Особенности финансирования деятельности региональных органов исполнительной власти за 2010-2012гг. (на примере Комитета по архитектуре и гра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 13:23, дипломная работа

Краткое описание

В данной выпускной квалификационной работе рассматривается тема финансирования региональных органов исполнительной власти. Главной причиной выбора именно этой темы является стремление рассмотреть порядок финансирования органов исполнительной власти в условиях реформирования бюджетного процесса.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что за последние годы произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней, также проводится реформа бюджетного процесса, что, безусловно, сказывается на формировании бюджетов субъектов Российской Федерации, к которым относится и Москва. В этих условиях очень важно понять, как происходит финансирование органов исполнительной власти, входящих в состав Правительства Москвы, поскольку от этого зависит качество управления муниципальными финансами, направленного на наиболее полное удовлетворение спроса жителей города Москвы на бюджетные услуги. Не менее важен в современных условиях вопрос реализации государственных закупок для нужд города, порядок исполнения бюджета, рациональное использование выделяемых бюджетных средств.

Содержание

Глава 1. Сущность и особенности бюджетного финансирования в рыночной экономике 6
1.1. Понятие, сущность и принципы бюджетного финансирования 6
1.2. Особенности реализации финансового обеспечения в бюджетном процессе города Москвы 11
1.3. Особенности формирования государственного задания бюджетного учреждения 25
Глава 2. Анализ бюджетного финансирования органов исполнительной власти (на примере Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы) 31
2.1.Структура Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы 31
2.2.Анализ исполнения бюджета Москомархитектуры за 2010-2012гг. 35
2.3.Особенности закупочной деятельности Москомархитектуры и проблемы ее реализации 41
Глава 3. Совершенствование механизма расходования бюджетных средств в рамках деятельности бюджетного учреждения 47
3.1.Расчет экономии бюджетных средств от реализации государственных закупок 47
3.2.Повышение эффективности расходования бюджетных средств на основе ритмичности бюджетного процесса 51
Заключение 57
Список литературы 61

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый диплом.doc

— 452.00 Кб (Скачать файл)

Именно в финансовом плане некоммерческой (бюджетной) организации обеспечивается сопоставимость натуральных и стоимостных показателей, достигается сбалансированность между притоками и оттоками денежных средств, а также происходит распределение денежных средств не только на выполнение конкретной программы, но и внутри той или иной программы по каждой составляющей. Одновременно в этом же плане предусматривается финансирование всех накладных расходов, потребляемых организацией в целом, например, оплата труда, материальные затраты, налоги в целом по организации без привязки к конкретной программе. Такой подход обусловлен исключительно требованиями составления финансовой отчетности некоммерческими организациями, в которую входят как бухгалтерский баланс, отражающий имущественное состояние и обязательства всей организации, так и отчеты по использованию денежных средств по каждому источнику финансирования.

Существенным отличием бюджетной организации от всех других организаций является ведение своей уставной деятельности за счет целевых средств юридических и физических лиц, либо за счет членских взносов участников, что обусловливает непредсказуемость и нерегулярность таких поступлений. В то же время бюджетная организация для достижения своих уставных целей может выполнять различные программы или проекты.

Эти обстоятельства обязательно учитываются в ходе финансового планирования, в основе которого лежит одновременное сочетание балансового и калькуляционного истоков планирования, а также использование оптимизационных методов программирования, позволяющих увязать имеющиеся финансовые ресурсы как по видам затрат, так и по программам.

Кроме того, возникает проблема взаимоувязки поступающих денежных средств с возможностью достижения поставленных целей в том или ином проекте. Для достижения сбалансированности между источниками поступлений и направлениями использования финансовых ресурсов также целесообразно использовать программно-целевое планирование.

Как известно, финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств. Поскольку уставная деятельность некоммерческих организаций не предполагает получения дохода, то финансовый план является основным документом, регламентирующим поступление и использование денежных средств в некоммерческой организации. При этом финансовый план может принимать любые формы - бюджет, смета, баланс, - в которых раскрываются объем, состав и структура финансовых ресурсов на определенный период времени.

Доходная часть финансового плана - это все возможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые.

Рассмотрим подробно, из чего формируется доходная часть некоммерческой организации:

- вступительные и членские взносы - это однократно или регулярно осуществляемые взносы на покрытие административно-хозяйственных расходов, порядок взимания которых предусмотрен в Уставе некоммерческой организации. За счет этих средств обычно формируются общественные объединения, потребительские кооперативы, союзы и ассоциации;

- добровольные взносы - это добровольно перечисляемые юридическими и физическими лицами средства на уставную деятельность некоммерческих организаций. Данные взносы формируются у фондов и автономных некоммерческих организаций (ст.7 и ст.10 ФЗ "О некоммерческих организациях" № 7-ФЗ от 12.01.2006 г) [5];

- доходы от предпринимательской деятельности - это чистая прибыль, полученная от коммерческой деятельности в соответствии с действующим законодательством и уставом некоммерческой организации.

Для бюджетных организаций, как было отмечено ранее, извлечение прибыли не является основной целью деятельности, но законодательно им разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, что дает им возможность привлекать дополнительные средства на достижение уставных целей. Вследствие этого полученная от такой деятельности прибыль после налогообложения не распределяется между участниками, а расходуется на уставные цели некоммерческой организации, ради которых она создана.

Сформировав доходную часть финансового плана с разделением по программам и проектам и отдельно выделив прочие поступления, перейдем к рассмотрению расходной части, в которой содержатся статьи, включающие планируемые потребности в ресурсах.

Учитывая, что степень детализации статей расходов нормативными документами не регламентируется, формирование расходных статей целесообразно проводить по следующим правилам:

- расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации;

- назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации.

При составлении финансового плана должен соблюдаться балансовый принцип финансового планирования, предполагающий равенство доходов и расходов. Поэтому необходимо учитывать особенности характера расходов, направляемых на конкретные программу или проект, например, есть затраты, которые носят переменный характер и величина которых изменяется пропорционально масштабам деятельности, а есть фиксированные затраты, величина которых неизменна и не зависит от масштабов деятельности. Но могут быть и такие затраты, которые являются частично переменными и частично фиксированными (услуги связи, коммунальные услуги и так далее).

Существуют также затраты, имеющие тенденцию скачкообразного увеличения или уменьшения, например, связанные с расширением деятельности в определенный интервал времени.

Учет этих особенностей поведения затрат позволяет создать более гибкий и работоспособный финансовый план.

Следует отметить, что в процессе планирования возникает острая необходимость в получении обоснованных расчетов и экспертных оценок, так как значения определенных показателей являются прогнозными, вследствие чего в процессе реализации планов возможны отклонения.

Рассмотрим механизм составления финансового плана:

- этап прогнозирования возможных источников поступления финансовых ресурсов;

- после этапа прогнозирования возможных источников поступления финансовых ресурсов переходят к распределению планируемых доходов на финансирование конкретных программ, направлений деятельности;

- этап распределения представляет собой последовательность процедур.

В первую очередь необходимо провести анализ потребности в ресурсах для реализации конкретной программы и оценить их в стоимостном выражении. Кроме того, проводится проверка соответствия плановой потребности в ресурсах их фактическому наличию, а также определяются возможные отклонения от поставленных целей и пути предупреждения сбоев в работе. В результате, анализ внешних и внутренних факторов как раз и позволяет создать программу и достигнуть поставленные цели во взаимосвязи с имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Всю последовательность определения потребности в объемах финансирования можно разбить на три этапа.

На первом этапе задаются стратегические цели, реализуемые посредством программ.

На втором этапе оценивается потребность в трудовых и материальных ресурсах, необходимых для реализации программ. Здесь же выявляется недостаток ресурсов и принимается решение о необходимости внесения изменений в программу.

На третьем этапе определяются потребность в финансировании. Если величина потребности в финансовых ресурсах больше заданной, то меняется содержание программы и, соответственно, их ресурсная база, что достигается за счет итераций в ходе финансового планирования: исходные показатели будут подвергаться изменению до тех пор, пока сумма необходимых затрат не совпадет с заданным объемом финансирования. Таким образом реализуется балансовый принцип составления финансового плана.

На практике увязка балансового и калькуляционного (ресурсного) методов планирования реализуется шахматным методом, где по горизонтали представлены виды затрат, а по вертикали - программы.

В настоящее время персонал некоммерческих организаций в России испытывает определенные трудности в разработке финансовых планов, что обусловлено рядом объективных причин. В первую очередь, это связано с тем, что механизм функционирования некоммерческих организаций несколько отличается от механизма функционирования многих других организаций, поскольку при составлении финансового плана необходимо учитывать ряд специфических особенностей. К ним относятся ограниченность финансовых ресурсов и следующее сочетание параметров: один источник финансирования - одна программа; много источников финансирования - одна программа; много источников финансирования - много программ; один источник финансирования - много программ.

В то же время слабость методического и программного обеспечения, используемого при планировании и контроле деятельности некоммерческой организации, не позволяет на сегодняшний день обеспечить должное взаимодействие исполнителей проектов и программ с меценатами и грантодателями. А поэтому предложенный алгоритм составления финансового плана некоммерческой организации может стать действенным инструментом в решении поставленных задач.

Все же, попытаемся выявить отличия организации финансов на предприятиях некоммерческих, каковыми, в данном случае выступают государственные образовательные учреждения от коммерческих предприятий.

Финансовое планирование - планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов.

Задачами финансового планирования является следующее: определяются источники и объемы финансовых ресурсов, необходимые для обеспечения деятельности субъекта; намечаются виды и размеры специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования; устанавливается соотношение в распределении централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития; вскрываются резервы использования материальных, трудовых и денежных ресурсов; осуществляется постоянный контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, организаций, учреждений.

Рассмотрим особенности формирования государственного задания бюджетного учреждения.

 

    1. Особенности формирования государственного задания бюджетного учреждения

«Тема» госзаданий разрабатывалась для федеральных автономных учреждений, для которых имеется обширная нормативная база. В частности Постановление Правительства РФ от 18 марта 2008г.№182 «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания».

Законодательная основа применения госзаданий, в соответствии с внесенными изменениями в законы и Бюджетный кодекс:

    • Бюджетный кодекс РФ (ст.6, ст.69.2, 78.1);
    • Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (ст.9.2, ст.32);
    • Федеральный закон №83-ФЗ (ст.33).

Полномочия по регулированию порядка формирования и финансового обеспечения госзадания (на федеральном уровне) установлены (или разрабатываются) в следующих документах правительством, Минфином и МЭР РФ:

  • определение порядка формирования и финансового обеспечения (общие требования) – Постановления Правительства № 1065 от 29.12.2008 (новая редакция) и № 182 от 18.03.2008;
  • Минфин и Минэкономразвития – Методрекомендации по расчету нормативных затрат (приказы 105н от 22.10.2009 и 134 от 17.04.2009 (с учетом поправок));
  • Минфин и Минэкономразвития – Методрекомендации по формированию и финансовому обеспечению госзаданий (совместный приказ, разрабатывается);

При формировании заданий условия по качеству состоят из требований к:

  • процессу ( технологии) оказания услуги;
  • условиям ее оказания;
  • оценки результатов оказания.

Требования к ПРОЦЕССУ (технологии) оказания госуслуги – это образовательные стандарты/программы, административные регламенты и т.д.

Требования к УСЛОВИЯМ оказания услуги – помещениям, оборудованию и т.д.

В данном случае, органам управления регионов и муниципалитетов придется ждать, пока такие требования будут разработаны на федеральном уровне, а затем разработать свои требования, которые должны будут быть «не ниже» федеральных.

Проблема практической реализации возникнет в связи с тем, что разработанные и утвержденные требования не будут финансово обеспечены. То есть установление натуральных норм и требований на федеральном уровне приведет к росту расходных обязательств уровней субъекта и муниципалитетов.

Регламентирование процесса и условий оказания услуг, их стандартизация неизбежно потребует выделения дополнительных средств для учреждений, предоставление услуг в которых не соответствуют требованиям. Причем объем средств может быть значительный. Очевидно, что эти дополнительные средства должны выделяться учреждению не в рамках госзадания, а поступать как средства инвестиционные. Можно рекомендовать регионам провести оценку объемов дополнительных финансовых средств, своего рода финансово-экономическое обоснование.

Информация о работе Особенности финансирования деятельности региональных органов исполнительной власти за 2010-2012гг. (на примере Комитета по архитектуре и гра