Основные направления развития и совершенствования кредитования реального сектора экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей выпускной квалификационной работы является анализ организации кредитования реального сектора экономики на примере сельхозтоваропроизводителя.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие сущности кредита, его функции и основные принципы кредитования реального сектора экономики, а также кредитную политику банка как фактора реализации основных функций кредита;
- охарактеризовать современные методы кредитования реального сектора экономики;
- провести анализ процесса кредитования сельхозтоваропроизводителя ОАО «Россельхозбанк»;
- оценить основные направления развития и совершенствования кредитования реального сектора экономики.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы организации кредитования экономики 7
1.1 Кредитование реального сектора экономики: понятие,
сущность и принципы 7
1.2 Современные методы кредитования реального сектора экономики 16
1.3 Особенности кредитования сельхозтоваропроизводителя 25
2 Анализ процесса кредитования сельхозпроизводителя
банком ОАО «Россельхозбанк» 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика Банка 34
2.2 Анализ финансово-кредитных ресурсов 45
2.3 Организация кредитного процесса на примере Липецкого
регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» 60
3 Основные направления развития и совершенствования кредитования
реального сектора экономики 78
3.1 Рекомендации по использованию методики оценки
эффективности кредитования сельскохозтоваропроизводителей 78
3.2 Реализация маркетинговой стратегии – важное направление
совершенствования кредитной политики Банка 85
Заключение 99
Список использованных источников 104

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Паршинцев.docx

— 203.56 Кб (Скачать файл)

Краткосрочный – «F3»

Поддержки - «2»

Рейтинг устойчивости – «b+»

Индивидуальный – «D»  
Долгосрочный рейтинг по национальной шкале – «ААA(rus)» (стабильный)

Рейтинги Россельхозбанка подтверждены Fitch Ratings на текущем уровне.

18 января 2012 г. Fitch Ratings подтвердило на уровне «BBB» со «Стабильным» прогнозом долгосрочные РДЭ четырех российских банков в государственной собственности. Рейтинги ОАО «Россельхозбанк» были подтверждены на текущем уровне.

Данные рейтинговые действия следуют  за пересмотром агентством прогноза по рейтингам Российской Федерации с «Позитивного» на «Стабильный» и подтверждением долгосрочных РДЭ страны в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB» 16 января 2012 г.

Fitch запускает  рейтинги устойчивости финансовых  организаций.

ОАО «Россельхозбанк» занимает четвертое место по активам и второе по развитию филиальной сети среди банков Российской Федерации. Доля Банка в кредитовании АПК достигает 60%.

Долгосрочный и краткосрочный  рейтинги Россельхозбанк, а также  рейтинг поддержи и национальный долгосрочный рейтинг, отражают мнение Fitch о высокой вероятности получения  банком поддержки от российских властей  при необходимости. Такое мнение основано на государственной собственности  акций банка, его статусе агента правительства и важной политической роли. Также такая позиция учитывает  способность российских властей  предоставлять поддержку, как отражено в суверенном долгосрочном рейтинге России в иностранной валюте на уровне «BBB».

Индивидуальный рейтинг отражает очень значительную подверженность банка высоким рискам, связанным  с сельскохозяйственным сектором, а  также риски ввиду быстрого роста  кредитного портфеля банка, очень невысокую  прибыльность (в основном, из-за затрат на расширение сети) и некоторые  риски операционной среды. В то же время рейтинг принимает во внимание пока что приемлемое качество активов  и очень низкий (для России) уровень  концентрации по заемщику.

Повышение долгосрочного рейтинга Россельхозбанка может последовать  за повышением суверенного рейтинга России, что будет отражать усиление способности государства предоставлять  поддержку. К понижению рейтинга может привести понижение суверенного  рейтинга (указывая на снижение способности  оказывать помощь), значительное сокращение пакета акций банка в государственной  собственности или уменьшение политической роли Россельхозбанка. (Последние факторы  потенциально будут указывать на снижение готовности государства предоставлять  поддержку банку).

Повышение индивидуального рейтинга может вызвать сохранение хорошего качества активов банка в течение  значительного периода времени, а также существенное и стабильное улучшение прибыльности банка. К  понижению рейтинга может привести заметное ухудшение качества активов  и сильное снижение показателей достаточности капитала банка.

В настоящее время Банк является несомненным лидером в кредитовании агропромышленного комплекса, одним из основных инструментов финансовой поддержки развития инфраструктуры и регулирования аграрного рынка, инженерной и социальной инфраструктуры села, сельскохозяйственной потребительской кооперации, малого бизнеса и различных сельских промыслов.

Задачи Банка, обусловленные  Госпрограммой, были определены в «Концепции развития Открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» до 2015 года», утвержденной Наблюдательным советом Банка, а также положены в основу разрабатываемой в настоящее время Стратегии развития Банка на 2011-2020 годы.

Основными стратегическими  целями Банка являются:

- Обеспечение всеобъемлющей кредитно-финансовой поддержки реализации предусмотренных Госпрограммой мер по развитию сельского хозяйства и сельских территорий, включая кредитование и предоставление банковских услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и прочим предприятиям и организациям, относящимся к сфере АПК, организациям сельскохозяйственного машиностроения, лесного хозяйства и рыболовства.

- Активная работа с предприятиями, относящимися к малым формам хозяйствования, в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, а также с гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

- Оказание кредитной поддержки развитию снабженческо-сбытовой деятельности, включая строительство и модернизацию сельскохозяйственных и кооперативных рынков, а также строительству и реконструкции перерабатывающих производств на базе кооперативов.

- Экономическая и организационная поддержка проектов в сфере услуг, переработки, перевозки и реализации сельскохозяйственной продукции, энергосбережения, туризма и несельскохозяйственных видов занятости населения.

- Обеспечение широкого спектра банковских услуг сельскому населению, в том числе ипотечное кредитование на селе и предоставление потребительских кредитов на различные цели (получение образования и т.д.).

Таким образом, Банк ориентирован на работу, как с корпоративными клиентами, так и с розницей и будет предлагать продукты, разработанные исходя из потребностей клиентов: долгосрочное и краткосрочное кредитование, проектное финансирование, торговое финансирование, факторинг, банковские гарантии, а также широкий спектр услуг физическим лицам – жителям сельской местности.

Итогом реализации стратегии  развития станет превращение Банка в современный, технологичный, клиентоориентированный, эффективный финансовый институт, занимающий лидирующие позиции на рынке сельхозкредитования, предоставляющий широкий спектр услуг сельхозтоваропроизводителям, иным организациям АПК и связанных с ним отраслей, а также жителям села.

 

 

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности Банка

За 2010 год величина чистых активов Банка увеличилась на 80,7 млрд. рублей, или на 8,5%, и по состоянию на 01.01.2011 составила 1 031,3 млрд. рублей. Регулятивный капитал Банка за год сократился на 7,0 млрд. рублей, или на 4,5%, до 149,8 млрд. рублей.

Для динамики структуры активов  Банка в 2010 году характерны положительные изменения, которые связаны с увеличением доли чистой ссудной задолженности юридических и физических лиц с 61,8% до 66,3%, что свидетельствует о значительном росте объемов кредитной поддержки клиентов Банка, подавляющую часть которых составляют субъекты агропромышленного комплекса. В структуре активов Банка устойчиво преобладает чистая ссудная задолженность, доля которой по состоянию на 01.01.2011 составляет 83,2% от общего объема активов Банка.

В структуре пассивов Банка  доминируют средства клиентов (некредитных организаций) – 54,8%, средства кредитных организаций – 22,9%, в том числе операции по взаимному обмену депозитами – 12,5%, выпущенные долговые обязательства – 9,5%.

Обязательства Банка по состоянию  на 1 января 2011 года определяют 88,8% пассивов, а его собственные средства по состоянию на 01.01.2011 составили 11,2% от общего объема пассивов.

Прибыль Банка до уплаты налогов по итогам деятельности за 2010 год составила 3,9 млрд. рублей, чистая прибыль Банка, с учетом уплаты налогов – 1,0 млрд. рублей, что на 0,1 млрд. рублей, или 11%, больше чистой прибыли Банка за 2009 год.

Динамика доходов и  расходов в 2010 году характеризуется увеличением процентных доходов Банка за счет существенного развития кредитных операций на фоне значительного роста расходов по отчислениям в резервы на возможные потери. Безрисковая составляющая в доходах Банка увеличилась при одновременном росте доли расходов, связанных с обеспечением деятельности. В структуре доходов Банка традиционно преобладают процентные доходы по кредитам юридическим и физическим лицам, доля которых в 2010 году увеличилась на 6,7 процентного пункта, до 82,6%. За 2010 год сократилась доля доходов от межбанковского кредитования (с 12,3% до 9,6%) и доля доходов от операций с ценными бумагами (с 2,3% до 0,8%). По операциям с иностранной валютой в 2010 году сложился отрицательный результат против положительного результата в 2009 году, доля которого в доходах Банка за 2009 год составляла 1,6%. Доля комиссионных доходов выросла за год с 2,9% до 4,0%.

В структуре расходов существенная доля приходится на процентные расходы: по привлеченным средствам банков, юридических и физических лиц, а также выпущенным долговым обязательствам – 63,0%. При этом доля отчислений в резервы на возможные потери выросла за год с 16,2% до 23,7%. По итогам 2010 года доля административно-управленческих и других операционных расходов увеличилась с 17,0% до 20,0 %.

Основные направления  кредитной поддержки Банком российского  АПК обусловлены его активным участием в реализации Госпрограммы. За 2010 год Банком выдано более 124 тыс. кредитов АПК на общую сумму 328,8 млрд. рублей. К концу 2010 года доля АПК в кредитном портфеле Банка составила 83,1%.

В 2010 году сложились следующие  пропорции выдачи, в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства, кредитов АПК по субъектам: 87,0% (285,9 млрд. рублей) было выдано предприятиям и организациям АПК; 6,1% (20,1 млрд. рублей) – гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство; 5,6% (18,6 млрд. рублей) – крестьянским (фермерским) хозяйствам; 1,3% (4,2 млрд. рублей) – сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

Одним из основных направлений  деятельности Банка в рамках реализации Госпрограммы является финансирование инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих (в том числе птицеводческих) комплексов. В 2010 году по данному направлению было выдано более 27 млрд. рублей кредитов против 21,4 млрд. рублей за 2009 год.

Всего с 2006 по 2010 год –  в период реализации Приоритетного  национального проекта, трансформировавшегося в последующем в Государственную программу развития сельского хозяйства, Банком оказана кредитная поддержка по 2218 инвестиционным проектам, из которых введено в эксплуатацию – 1565 объектов общим объемом финансирования 79,5 млрд. рублей. В 2010 году введено в эксплуатацию 265 производственных объектов.

Важным направлением поддержки  малых форм хозяйствования на селе является кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2010 году по данному направлению Банком предоставлено 6,6 тыс. кредитов объемом 18,6 млрд. рублей (на 28,2% больше объемов выдачи за 2009 год).

Сельскохозяйственным потребительским кооперативам за 2010 год было выдано 844 кредита на сумму более 4 млрд. рублей (5,5 млрд. рублей в 2009 году).

Банк осуществляет функцию  агента Правительства РФ по финансированию государственных закупочных интервенций на рынке зерна с 2005 года. В 2010 году Банк предоставил на цели закупки зерна в государственный интервенционный фонд 3,2 млрд. рублей кредитных средств. Остаток ссудной задолженности по кредитам, предоставленным на эти цели, на 01.01.2011 составил 44,5 млрд. рублей. Суммарные запасы зерна государственного интервенционного фонда по состоянию на 01.01.2011 составляли 9,6 млн. тонн зерна и размещались на 464 элеваторах в 56 субъектах РФ. Запасы интервенционного фонда зерна находятся в залоге у Банка в обеспечение кредитов, предоставленных на цели закупки зерна в государственный интервенционный фонд. По ним не реже 1 раза в месяц (в случае необходимости чаще) Банком осуществлялись проверки на предмет обеспечения хранителями количественно-качественной сохранности зерна государственного интервенционного фонда и соответствия условий его хранения нормативным требованиям. Всего за прошедший год было проведено более 5 700 проверок.

По состоянию на 01.01.2011 размер корпоративного кредитного портфеля Банка составил 648,1 млрд. рублей, увеличившись с начала года на 18,7%, или на 102,2 млрд. рублей.

Начиная с 2002 года Банком выполняются  функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения возврата задолженности юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в рамках соответствующих статей федеральных законов Российской Федерации и договоров, заключенных с Минфином России.

В целях выполнения функций  агента Правительства Российской Федерации Банк осуществляет взыскание задолженности по бюджетным кредитам, выданным в 1993-2000 годах.

В 2010 году Банком были обеспечены следующие результаты:

- взыскание задолженности по бюджетным кредитам – с начала выполнения Банком данной функции обеспечено поступление в доход федерального бюджета 6,8 млрд. рублей, в том числе за 2010 год – 630,6 млн. рублей (за 2009 год –705,6 млн. рублей);

- ведение внесистемного аналитического учета задолженности заемщиков перед федеральным бюджетом по 379 обязательствам с объемом задолженности на 01.01.2011 6,6 млрд. рублей;

- установление прав требования федерального бюджета по 485 обязательствам должников с объемом задолженности 2,5 млрд. рублей.

В рамках мероприятий по принудительному взысканию задолженности по бюджетным кредитам в 2010 году Банк:

- принял участие в 108 судебных заседаниях по рассмотрению предъявленных к должникам исковых требований;

- предъявил 41 иск на сумму 39,3 млн. рублей и 1 иск на сумму 1,4 млн. долларов США;

- получил 28 решений суда о взыскании задолженности в доход федерального бюджета на сумму 6,8 млн. рублей и 1 решение на сумму 919 тыс. долларов США;

направил в службу судебных приставов 42 заявления о • возбуждении исполнительного производства и наложении ареста на имущество должников;

- в целях осуществления контроля за ходом имеющихся 75 исполнительных производств осуществлял взаимодействие со Службой судебных приставов.

По состоянию на 01.01.2011 в Банке функционируют более 5,2 тыс. счетов с особым режимом. В течение 2010 года по причинам неисполнения должником принятых на себя обязательств, возбуждения в отношении должника процедуры банкротства и т.п. закрыто более 3,1 тыс. таких счетов.

Малые формы хозяйствования (МФХ), которым Банк оказывает кредитную поддержку, включают 4 основные категории: крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ); индивидуальные предприниматели (ИП); сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПоК); сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК).

Информация о работе Основные направления развития и совершенствования кредитования реального сектора экономики