. Калинникова. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 229 с.
  12. Галенко В.П. Менеджмент: учеб, пособие В. П.  Галенко. - СПб., 2008. - 224 с.
  13. Головин И. В. Разработка конкурентных стратегий: монография И.В. Головин. - М., 2008. - 124 с.
  14. Горина А. П. Инструменты и методы менеджмента, используемые при формировании стратегии повышения конкурентоспособности промышленного предприятия / А. П. Горина, И. А. Горин. // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 19.  - C. 12-21.
  15. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учеб, пособие / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. - М., 2009. - 336 с.
  16. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: учеб, пособие / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. - М.,  2007. - 413 с.
  17. Основы менеджмента: учеб, пособие / О. А. Зайцева, А. А. Радугин,  К. А. Радугин и др. - М., 2008. - 432 с.
  18. Зиннуров, У.Г. Проблемы оценки конкурентоспособности товаропроизводителей / У.Г. Зиннуров, Л.Р. Ильясова // Экономика и управление. - 2007. -  № 4. - C. 27.
  19. Кротков А. М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А. М. Кротков, Ю. Я. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - №6. - С. 59-68.
  20. Лифиц И. М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг: учеб, пособие И.М. Лифиц. - М., 2006. - 335 с.
  21. Мазилкина Е. И. Управление конкурентоспособностью / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. - М. : Омега-Л, 2007. - 325 с.
  22. Маленков Ю. А. Стратегический менеджмент: учебник Ю. А. Маленков. - М., 2008. - 224 с.
  23. Мансуров Р.Е. Об экономической сущности понятий "конкурентоспособность предприятия" и "управление конкурентоспособностью предприятия" / Р.Е. Мансуров // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 2. - C. 91 - 94.
  24. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. - М., 2008. - 288 с.
  25. Моисеева Ю. Основные положения оценки и пути обеспечения конкурентоспособности предприятий / Ю. Моисеева // Менеджмент сегодня. - 2008. - №6. - С. 15-20.
  26. Портер М. Э. Конкуренция / М. Э. Портер. - М. : Вильямс, 2009. - 496 с.
  27. Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия / В. Синько // Стандарты и качество. - 2008. - №4. - С. 54-59.
  28. Таран В. А. Конкурентоспособность предприятий: проблемы современной политики и стратегии в области качества / В. А. Таран // Машиностроитель. - 2008. - №2. - С. 6-11.
  29. Фатхутдинов Р. А. Стратегическая конкурентоспособность: учеб, пособие Р. А. Фатхутдинов. -  М., 2006. - 504 с.
  30. Фатхутдинов Р. А.  Стратегический менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - М., 2008. - 447 с.
  31. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации / Р. А. Фатхутдинов. - М. : Эксмо, 2008. - 542 с.
  32. Философова Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб, пособие для вузов / Т.Г. Философова, В.А. Быков. - М., 2007. - 271 с.
  33. Чайникова Л. Н. Конкурентоспособность предприятия: учеб, пособие / Л. Н. Чайникова, В.Н. Чайников. - Тамбов, 2007. - 192 с.
  34. Чаплина, А. Конкурентоспособность как интегральный показатель эффек-тивности предприятия / А. Чаплина, И. Войцеховская // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - №3. - С. 108-113.
  35. Шеховцева Л.С.  Конкурентоспособность предприятия: факторы и метод создания / Л. С. Шеховцева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. -  №4. - C. 18-24.
  36. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика: учебно-практ. пособие для вузов А.Ю. Юданов. - М., 2008. - 381 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

Обзор определений  «конкурентоспособность предприятия»

 

№ п/п

Определение

Автор

1

Способность предприятия  противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности

Донцова Л. В.

2

Свойство объекта, характеризующее  степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими  аналогичными объектами, или конкурентоспособность - это способность выдерживать  конкуренцию в сравнении с  аналогичными объектами в условиях конкретного рынка

Дулисова И. Л.

3

Реальная и потенциальная  способность компании, а также  имеющихся у них для этого  возможностей проектировать, изготовлять  и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов

Рубин Ю. Б.

4

Сравнительное преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами

Млоток Е.

5

Способность компании реализовывать  свою продукцию по цене, обеспечивающей рост и выполнение обязательств перед третьими лицами (обеспечение определенного уровня рентабельности, формирования основных фондов, возврата инвестиционного капитала)

Джакот Д. Х.

6

Важнейший критерий целесообразности выхода предприятия на национальные и мировые товарные рынки

Багиев Г. Л.

7

Свойство объекта, характеризующееся  степенью удовлетворения потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном (внутреннем или внешнем) рынке

Фатхутдинов Р. А.

8

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность  предприятия производить конкурентоспособную  продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал

Сергеев И. В.

9

Конкурентоспособность - это  свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов

Светуньков С. Г.

10

Конкурентоспособность - это  способность страны или фирмы  продавать свои товары

Рове М.

11

Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции

Мескон М. Х.


ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ № 1

 

12

Конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия  разрабатывать, производить и продавать свою продукцию на рынке по цене, обеспечивающей выполнение в полном объеме его финансово- экономических обязательств, а также качественный и количественный рост его потенциала

Самодуров Д. О.

13

Конкурентоспособность - это  внутреннее свойство субъекта рыночных отношений, выявляемое в процессе конкуренции и позволяющее занять свою нишу в рыночном хозяйстве капиталистического типа для расширения воспроизводства, что предполагает покрытие всех издержек производства и получение прибыли от легальной хозяйственной деятельности

Петров В.

14

Конкурентоспособность - это  обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику

Селезнев А.

15

Конкурентоспособность предприятия - это способность изготовлять  и сбывать товар с большей  конкурентоспособностью, чем у конкурента

Миронов М. Г.

16

Основная составляющая конкурентоспособности  предприятия - это эффективность использования его производственного потенциала (т. е. способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента)

Фигурнов Э. Б., Донец Ю.Ю.

17

Конкурентоспособность предприятия - это совокупность следующих характеристик: захваченная предприятием доля рынка; способность предприятия к производству, сбыту и развитию; способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели

Коно Т.

18

Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, отражающая отличие процесса развития данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности

Ермолов М. О.

19

Конкурентоспособность предприятия - это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции

Яшин Н. С.

20

Конкурентоспособность - свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений  выступать на рынке наравне с  присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений

Портер М.

21

В самом общем смысле - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования

Гельванов- ский М.

22

Способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке

Визер Е. Дж.

23

Интегральная конкурентоспособность  предприятия - это его способность  занимать определенную долю рынка продукции  и способность увеличивать/уменьшать данную долю

Зулькар- наев П. У., Ильясова Л. Р.

24

Конкурентоспособность предприятия  можно определить как возможность  его эффективной хозяйственной  деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка

Завья-лов П. С.

25

Конкурентоспособность предприятия - это его относительное преимущество по сравнению с другими предприятиями

Осипов В. А.

26

Под конкурентоспособностью следует понимать эффективность  функционирования и динамику приспособления предприятия к изменяющимся условиям внешней среды

Иванов Ю. Б.

Информация о работе Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия и пути ее повышеня