Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 15:06, доклад
Благотворительность - это проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущества спешить на помощь неимущим. Основой благотворительности является милосердие, которое определяется как стремление помочь бедным. Таким образом, благотворительность можно определить, как особую форму социальной поддержки, состоящей в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся.
Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России
Благотворительность - это проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущества спешить на помощь неимущим. Основой благотворительности является милосердие, которое определяется как стремление помочь бедным. Таким образом, благотворительность можно определить, как особую форму социальной поддержки, состоящей в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся.
Благотворительная деятельность на Руси является одной из древнейших традиций и ее развитие связывают с принятием христианства, поскольку Церковь руководствуется второй из основных христианских заповедей – о любви к ближнему. В то же время благотворительность и меценатство на Руси появились не сразу. Этот процесс длился в течение нескольких столетий, в результате чего становление и развитие благотворительности прошло несколько этапов.
Первый этап охватывает период IX-XVII вв. и характеризуется как княжеско-церковный. Свое выражение благотворительность в рамках этого этапа получила в раздаче милостыни, тем более что нищенство считалось в Древней Руси не экономическим бременем для народа, а одним из средств его нравственного воспитания. Человеколюбие на деле выражалось в Древней Руси нищелюбием. Нищий был для благотворителя лучшим богомольцем, молитвенным ходатаем. В результате сформировался институт профессиональных нищих.
Профессиональные нищие - это лица, которые в силу своих физических возможностей трудиться могли, но не желали. Для них нищенство стало постоянной профессией.
Центром благотворительности в Древней Руси была Церковь, через которую шли пожертвования, в том числе и от князя (десятина). Деловые люди не только раздавали милостыню и устраивали трапезы для нищих, но чаще всего вкладывали землю или деньги в монастыри, а также в строительство новых храмов (именно в таком виде в сознании русских людей отражалась идея искупления за богатство, обладание которым всегда связывалось с грехом).
При монастырях возникали богадельни, бесплатные лечебницы, где находили приют нищие, составлявшие в это время особую социальную группу «церковных и богадельных людей». Подобная практика сохранилась вплоть до конца 17 века, хотя уже при Иване Грозном обнаружились недостатки частного благотворения и необходимость создания государственной светской организации помощи, особенно в период крупных катаклизмов (неурожаи, эпидемии, войны).
Деятельность Петра 1 на этом поприще имела в целом репрессивный характер. За нищенство наказывали кнутом и ссылали в дальние сибирские города (как предписывалось указом 1691 г.). Нищие и бродяги привлекались к принудительному труду на промышленных предприятиях.
В петровских указах 1712 и 1724 гг. предписывалось устраивать в губерниях страны госпитали для увечных и престарелых, не имеющих возможности трудом обеспечивать себе пропитание, провести перепись призреваемых с целью упорядочивания работы с различными их слоями, в частности с военными и умалишенными. 1 февраля 1720 г. был издан указ о строительстве в Москве госпиталя для «зазорных» (незаконнорожденных) детей.
Следующая реорганизация общественного призрения в стране пришлась на время реформаторской деятельности Екатерины 2. По мере ограничения властных церковных функций, секуляризация церковных земель государство сосредотачивало в своих структурах обязанности и работу по контролю за сферой благотворения.
Во второй половине 18 в. по указу Екатерины 2 в стране создаются государственные структуры по организации и управлению учреждениями презрения. Ими становятся Приказы общественного призрения, созданные после 1775 г. в 33 губерниях страны под руководством гражданских губернаторов и дворянской опеки. Приказы занимались организацией школ, сиротских домов, аптек, больниц, богаделен, домов для неизлечимых больных, сумасшедших и так далее. На каждую губернию выделялось 15 тысяч рублей из государственной казны. Увеличить этот капитал призваны были пожертвования, поощряемые императрицей. Это опять стимулировало частную благотворительность, которая в восемнадцатом веке получила филантропическую направленность.
Первым благотворительным обществом подобного типа стало учрежденное Екатериной 2 в 1764 г. Общество воспитания благородных девиц, деятельность которого определялась специальным уставом. Кроме того, были учреждены воспитательные дома в Москве (1763) и Петербурге (1772). В этот период филантропической деятельности активно участвовали представители высших слоев общества. Так, граф Бецкий построил Институт благородных девиц в Петербурге (Смольный). В филантропические функции созданного в 1765 г. Вольного экономического общества входили организация сельскохозяйственных школ и училищ, помощь крестьянам в освоении передовых приемов агротехники, обследование крестьянских семей, оказание им материальной помощи, особенно в голодные засушливые годы.
Следующим по влиянию на поприще благотворительности являлось Ведомство учреждений императрицы Марии, начало которому было положено в 1797 г., когда Мария Федоровна (супруга Павла 1) приняла в свое заведование воспитательные дома в Петербурге и Москве и Общество благородных девиц в Смольном монастыре.
Одни благотворительные общества работали самостоятельно, по собственной программе, другие -Императорское человеколюбивое общество (до 1816 г. - Филантропическое общество), основанное в 1802 г., получали от государства дополнительные преимущества: частичное финансирование, индивидуальное поощрение, различные льготы. Так, Императорское человеколюбивое общество к концу 19 века содержало 225 различных благотворительных учреждений (больниц, школ, богаделен) с числом обслуживающего персонала свыше шести тысяч человек.
Получила развитие частная благотворительная деятельность. В 1781 году частные лица получили официальное право открывать благотворительные заведения. Особое развитие частная благотворительность получила в период расцвета либерализма Александра 1. После отечественной войны 1812 года, когда сгорела Москва,
было создано Патриотическое общество, финансовую основу которого составили частные дом взносы. Сам Александр Первый внес на счет общества из личных средств 50 тысяч рублей. Только за один год расходы Общества в пользу пострадавших от войны составили около 300 тысяч рублей.
Профессиональным благотворителем был принц Петр Георгиевич Ольденбургский (1812-1881), который основал училище правоведения, первый ночной детский приют, а всего он потратил на благотворительные цели более одного миллиона рублей.
Всего частные пожертвования в первое десятилетие 19 века превысили 9 миллионов рублей. Этому подъему способствовала политика правительства Александра 1, всемерно поощрявшего благотворительность.
Наиболее интенсивно частная благотворительность развивалась в пореформенный период. Начавшийся в 1861 году и продолжавшийся до начала 20 века период можно рассматривать как этап экономической модернизации страны, когда активно утверждались капиталистические отношения, общество требовало новых форм и методов социальной политики и практики: его не устраивали жесткие бюрократические установления, ограничившие самодеятельность, новаторство в социальной сфере.
Особенно возросла в этот период роль частной благотворительности в обеспечении детей. Если в 18 веке было основано 24 частных в благотворительных общества, за первые 60 лет 19 века - 204 общества, то за последние 40 лет этого столетия – 8105. 95% всех действовавших благотворительных обществ России было создано к началу 20 века. В 1902 году функционировало более 11 тысяч благотворительных учреждений и более 19 тысяч приходских попечительских советов. Наибольшее число благотворительных обществ и учреждений состояло в ведении МВД (2772), за которым следовали общественные учреждения (959), духовное ведомство (713), Ведомство учреждений императрицы Марии (317), Министерство народного просвещения (90), военное министерство (52).
Материальную основу благотворительных организаций и учреждений составляли их недвижимость, собственные капиталы, различные поступления и пожертвования, пособия, членские взносы.
Частная благотворительность приобрела массовый характер, инициатива в ней перешла от немногих представителей аристократических фамилий к достаточно широкой массе купцов, фабрикантов, мелких помещиков. В начале двадцатого века только 25% всего бюджета русской благотворительности образуется из средств казны, земств, городов и сословных учреждений, а 75% - из средств частной благотворительности.
С отменой крепостного права особое значение приобрела необходимость борьбы с массовой миграцией сельской бедноты, бездомных, нищих, занятых поиском источников своего существования. Особенно острой эта проблема была в городах, в первую очередь - в Санкт-Петербурге и Москве. Комитеты для разбора и призрения нищих, созданные для преодоления этой социальной проблемы, еще в 1830-е годы не смогли полностью справиться с поставленной задачей. По данным Московского городского попечительства о бедных, в 1889 году в городе находилось более 3500 нищих. 10 миллионов крестьянских дворов в конце 19 века пребывали буквально на грани нищеты. В срочной благотворительной помощи нуждались более 5% россиян.
С конца 18 века открываеюся и другие проявления благотворительности в виде меценатства.
Меценатство рассматривается как покровительство искусствам, наукам, сюда же относится собирание больших библиотек, коллекций, открытие художественных галерей, строительство театров и поддержка творческих коллективов, то есть всего того, что входит в широкое понятие культуры. В этом смысле меценатство может рассматривать как форму просвещенного благотворения.
Если в восемнадцатом веке меценатская деятельность ассоциировалось в основном с привилегированным сословием (прежде всего с дворянством), то во второй половине 19 века к этой деятельности активно подключаются крупнейшие российские предприниматели. Именно к этому времени российская буржуазия осознала свою экономическую мощь и стала искать свое место в общественной жизни в условиях, когда политическая деятельность находилась под запретом.
На рубеже 19-20 веков возникает Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. В 1901 году Обществом было инициировано издание каталога «Художественные сокровища России», в котором акцентировалось внимание на высокой художественной ценности коллекций и частных собраний как национального достояния.
Морозовы, Бахрушины, Найденовы, Третьяковы и Щукины – это династии, которые из рода в род сохранили значительное влияние в создание культурно-просветительных учреждений и своей жертвенностью.
Наиболее характерными примерами меценатства и филантропического предпринимательства считаются: Художественная галерея Павла Третьякова, щукинский и морозовский музеи современной французской живописи (в основном – импрессионисты), Бахрушинский театральный музей; собрание русского фарфора А. В. Морозова, икон – В. П. Рябушинского, частная опера С. И. Мамонтова, Московский художественный театр К. С. Алексеева-Станиславского и С. Т. Морозова.
Информация о работе Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России