Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 18:28, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение международных экономических отношений ЕС с третьими странами в области международного научно-технического сотрудничества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- изучить теоретические основы международного научно-технического и производственного сотрудничества (понятие, формы, цели международного научно-технического и производственного сотрудничества, сущность модели инновационного развития);
- проанализировать основные тенденции развития международного научно-технического сотрудничества ЕС и третьих стран.
Тем не менее и ВПК ЕС нельзя недооценивать, особенно если учесть ряд его специфических особенностей.
Так, во-первых, он давно уже перешагнул за пределы прежних основных западноевропейских производителей вооружений – Франции, Великобритании и Германии.
В заметной степени милитаризована ныне также промышленность Италии, Испании, Нидерландов, Бельгии, Дании. На основе технологической кооперации в число производителей авиакосмического оборудования уже вошли все страны ЕС-15, кроме Ирландии. Поэтому бельгийские фирмы уже зарекомендовали себя выпуском авиакомпонентов, электроники, стрелкового оружия, композитов, малых ракет, датские – производством радаров, фюзеляжей, услуг военного инжиниринга, Греции – авиакомпонентов, электроники, ремонтом самолётов и вертолётов и т. д.
Не просматривается здесь существенных различий и между странами НАТО и традиционными нейтралами. Швеция производит в год оружия на 35 млрд крон и экспортирует – на 14 млрд. По крайней мере восемь её фирм, включая “Сааб” и “Вольво”, выпускают истребители, пушки, боевые машины пехоты, электронику, вертолёты, сенсоры, аммуницию, пиротехнику и т. д. В свою очередь, Финляндия выпускает боевые машины пехоты, авиакомпоненты и другую военную технику на сумму около 210 млн евро в год, а её ведущая военно-промышленная фирма “Патрия” акционерно связана с крупнейшим военным консорциумом ЕС “ЕАДС” и имеет свои филиалы в США, Великобритании, Швеции, Германии и Эстонии.
Во-вторых, при значительной ориентации на продукцию двойного и гражданского назначения, многие компании сохраняют в своих структурах невоенные подразделения или же частично загружают такой продукцией военные. Например, в авиакосмической промышленности ЕС с 1980 по 2007 годы доля гражданской продукции колебалась по годам от 32,5% до 70,9%, а из 9,3% расходов на НИОКР к её обороту 6,1% в 2008 году было направлено на разработку гражданских товаров и технологий. Ведущий французский военный концерн “Талис” выпускает также подвижной состав, суда (на 2 млрд евро в год), средства информатики, “Сааб” и “Вольво” – автомашины. Поэтому и “столь часто используемый термин “европейская индустрия вооружений” не должен вводить кого-либо в заблуждение, – отмечал член Комиссии ЕС Э. Ликканен. – Правильнее было бы говорить о “комплексе европейских отраслей промышленности, связанных с обороной”, так как большинство их компаний вовлечены одновременно и в военное, и в гражданское производство, в частности, в аэронавтике, космической индустрии и в электронике”.
В-третьих, ВПК ЕС в весьма значительной степени остаётся огосударствлённым. Многие его предприятия являются либо казёнными, либо принадлежат государству на паях, причём подчас с удержанием за ними “золотой акции”, и в наименьшей степени были затронуты приватизацией. Например, в руках французского правительства находятся 97,224% акций крупнейшей авиамоторостроительной фирмы “СНЭКМА”, 33,4% акций “Талис”, 15% – “ЕАДС”. Высока доля государства в компаниях “Техспейс” (Бельгия), “Патрия” (Финляндия), “Хелленик” (Греция). Государство же покрывает в ЕС 45% расходов на НИОКР (США – 33%, Япония – 26%).
Вместе с тем власти в странах ЕС пока ещё не могут обеспечить своему ВПК необходимого объёма госзакупок. На их вещественные элементы приходится всего лишь 30 млрд долл. в год, тогда как военные подрядчики мечтают о 160 млрд. И потому главной отдушиной в сбыте очень часто оказывается не внутренний рынок ЕС, а экспорт. В частности, в 2007 году государство закупило всего 28% продукции ВПК ЕС, тогда как 53,1% её объёмов ушло за рубеж, что, конечно же, не обеспечивает военной индустрии Евросоюза необходимой стабильности и предсказуемости операций. Не меняет здесь дела и расширение ЕС, ибо страны ЦВЕ и Балтии (верные принципу, что защищать их всегда должен кто-то другой) добавляют к объёму этих закупок всего 4 млрд евро, да при этом ещё норовят закупать на субсидии ЕС американскую военную технику.
Определяющей остаётся и национальная разобщённость закупок и дубляж в разработке систем вооружений. Например, бронетранспортёры производятся здесь по 23 различным спецификациям. “В сравнении с США узким местом в ЕС остаётся военный спрос, – подчёркивал видный германский эксперт по этой проблеме К. фон Вогау. – Если в Америке налицо в основном один покупатель, то есть Пентагон, то в ЕС, наоборот, на рынке покупателями выступают 25 национальных военных ведомств, различающихся и по их возможностям, и по потребностям”.
Наконец, уступая по мощи военным подрядчикам
США, и сами компании ЕС способны пока
обеспечить своим клиентам лишь “узкозахватное”
предложение как по тематике, так и по географии
производства. Обычно это концентрация
сил на отдельных, прорывных проектах
(“Аэробус”, система космической связи
и навигации “Галилео”, проекты “Еврофайтер”,
“Еврокоптер”
и т. д.), а из 500 компаний ЕС, осуществляющих
НИОКР, 55% массива исследований приходится
всего на 20 фирм, причём тематически они
на 67% сосредоточены всего в четырёх секторах
науки и техники.
Своеобразным зеркалом всех этих особенностей
является крупнейший военно-промышленный консорциум ЕС “ЕАДС”.
Созданный в 2000 году, он имеет оборот в
30 млрд евро, 100 тыс. занятых работников,
70 предприятий и
35 филиалов за рубежом. Его владельцами
выступают германский “Даймлер-Крайслер”
(30% акций), французский “Лагардер”(15%)
и правительство Франции (15%), испанская
“СЕПИ” и индивидуальные акционеры. “ЕАДС”
состоит из отделений “Эрбас”, военно-транспортной
авиации, аэронавтики, космоса, систем
обороны и безопасности. Под управлением
двух штаб-квартир в Париже (стратегия,
маркетинг, правовое обеспечение) и в Мюнхене
(финансы, коммуникации) он производит
вертолёты “НХ-90” и “Тайгер”, самолёт
ВМС “Дельфин”, военно-транспортные самолёты
“С-295” и “СН-235”, радары, телекоммуникационное
оборудование, занимает второе место в
мире по выпуску управляемых ракет, работает
на перспективу над истребителем “Еврофайтер”,
вертолётом “Еврокоптер”, военно-транспортным
самолётом “А400М” (с уже имеющимся портфелем
заказов в 180 машин), поставляет компоненты
самолётов “АВАКС” и “Ф-4”, входит, вместе
с “Талис”, “Инморсат”, “Алкатель”,
“Финмекканика” и испанскими “Аена”
и “Испансат” в консорциум по управлению
“Галилео”. Одновременно он же производит
весь модельный ряд “аэробусов” (на авиасалоне
в Ле-Бурже в июне 2005 года “ЕАДС” согласовал
заказы еще на 280 своих машин против 146
у “Боинга”), оборудование для транспорта,
связи, информатики и т.д.
Суммируя, можно согласиться с французской “Франс суар” в том, что “если европейская оборона остаётся пока мечтой, то европейская оборонная промышленность – это уже ощутимая реальность”.
Одновременно внутри ВПК ЕС происходят и важные внутренние изменения на структурном и корпоративном уровне, которые генерируют уже и общезначимый опыт.
Несмотря на все традиции национального протекционизма в этой “чувствительной” отрасли, к концу 1990-х годов стало очевидно, что, как признавала Комиссия ЕС, “выживание индустриальной базы европейской обороны, способной стать основой общей внешней и оборонной политики Евросоюза, будет зависеть от успеха в консолидации этой базы как на национальном, так и на транснациональном уровне”.
Этого требовали как масштабы поставленных ЕС перед собою задач, так и давление внешней конкуренции, и потому сначала в масштабе отдельных стран, а затем и на евросоюзном уровне в оборонной промышленности блока начался лавинообразный процесс поглощений, сляний, реорганизаций, создания филиалов за рубежом, а также специализации и технологической кооперации.
В итоге в ВПК Франции доминируют ныне всего два концерна (“Талис” и “СНЭКМА”), Швеции – два (“Сааб” и “Вольво”), а в Великобритании (“БАЕ”), Италии (“Финмекканика”) и Испании (“КАСА”) – всего по одному. Независимые предприятия с самостоятельным профилем (например, “Рати”, “Матра”, “Тюрбомека” – Франция, “Либхерр аэроспейс”, “Кнопп” – Германия, “Сторк” – Нидерланды) функционируют здесь уже скорее как исключения, а вне зоны поглощений и сляний остаются в основном мелкие и средние предприятия, которые крупным корпорациям выгоднее держать на статусе сменных субпоставщиков, перелагая на них, таким образом, риски адаптации к быстро сменяющимся требованиям рынка и техпрогресса.
С начала нашего века такие процессы выплеснулись на уровень ЕС, в основном ввиду удорожания систем вооружений и сокращения их числа. Начало сказываться и сознательное поощрение этих процессов через бюджетные расходы Евросоюза. Так, “Роллс-Ройс” приобрела 46,8% акций испанской “Индустриа де турбопропульсорес”, “Дассо” – 52,9% акций бельгийской “Сабка”, на продажу выставлены 51% портфеля “Чешке телеком”, 55% “Тюрк телеком” и т. д. Кроме “ЕАДС” в военном судостроении рождается общий для ЕС концерн типа “Эрбас” в составе германских “Тиссен-Крупп” и “ГДВ” и французских “Талис” и “Дирексьон де конструксьон наваль”. Итальянский производитель вертолётов “Коала и Мангуста” фактически перешёл под контроль нидерландской “Аугуста Вестланд”. Наконец, вместо четырёх тендерных консорциумов, боровшихся за право эксплуатации “Галилео”, в 2006 году осталось два, а в июне 2007 года Комиссией ЕС им было рекомендовано слиться в один и представить единое предложение.
О том, сколь широкие и разносторонние формы может приобретать переплетение капиталов в современной оборонной промышленности Европы, свидетельствует пример концерна “Арианспейс”, созданного для производства и запуска носителей “Ариан”, совладельцами которого выступают 18 французских, 4 германских, 3 итальянских, 3 английских, 3 бельгийских инвестора, а также акционеры Дании, Ирландии, Нидерландов, Швеции, а вне ЕС – Норвегии и Швейцарии. При этом фирмы обычно стремятся к постоянной оптимизации набора военных производств, и потому концентрация капитала сопровождается выбросом на сторону и обратной продажей активов, ставших непрофильными или переставшими представлять интерес. Например, тот же “БАЕ” продал в США свою лабораторию “Флайт симулейшн”, 54% активов в Канаде, половину акций “ЛХ Системз”, а “Талису” – 49,9% акций “Томпсон-Маркони”. В свою очередь, “Талис” также решил освободиться от компаний “Круазетт” и “Шнейдер электроникс”. Другими словами, ВПК ЕС производит ныне именно вооружения, а не сковородки, чтобы выжить.
В рамках создаваемых объединений отдельные производства выделяются в специализированные подразделения, оформляются как филиалы, либо наконец передаются в целевые консорциумы для реализации крупных межфирменных проектов. Так, у “Дассо” свои производства имеет каждый из модельного ряда производимых ею истребителей (“Альфа-Джет”, “Мираж 2000”, “Атлантик”, “Рафаэль” и “Фалькон” моделей “50ЕХ”, “2000”, “2000ЕХ”, “900 С”, “900 ЕХ” и “7Х”). “Финмекканика” имеет отделения по авиакосмическому оборудованию, системам обороны, аппаратуре контроля воздушного движения, энергомашиностроению, автоматизации, желдороборудованию, судостроению (после слияния с фирмой “Ансальдо”) и т. д. Особняком функционирует в её составе “Оффисина Галилео”, специально созданная для участия в торгах на право эксплуатации одноимённой системы космической связи и навигации. На аналогичных основах работают австрийский холдинг “Бомбардье” и датский “Аэроспейс”.
Филиалы крупнейших оборонных подрядчиков ЕС являются либо специализированными технологическими ответвлениями компании, либо представляют её интересы за рубежом. При этом предпочтение отдается ввиду специфики отрасли филиалам со 100-процентной собственностью и контролем (только у “Сааб” таких насчитывается 13), но существуют и другие их виды. Так, у “Талис” во Франции и за рубежом имеются 27 стопроцентных филиалов в сфере информатики и услуг, 17 – в собственно оборонной промышленности, шесть – в авиакосмической, а число филиалов мажоритарного и миноритарного владения в этих сферах составляет 3 и 8, 2 и 4, 5 и 1 соответственно. “Роллс-Ройс” имеет 13 стопроцентных филиалов и 3 совместные компании в Великобритании, 40 различных филиалов в ЕС и ещё 27 за его пределами. Той же практики придерживаются и менее крупные фирмы, и, например, у британской “Маккетни” функционируют 16 филиалов и смешанных компаний в Великобритании, 12 в других странах ЕС, 23 – в Австралии и 1 – в Новой Зеландии.
Однако, наибольший интерес представляют целевые консорциумы (не обязательно на акционерной, но и на договорной основе), создаваемые под отдельные проекты и состоящие не только из дружественных, но и из конкурирующих фирм, и при переходе с прежней национальной к общеинтеграционной базе будущее останется, видимо, именно за ними.
Например, консорциум “Панвиа” для производства многоцелевого самолёта “Торнадо” принадлежит на 42,5% “Бритиш аэроспейс” и “ЕАДС” и на 15% – “Аления”. “Еврокоптер” (крупнейший производитель вертолётов в мире с оборотом в 2 млрд евро и 10 тыс. занятых) был создан еще в 1991 году “МВВ” (Германия) и “Аэроспатиаль” (Франция), а ныне принадлежит на 70% “ЕАДС” и 30% – “Даймлер – Крайслер аэроспейс”, а его сеть формируют предприятия “Еврокоптер Дойтчланд”, “Еврокоптер Тайгер”, фирмы под мажоритарным контролем в Канаде (“НХ Индастриз”), США (“ЕАК”, “ЕДВ”, “Хелибра”), Испании (“ХЕСА”), Бельгии (“ЕИБ”), Японии (“ЕСН”), Сингапуре (“Самааэро”), на Филиппинах (“ЕС Филипинс”) и миноритарным – в Канаде, Великобритании, ЮАР, Мексике, Малайзии и Австрии.
Наряду с акционерной формой, межфирменное сотрудничество в ВПК ЕС часто приобретает форму технологической кооперации. Более того, абсолютное большинство видов и систем вооружений производится уже не какой-то одной фирмой или страной, а именно таким образом. Например, “Сааб” и “Бритиш аэроспейс” совместно производят боевые машины пехоты, “Сааб” оснащает своей электроникой пушки “Бофорс”. Для “аэробуса” крылья производятся в Великобритании, фюзеляж – в Германии, кабина пилотов – во Франции, рулевое управление – в Испании, не считая субпоставок из других стран (включая Россию). Военно-транспортный самолёт “А400М” будет собираться из компонентов, производимых в ФРГ, Франции, Испании, Италии, Великобритании, Бельгии, Турции и Португалии и т. д.
Существуют и фирмы с устоявшейся репутацией поставщиков отдельных специализированных компонентов сразу по многим адресам. Итальянская “Аэромаччи” поставляет таким образом части авиадвигателей и фюзеляжи для малых самолётов, “Аэромет” (Великобритания) – титановые детали, “Данчестер” (Великобритания) – сплавы, “Алвис” (Швеция) – трансмиссии, “Барко” (Бельгия) – уплотнители и т. д.
Рождаются и более продвинутые технологические схемы типа разделения производственных программ, причём даже между фирмами-конкурентами. Так, “Алкатель” и “Финмекканика” вложились в пропорции 67:33 в свои филиалы “Алкатель спейс” и “Аления спацио”, разделив между ними производство бортового оборудования спутников. Второй их проект (уже в обратной пропорции 33:67) предусматривает аналогичное разделение в сфере телекоммуникаций между филиалами “Алкатель спейс” и “Телеспацио”. Возможно, сюда же будет подключена фирма “Астриум”, входящая в “ЕАДС”.