Основные тенденции развития научно-технического сотрудничества ЕС с третьими странами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 18:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является изучение международных экономических отношений ЕС с третьими странами в области международного научно-технического сотрудничества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- изучить теоретические основы международного научно-технического и производственного сотрудничества (понятие, формы, цели международного научно-технического и производственного сотрудничества, сущность модели инновационного развития);
- проанализировать основные тенденции развития международного научно-технического сотрудничества ЕС и третьих стран.

Вложенные файлы: 1 файл

мировая эк курсяк.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

 

"Сотрудничество"

Эта программа призвана содействовать научно-технологическому прогрессу, находить решения основных социальных, экономических, экологических,  промышленных проблем и вызовов в сфере здравоохранения,  оказывать поддержку развивающимся странам и работать на благо общества. В программе десять тематических направлений, которые, в общем и целом, соответствуют основным областям науки.  Бюджет программы - 32,4 млдр. евро, выделяемых поддержку совместных исследовательских инициатив по следующим тематическим направлениям:

  • Здравоохранение
  • Пища, сельское хозяйство и биотехнологии
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Нанонаука, нанотехнологии, материалы и новые производственные технологии
  • Энергетика
  • Окружающая среда (в том числе изменение климата)
  • Транспорт (включая аэронавтику)
  • Социально-экономические и гуманитарные науки
  • Космос
  • Безопасность.

 

Данная программа содействует развитию международного сотрудничества за счет открытия всех тематических сфер для участия исследователей из "третьих стран" и реализации специальных инициатив по международному сотрудничеству. 

 

"Идеи"

Цель Программы "Идеи", которая будет проводиться в рамках недавно созданного Европейского Исследовательского Центра (ЕИЦ), – поддержать ученых, осуществляющих пограничные исследования во всех областях науки и технологий.  Ее бюджет – 7,5 млрд. евро.  Эти средства будут направлены на привлечение и удержание наиболее одаренных исследователей,  поддержку исследований  с высокой степенью риска и отдачи и стимулирование научных исследований мирового уровня в новых областях.

 

"Кадры"

Программа "Кадры" должна качественно и количественно укрепить человеческий потенциал Европы в сфере науки и технологий.  Бюджет программы – 4,75 млрд. евро. В круг ее задач входит создание условий для повышения заинтересованности людей в карьере ученого, предотвращение оттока исследователей из ЕС, увеличения притока ученых в Европу и повышение ее привлекательности для наиболее одаренных исследователей как региона  передовых исследований и развитой научной инфраструктуры.  Базируясь на благотворном опыте программы “Marie Curie Actions”, программа "Кадры" должна способствовать повышению мобильности исследователей между частным и государственным секторами.

 

 "Способности"

Задача этой программы (бюджет - 4,1 млрд. евро) - оптимизировать использование и развитие научно-исследовательской инфраструктуры и повысить инновационный потенциал малых и средних предприятий и их способность извлекать прибыль от проводимых исследований. Программа должна способствовать формированию региональных исследовательских кластеров и в тоже время активизировать исследовательский потенциал наиболее отдаленных регионов ЕС.  Она также должна способствовать максимальному проникновению в европейское общество, действуя по семи следующим направлениям:

  • Научно-исследовательская инфраструктура
  • Исследования для малых и средних предприятий
  • Регионы знаний и поддержка региональных исследовательских кластеров
  • Исследовательский потенциал сближаемых регионов
  • Наука в обществе
  • Поддержка системного развития политик в области исследований
  • Международное сотрудничество

Особое внимание в Седьмой РП уделяется международному сотрудничеству: ее задача – усилить международное сотрудничество в области исследований путем сочетания географического и тематического подходов. С одной стороны, Седьмая РП открыта для участия исследователей из третьих стран, а с другой стороны, в рамках каждой из тематик осуществляются отдельные инициативы по международному сотрудничеству.  Финансирование, выделяемое на исследовательскую деятельность на международном уровне, распределено по всем четырем подпрограммам («Сотрудничеству», «Способностям», «Кадрам» и в меньшей степени «Идеям»), для того чтобы добиться максимального эффекта от международного сотрудничества.

2.3 Инструменты реализации стратегии научно-технического сотрудничества ЕС

Инструменты реализации стратегии научно-технического сотрудничества ЕС можно разделить на три основные группы:

1. Проекты имеют своей целью получение новых знаний, технологий и видов производства продукции. Направления деятельности этих проектов включают научные исследования, технологические разработки, демонстрационную и инновационную деятельность. К таким инструментам относятся:

Интегрированные проекты (Integrated Project - IP);

Специальные целевые научно-исследовательские проекты (Specific targeted research projects - STREP).

Интегрированные проекты (ИП) - проведение целенаправленных научных исследований, в которых первостепенное значение имеют новаторские знания, применяемые для создания новой продукции, производственных процессов, услуг и т.д. ИП объединяют партнеров по проекту, участвующих в научно-исследовательском процессе от получения первоначальных результатов исследований до разработки и внедрения технологии. Партнерами по проекту могут быть организации различных секторов экономики: частного и государственного, академического и промышленного, в том числе малых и средних предприятий. Участниками проекта должны быть минимум три организации из трех различных стран - членов ЕС или государств, ассоциированных в 6РП (Исландия, Израиль, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария), две из которых  должны быть из полноправных членов или стран - кандидатов на вступление в ЕС (Болгария, Румыния, Турция). Как правило, консорциум включает 10–20 организаций. Партнеры из России могут участвовать только сверх минимального количества участников из ЕС. Объем финансирования одного ИП может достигать несколько десятков миллионов евро. Продолжительность ИП - от 3 до 5 лет. Одним из критериев оценки качества проекта является участие МСП, которые могут принять участие в ИП на любом этапе его реализации. МСП могут проводить научные исследования, разрабатывать  технологии, участвовать в демонстрационных работах и обучении. Все эти виды деятельности являются существенными компонентами ИП.

К Специальным целевым научно-исследовательским проектам (STREP) относятся научные исследования и технологические разработки, демонстрационная деятельность, направленная на демонстрацию жизнеспособности новых технологий после завершения фазы исследований, но без прямой коммерциализации. Партнерами по проекту должны быть как минимум три различные организации из трех разных стран - членов ЕС или государств, ассоциированных в 6РП, из которых две должны представлять страны - члены ЕС или ассоциированные государства - кандидаты на вступление в ЕС. Организация из России может выступать в качестве четвертого участника проекта. Как правило, консорциум включает 6-15 организаций. Продолжительность проекта составляет 2-3 года. Финансирование одного проекта достигает несколько миллионов евро.

2. Целью проектов, выполняемых с использованием инструмента «Сети мастерства (Network of Excellence - NoE)» является объединение научно-технического потенциала для проведения исследований и создания "критической массы" ресурсов и накопленного опыта для достижения превосходных результатов в той или иной научной области. Число партнеров по проекту должно составлять минимум три организации из трех различных стран - членов ЕС или государств, ассоциированных в 6РП, две из которых должны быть из полноправных членов ЕС или стран - кандидатов на вступление в ЕС. Как правило, консорциум включает 6-12 организаций. Крупные сети могут включать несколько сотен исследователей. Партнеры из России могут участвовать только сверх минимального количества участников из ЕС. Продолжительность проекта составляет 4-5 лет. В сетях должны быть реализованы следующие условия: взаимодополняемость участников; совместное использование научно-исследовательских инфраструктур и оборудования; совместное выполнение научно-исследовательских проектов; организация интерактивного режима работы между партнерами сети за счет использования электронно-коммуникационных систем; совместное управление портфелем знаний (информацией, результатами); совместные программы по обучению исследователей и ведущих специалистов; содействие мобильности персонала, обмену кадрами; равноправие между мужчинами и женщинами в научных исследованиях.

3. Проекты этой группы направлены  на обеспечение координации проведения  научных исследований и международного  сотрудничества при реализации 6РП. К ним относятся:

Координирующая деятельность (Coordination Actions - CA) предусматривает проведение исследований, анализ и бенчмаркинг, обмен и распространение информации об успешном практическом опыте, обмен персоналом, организацию конференций, семинаров и встреч, разработку информационных систем, создание экспертных групп, организацию и менеджмент совместных инициатив. Объем финансирования составляет от сотен тысяч до нескольких миллионов евро на один проект. Участниками проекта должны быть как минимум три различные организации из трех различных стран - членов ЕС или государств, ассоциированных в 6РП, две из которых должны быть из полноправных членов ЕС или стран - кандидатов на вступление в ЕС. Организация из России может выступать в качестве четвертого участника проекта. Продолжительность проекта составляет 2-3 года.

Поддержка выполнения программ (Specific Support Actions – SSA) включает следующие виды деятельности: анализ и распространение результатов научных проектов 6РП; изучение и подготовку будущих направлений деятельности по научным исследованиям в перспективе создания Единого европейского научного пространства; поддержку участия в 6РП малых и средних предприятий. Реализация этих работ должна опираться на информационно-консультационные службы и сеть национальных контактных точек, созданных в разных странах. Объем финансирования составляет несколько сотен тысяч евро на один проект. Участниками проекта могут быть от одной до пятнадцати организаций. Продолжительность проекта – от 9 месяцев до 2,5 лет.

В рамках научно-технической программы ЕС существуют направления по обеспечению условий для улучшения кадрового потенциала науки, развития научной карьеры, международного обмена опытом и результатами исследований, а также консолидации ученых разных стран с целью формирования международной научно-исследовательской сети. Эти направления реализуются по «Программе Марии Кюри – кадровые ресурсы и мобильность ученых».

 

 

2.4 Научно-техническое сотрудничество  России и Европейского Союза

В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» поставлена задача перехода страны на инновационный путь развития. Для достижения этой цели необходимо добиться повышения инновационной активности российской промышленности, адаптировать научно-исследовательский комплекс к условиям рыночного хозяйства, усилить взаимодействие государственного и частного секторов формирующейся новой национальной инновационной системы. Решение этих задач зависит от выработки эффективной научно-технической, инновационной и промышленной политики.

Европейский Союз и Россия предприняли очередные совместные усилия в области науки и техники, подписав 6 ноября 2003 г. новое «Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники» (“Agreement on cooperation for Science and Technology”) во время Саммита Россия-ЕС в Риме. Это соглашение является ключевым для обеспечения участия российских ученых в Шестой рамочной программе ЕС (FP6 2002–2006). Предыдущее соглашение о сотрудничестве в научно-технической сфере было принято в мае 2001 и закончило свое действие в декабре 2002. Новое соглашение основывается на принципах взаимной выгоды, равных возможностях для участия в научных программах сторон и других сферах деятельности в рамках соглашения, а также на принципах отсутствия дискриминации, эффективной защиты интеллектуальной собственности и равного использования прав интеллектуальной собственности. Соглашение ведет к реализации совместной научно-исследовательской деятельности в таких областях как биотехнологии и здравоохранение, защита окружающей среды и климат, включая наблюдение за земной корой, неатомную энергетику, технологии информационного общества, социальные дисциплины, а также обучение и обмен научными кадрами.

Наращивание сотрудничества между Европейским Союзом и Россией в области науки и техники будет не только содействовать экономическому развитию России и обучению профессиональных кадров, но и научно-техническим исследованиям ЕС. Сотрудничество России и ЕС, установленное новым договором, поддерживается «Планом действий по усилению сотрудничества в области науки и техники между ЕС и Россией» (“Action Plan to enhance co-operation in Science and Technology between the EU and Russia”), разработанного и принятого в 2003 году в рамках предыдущего Соглашения о научно-техническом сотрудничестве между ЕС и Россией.

Шестая рамочная программа ЕС предлагает возможности для сближения европейского и российского научного сообществ. Хорошо иллюстрирует интерес российских ученых к европейским исследованиям тот факт, что в рамках первого объявления о приеме заявок на участие в 6-й Рамочной программе исследований более 500 российских участников подали свои заявки (с общим бюджетом около 75 млн евро). В 2000 г. Европейский Союз взял курс на создание к 2010 г. наиболее конкурентоспособной в мире динамичной экономики, основанной на знаниях. В этой связи приоритетными направлениями деятельности ЕС стали три области: научно-техническая, инновационная и образовательная. В частности, к уже существующей Рамочной программе НИОКР планируется добавить новую Рамочную программу по конкурентоспособности и инновациям (2007–2013 гг.), а также Программу интегрированных действий по непрерывному образованию. В развитие этой стратегии предусмотрены кардинальные меры по укреплению научно-технического потенциала – увеличение расходов на НИОКР с текущих 1,9% до 3,0% ВВП (на 2/3 за счет инвестиций частной промышленности и на 1/3 – государственных расходов), а также расширение панъевропейского сотрудничества в рамках европейской Рамочной программы НИОКР. Основой новой научно-технической политики Брюсселя стало создание Европейского научного и инновационного пространства (ожидается, что рост расходов на НИОКР до 3-х процентного уровня даст дополнительный годовой прирост ВВП в размере 0,5% и приведет после 2010 года к созданию ежегодно по 400 тыс. дополнительных рабочих мест).

В 2003 г. Европейская Комиссия разработала «дорожную карту» (план конкретных действий по стимулированию инвестиций в НИОКР), предусматривающую изменение приоритетов в инновационной политике стран ЕС, цель которых:

- повышение эффективности государственной поддержки исследований и инноваций, обеспечение необходимыми кадровыми ресурсами, улучшение исследовательской базы в государственном секторе, усиление стимулирующего эффекта государственного финансирования на инвестиции в НИОКР частного бизнеса;

- переориентация государственных ресурсов на исследования и инновации путем увеличения эффективности государственных расходов, улучшения правил государственной помощи бизнесу и государственных контрактов;

Информация о работе Основные тенденции развития научно-технического сотрудничества ЕС с третьими странами