Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 18:28, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение международных экономических отношений ЕС с третьими странами в области международного научно-технического сотрудничества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- изучить теоретические основы международного научно-технического и производственного сотрудничества (понятие, формы, цели международного научно-технического и производственного сотрудничества, сущность модели инновационного развития);
- проанализировать основные тенденции развития международного научно-технического сотрудничества ЕС и третьих стран.
Главная причина ускорения НТП в ХХ столетии кроется в том, что инновационные процессы обрели корпоративную основу, т.к. транснациональные корпорации (ТНК) имеют широкие возможности по всему миру для создания и внедрения инноваций. Совокупные валютные резервы ТНК в несколько раз превышают резервы всех центральных банков вместе взятых. Но самое главное, экономический и политический вес ТНК придает им способность генерировать инновации, создавать новые технологии и, по сути, управлять научно-техническим прогрессом.
Технологическое лидерство как главное конкурентное преимущество служит основой успешного продвижения ТНК на зарубежные рынки. Расходы на НИОКР составляют значительную долю в бюджете большинства корпораций. К примеру, в 2002 г. 700 крупных компаний мира, наиболее активно занимающихся научными разработками, потратили на эти цели 311 млрд. долл. В силу воздействия на научно-технический прогресс в мировом масштабе ТНК определяют структурные сдвиги в мировой экономике. ТНК не только сами создают технические новинки, но и покупают изобретения у малых фирм, чтобы довести их до массового производства. Выступая таким образом в роли активных пользователей нововведений, ТНК чаще играют роль продавцов.
В настоящее время ТНК можно назвать институциональной основой глобализации. Около 80% международной торговли приходится на товары, произведенные транснациональными производителями, так как большинство международных рынков имеет олигопольную структуру, в которой доминирующее положение занимают несколько транснациональных гигантов, конкурирующих между собой на внутренних рынках всех стран.
Инновационную деятельность ТНК глобализация затронула в наименьшей степени, но и в этой сфере в 1990-е годы произошли существенные изменения. Раньше инновационные продукты обычно рождались в головной компании, а затем передавались зарубежным филиалам. Сегодня новинки не обязательно создаются в стране происхождения ТНК, исследовательские центры ТНК все больше организовываются по всему миру как на основе прямых инвестиций, так и за счет создания технологических альянсов.
Удельный вес филиалов иностранных компаний в суммарном объеме выполняемых НИОКР повышается (достигает в среднем 10% для ОЭСР и колеблется от 5% в Японии до 70% в Венгрии), увеличивается доля зарубежных средств в финансировании ИС (составляет более 15% в Канаде, Великобритании, Испании, Австрии и почти 25% в Греции), усиливаются процессы интернационализации в патентной сфере. По имеющимся оценкам, около 20% всего прироста объемов НИОКР в США в период 1996-2001 гг. приходилось на иностранные лаборатории. С развитием процессов транснационализации производства все большая часть технологий, создаваемых стране, становится собственностью нерезидентов: в среднем 14,3% всех изобретений, зарегистрированных в ОЭСР в 1999-2000 гг., принадлежало (полностью или частично) иностранцам по сравнению с 10,7% в 1991-1992 гг.
Расширение международного научно-технического сотрудничества может быть прослежено через увеличение числа регистрируемых совместных изобретений: в 1999-2000 гг. 6,6% всех национальных патентов, заявленных в странах ОЭСР в Европейском патентном офисе, были результатом международной кооперации в сфере НИОКР по сравнению с 4,1% в 1991-1992 гг. Особенно велик этот показатель в малых западноевропейских странах с открытой экономикой, а также в странах с ограниченной местной исследовательской базой, например, в Польше и Словакии (более 50%).
Постоянная интеллектуализация продукции, вызванная бурным НТП и переходом к непрерывному инновационному процессу, а также усиление роли ТНК в условиях глобализации мировой экономики повлекли за собой развитие и усложнение как международной специализации стран, так и их сотрудничества и кооперации. В процессе международного инновационного научно-технического сотрудничества (МИНТС), научно-технические достижения, результаты НИОКР и элементы инновационной продукции соединяются и материализуются в виде готового товара или услуги.
МИНТС характеризуется тем, что международный
обмен товарами и услугами дополняется научно-техническим
сотрудничеством на стадии разработки
продукта, производственным сотрудничеством
и кооперированием непосредственно в
процессе производства, предоставлением
технических услуг на стадии монтажа и
пуска объекта в эксплуатацию, техническим
обслуживанием в период его эксплуатации.
Основной предпосылкой для участия страны
в МИНТС является наличие национального
научно-технического потенциала. Немаловажную
роль играют благоприятные условия для
осуществления инновационной деятельности
на ее территории и развитость информационно-
Участие в МИНТС является реальным инструментом качественной интеграции страны в мировую экономику, стабилизации и подъема народного хозяйства, повышения ее конкурентоспособности, наращивания научно-технического, инновационного и производственного потенциала. Эта форма международного взаимодействия способствует повышению рентабельности отечественных предприятий и коммерциализации национальной наукоемкой продукции. Сотрудничество содействует привлечению иностранных инвестиций в реальный сектор народного хозяйства и интеграции национальной экономики в транснациональные воспроизводственные системы и международное инновационно-технологическое пространство.
Международное научно-техническое сотрудничество занимает одно из важных мест в политике ЕС. Одним из основных инструментов реализации научно-технической политики ЕС и координации международного иновационно-технологического сотрудничества стран-членов ЕС являются рамочные программы. В Пятую рамочную входит программа «Международное сотрудничество» - INCO (International Cooperation). Программа INCO преследует следующие цели:
1. Обеспечение эффективной координации международного научно-технического сотрудничества стран-членов ЕС.
2. Интенсификация научных исследований и укрепление технической базы ЕС.
3. Содействие реализации политики ЕС в других областях.
Европейский Союз уделяет особое внимание сотрудничеству со странами Центральной Европы и бывшими республиками СССР. Кооперация с этими странами направлена на сохранение их научного и технологического потенциала, переориентацию исследований на социальные потребности и восстановление системы воспроизводства.
Для предприятий России в современных условиях международная научно-производственная кооперация имеет ряд особо важных преимуществ. Она позволяет, во-первых, создавать новые или модернизировать действующие производства по изготовлению продукции, эффективной для отечественных предприятий и конкурентоспособной на рынках, обеспечивать взаимную выгоду партнерам по кооперации, а также выигрыш российским потребителям их продукции. При этом достижение целей, предусматриваемых кооперационными проектами и соглашениями по их реализации, становится возможным в наиболее короткие сроки и со значительно меньшими капитальными (инвестиционными) и текущими затратами российских хозяйствующих субъектов по сравнению с затратами на производство тех же изделий без кооперации.
Прогресс в науке и технике является главной движущей силой изменения отраслевой и территориальной структур как национальных хозяйств, так и мировой экономики. Достижения НТП и инновационно-технологическое развитие мировой экономики стали катализаторами процессов глобализации и привели к структурным изменениям в мировом хозяйстве. Были созданы институциональные условия для трансграничного перемещения товаров, услуг, научно-технической и технологической информации и финансового капитала.
Однако в процессе участия в МИНТС неминуемо возрастает зависимость страны от иностранной научно-технической информации и транснационального капитала. Может оказаться, что вектор инновационного развития страны, вовлеченной в МИНТС, отклонится от преследования целей национального развития в сторону интересов зарубежных партнеров. Неоднозначную трактовку также имеет эквивалентность вклада участников в осуществление совместной деятельности и получаемая доля прибыли. В процессе международного сотрудничества параллельно расширяется обмен информацией о доходах и трудоустройстве, что позволяет зарубежным предприятиям приглашать на работу наиболее квалифицированных сотрудников и усугубляет проблемы эмиграции.
Усиление региональной кооперации в Западной Европе вызвано не только общими, но и чисто “европейскими” причинами. Среди них эксперты отмечают сокращение бюджетных расходов на НИОКР в ряде западноевропейских стран; прозрачность национальных границ в ЕС; отказ от жесткого государственного регулирования; административные реформы, дающие большую самостоятельность регионам, и включение инновационной составляющей в общую стратегию их развития; стремление ограничить деятельность американских ТНК; политические и экономические изменения, повлекшие реструктуризацию сферы НИОКР в государствах Центральной и Восточной Европы. Сохраняется также влияние традиционных факторов – географической близости, общности языка и культуры.
Рост кооперации в научно-технической сфере “подталкивается” и усилением тенденций к образованию экономических интеграционных объединений (создание “единой Европы”, Североамериканской зоны свободной торговли – НАФТА, предстоящее формирование Тихоокеанской зоны свободной торговли – РАФТА и т.д.).
Развитие научно-технической кооперации в Европе строится на “многоярусной” основе. Можно выделить три основных уровня: панъевропейский– в рамках программ ЕС, по линии программ “Эврика”, КОСТ (сотрудничество в области научных исследований и технических разработок), ЦЕРН (Европейский центр ядерных исследований), Европейского космического агентства, Европейской биомолекулярной лаборатории, НАТО и т.д.; субрегиональный – приграничное сотрудничество административных регионов разных стран и экстерриториальное сотрудничество регионов государств, не имеющих общих границ; локальный– сотрудничество территорий в рамках одной страны. Усиление регионализма поддерживается как “сверху” (через Европейскую Сотрудничество на базе ЕС является основой для расширения общеевропейской кооперации.
Создание единого рынка с общей численностью населения более 360 млн человек, а также перестройка экономики западноевропейских стран, направленная на повышение конкурентоспособности на глобальных рынках, формируют предпосылки для ускорения роста в данном регионе. Стоящие перед ним главные задачи – борьба с безработицей, повышение качества жизни и усиление конкурентоспособности национальной промышленности – накладывают отпечаток на формирование единой научно-технической политики ЕС.
Разработанная в ЕС стратегия технологического развития на ближайшее десятилетие предусматривает три ключевых элемента:
- поддержку образования и мобильности кадров;
- создание благоприятной правовой, регламентирующей и финансовой среды;
- стимулирование инновационной активности в частном секторе и усиление кооперации как на национальном уровне, так и на уровне ЕС.
Авторы стратегии исходили из того, что масштабы необходимых финансовых и интеллектуальных ресурсов постоянно растут и ни одно европейское государство не может самостоятельно обеспечить технологические прорывы, гарантирующие завоевание новых рынков. В этой связи роль европейской кооперации еще более усилится. Хотя на проведение единой научной политики Евросоюза направляется относительно небольшая часть государственных расходов на НИОКР в странах-участницах, она играет роль катализатора кооперации промышленных компаний, университетских и государственных лабораторий, малого инновационного бизнеса.
В ближайшей перспективе основная часть тематических направлений единой политики ЕС будет нацелена на усиление роли Европы в международной научно-технической конкуренции и повышение качества жизни. При этом основным критерием формирования новых программ сотрудничества принято решение европейских проблем.
Предполагается, что научно-техническое сотрудничество в Европе с большой степенью вероятности будет осуществляться по принципу концентрических кругов. Ядро региональной кооперации образуют наиболее развитые в научно-техническом отношении государства Западной Европы – Германия, Великобритания, Франция, Скандинавские страны.
Постсоциалистические страны участвуют лишь в отдельных программах, поскольку процессы реструктуризации экономики здесь еще не завершились. Принятая стратегия отводит им роль своеобразного “третьего мира” в единой Европе.
Третью зону составят неприсоединившиеся страны, в отношении которых со стороны ЕС можно ожидать создания отдельных механизмов вовлечения в научно-техническую кооперацию, в частности на региональной основе. В противном случае эти государства могут остаться “за бортом” данного процесса.
Внутри самих европейских стран продолжается технологическая регионализация. Инновационная деятельность становится стержнем регионального развития. Различия в научно-техническом уровне регионов усугубляют существующую экономическую неравномерность. Глобализация сферы НИОКР может смягчить как внутри-, так и межстрановые региональные диспропорции.
Неслучайно в ходе разработки перспективного плана развития науки и техники Великобритании британские эксперты поставили необходимость глобального сотрудничества на второе место после внутристранового, а европейского – на третье. Особое значение кооперация в глобальном масштабе имеет для таких направлений, как здравоохранение и науки о жизни, энергетика, сельское хозяйство, охрана окружающей среды, обрабатывающая промышленность, информационно-электронный комплекс, финансовые услуги.
Европейская же кооперация наиболее актуальна в области аэрокосмоса и обороны, транспорта, новых материалов.
Среди принципов соглашения межгосударственного научно-технического сотрудничества — принцип взаимной выгоды, своевременного обмена информацией, сбалансированной реализации экономических и социальных интересов.
Формы сотрудничества включают:
− Участие организаций в проектах ЕС в области совместной деятельности, и наоборот участие организаций из ЕС в российских проектах. Такое участие является предметом регулирования со стороны законов и иных нормативных актов, являющихся обязательными для каждой из сторон. Совместные проекты могут включать участие научных и исследовательских организаций, а также официальных и правительственных учреждений каждой из сторон.
− Свободный доступ и совместное использование исследовательских инструментов, включая установки и места для наблюдений и экспериментов, а также баз данных, относящихся к областям совместной деятельности.