Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 18:28, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение международных экономических отношений ЕС с третьими странами в области международного научно-технического сотрудничества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- изучить теоретические основы международного научно-технического и производственного сотрудничества (понятие, формы, цели международного научно-технического и производственного сотрудничества, сущность модели инновационного развития);
- проанализировать основные тенденции развития международного научно-технического сотрудничества ЕС и третьих стран.
Однако в этой сфере пока остаются две проблемы.
Во-первых, столь потенциально важный процесс
не получает пока необходимой политической
подпитки с обеих сторон. ЕС явно запаздывает
с разъяснением “российского угла” своей
“самобытности”, ЕОА пока не спешит завязывать
конструктивные контакты с нашей страной.
Вряд ли можно поздравить и саму российскую
сторону применительно к анализируемой
тематике с содержанием недавно утверждённых
“дорожных карт” создания “общих пространств”
с ЕС. Из них неясно, как мы собираемся
участвовать в 7-й Рамочной программе ЕС
по поощрению НИОКР, в создающемся “общем
европейском исследовательском пространстве”
(а сама “карта” в данной области скорее
способна поощрить утечку умов из России;
ряд экспертов говорит, например, что именно
у нас первоначально родилась часть идей,
воплощённых позднее в
“А-380”). Тема космоса в них сведена лишь
к носителям, хотя главные доходы от его
освоения лежат в сфере бортового оборудования
и продажи космических услуг. Вопросы
промышленного взаимодействия с европейской
оборонной самобытностью опущены здесь
вовсе, что равносильно отказу от нашего
присутствия на данном рынке ЕС и является
шагом назад по сравнению с упоминавшейся
выше стратегией, которую, кстати, никто
не отменял. В целом же наука и оборона
России и ЕС как бы обрекаются этими “картами”
на своё дальнейшее раздельное существование.
Похоже, что данные разделы этих документов
готовились в кабинетной спешке и без
консультаций с промышленностью, которая
стихийно опережает дипломатию.
Во-вторых, чтобы стать успешным партнёром ВПК ЕС, наш отечественный оборонный комплекс тоже, видимо, должен пройти свой процесс концентрации и специализации (пока торпедируемый амбициями конкурирующих КБ и предприятий). Он должен получить возможность опираться на развёрнутую господдержку (ибо и сотрудничество, и конкуренция на рынке вооружений без неё невозможны), на объёмный военный госзаказ, ибо иностранные покупатели с опаской подходят к покупкам техники, отсутствующей на вооружении армии и флота самой страны-производителя. Малопродуктивно, по-видимому, предлагать странам НАТО и ЕС сразу готовые образцы крупной военной техники (как это было сделано на торгах по самолету “А400М”). Начинать такое взаимодействие при существующем уровне доверия лучше с обмена компонентами, узлами, модулями, то есть с субпоставок продукции (как это собирается делать КБ Сухого при конструировании своего первого гражданского самолёта), модернизации тех систем, которые уже сейчас состоят на вооружении стран расширившегося ЕС. Наконец, своими на рынке Евросоюза, и в особенности, при госзакупках, наши предприятия станут лишь при членстве в ведущих военно-промышленных консорциумах ЕС.
Если же всего этого не случится, то очень жаль, ибо оборонное сотрудничество между странами означает самую высокую степень доверия между ними и способно, в том числе в Европе, обеспечивать нашу взаимную безопасность не хуже, чем иные международные договоры.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретические
Научно-техническое сотрудничество, как и производственное сотрудничество, представляет собой цельную, самостоятельную большую категорию общего понятия международного экономического сотрудничества.
Развитие отношений международного научно-технического сотрудничества в наукоемких областях является важной чертой мировой экономики XXI века. Данная тенденция обусловлена бурным НТП, появлением и упрочением позиций транснациональных воспроизводственных систем и созданием глобального пространства для межстрановых перемещений продукции и факторов производства.
Международное научно-техническое сотрудничество занимает одно из важных мест в политике ЕС. Развитие научно-технической кооперации в Европе строится на “многоярусной” основе, которая подробно рассмотрена в первой главе работы.
2. Проанализированы основные
Рамочная программа является основным механизмом и первым практическим этапом создания единого европейского научного пространства (ЕНП). Россия, также как и остальные государства СНГ, имеет право участвовать в реализации всех направлений рамочной программы, в том числе получать финансирование от Евросоюза. Европейский Союз и Россия предприняли очередные совместные усилия в области науки и техники, подписав 6 ноября 2003 г. новое «Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники» (“Agreement on cooperation for Science and Technology”) во время Саммита Россия-ЕС в Риме.
3. Заложенные Европейским Союзом принципы организации и финансирования проектов полностью применяется и в отношении ВТС.
Наращивание сотрудничества между Европейским Союзом и Россией в области науки и техники будет не только содействовать экономическому развитию России и обучению профессиональных кадров, но и научно-техническим исследованиям ЕС.
В целом за последние десятилетия в странах ЕС апробированы новые формы и методы стимулирования инновационного развития, инновационная политика приобрела комплексный, системный и долгосрочный характер с четкими количественными и качественными ориентирами, а единая политика Евросоюза стала «локомотивом» для национальных правительств и частного бизнеса.