Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия и пути ее повышеня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является изучение основных направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия и путей ее повышения.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия;
изучить направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях;
привести общую характеристику и провести анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия;
проанализировать конкурентоспособность предприятия;
определить пути повышения конкурентоспособности предприятия и провести их экономическую оценку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия 5
1.2 Направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях 18
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «Спектр» 33
2.1 Общая характеристика предприятия 33
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 39
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия 56
3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «СПЕКТР» 67
3.1 Определение путей повышения конкурентоспособности предприятия 67
3.2 Экономическая оценка разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 95

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия и пути ее повышен%D.docx

— 1.44 Мб (Скачать файл)

Устойчивая конкурентоспособность  хозяйствующего субъекта может быть достигнута только тогда, когда она  базируется на обоих источниках конкурентоспособности, которые, сочетаясь, взаимодействуя, дополняя, усиливают друг друга.

В многочисленных исследованиях  выделяют три уровня конкурентоспособности предприятия: оперативный, тактический и стратегический. Конкурентоспособность предприятия на оперативном уровне трактуется посредством интегрального показателя конкурентоспособности продукции, отражающейся показателями платежеспособности и прибыльности. На тактическом уровне конкурентоспособность предприятия обеспечивается его общим финансово- хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем адаптивности системы управления, финансовой и управленческой прозрачности. Раскрытие конкурентоспособности предприятия посредством комплексной взаимосвязи бизнес-единиц и бизнес-процессов, на основании которых строится его деятельность, предполагает рассмотрение стратегического уровня, характеризующегося увеличением стоимости предприятия. Для более полного определения конкурентоспособности предприятия необходимо подразумевать одновременно три уровня (рис. 1.2).

Рисунок 1.2 Характеристика уровней конкурентоспособности предприятия

 

Таким образом, многоуровневая трактовка конкурентоспособности предприятия предполагает прохождение трех уровней - оперативного, тактического, стратегического. При этом на каждом из уровней с увеличением сложности задач возрастает эффективность функционирования предприятия за счет рационального использования и развития ресурсов при постоянном изменении внешней и внутренней среды. Особое значение среди других ресурсов приобретает рабочая сила и ее готовность к непрерывному повышению квалификации. Способности, желания работников к постоянному получению, обновлению знаний, приобретению новых навыков позволяют предприятиям успешно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, добиваться конкурентных преимуществ, быстро окупать инвестиции, направленные на эти цели. Отсюда следует, что на обеспечение конкурентоспособности предприятия влияет помимо многочисленных факторов повышение качества рабочей силы.

Большое влияние на конкурентоспособность предприятия, как было отмечено ранее, оказывает конкурентная среда предприятия. Внешняя среда, состоящая из сил, проявляющихся время от времени, нерегулярно или не напрямую (социальные, культурные, политические, демографические, экологические, юридические и технологические и другие факторы), - это макросреда предприятия, которая объединяет более отдаленные по отношению к предприятию силы.

В микросреде действуют функциональные силы, часто общие для всех типов  предприятий независимо от формы  собственности, размеров, специализации и т. д. Это - ближайшее окружение предприятия. Оно включает потребителей, поставщиков, финансовые институты, конкурентов, инвесторов.

Существует и другая разновидность  конкурентной среды предприятия - внутренняя микросреда, в которой осуществляются конкурентные решения по ведению бизнеса. Она объединяет все функциональные силы непосредственно внутри предприятия.

Таким образом, конкурентоспособность - категория динамическая, которая обусловлена внутренними и внешними факторами. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от предприятия, и внутренние, почти целиком определяемые руководством предприятия. Внешние факторы характеризуются следующими показателями: уровнем конкурентоспособности страны; уровнем конкурентоспособности региона; уровнем конкурентоспособности отрасли; государственной поддержкой малого и среднего бизнеса в стране и регионах; правовым регулированием функционирования экономики страны и регионов; открытостью общества и рынков; научным уровнем управления экономикой страны и другими системами; национальной системой стандартизации и сертификации; государственной поддержкой науки и инновационной деятельности; качеством информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии; уровнем интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества; налоговыми ставками в стране и регионах; процентными ставками в стране и регионах; наличием доступных и дешевых природных ресурсов; наличием родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны; системой подготовки и переподготовки кадров в стране; климатическими условиями и географическим положением страны или региона; уровнем конкуренции во всех областях деятельности в стране и др.

Конкурентоспособность предприятия  определяют следующие внутренние факторы [13, с. 193]:

    • экономический потенциал и эффективность деятельности предприятия (активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, объем продаж, темпы роста продаж, доля на рынке, прибыль к объему продаж, на акционерный капитал, на инвестиционный капитал);
    • производственный и сбытовой потенциал, показывающий возможность предприятия производить ту или иную продукцию в требуемых количествах и в небольшие сроки (инновационные технологии, производственные и сбытовые мощности, наличие сырьевой базы, средства транспорта, центры технического обслуживания, общее число рабочих, занятых в процессе производства, обновление номенклатуры выпускаемой продукции);
    • научно-исследовательский потенциал (организация научных исследований, число исследовательских центров, лабораторий, научных исследований в области патентования, оценка занятия предприятием монопольного положения в какой-либо отрасли техники);
    • финансовое положение (платежеспособность, т. е. способность предприятия погашать в необходимые сроки свои финансовые обязательства, кредитоспособность и условия кредитования, структура капитала, рост нормы и массы прибыли);
    • место предприятия на рынке страны (скорость долгосрочного спроса, изменение состава покупателей и способов использования продукта, обновление продукции, маркетинговые инновации, устойчивые покупательские предпочтения, рост доли рынка);
    • место предприятия на мировом рынке (рассеивание крупных технических и технологических достижений, изменение в издержках и эффективности, уменьшение неопределенности и риска открытости внешнему рынку, рост доли рынка);
    • кадровый потенциал (профессионализм, сотрудничество, коллективность, мобильность рабочей силы, дух конкуренции, приверженность предприятию).

При системном изучении понятия  конкурентоспособности Г. А. Азоев  и А. Ч. Челенков выделяют иерархию, последовательно включающую оценку товара, предприятия, отрасли и экономики с точки зрения их превосходства над аналогичными конкурирующими объектами (рис. 1.3).

Рисунок 1.3 Иерархическая структура конкурентоспособности по Г. А. Азоеву и А. Ч. Челенкову

 

Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, М. Гельвановский предлагает разделить на три уровня:

    • микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятия);
    • мезоуровень (отрасли промышленности и их комплексы);
    • макроуровень (страна и международные организации).

Таким образом, методологии  Азоева-Челенкова и Гельвановского можно считать идентичными с  той лишь разницей, что последний  объединил в одну категорию конкурентоспособность  товара и предприятия. Следовательно, конкурентные преимущества формируются при наличии отработанных и адекватных друг другу макроэкономического и микроэкономического механизмов. Это означает, что на народно-хозяйственном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов должны быть созданы определенные условия, при которых были бы возможны инвестиции, инновации и справедливое распределение полученного дохода. 

На наш взгляд, при исследовании конкурентоспособности предприятия необходимо учитывать 11 основных факторов, которые могут быть представлены в виде иерархической структуры, состоящей из четырех уровней (рис. 1.4).

На первом уровне иерархии конкурентоспособность предприятия определяется факторами внешней среды, т. е. макро- и микроокружение.

Второй уровень - определение  стратегических приоритетов, целей, миссии; выбор и реализация стратегии предприятия и компетентность высшего руководства в эффективности принимаемых решений по достижению поставленных задач. Стратегия конкурентной борьбы направлена на улучшение или сохранение позиций предприятия на рынке товаров или услуг.

 

Рисунок 1.4 Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия

 

Одним из инструментов конкретизации, представления и реализации стратегии  является сбалансированная система  показателей (Balanced Scorecard). Данная концепция  была разработана в начале 90-х г. ХХ в. командой исследователей Гарвардской бизнес-школы под управлением профессора Роберта Ка-плана. Стратегические цели разрабатываются на основе имеющегося видения и стратегии и имеют статус решающих и ключевых целей предприятия. Чтобы спланировать и обеспечить процесс реализации целей, для каждой из них разрабатываются соответствующие финансовые и нефинансовые показатели. На основе обобщения эмпирического опыта разработчики сбалансированной системы показателей предложили оперировать четырьмя основными перспективами - «Финансы», «Клиенты», «Внутренние бизнес-процессы», «Обучение и рост», которые могут быть адаптированы к специфике конкретной отрасли или предприятия [28, с. 18-19].

На третьем уровне представленной структуры конкурентоспособность определяется совокупностью внутренних факторов предприятия: финансово-экономическое положение, наличие производственных и сбытовых мощностей, качество рабочей силы, инновационная активность. При этом особую роль приобретает качество рабочей силы, как один из ключевых ресурсов предприятия, т.к. от него зависит эффективность использования всех ресурсов и развития потенциала предприятия.

На четвертом уровне выступает  место предприятия на рынке как  цель и конечный результат менеджмента.

В настоящее время отечественные  предприятия сталкиваются с множеством трудностей, связанных с обеспечением требуемой конкурентоспособности:

1. Неблагоприятные условия внешней среды (высокие налоги, темпы инфляции, процентные ставки, экономическая нестабильность и др.).

2. Недостатки внутренней среды предприятий:

- неудовлетворительная организация производства и управления;

- слабая управленческая подготовка руководителей и специалистов;

- недостаточная активность руководителей предприятий по разработке и внедрению нововведений, так как формирование конкурентоспособности не стало еще первоочередной внутренней обязанностью каждого из них;

- нежелание руководителей высшего и среднего звена проводить коренные изменения в управлении;

- поверхностность стратегических планов, которые часто не преследуют цели повысить конкурентоспособность предприятия;

- существование психологического барьера, что не позволяет отказаться от традиционно сложившихся форм и методов управления;

- недостаточное внимание руководителей к роли «человеческого фактора» и др.

Учитывая данные недостатки, выявлены и конкретизированы направления повышения конкурентоспособности предприятия по основным бизнес- процессам (рис. 1.5).

Рисунок 1.5 Направления повышения конкурентоспособности предприятия по основным бизнес-процессам

 

Факторами повышения конкурентоспособности  предприятия с учетом особенностей современного рынка являются:

1). Внедрение инновационной  политики предприятия, которая  определяет возможность предприятия  конкурировать не только на  внутреннем, но и на внешних  рынках. Цель инновационной деятельности  определяет ее направленность на создание производства новых или отсутствующих на рынке товаров и услуг. Современная инновационная политика представляет собой совокупность научно-технических, производственных, управленческих, финансовых и других мер, направленных на производство и продвижение новой или улучшенной продукции на рынок сбыта. Инновация – это не просто новвоведение, это современный технико-экономический процесс, который, благодаря использованию новых идей и изобретений, приводит к созданию лучших по своим качествам изделий, технологий, что помогает фирме занять определенную конкурентную позицию на рынке. Основной смысл инновации – это улучшение продукции, способов ее распределения и производства. В основе инноваций лежат качественно новые идеи и технологии. Необходимо понимать, что с ростом НТП растут и видоизменяются потребности, потребитель выдвигает все более сложные требования к рынку товаров и услуг. Задача инновационной политики – это удовлетворение этих потребностей. Для предприятия важно заранее предусматривать инновационные возможности, комплексно управлять всем инновационным циклом, что обеспечивает его конкурентоспособность и долгосрочную эффективность.

2). Наличие квалифицированных  трудовых ресурсов, соответствующим  требованиям международного рынка  труда. Трудовые ресурсы являются  одним из важнейших составляющих  деятельности предприятия и важнейшим  фактором повышения конкурентоспособности  в глобальной экономике. Опыт  зарубежных компаний говорит  об усилении роли управления  трудовыми ресурсами в системе  факторов, которые обеспечивают  конкурентоспособность предприятия.  Согласно современным концепциям  управления люди являются одним  из важнейших экономических ресурсов  предприятия, влияющих на ее  доход, конкурентоспособность и  развитие. К сожалению, на сегодняшний  день этот фактор является  наислабейшим звеном в деятельности  отечественных предприятий. Очень  немногие отечественные фирмы,  в том числе крупные заботятся  об улучшении условий работы  и мотивации своих сотрудников.  В этом плане мы на порядок  отстаем от европейских государств, Японии, Америки. Руководителям предприятий в первую очередь необходимо обратить внимание на мотивацию своих сотрудников, должны быть обеспечены соответствующие условия работы, отдыха, высокий уровень заработных плат, так как люди являются наиглавнейшим фактором развития любого предприятия.

3). Система управления  качеством на предприятии. Сегодня,  когда потребитель может выбирать  из огромного числа предлагаемых  товаров и услуг, одной из  важнейших детерминант существования  и развития предприятия на  рынке является качество предлагаемых  им изделий или услуг. Если  же предприятие стремится к  завоеванию международного рынка,  тогда его продукция должна  соответствовать международным  стандартам качества и должна  иметь сертификат соответствия  системы качества международному  стандарту ISO 9001. Соответствие системы  управления качеством на предприятии  международному стандарту ISO 9001 предполагает  изменение организационной структуры  предприятия, перестроения всех  этапов производственного цикла:  от проектирования продукции  до ее сбыта. Предприятие должно сертифицировать все производство в целом и произвести «сертификацию системы качества». Продукция предприятия должна также соответствовать общепринятому международному стандарту безопасности продуктов – системе ХАССП.

4). Непрерывное совершенствование  реализуемой на внутреннем рынке  продукции национальных производителей  и расширение их деятельности  на международном рынке. Сюда  можно отнести: обеспечение приоритетности  продукции, изменение качества  товара и его технических параметров  с целью удовлетворения потребностей  и конкретных запросов потребителя,  определение преимуществ товара  в сравнении с заменителями, определение  недостатков товаров-аналогов, которые  выпускают конкуренты, изучение  методов конкурентов по совершенствованию  аналогичных товаров, определение  и использование ценовых факторов  повышения конкурентоспособности  продукции, новые приоритетные  сферы использования продукции,  дифференциацию продукции, обеспечивающую  относительно стойкие преимущества  потребителям, которым предоставляются  определенные виды взаимозаменяемых товаров, влияние непосредственно на потребителя путем ограничения появления на рынке новых товаров, проведение рекламы, предоставление денежного или товарного кредита.

Информация о работе Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия и пути ее повышеня