Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 17:09, курсовая работа
Целью представленной работы является изучение основных направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия и путей ее повышения.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия;
изучить направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях;
привести общую характеристику и провести анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия;
проанализировать конкурентоспособность предприятия;
определить пути повышения конкурентоспособности предприятия и провести их экономическую оценку.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия 5
1.2 Направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях 18
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «Спектр» 33
2.1 Общая характеристика предприятия 33
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 39
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия 56
3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «СПЕКТР» 67
3.1 Определение путей повышения конкурентоспособности предприятия 67
3.2 Экономическая оценка разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 95
Постоянным и стабильным доходом обеспечивают компанию всего одна СЕБ – это оказание услуг по техническому обслуживанию ККМ. Это направление деятельности занимает лидирующее положение (большая доля на рынке) в относительно зрелой отрасли.
Для ООО «НПП «СПЕКТР» эта СЕБ дает больше, чем необходимо для поддержания ее доли на рынке, наличных средств (прибыли), так как: сбыт относительно стабилен, нет значительных затрат на рекламу и другие мероприятия по продвижению услуг; нет больших затрат на новые разработки. Деньги этого направления деятельности поддерживает рост других СЕБ компании.
Также надо отметить, что
ООО «НПП «СПЕКТР» имеет СЕБ с ограниченным
объемом сбыта (маленькая доля на рынке)
в зрелой отрасли. Эта СЕБ не смогла привлечь
к себе достаточное количество потребителей,
и они отстает от конкурентов по сбыту,
по структуре издержек, имиджу и т.п. Для
нее характерны чрезмерные издержки и
незначительные возможности роста.
Конкурентоспособность базируется
на качестве, скорости принятия решений,
техническом преимуществе, обслуживании
и дифференциации продукта. Главной
детерминантой
Безусловно, что на повышение
конкурентоспособности
Глобализация - это общая
мировая взаимозависимость
Существенными факторами глобализации стали всемирно доступные средства информации - радио, телевидение, пресса и Интернет. Глобальная интернет-среда способствует скорейшему проникновению компаний в глобальный рынок. В последнее время глобализации способствует наличие и развитие всемирной информационной сети. Отсутствие национальных границ в кибернетическом пространстве способствует процессу глобализации производства, торговли, финансовых потоков. Информация превращается в основной производственный ресурс. Сама информация приобретает в условиях информационной экономики первостепенное значение. Очевидно, что конкурентоспособность фирмы (предприятия) - это основной фактор национального развития и корпоративного выживания. Конкурентоспособность фирмы на отдельном рынке определяется как способность удовлетворять потребности покупателей лучше, чем соперники.
Решение этой задачи требует различных подходов в различное время в зависимости от постоянно меняющихся условий внутренней и внешней среды. Предприятие должно быть гибким к изменениям внешней среды и своевременно реагировать на эти изменения.
В настоящее время бизнес
становится все более сложным, разноплановым
и динамичным. Технологии, люди, информация,
деньги, система менеджмента меняются
гораздо быстрее, чем раньше, приводя
к созданию все более конкурентных
рынков. Предприятия вынуждены
Повышение конкурентоспособности предприятия достигается путем ориентации предприятия на потребителя, улучшения качества продукции, внедрения инновационной политики, более качественного использования ресурсов, в том числе человеческих, улучшения условий работы и ряда других факторов.
Общая цель ООО «НПП «СПЕКТР»: развитие предприятия на базе обеспечения его стабильного финансового положения путем осуществления эффективной производственно-сбытовой деятельности, приводящей к получению предприятием высокой прибыли.
Проведенный анализ конкурентоспособности выявил, что предприятие не уделяет должного внимания маркетинговым исследованиям и анализу рынка, рекламным компаниям и состоянию сайта. Поэтому предлагаются следующие мероприятия:
- введение должности
- проведение рекламной компании;
- создание нового интернет-
Исходя из общих целей предприятия, целью введения должности маркетолога является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия. Его рекомендации по рыночной ориентации производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия после утверждения руководством предприятия обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности.
Решения, влияющие на рыночную ориентацию ООО «НПП «СПЕКТР», все подразделения предприятия должны принимать на основе рекомендаций и по согласованию с маркетологом. Все подразделения предприятия обязаны предоставлять маркетологу любую информацию о характере и результатах своей деятельности. В свою очередь маркетолог обязан предоставлять всем другим подразделениям предприятия информацию, необходимую для рыночной ориентации их деятельности.
Маркетолог не подменяет другие подразделения и должности, а ориентирует деятельность других подразделений на рынок и коррелирует их работу с общими для всего предприятия целями рыночной деятельности.
Главные задачи маркетолога:
Целесообразно для маркетолога создать специальный бюджет маркетинговой деятельности. Структура и объем бюджета определяются маркетологом совместно с экономическими службами предприятия и утверждаются директором. Ответственность за расходование выделенных средств несет непосредственно маркетолог. Отчет по расходованию средств бюджета ежегодно представляется маркетологом на утверждение руководству предприятия.
На должность маркетолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж по специальности в области маркетинга.
Маркетолог должен обладать: аналитическими способностями, способностью к перспективному планированию, коммуникационными способностями.
Маркетолог должен знать:
Маркетолог:
1. Проводит исследования основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию, соотношение спроса и предложения на аналогичные виды продукции, технических и иных потребительских качеств конкурирующей продукции.
2. Осуществляет маркетинговые исследования, связанные с изучением сегментации рынка, анализом ценообразования и предпочтений потребителя, прогнозом продаж и каналов реализации, открытием новых рынков, оценкой эффективности рекламы, деятельностью конкурентов, и т.д.
3. Анализирует потребности клиентов и границы ценообразования.
4. Принимает участие в разработке стратегии проведения рекламных мероприятий.
5. Контролирует проведение рекламных компаний в средствах массовой информации, прямой почтовой рассылке, Интернет и т.д.
6. Организует разработку печатных рекламных материалов собственными силами или силами сторонних организаций, их тестирование, дает предложения по дизайну печатных рекламных материалов или исходную информацию для их разработки, контролирует пополнение запасов этих материалов. Ведет предварительную оценку разработанных сторонними организациями рекламных материалов.
7. Анализирует эффективность рекламных компаний.
Маркетолог имеет право:
1. Запрашивать у руководителей структурных подразделений компании, специалистов и иных работников необходимую для своей работы информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
2. В необходимых случаях представлять организацию в отношениях с другими предприятиями, организациями, учреждениями в целях оперативного решения вопросов производственно-хозяйственной деятельности, входящей в его компетенцию.
Маркетолог несет ответственность:
1. За надлежавшее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей.
2. За причинение материального ущерба и ущерба деловой репутации Фирмы.
3. За разглашение коммерческой тайны.
4. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений руководства.
Новая организационная структура ООО «НПП «СПЕКТР» представлена на рисунке 3.1.
Главный бухгалтер
Продавцы-консультанты
Менеджер по работе с клиентами
Менеджер по производству
Технологи
Инженеры
Специалисты по ремонту и техническому обслуживанию ККМ и ККТ
Маркетолог
Рисунок 3.1 Новая организационная структура ООО «НПП «СПЕКТР»
В последнее время большинство предприятий приходит к выводу, что традиционные подходы к организации рекламной кампании уже перестают давать желаемый эффект.
Ни увеличение площадей в специализированных печатных изданиях, направленных на конечного клиента, ни массовая рассылка предложений по партнерам, ни участие в тематических выставках уже не дают того прироста объемов продаж, на которые можно было рассчитывать еще пару лет назад. Перед руководителями предприятий возникает сложная и подчас трудноразрешимая задача, как еще привлечь фирмы к сотрудничеству, как доказать потребителю, что их продукт самый лучший.
Поэтому сейчас бизнесе идет
активный поиск новых рекламных
концепций и новых
В зависимости от особенностей предприятия реклама в Интернете может преследовать различные цели: